СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Характеристика международного рынка туристских услуг……. |
5 |
1.1 Понятие, функции и структура мирового туристского рынка……. |
5 |
1.2 Международное правовое регулирование туристических услуг… |
14 |
1.3 Современная конъюнктура международного рынка туристских услуг………………………………………………………………………… |
26 |
Глава 2. Современное состояние рынка туристских услуг в РФ…………. |
32 |
2.1 Динамика развития международного туризма в РФ………………… |
32 |
2.2 Тенденции и новшества рынка туристских услуг в РФ…………….. |
39 |
2.3 Особенности и направления туристских услуг в России………….. |
46 |
Глава 3. Стратегические направления и перспективы развития туристских услуг в РФ………………………………………………………………………. |
67 |
3.1 Продвижение России как туристского направления на международном туристском рынке………………………………………. |
67 |
3.2 Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта на мировых рынках……………………………………………. |
73 |
3.3 Развитие международного сотрудничества…………………………... |
76 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
85 |
Список использованных источников…………………………………………. |
88 |
Приложения…………………………………………………………………….. |
91 |
ВВЕДЕНИЕ
Туризм – в современной экономики, это одна из важнейших сфер деятельности, нацеленная на повышение качества жизни населения иудовлетворение потребностей людей . Туризм- самая лояльная отрасль экономики, она не приводит к истощению ресурсов природы. Будучи экспортоориентированной сферой, в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что развитие туристской индустрии в современных условиях должно обеспечить решение многих общенациональных задач современного этапа международного экономического развития. В частности,
- создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом сопряженных областей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;
- повышение качества и уровня жизни граждан путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходности жителей;
- повышение конкурентоспособности международной экономики путем повышения привлекательности разных стран как туристского направления;
- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития стран за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте.
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. Российский туристический бизнес характеризуется такими его свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование роли России на международном туристском рынке, а также разработка прогнозов развития данной отрасли в будущем.
Объектом исследования в данной работе является российский и международный туристский рынок.
Предметом исследования выступают данные российского и мирового экспорта и импорта туристских услуг.
В ходе реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие основные задачи:
- представить характеристику международного рынка туристских услуг;
- исследовать современное состояние рынка туристских услуг в РФ;
- разработать стратегические направления и наметить перспективы развития туристских услуг в РФ.
Информационной базой исследования в данной работе послужили нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, периодические издания печати, электронные ресурсы, материалы Интернет сайтов, а также данные Росстата по туризму.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные методы исследования: системный подход, экономико-статистические, монографический, группировочно-аналитический, экспертный, финансовый и другие методы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
1.1 Понятие, функции и структура мирового туристского рынка
Туризм в конце XX в. стал полностью международным и интернациональным. Этому способствуют два взаимообусловленных фактора: с одной стороны, чтобы получить большую выгоду, увеличить доходность туристского предприятия, фирмы расширяют географию путешествий по всему миру; с другой стороны, для того чтобы быть рентабельным, туристский бизнес должен быть инвестирован на международном уровне.
Хорошим примером взаимообусловленности этих двух факторов может служить круизный бизнес. Круизы совершаются по морям и океанам, т. е. между странами, и являются международными поездками. География круизных туров все расширяется (Аляска, Филиппины и Малайзия, район Тихого океана и т. д.). В то же время, для того чтобы удержаться в этом виде бизнеса, компания должна быть интернациональной и иметь материальную базу в различных странах и регионах. Например, крупные круизные туроператоры «Р & О» и «Ройал Кариббеан» являются именно такими компаниями («Роял Кариббеан» владеет даже одним из островов в Карибском море, используя его для круизных остановок).
Такие же примеры можно привести и в сфере гостиничных корпораций, и в агентско-операторском бизнесе («Холидей Инн», «Нур-туристик» и др.).
Исторически сложилось так, что туристская индустрия зародилась в Европе. Она и сегодня является одним из наиболее посещаемых регионов. Кроме исторических предпосылок этому способствует также и то, что социально-экономические условия развития Европы намного опережают условия в странах других регионов. А ведь известно, что массовое развитие туризма возможно только тогда, когда общество достигает определенного уровня социально-экономического развития как в технике и технологии, так и по уровню жизни населения.
Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма. В 2015 году Россия вошла в 10 стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан, заявив серьезный темп роста этого показателя (13%). На нашу страну в 2015 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире. При этом граждане Российской Федерации формируют по-прежнему активный выездной туристский поток. В 2015 году наша страна заняла 5-е место по расходам туристов1.
В оценках Всемирной туристской организации при ООН принято географическое деление мира на укрупненные регионы и субрегионы. В соответствии с такой классификацией Российская Федерация относится к группе стран Центральной и Восточной Европы, куда также входят большинство стран СНГ, Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Словакия и Румыния.
Самый быстрый рост туристских прибытий (7%) был зарегистрирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе, далее следуют Африка (6%), а также Северная Америка и Южная Америка (5%)2. Число международных туристских прибытий в Европе, наиболее посещаемом регионе мира, увеличилось на 3 процента. Ближний Восток, число международных туристских прибытий которого уменьшилось на 5 процентов, до сих пор не смог преодолеть негативные тенденции, связанные с политической и военной нестабильностью в регионе.
По данным Всемирной туристской организации при ООН, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2013 году составил 4,4%, в 2014 году - 11,9%, в 2015 году – 13%. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2013 году составил 8,83 млрд. долл. США, в 2014 году - 11,328 млрд. долл. США и в 2015 году - 10,759 млрд. долл. США3. Снижение доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом при явном росте туристского потока является опасным фактором, который говорит о недостаточно эффективном использовании экономикой страны благоприятных тенденций.
Данные Всемирной туристской организации при ООН показывают, что туристы отдают явное предпочтение маршрутам в пределах их собственного региона, в частности 4 из 5 туристских прибытий в мире происходит в пределах одного региона. Более половины прибытий (52%) были совершены с целью отдыха и досуга, около 14% - ради деловых и профессиональных целей, 27 процентов%, в том числе в целях поездки в гости к друзьям и родственникам, по религиозным причинам, в целях паломничества, для укрепления здоровья и лечения и др.
Растет значение воздушного транспорта при организации туристских поездок (52% международных прибытий) и автомобиля или автобуса в числе наземных видов транспорта, используемых для путешествия (40% прибытий наземным транспортом).
Российская Федерация является страной, показавшей внушительный рост расходов граждан на туризм за рубежом в последние годы (на 30% в 2015 г.). В то время как рост расходов стран - традиционных источников туристского потока можно назвать умеренным и медленным (США 7%, Германия и Канада 6%, Великобритания 4%, Австралия 3% и Япония 2%), Франция и Италия показали снижение расходов на международный туризм4. Все это говорит об усилении ценовой конкуренции на рынке международного туризма и грядущей переориентации на иные источники потребительского спроса.
По данным Всемирной туристской организации при ООН, число международных туристских прибытий в первой половине 2016 г. выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и достигло почти 500 млн. туристских прибытий. Этот показатель превысил прогноз на начало года (рост 3 – 4%). Наиболее сильный рост этого показателя в 2016 году прогнозируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе (5-6%), Африке (4-6%), Северной Америке и Южной Америке (3-4%), Европе (2-3%) и на Ближнем Востоке (до 5%)5.
Выездные рынки стран с растущей экономикой продолжают стимулировать рост международного туризма. В первой половине 2015 года Китай и Россия были лидерами по темпам роста туристских расходов среди 10 наиболее крупных доноров туристского потока в мире. Из стран, не входящих в первую десятку, восстановила свои позиции Бразилия, показатель которой после более умеренного показателя в 2014 году вырос на 15%.
По уровню туристских расходов лидировали Канада и Франция, Соединенные Штаты Америки, Германия и Соединенное Королевство, а также Япония, Австралия и Италия.
Эффективность функционирования международного туристского рынка зависит от выполнения следующих условий6:
- свободная конкуренция, при которой участники рынка хотят достичь своих определённых целей (приобрести товар с наименьшими затратами или продать товар с наибольшей прибылью);
- присутствие определённых правил в сфере качества и безопасности производимого продукта и предоставляемых услуг;
- возможность свободного выбора потребителя;
Мировой туристский рынок, как и любой рынок в экономике, выполняет три главные функции7:
- функция реализации стоимости и потребителей стоимости в туристском продукте. Это подразумевает под собой движение стоимости, отражающееся во взаимообмене денежных средств и туристского продукта. Тем самым устанавливается нормальный ход общественного воспроизводства, возникают и накапливаются денежные средства для развития туризма;
- функция экономического стимулирования эффективности создания туристских продуктов. Заключается в побуждении к производству нужных туристских продуктов с минимальными затратами и получением требующейся прибыли;
- функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя. Реализуется в сети турагентств и у туроператоров. Потребитель, который потратил деньги на туристский продукт, удовлетворяет потребность в духовных и материальных благах. При этом туристский рынок способствует компенсации затрат рабочей силы.
Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения.
Основу современного туристского рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска рабочих и служащих. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, представители среднего и малого бизнеса.
Международные туристские связи стали важной составной частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые компании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и т.д., т.е. выступает катализатором экономического развития.
Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы. Тут туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия. Это услуги8:
• по доставке туристов в страну и по перемещению туристов по стране посещения (транспортные перевозки),
• по размещению туристов (гостиничная сеть),
• по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.д.),
• по рекламе туристского продукта,
• по сбыту туристского продукта, это услуги туристских агентств (разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах),
• по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение достопримечательностей, музеев, выставок и т.д.),
• по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных выставках, конгрессах, совещаниях),
• торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения),
• контрольно-административных органов (оформление документов, пограничный и таможенный контроль),
• служб охраны природы, памятников, музеев,
• информационных служб для туристов,
• по обеспечению туристов средствами связи,
• средств информации (телевидение, газеты, журналы),
• государственных туристских органов,
• иностранных юридических лиц и общественных туристских организаций страховых компаний,
• по удовлетворению потребностей в развлечениях (казино, аттракционы, ночные клубы и т.д.),
Для индустрии туризма присущи особые специфические свойства: ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий; сезонный цикл в производстве туристских услуг; высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей9.
Индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как увеличивает местные доходы; создает новые рабочие места; способствует развитию отраслей; ориентированных на производство туристских услуг; развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; увеличивает валютные поступления в бюджет страны.
Туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму можно объяснить рядом факторов:
- чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений,
- на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать как крупные, так средние и малые компании и фирмы,
- туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал.
Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. Туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества. В то же время рост международного туризма имеет и определенные негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды; инфляция; нарушение традиций и уклада жизни местного населения10.
Значение социально-экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на динамичный. Причем данное явление имеет массовый характер. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых быстро переходят в разряд необходимых.
Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов. Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни (данное положение, однако, несправедливо для России) привело к появлению так называемого туризма «третьего возраста».
К социально-экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.
Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов международных туристских связей – научного (конгрессного) и делового туризма.
Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В частности, постоянно растущий взаимный интерес народов разных стран, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции (специализированный туризм)11. Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей.
Среди негативных причин политического характера, влияющих на развитие международного туризма, выделяют: внутриполитическую нестабильность в стране или регионе; отсутствие между государствами добрососедских отношений; военные конфликты; цикличные и структурные кризисы; внешнеполитическую изоляцию государства и т.д.
1.2 Международное правовое регулирование туристических услуг
Международная деятельность в туристической сфере формируется под регулированием Всемирной туристской организации (ЮНВТО), которая является специализированным межправительственным учреждением системы ООН, объединяющее 156 страны-члена. ЮНВТО действует на основании Устава и прилагаемых к нему Финансовых правил, вступивших в силу 2 января 1975 года. Россия как правопреемник бывшего СССР является членом ЮНВТО с 1975 года.
ЮНВТО работает по шести основным направлениям – конкурентоспособность, устойчивое развитие, сокращение масштабов нищеты, развитие потенциала, партнерства и интеграции – достижение ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма12.
В период с 1993 по 1997 гг. и с 2001 по 2005 гг. Россия была членом Исполнительного совета, а в 2003 и 2004 гг. – единогласно избиралась на пост Председателя Исполнительного совета. В этот период (23 декабря 2003 года) по решению Генеральной ассамблеи ООН Всемирная туристская организация приобрела статус специализированного учреждения системы ООН.
В 2007 году на 47-м заседании Комиссии для Европы ЮНВТО, прошедшей в рамках 17-й сессии Генеральной ассамблеи, Россия, набрав наибольшее количество голосов (25), была избрана в состав Исполнительного совета на период 2007-2011 гг. Таким образом, до 2009 года Европейский регион в Исполнительном совете представлен следующими странами: Венгрия, Германия, Испания, Италия, Казахстан, Португалия, Россия, Сан-Марино, Франция.
В ЮНВТО есть шесть региональных комиссий, которые проводят заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона.
- Африка (48 стран);
- Американский регион (23 страны);
- Восточная Азия и Тихоокеанский регион (18 стран);
- Южная Азия (9 стран);
- Европа 44 страны (в том числе республики бывшего СССР), из них членов Европейского союза - 20;
- Ближний Восток 12 стран.
В ЮНВТО существуют также специальные комитеты, образованные членами Всемирной туристской организации для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы. На протяжении 2003-2007 гг. Россия входила в состав Бюджетно-финансового комитета.
Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.
Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA (British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA, в России – Ростуризм и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.
Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.
В любом государстве взаимоотношения сторон «турист – турфирма», «турист – государство», «турфирма – государство», регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.
Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное. В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.
Рассмотрим, как же действует государство на примере нескольких стран.
Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц13. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.
В специальном разделе Закона фиксируются отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечислены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, исключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за деятельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.
Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма.
Кроме того, существует ещё целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом «с правом совещательного голоса»14:
- Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ;
- Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму (маркетинговые исследования и статистика в туризме);
- Национальное агентство по отпускным поездкам (социальный туризм);
- Национальный комитет по процветанию Франции (вопросы экологии и озеленения городов).
На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, решающие вопросы развития туристской сферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность этих представителей направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как полномочия местных властей в области туризма достаточно велики.
Продвижением образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнёрстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. В настоящее время ассоциация насчитывает около 800 членов. В штате ассоциации более 200 сотрудников, 33 его представительства работают в 26 странах мира. Руководящий орган ассоциации - совет директоров, состоящий из 27 человек (1/3 - чиновники из госаппарата, а 2/3 - представители частного бизнеса). Деятельность ассоциации на 60 % финансируется из госбюджета.
Испания. Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 «О компетенции в области туризма»" и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеуказанному Закону. Испанское законодательство по туризму регулирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, условия, на которых физическим и юридическим лицам разрешается заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санкции к нарушителям15.
В апреле 1996 г. Парламент Испании утвердил Закон «О комбинированных путешествиях», которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием понимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, размещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комбинированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ночлега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, условия и положения на случай отказа от путешествия. Если изложенные в каталоге детали предполагаемого путешествия не соответствуют реальности, то турист, совершивший поездку, вправе предъявить иск. Введя данный закон, Испания привела национальное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).
Вопросами туризма в Испании ведает Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный Министерству экономики. Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются16:
- Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка общих направлений государственной политики в сфере туризма );
- гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы, размещённые в зданиях, представляющих историческую ценность);
- два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский институт туризма - «Turespaca».
Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.
С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса. Решения Совета носят рекомендательный характер.
Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность и продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета.
В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм, - «British Tourist Authority» (ВТА).
ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.
Являясь по организационно-правовой форме частно-предпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.
Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира. Более чем на 2/3 (68%) ВТА финансируется из госбюджета17.
Италия. В 1983 г. был принят основной закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также определение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, общественным ассоциациям разрешается заниматься туристской деятельностью, регулируется деятельность профессионалов в туристской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.
Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС)18.
Полномочия местных турадминистраций также значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои регионы внутри страны и за рубежом (рекламные мероприятия, участие в выставках и т.п.).
Однако ведущая роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (Е NIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.
США. Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 г. Им предусматривалось создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены следующие основные задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, исследование конъюнктуры туристского рынка, ведение статистики туризма, руководство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.
Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как правило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всестороннего развития въездного и внутреннего туризма, проведение рекламно-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма19.
Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение туристов. В Бюро входят представители городских властей, транспортных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жильцов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членских взносов и доходов от рекламы.
АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консультативным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представителей основных отраслей промышленности США, а также Национальным Советом по пропаганде путешествий и туризма, который ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: «Туризм работает на Америку». В этих докладах четко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм являются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим «работодателем» после системы здравоохранения.
В Финляндии туризм регулируется Законами «О субъектах, имеющих право на продажу туров» и «О турах и занятии туристской деятельностью» № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обусловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам продажи тура и порядок урегулирования спорных моментов20. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Финляндии "О занятии туристской деятельностью", в котором детализированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником иностранной туристской компании.
В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.
В Австрии туристическую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристических возможностей страны ведает Австрийский национальный туристический офис, представительства которого работают в 26 странах мира.
В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) – крупнейшее национальное рекламное агентство.
В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует весьма влиятельная туристическая полиция, которая осуществляет контроль и надзор за предприятиями туристической и гостиничной индустрии, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа.
В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого достиг 150 млн. долл. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов..
В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма21.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, а также определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и является инструментом формирования планов работы органов исполнительной власти и участников туристического бизнеса всех уровней, а также ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.
В рамках федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1297 «О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы)», на I этапе ее реализации (2014-2016 годы) планируется реализовать мероприятия по вводу в действие объектов капитального строительства туристической сферы, строительство которых осуществлялось в рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. № 10 «О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2013 годы)», и федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 537 «О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», а также планируется реализовывать мероприятия по строительству объектов внешней инфраструктуры Северо-Кавказского туристского кластера и развитию региона Кавказских Минеральных Вод.
1.3 Современная конъюнктура международного рынка туристских услуг
В время индустрия туризма в мире является из развивающихся сфер в услугами. В 20 лет темпы числа прибытий в мире 5,1%, валютных - 14%. Вместе с тем динамика туристских крайне , в первую разными - развития стран и мира.
В 2015 стал для индустрии в связи с туристских прибытий на 43 , или на 5,4%, сравнению с 2014 . Из них 22 на , 12 – на - и 3 на Америку, Африку и Ближний . туристских прибытий в и - . чем на 9% туристских в Африку, является самым туристских 2015 . развивается также - , за десятилетия важные туристские направления и центры.
целями туристических прибытий в 2015 являлись следующие: – 430 , или 51%, с целью и рекреации, туризм - 131 , или 16%, прибытия пришлись на другие цели, такие как друзей и , , с целью и пр. Прибытия 46%, -43%, – 4%, путями – 7%. При , из трех лет, следует тенденцию к превалирующему туристских прибытий с .
туризма в 2015 733 млрд. . США. В выражении за на 57 млрд. . США (табл. 1.1).
Таблица 1.1
туризма, млрд. США22
туризма, млрд. . США в 2015 |
Изменения, % |
рынка, % |
Средние в расчете на тур. , .США |
||
2014 к 2013 |
2015 к 2014 |
||||
в мире |
733 |
4,0 |
5,0 |
100 |
870 |
Африканский |
24,3 |
10,5 |
10,2 |
3,3 |
600 |
Американский |
154,0 |
4,3 |
1,8 |
21,0 |
1130 |
- |
152,6 |
4,0 |
8,9 |
20,8 |
910 |
|
374,5 |
2,5 |
3,7 |
51,1 |
810 |
Ближний |
27,3 |
-1,8 |
-1,4 |
3,7 |
650 |
Для стран затраты на , питание, местный , развлечения и туристских , и иные существенную в их , при населения и для развития. Так, например, в 2015 75 стран мира 1 млрд. . США, туризма. Если рассматривать туризма, , в 2015 26 млрд. и набравшая в 374 млрд. . США, 51% туристских .
Приведенные данные не включают , , за пределами места жительства , выделяются ЮНВТО в , именуемую « пассажирский ». на статистический , в размере 17% туризма и , или 148 млрд. . США в 2015 .
С перечисленных затрат сумма 881 млрд. . США. Таким , туризм дает 2,4 млрд. . США.
Данные распределении туристских прибытий и туризма в ( 1) , туристских прибытий наблюдался в 2015 всем странам . Исключение Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), в , и рекламную кампанию на направляющих рынках. При лидерами в рынка Франция (17,2%) и Испания (12,7%). касается туристских , существенная их часть на Испанию (13,6% ), Францию (11,5%) и Италию (10,2%)23.
Среди стран рынка выделить десятку как туристским прибытиям, так и (табл. 1.2). Принимая внимание факт, ведущие туристские державы друг друга в привлекаемых , их пребывания и ежедневных затрат, следует , из указанных в таблице десяти туристским прибытиям также являются лидерами и туристским . Так, Франция занимает первую прибытиям, Испанию и США, туризма на третьем месте, пальму первенства США, как Испания и здесь .
Таблица 1.2
Лидеры среди стран мира туристским прибытиям и туристским 24
Страны |
туристские прибытия, тыс. ед. |
туризма, млрд..США |
||||
в 2014 г. |
в 2015 г. |
изменение в % |
в 2014 г. |
в 2015 г. |
изменение в % |
|
Франция |
75, 9 |
79, 1 |
4,2 |
42,3 |
42,9 |
1,5 |
Испания |
55, 9 |
58,5 |
4,5 |
48,0 |
51,1 |
6,6 |
США |
49,2 |
51,1 |
3,8 |
81,8 |
85,7 |
4,8 |
Китай |
46,8 |
49,6 |
6,0 |
29,3 |
33,9 |
15,9 |
Италия |
36,5 |
41, 1 |
12,4 |
35,4 |
38,1 |
7,7 |
28,0 |
30,7 |
9,3 |
30,7 |
33,7 |
9,8 |
|
Германия |
21,5 |
23,6 |
9,6 |
29,2 |
32,8 |
12,3 |
Мексика |
21,9 |
21,4 |
-2,6 |
|||
Австрия |
20,0 |
20,3 |
1,5 |
16,0 |
16,7 |
4,0 |
Федерация |
19,9 |
20,2 |
1,3 |
свидетельствует , США привлекает на , денег и приезжающих на длительный , как в странах пребывания ниже. Китай, занимающий прибытиям, лишь на , уступив Италии. При следует , лидирующие места в Китай занимают , Сингапур и Тайвань, где этнические китайцы, в Китае.
и Германия занимают, , и места, как прибытиям, так и , как Австрия, на месте прибытиям, замыкает десятку , вперед Турцию. В туристских прибытий сравнению с 2014 Германия Мексику, , как мира . Австрия так же, как и , переместилась на вверх, заняв, , и . Турция же, , две , переместившись на туристским прибытиям. касается туризма, Китай вытеснил с места, как Австралия заняла , Турцию.
Следует , успехи стран в развитии туризма в 2014-2015 связаны прежде с крупных . К ним как , так и культурные , такие как Олимпийские Игры в , мира , Юбилеев дня Рембрандта, и .
Таким , анализ данных туристским прибытиям и туризма за 2015 , туризм в не , и улучшил их. предварительным данным динамика туристских прибытий и в и в 2016 .
характерными тенденциями туризма в время являются диверсификация , туристских направлений, средней туристских , альтернативных средств размещения и , а также давление цен.
туризму и путешествиям в 2016 туризма в ВВП 3,6%, а с вклада – 10,4%. страны , такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную часть на туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны прямые туризма и 15% - с эффекта, в Испании, , 6,8% и 18,2% , Франции – 4,1% и 10,9%, в – 8,5% и 19,0%, в – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в – 4,1% и 14,5%.
Таким , туризм, является , значительная часть услуг с минимальными затратами на месте, играет все заметную в .
главе:
Туризм стать развития , связующим между интересами различных сфер бизнеса, и культурными . целей и задач развития страны -целевые инструменты для , и страны и ее гражданина.
Данные при ООН , туристы маршрутам в пределах их . прибытий (52%) были с целью и , 14% - ради и целей, 27 , в числе в целях в к друзьям и , причинам, в целях , для укрепления и лечения и др.
Федерация является , внушительный граждан на туризм за в .
Выездные рынки стран с растущей туризма. В 2015 Китай и были лидерами темпам туристских среди 10 крупных в мире.
туристских Канада и Франция, Штаты Америки, Германия и , а также , Австралия и Италия.
В время индустрия туризма в мире является из развивающихся сфер в .
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
2 Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2015.
3 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. – М: Федеральное агентство по туризму, 2015.
4 Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. // Теория и практика деятельности туристских фирм. – М.:Академия. 2016. с. 11
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
6 Лаврова Т.А. Анализ теоретических основ развития и совершенствования туризма: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.
7 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М: Менеджмент туризма. – 2014.
8 Моисеева Н.К. Социально-культурное и экологическое воздействие туризма. – М: Финансы и статистика, 2015. – 124 с.
9 Туристская отрасль в новых условиях. // Материалы Московской международной выставки «Путешествия и туризм», 18.03.2015.
10 Лаврова Т.А. Анализ теоретических основ развития и совершенствования туризма: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.
11 Стражалковский В. Мультипликативный эффект туризма. // www.tourinfo.ru , 03.10.14
12 http://www2.unwto.org/content/what-we-do-1
13 Государственное регулирование туризма: Как у них? www.officemart.ru/tourism/articles/articles1884.htm
14 Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2015.
15 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М: Менеджмент туризма. – 2014.
16 Квартальнов В.А. Туризм. // http://tourlib.net/lib.htm
17 Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2015.
18 Государственное регулирование туризма: Как у них?
19 Государственное регулирование туризма: Как у них?
20 Маринин М.М. Туристические формальности и безопасность в туризме. – М: Турпродукт, 2012. – 456 с.
21 Государственное регулирование туризма: Как у них?
22 UNWTO Tourism Highlights 2015 Edition
23 UNWTO Tourism Highlights 2015 Edition
24 UNWTO Tourism Highlights 2015 Edition