СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 5
1.1. Понятие социального туризма, как средства обеспечения 5
доступности туристских поездок и отдыха для населения 5
1.2. Государство, как элемент развития социального туризма 9
1.3. Методология организации социального туризма 15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА «CORAL TRAVEL» 24
2.1. Характеристика туроператора «Coral Travel» 24
2.2. Анализ эффективности продаж турпродуктов «Coral Travel» 32
2.3. Оценка организации социального туризма в «Coral Travel» 37
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ТУРИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА «CORAL TRAVEL» 41
3.1. Формирование туристского продукта применительно к обучающему туризму в компании «Coral Travel» 41
3.2. Пути совершенствования программного обеспечения экологического туризма в компании «Coral Travel» 45
3.3. Пути совершенствования туризма для инвалидов в компании «Coral Travel» 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ВВЕДЕНИЕ
Система социального туризма - совокупность социокультурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, включая льготы, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристского отдыха.
В целях обеспечения доступности туристского отдыха требуется разработка государственной социальной туристской политики, направленной на создание законодательной базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров по организации информационной работы и оказания помощи различным слоям населения в реализации своих прав на отдых.
Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Так, во всем мире существует отлаженная система молодежных дешевых гостиниц типа студенческих общежитий, что позволяет молодым людям в возрасте до 25 лет получать существенные скидки при размещении, питании, передвижении.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Воронин И.А., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Чикмарев Е.С., Якушев В.А.
Цель исследования – разработка путей совершенствования социального туризма на примере туристического оператора «Coral Travel». Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды социального туризма;
- выявить роль государства в развитии социального туризма;
- определить методологию организации социального туризма;
- оценить организацию социального туризма на примере туристического оператора «Coral Travel» и выявить ее недостатки;
- разработать путей совершенствования социального туризма туристического оператора «Coral Travel».
Объектом исследования данной работы является туристический оператор «Coral Travel».
Предмет исследования - социальный туризм.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- комплексный и системный подход;
- метод научного анализа;
- метод научного синтеза и обобщения;
- метод моделирования;
- абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Практическая значимость работы достигается тем, что разработанные пути совершенствования социального туризма могут быть использованы в деятельности туристического оператора «Coral Travel».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие социального туризма, как средства обеспечения
доступности туристских поездок и отдыха для населения
Туризм - путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, распространенный в большинстве стран мира. Маршрут - заранее намеченный путь следования.
Туристский маршрут - заранее спланированная трасса передвижения туристов, рассчитанная по времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания (основных) и дополнительных туристско-экскурсионных услуг, включающих развлечения и отдых.
На рынке туристских услуг товаром является тур - комплекс услуг, правом воспользоваться которыми предлагается клиенту. Данный комплекс является продуктом собственно туристической фирмы, которая создает его из промежуточных продуктов - организации переезда, питания, проживания, экскурсионной программы и других.
В большинстве случаев туристский продукт - результат усилий многих предприятий. Как известно, туристский продукт - любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными [10, с.57].
Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу туристских услуг.
Как и любой товар, туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли (рис.1).
Рис.1. Классификация этапов жизненного цикла туристского продукта
Рассмотрим эти этапы немного подробнее.
Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией, что объясняется следующим рядом факторов:
- изменением потребностей клиентов;
- выходом на рынок новых, более совершенных продуктов;
- усилением конкуренции;
- продукт может оказаться недостаточно рентабельным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала.
На этапе насыщения объемы продаж достигают наивысшей точки, продукт максимально проникает на рынок. Массовое производство и применение новых технологий позволяют снизить уровень цен и сделать продукт наиболее доступным для каждого [18, с.10-12].
Стадия спада означает наступление того момента, когда туристская сфера начинает перенасыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли.
Туристский продукт состоит из трёх взаимосвязанных элементов, его структура представлена на рис.2 [9, с.41].
Рис.2. Структура туристского продукта
Что касается социального туризма, то в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм определяется, как путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом отдельным категориям российских туристов государство предоставляет льготы социального характера [2].
Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.
В качестве приоритетных видов социального туризма выделены:
- детско-юношеский (спортивно - оздоровительный, лечебно - оздоровительный);
- экологический и культурно-познавательный;
- семейные путешествия;
- туризм для молодежи и ветеранов;
- туризм для инвалидов;
- туристские поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии социального туризма [15, с.45].
Потребителями услуг социального туризма являются:
- дети, учащиеся;
- студенческая молодежь;
- малоимущие слои населения;
- пенсионеры.
Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм - самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ сформировали у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам.
Созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Например, за последние 5 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Это подтверждает правило - наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.
Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями:
- неотъемлемым элементом предлагаемого тур продукта является добавленная стоимость неэкономического характера;
- предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека;
- четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам;
- прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности;
- четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду;
- вид деятельности и цена тур продукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям;
- управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров [12, с.110].
Так как организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:
- информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;
- проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
- растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
- отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
- формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
1.2. Государство, как элемент развития социального туризма
В настоящее время, социальный туризм финансируют государство, фонды и социальные предприниматели.
Государственная поддержка - государство выдает субсидии, на эти деньги в регионах разрабатываются программы финансирования социальных туров (например, на Камчатке на организацию социальных туров ежегодно выделяется от 3 до 5 млн. рублей). Деньги перечисляются туристическим фирмам, а сами социальные туры распределяются министерствами, связанными с социальным обеспечением. Также государство периодически выделяет гранты на организацию социальных туров (как правило, нацеленных на организацию молодежных экспедиций и детского туризма).
Поддержка фондов - программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Также можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма [20, с.95].
Социальное предпринимательство - социальные предприниматели работают над тем, чтобы туризм стал возможен для людей, стесненных в средствах (студенты, выпускники детских домов, члены многодетных семей, семьи с небольшим уровнем доходов) или нуждающихся в особых физических условиях и доступной среде (инвалиды). Социальные предприниматели повышают доступность туристических услуг за счет предпринимательского подхода и инновационных решений привычных задач. Большинство социальных предпринимателей, используя бизнес-подход к решению тех или иных задач, одновременно участвуют в конкурсах на получение льготных займов и грантов.
Координацию и регулирование социального туризма в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, функции которого представлены на рис.3 [29, с.64].
Рис.3. Функции федерального органа исполнительной власти
Схема проезда по маршруту разрабатывается организатором тура (экскурсии). При этом необходимо учесть остановки автобуса вблизи объектов показа и санитарных зон, что в соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является обязательным требованием [3].
Водитель, отправляясь по маршруту, обязан иметь путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы его транспортного средства.
Теплоходные экскурсии очень популярны в летний период времени и в отличие от автобусных и пешеходных, не вызывают особых проблем. Ровный, неторопливый темп движения, даёт достаточно времени и возможности для хорошей атмосферы общения, в том числе возможность для разнообразия программы тура, дополнив ее культурным мероприятием с участием самих инвалидов (самодеятельный концерт или кукольный спектакль, конкурс на лучшее исполнение стихотворения или рассказа).
Для людей с ограниченными возможностями передвижения проблему на пассажирском судне могут составлять крутые трапы, тесные гальюны (туалеты), узкие проходы. Во избежание экстремальных ситуаций не рекомендуется участвовать в теплоходных экскурсиях лицам с серьезными нарушениями ориентации, инвалидам по зрению.
При осуществлению водных прогулок и круизов следует предусмотреть, чтобы посадка на теплоход и схождение с него осуществлялись при помощи трапа, оборудованного поручнями, как для левой, так и для правой рук.
Перед началом путешествия необходимо для туристов (экскурсантов) провести инструктаж по технике безопасности и ознакомить с правилами нахождения пассажиров на борту судна. Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных услуг.
Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц.
В рамках организации социального туризма существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:
- бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании, через системы бронирования;
- договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиалиниях;
- агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;
- организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки [13, с.74].
Чтобы правильно выбрать наиболее удобный и выгодный участок туристских перевозок, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать все особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией.
Таким образом, в первой главе работы:
- рассмотрены сущность и виды социального туризма;
- проанализирована роль государства в развитии социального туризма;
- оценены методы организации социального туризма