Правовая регламентация труда иностранных граждан в Российской Федерации

Дипломная работа по предмету «Трудовое право»
Информация о работе
  • Тема: Правовая регламентация труда иностранных граждан в Российской Федерации
  • Количество скачиваний: 7
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Трудовое право
  • Количество страниц: 35
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-05 03:17:56
  • Размер файла: 44.55 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……        3


Глава 1. ОБЩАЯ    ХАРАКТЕРИСТИКА    ПРАВОВОЙ    РЕГЛАМЕНТАЦИИ    ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….…….        8

1.1. Развитие законодательства, регулирующего труд иностранных граждан в России……………………………………………………………………………...8

1.2. Понятие и правовой статус иностранного гражданина

 в трудовых отношениях ……………………………………………..…………26


ГЛАВА 2.  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ, КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….37

2.1. Основания привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в России……………………………………………………………………………37

2.2. Порядок оформления разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию………….…….………………………45

2.3. Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников и ответственность за нарушение порядка привлечения их к трудовой деятельности…………………………………………………………………….51


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ   РАЗВИТИЯ   И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ   ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН…70

3.1. Проблемные   вопросы    привлечения   к   трудовой   деятельности иностранных граждан и оформления с ними трудовых отношений…………70

3.2. Перспективы правового регулирования труда иностранных граждан в России ……………………………………………………………………..……..80


ЗАЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………...90


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….....97


ПРИЛОЖЕНИЕ        




ВВЕДЕНИЕ


Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23)1.

Проведение экономических реформ с переходом к рыночным отношениям привело к расширению использования в РФ труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы), при регулировании труда которых стало характерным использование не только национального трудового законодательства. Изменения, происходящие в организации труда в различных государствах, сопровождаются расширением международно-правового регулирования труда, основанного на признании права на труд и закреплении правовых стандартов, касающихся основных прав в сфере труда2. Вполне естественно, что эти тенденции не могли обойти стороной и Россию, законодательство которой стремится учитывать международно-правовые стандарты, в том числе и в социально-трудовой сфере.

В регулировании трудовых отношений с участием иностранцев можно отметить разнообразные международные нормы, принимаемые в рамках международного сотрудничества. Они находят свое отражение в актах Оорганизации Объединенный Наций, иных международных организаций, среди которых особое место занимает Международная организация труда, в различных соглашениях в рамках СНГ, а также двух- и многосторонних соглашениях Российской Федерации с другими государствами дальнего и ближнего зарубежья.

Конституция России, установив приоритет международных норм над национальным законодательством, содержит в ч. 4 ст. 15 указание на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Это нашло отражение и в российском трудовом законодательстве: ст. 10 Трудового кодекса Российцской Федеарции (далее – ТК РФ) воспроизводит данные положения.

Актуальность темы исследования обусловлен остротой проблемы трудовой миграции в России.  Учитывая потребность в привлечении иностранных работников, необходимо полное и всестороннее правовое регулирование трудовых правоотношений с участием иностранных граждан3.

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовую деятельность иностранных граждан в России, являются ТК РФ, дополненный новой гл. 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства", и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"  (далее - Закон N 115-ФЗ)4.

Законом N 115-ФЗ иностранный гражданин может быть отнесен к одной из следующих категорий: временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий. В зависимости от категории иностранного гражданина различаются и особенности заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора. Для вступления в трудовое отношение иностранный гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью), т.е. трудовой правоспособностью и трудовой дееспособностью, которые возникают неразрывно и одновременно с достижением определенного возраста - для иностранных граждан установлен возраст 18 лет. До введения в ТК РФ новой гл. 50.1 с иностранцами заключался срочный трудовой договор. Это объяснялось временным пребыванием иностранного гражданина на территории страны и соответственно временным характером выполнения работы. В настоящее время ст. 327.1 ТК РФ предусматривает заключение с иностранным гражданином трудового договора на неопределенный срок по общему правилу. Относительно иностранных граждан, постоянно проживающих в России, следует отметить, что они пользуются теми же правами и несут те же обязанности в трудовых отношениях, что и граждане Российской Федерации. Поэтому законодательство регламентирует деятельность временно пребывающих и временно проживающих в России иностранцев.

Процесс привлечения иностранных граждан на работу оказывает влияние на становление российского рынка труда, который в свою очередь воздействует на внешнюю и на внутреннюю политику государства. Построение цивилизованных рыночных отношений ведет к активизации миграционных процессов, а, следовательно, к притоку иностранной рабочей силы, что, несомненно, оказывает дополнительное давление на российский рынок труда. 

Анализ правового регулирования труда иностранцев, порядка привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации, выявление пробелов и коллизий в законодательстве – эти вопросы являются злободневными. Проблемы не достаточно полно урегулированного трудового статуса иностранных работников влекут за собой не только приток нелегальной рабочей силы, задействованной на отечественных производствах, но и произвол работодателей по отношению к иностранным работникам.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие и складывающиеся в процессе привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Предмет исследования составляют международные акты, российское трудовое и миграционное законодательство, иные акты, регламентирующие труд иностранных граждан.

Целью настоящей работы является всесторонне исследование правового регулирования участия иностранных граждан в трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью работы были определены следующие задачи:

1. Изучить особенности правовой    регламентации    труда иностранных граждан в Российской Федерации.

2. Рассмотреть международные и российские правовые акты, регламентирующих труд иностранных граждан с учетом их реализации в правоприменительной практике.

3. Проанализировать особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в России.

4. Определить перспективы развития правового регулирования труда иностранных граждан в России.

5. Выявить проблемные   вопросы    привлечения   к   трудовой   деятельности иностранных граждан и оформления с ними трудовых отношений.

Степень научной разработанности. Изучением научно-практических вопросов касающихся труда иностранных граждан в разное время занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: Балашова Н.А., Дмитриев Ю.А., Малумов А.Ю., Корсик К.А., Лазарев Л.В., Марышева И.И., Понтелеева И.В., Гефтер Ю.А., Киселев И.А., Крылов К.Д., Морозов П.Е., Ефимова Е.А. и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно осуществлено с учетом новых положений законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных работников.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что комплексное изучение и освещение рассматриваемых вопросов позволяет использовать полученные результаты для дальнейшей их научной разработки, а также в возможности дальнейшего использования результатов исследования в теории трудового права с целью анализа и выявления особенностей правового регулирования труда иностранных работников.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при совершенствовании трудового и миграционного законодательства, регулирующего труд иностранных граждан.

Методологическую основу исследования составляют комплекс общенаучных и специальных методов изучения правовых явлений и процессов в сфере миграционной политики: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-аналитический, системно-структурный, анализ нормативных актов, изучение и анализ научной литературы. Исторический метод позволяет проанализировать эволюцию становления исследуемого правового института. Формально - юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний.

Аннотация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре административного и финансового права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Материалы исследования апробированы в докладах на конференциях различного уровня и отражены в двух научных публикациях автора.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.





Глава    1.    Общая    характеристика    правовой    регламентации    труда иностранных граждан  в Российской Федерации


  1. Развитие законодательства, регулирующего труд иностранных граждан в России


Правовое регулирование трудовых отношений с иностранным элементом является предметом национального законодательства, международных договоров, основное место среди которых занимают международные акты Органищзации Объединенный Наций (далее – ООН), Конвенции и рекомендации Международной организации труда (далее - МОТ).

Важнейшим актом в области регулирования трудовой деятельности иностранных работников является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Она провозглашает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, в том числе5:

− право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;

− право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения.

Важное место занимает Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Он, ссылаясь на положения Всеобщей декларации прав человека, призывает государства, признавать право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая:

− справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия;

− условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

− отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Следующим важным документом, является Декларация о правах человека, принадлежащих индивидам, которые не являются гражданами страны проживания от 13 декабря 1985 г. Она предоставляет иностранцам, которые законно проживают на территории государства, следующие социально − трудовые права6:

− право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия;

− право вступать в профессиональные союзы и другие организации или ассоциации по своему выбору и участвовать в их деятельности;

− право на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание, образование и отдых.

Названные международные акты содержат базовые определения правового статуса личности, статуса иностранного гражданина, закрепляют нормы − принципы, являющиеся основой для дальнейшего регулирования труда иностранных работников, отражают правовую связь прав и обязанностей гражданина и общества.

Отдельные особенности в регулировании труда иностранных работников находят свое отражение в специальных международно-правовых актах, таких как конвенции и рекомендации Международной организации труда, акты Совета Европы, СНГ, ЕврАзЭС и др.

Международная организация труда – первое специализированное учреждение ООН. Она была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Главнейшая задача МОТ − подготовка и принятие конвенций и рекомендаций по вопросам условий труда. Они определяют основополагающие принципы и права в сфере труда, устанавливают общие правовые нормы о занятости, социальной политике, регулировании вопросов труда, трудовых отношений, оплате труда, рабочем времени и времени отдыха, безопасности и гигиене, социальном обеспечении, содержат нормы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников.

В отношении труда иностранцев приняты такие акты, как, например, Конвенция N 111 Международной организации труда "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ), Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (заключена в г. Кишиневе 14.11.2008) и др.

Рассмотрим несколько Конвенций в области регулирования труда иностранных работников.

  1. Конвенция МОТ № 97 "О трудящихся мигрантах" (1949 г.). Данная Конвенция представляет собой пересмотренную Конвенцию 1939 г. о трудящихся-мигрантах, принятую Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 25 сессии. Она закрепляет понятие "трудящийся-мигрант", определяя его, как лицо, мигрирующее из одной страны в другую с целью получить работу, иначе чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Конвенция не применяется к7:

− пограничным работникам;

− выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам;

− морякам.

Таким образом, определение понятия "трудящийся-мигрант" основано на использовании отсылочных норм к национальному законодательству с минимальным количеством собственно конвенционных признаков, в числе которых указаны: во-первых, миграция лица из одной страны в другую, чем подчеркивается внешний характер перемещения; во-вторых, целью такого перемещения обязательно является получение работы с соответствующим вознаграждением.

На основе аналитического обзора, проведенного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, выражено мнение, что ратификация Конвенции № 97 представляется нецелесообразной для Российской Федерации, поскольку требования Конвенции № 97 обусловливают необходимость дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета на выравнивание социально-экономических прав трудящихся-мигрантов с социально-экономическими правами граждан Российской Федерации. Кроме того, ее ратификация может негативно сказаться на состоянии рынка труда в Российской Федерации8.

Тяжело не согласиться с итогами аналитического обзора, поскольку мы также считаем не целесообразным ратификации данной Конвенции в сложившийся на данный момент ситуации – первочередной задачей для государства явлется решение социальных проблем – обеспечение рабочими местами нуждающимся в этом граждан России.

  1. Рекомендация МОТ № 151 "О трудящихся мигрантах" (1975 г.). В данной Рекомендации указывается на равенство возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей, в равенстве возможностей и обращении с гражданами данной страны, если они находятся на территории государства на законных основаниях, в отношении9:

− доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства;

− доступа к профессиональной подготовке и работе по их собственному выбору на основе их личного соответствия такой подготовке или работе с учетом квалификации, приобретенной за пределами и (или) в стране, предоставляющей работу;

− продвижения по работе в соответствии с их личными качествами, опытом, способностями и усердием;

− гарантии и предоставления другой работы, предоставления временной работы в случае безработицы и переподготовки;

− вознаграждения за труд равной ценности;

− условий труда, включая продолжительность рабочего времени, периоды отдыха, ежегодные оплачиваемые отпуска, меры по технике безопасности и гигиене труда, а также меры в области социального обеспечения и возможностей социально-бытового обслуживания и пособий, предусмотренных в связи с работой;

− членства в профсоюзах, осуществления профсоюзных прав и права занимать выборные должности в профсоюзах и органах, занимающихся вопросами взаимоотношений между трудящимися и администрацией, включая органы, представляющие трудящихся на предприятиях;

− прав на полное членство в любой форме кооператива;

− условий жизни, включая жилищные условия, и доступа к социальному обслуживанию и к возможностям образования и здравоохранения.

  1. Конвенция МОТ № 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.). Данная Конвенция ратифицирована 23 государствами. Положения Конвенции № 143 с учетом содержания можно разделить на две группы: направленные на предупреждение и пресечение незаконной миграции и обеспечивающие равенство возможностей и обращения трудящихся-мигрантов.

Конвенция содержит положения о борьбе с такой проблемой, как незаконная или тайная миграция рабочей силы, и предлагает государствам участникам принять соответствующие меры10:

а) для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов;

б) против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, начинается ли это движение с его территории, проходит ли через эту территорию или прибывает на нее, а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях.

Конвенция допускает принятие, на уровне национального мер для выявления незаконной деятельности трудящихся-мигрантов и для выбора административного, гражданского и уголовного наказания. Так же она содержит предложения по разработке и принятию обращения новых норм, которые гарантировали бы равенство возможностей в таких областях, как: социальное обеспечение, профсоюзные и культурные права и индивидуальные и коллективные свободы для лиц, которые законно находятся на территории государства.

То есть, трудящийся-мигрант должен пользоваться равенством в отношении гарантий обеспечения занятости, предоставления другой работы, а также временной работы в случае безработицы и переподготовки. Российская Федерация Конвенцию № 143 не ратифицировала, посокльку ее ратификация потребует внесения существенных изменений в законодательство Российской Федерации, кроме того, можно прогнозировать неблагоприятные последствия ее ратификации, выражающиеся в увеличении угроз экономической безопасности государства, повышении рисков дестабилизации рынка труда, существенных расходов на реализацию гарантированных Конвенцией прав и свобод трудящимся-мигрантам.

Несмотря на сомнения, выраженные в обзоре, подготовленном в Институте законодательства и сравнительного правоведения, следует отметить, что стороны социального партнерства поддержали рассмотрение возможности ратификации Россией указанных актов в ближайшие годы, что получило закрепление в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы11.

Не менее значимым является участие государств, в соглашении о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в области образования. На основании данного документа, стороны оказывают поддержку развитию прямых связей между образовательными учреждениями (организациями) на основе подписываемых образовательными учреждениями (организациями) договоров о сотрудничестве.

Российская Федерация приняла участие в разработке ряда двусторонних международных соглашений. Между Правительством Республики Таджикистан и Правительством РФ ратифицировано соглашение о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории РФ от 08.02.2013 г12. Разработаны соглашения между между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан" (с изм. от 10.10.2014); "Соглашение Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан" (заключено в г. Минске 30.11.2000) (ред. от 13.07.2005); "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации" (Заключено в г. Сочи 11.07.2014) и др.

При разработке российского законодательства и международных актов, в которых участвует Россия, учитывается зарубежный опыт и нормы международного публичного и международного частного права. Что касается норм международного частного трудового права, то они содержатся в большом количестве в  двусторонних соглашениях, заключенных между иностранными государствами по вопросам, которые касаются процедур приема и направления граждан на работу в организации, предприятия, объединения.

На современном этапе развития нашей страны сложилось новое законодательство, регулирующее правовое положение, миграцию, труд и иные сферы жизнедеятельности иностранных граждан. Согласно Конституции РФ 1993 года, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37)13. Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115 − ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 115)14. Данный закон является базовым в регулировании правового положения иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на нашей территории. Он определяет основные понятия, такие как временно пребывающий в России иностранный гражданин, временно проживающий в РФ иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин. Так, временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Что касается трудовой деятельности иностранных граждан, закон содержит следующие положения: временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу ( ст. 13). Работодатели, привлекающие и использующие для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ:

- о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;

- о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Указанные положения закона дополняются и развиваются следующими актами. Так действует  Федеральный закон № 125 − ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года, который содержит положения об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которому подлежат все иностранные граждане. При этом в случае работы по гражданско-правовому договору, такому страхованию они подлежат только, если это прямо предусмотрено указанным договором. Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор, значения не имеет15. Тариф определяется в зависимости от класса профессионального риска на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 228 − ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

9 декабря вступил в силу Федеральный закон № 109 − ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который содержит положения о привлечении и об использовании иностранных работников. Он регулирует процедуру уведомления работодателями налогового органа по месту своего учета при принятии на службу иностранного работника и связывает это с наступлением следующих событий16:

- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

- прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания

- получения иностранным гражданином разрешения на работу;

- заключения с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя или аннулирования разрешения на работу иностранному работнику. Заявление в соответствии с ФЗ подается в течение 10 дней. При этом стоит отметить, что уведомление подается в отношении каждого работника.

Что касается официальных документов, оформленных на территории иностранных государств, их копии которых представляются для получения разрешения на работу, и должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом. В случае, если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык данных документов и  (требуется нотариальное заверение, в случае не предоставления подлинников документов).

Также приказ указывает на возможности работодателя или заказчика подать заявление в ФМС России или в ее территориальный орган документы для получения разрешения на работу – на каждого иностранного работника в отдельности. Разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Также при подаче заявления о выдаче разрешения потребуется представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

По поручению Президента РФ ФМС России был разработан законопроект, который усилил уголовную и административную ответственность за нарушение миграционного законодательства. Так же, увеличивался срок лишения свободы за совершение преступлений, связанных с незаконной миграцией, с 2 до 5 лет. Важное изменение коснулось иностранных граждан, въехавших на территорию России до истечения срока ограничения права на такой въезд. Законопроект предлагал привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, самовольно оставивших места, предназначенные для их содержания до исполнения вынесенных решений. Были предложены изменения и в некоторые статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающиеся введения административной ответственности за повторность совершения иностранными гражданами правонарушений и усиления административной ответственности работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан с нарушением законодательства, в том числе незаконных мигрантов.

Важное изменение в регламенте работы миграционной службы касается того, что на миграционный учет может ставить своих иностранных граждан только та организация, которая аккредитована при УФМС России по г. Москве. Организации, у которых нет аккредитации, могут оформлять постановку на миграционный учет в местных отделениях УФМС по адресу регистрации17.

С 1 января 2013 года вступил в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, который предусматривает, что иностранные граждане, прибывающие из стран, с которыми у Российской Федерации безвизовый порядок въезда, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации при оформлении разрешений на работу, разрешений на временное проживание и вида на жительство. Дактилоскопическая регистрация – это получение, учет, хранение, классификация и выдача информации об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека.

13 июня 2012 года Президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года18. Концепция развития государственной миграционной политики разрабатывалась более 7 лет. Она направлена на совершенствование и полное изменение нынешней миграционной модели. При ее разработке текущее миграционное законодательство не в полной мере соответствует нынешним и будущим потребностям экономического и социального развития нашей страны, интересам работодателей и российского общества.

В настоящее время законодательство ориентировано на привлечение временных трудовых мигрантов и не содержит мер, которые способствовали бы переезду на постоянное место жительство, адаптации и интеграции мигрантов. Российская Федерация взяла на себя обязательства по многим международно-правовым документам в области миграции, присоединилась к основным соглашениям ООН по правам человека. Так, 13 ноября 1992 года был принят Закон о присоединении Российской Федерации к Конвенции УВКБ ООН 1951 года "О статусе беженцев" и Протоколу 1967 года, касающегося статуса беженцев19. Были заключены межправительственные соглашения о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев в рамках СНГ. Концепция призвана активизировать процессы внутренней миграции в стране и повысить экономическую мобильность населения, значительно расширить возможности для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, отдельных категорий иностранных граждан, а также обеспечить разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит положения о налогообложении доходов иностранных работников.В соответствии с ним, доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются налогом по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан – 13%20. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других (п. 1, п. 3 ст. 224 НК РФ).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" содержит положения, касающиеся иностранных работников в сфере пенсионного страхования, так как обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан. Закон определяет порядок уплаты страховых взносов для иностранного гражданина; определяет категории иностранных работников и разные страховые взносы для каждой категории. Обязанность уплачивать такие взносы, возникает только в том случае, если заключен трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Тариф на обязательное пенсионное страхование определяется в соответствии с законом о страховых взносах21.

При оформлении трудовых отношений с иностранными гражданами необходимо учитывать особенности, предусмотренные ФЗ № 115 и рядом других нормативных актов, таких как ограничения по возрасту, границам субъекта РФ, виду деятельности, сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание). Министерство труда и социальной защиты РФ планировало определить особенности осуществления трудовой деятельности на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства непосредственно в ТК РФ, дополнив его новой статьей 351.3 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Соответствующие положения закреплены в законопроекте "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами". В частности, в ТК РФ может быть закреплена обязанность работодателя включать в трудовой договор с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. При этом иностранный гражданин будет обязан предъявить указанные выше документы работодателю при заключении трудового договора22.

Отдельно стоит упомянуть инициативу Минтруда России о необходимости добровольного страхования иностранных работников. Сведения о таком договоре (полисе) также должны будут указываться в трудовом договоре, а соответствующие документы – предъявляться работодателю.

В ТК РФ также планируется закрепить возможность заключения трудового договора без разрешения на работу, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для его получения. В таком случае, разрешение на работу может быть предъявлено работодателю после заключения трудового договора. Трудовой договор в таких обстоятельствах вступит в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу. Также Минтруд России предлагает отнести приведение общей численности иностранных работников в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ на основании ФЗ № 115 к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при которых трудовой договор подлежит прекращению23.

Помимо этого, Минтруд России предлагает предусмотреть возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года. Речь идет о случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Такой перевод, согласно законопроекту, сможет осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу. Напомним, что в настоящий момент в подобных ситуациях иностранного работника не всегда возможно перевести на другую работу. Если ему требуется разрешение на работу, то он вправе осуществлять трудовую деятельность только в соответствии с указанным в нем видом деятельности24.

Устранение причин подобных переводов, как правило, требует оперативного вмешательства. В подобных ситуациях ни у работников, ни у работодателя просто нет времени на оформление новых разрешений на работу. Поэтому названные поправки представляются нам вполне обоснованными. Однако вызывает критику предложение по установлению ничем не обоснованного ограничения по продолжительности временного перевода иностранного работника (не более одного месяца в течение одного рабочего года).

Кроме того, на работодателя планируется возложить обязанность отстранить от работы иностранного работника в случаях:

- приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- окончание срока действия разрешения на работу;

- окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

- окончание срока действия вида на жительство;

- окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико − санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).

В законопроекте для иностранных работников предусмотрены и дополнительные основания прекращения трудового договора25:

- аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- аннулирование разрешения на работу или патента;

- аннулирование разрешения на временное проживание;

- аннулирование вида на жительство;

- окончание срока действия разрешения на работу;

- окончание срока действия разрешения на временное проживание;

- окончание срока действия вида на жительство;

- окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов);

- невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;

- невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.

При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Наряду с вышеизложенными изменениями, законопроект предусматривает исключение обязанности временно пребывающих иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих или временно и постоянно проживающих в России, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета – для военнообязанных.

Принятие этих поправок позволит отслеживать количество иностранных граждан, въезжающих РФ с целью осуществления трудовой деятельности, и как следствие более точно прогнозировать миграционную ситуацию в целом по России и в отдельных регионах.

Разрабатывается ряд международных соглашений, направленных на создание отдельных преференций для квалифицированных иностранных работников и членов их семей.

В 2013 году международная деятельность ФМС России была направлена на развитие взаимодействия по линии международно-правового обеспечения Службы, сотрудничества с иностранными государствами, а так же международными организациями в целях продвижения интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Подводя итог анализа развитию законодательства в области регулирования труда иностранцев, можно сделать вывод об актуальности данного вопроса. Использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения, но их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом.

В научном сообществе отмечается наличие коллизий в нормативных правовых актах различной юридической силы и отсутствие системного похода в законотворческой деятельности в сфере миграционного законодательства. Решить поставленные задачи необходимо, так как миграционный вопрос представляет большую важность. Таким образом, существует достаточное количество оснований для совершенствования трудового и миграционного законодательства, регулирующего труд и правовое положение иностранных граждан.


1.2.        Понятие и правовой статус иностранного гражданина

 в трудовых отношениях


Одним из основных законов Российской Федерации, устанавливающих правовой статус указанных лиц в России, является Закон о правовом положении иностранцев. Согласно ст. 2 данного Закона физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, является иностранным гражданином26.  При этом особо указано, что в целях данного закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Осуществляя в установленном порядке трудовую деятельность в Российской Федерации, иностранный гражданин приобретает статус иностранного работника. Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранцев, "иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность". При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (далее - Закон о государственной дактилоскопической регистрации), указывая в ст. 5 круг лиц, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации, называет в числе таковых также иностранных граждан и лиц без гражданства27.

В Законе государственной дактилоскопической регистрации под иностранными гражданами понимаются иностранные граждане, проживающие на территории России, иностранные граждане, проходящие военную службу в соответствии с законодательством РФ, и иностранные граждане, прибывшие в Россию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории России. Государственной дактилоскопической регистрации подлежат также лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории РФ.

Таким образом, мы видим, что понятие "иностранный гражданин", даваемое Законом о государственной дактилоскопической регистрации, несколько шире аналогичного понятия, даваемого Законом о правовом положении иностраннных граждан, поскольку включает в понятие "иностранный гражданин" также лиц, прибывших в РФ в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории РФ.

В настоящее время регулирование процессов привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется на основе положений более чем 30 нормативных правовых актов. Основным из них является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Он  регулирует, в том числе условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, определяет понятия "работодатель" и "иностранный работник", устанавливает права и обязанности работодателя и работника, обязательные условия трудового договора, его срочный характер, обязательный размер оплаты труда высококвалифицированного работника, основания прекращения трудового договора, особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, содержит иные нормы трудового права.

В настоящее время Трудовой кодекс РФ содержит не только противоречия и формулировки, не соответствующие реалиям сегодняшнего дня, но и практически полностью исключает из сферы своего регулирования иностранного работника, становясь тормозом для модернизации и технологического развития экономики страны. К основным противоречиям и пробелам трудового законодательства в отношении иностранных граждан можно отнести следующие. Так, согласно ст. 20 ТК РФ, работник является одной из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. При этом Кодексом устанавливается возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). Исходя из ст. 11 ТК РФ, согласно которой на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, иностранный гражданин подпадает под определение понятия работника, содержащегося в ст. 20 ТК РФ. То есть, согласно Кодексу, любой иностранный гражданин, достигший установленного Кодексом возраста и вступивший в трудовые отношения с работодателем на территории Российской Федерации, является работником28.

В Законе N 115-ФЗ понятие работника определено по-другому. Согласно ст. 2 указанного закона, иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность определяется Законом N 115-ФЗ, как работа иностранного гражданина в Рܰоссийской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, для отнесения иностранного гражданина к работнику в соответствии с Законом N 115-ФЗ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) иностранный гражданин должен относиться к категории временно пребывающего на территории Рܰоссийской Федерации, т.е. являться лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Зܰакона N 115-ФܰЗܰ);

2) иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность, т.е. работать на основании трудового договора или гражданско-правового договора;

3) трудовая деятельность должна осуществляться в установленном порядке.

При этом под "установленным порядком" следует понимать соблюдение определенных в Закона N 115-ФЗ условий трудовой деятельности. К таким условиям можно отнести, к примеру, необходимость получения иностранным гражданином разрешения на работу, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в пределах определенного субъекта РФ, особые основания обязательного прекращения трудового или гражданско-правового договора и др.

С одной стороны, по сравнению с Трудовым  кодексом РФ, Закона N 115-ФܰЗܰ имеет значительные ограничения для  отнесения  иностранного гражданина к категории работника. И в то же время указанный закон расширительно включает в понятие работника граждан, работающих на основании гражданско-правовых договоров. Кроме того, имеются противоречия и в самом Законе N 115-ФЗ. Так, исходя из статьи 2 Закона к иностранным работникам не относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. В то же время указанный закон предписывает, что временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу (п. 4 ст. 13) и вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13). А законно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут привлекаться к трудовой деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора при наличии у иностранного гражданина патента (п. 1 ст. 13.1). К таким законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам относятся, в том числе, и граждане, получившие разрешение на временное проживание (ст. 6.1). Таким образом, Закон N 115-ФЗ подразумевает, что граждане, относящиеся к категории временно проживающих в РФ или постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, могут осуществлять трудовую деятельность, но по непонятной логике не относит их к иностранным работникам.

Представляется, что, для устранения противоречий, следует ввести в Кодекс понятие "иностранный работник", которым будет являться иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, достигший возраста, с которого Кодексом допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином и вступивший в трудовые отношения с работодателем. При этом особенности труда которого регулируются Кодексом или иными федеральными законами. Одновременно в Закона N 115-ФЗ при определении понятия "иностранный работник" следует предусмотреть отсылку к Кодексу.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношении принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства.

В отношении условии и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и др. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условии труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание29.

В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец - подтверждение на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями. Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства. Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор. В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством.


1 Вܰсܰеܰоܰбܰщܰаܰя дܰеܰкܰлܰаܰрܰаܰцܰиܰя пܰрܰаܰв чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰаܰ, пܰрܰиܰнܰяܰтܰа Гܰеܰнܰеܰрܰаܰлܰьܰнܰоܰй Аܰсܰсܰаܰмܰбܰлܰеܰй ОܰОܰН 10.12. 1948 гܰ. // Российская газета. N 67. 05.04.1995.

2 Крылов К.Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.С. 38.

3 Постановление Правительства Россйиской Федерации от 12.12.2015 N 1359 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2016 год" // Собрание законодательства РФ. 2015.. N 51 (часть III). Ст. 7344.

4 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ.2002. N 30. Ст. 3032.

5 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 05.04.1995.

6 Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята резолюцией 40/144 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1985 года) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/not_nationals_rights.shtml 

7 Конвенция N 97 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)" (Заключена в г. Женеве 01.07.1949) (с изм. от 24.06.1975) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 965 - 981.

8 Правовые акты: оценка последствий: научно-практическое пособие / А.В. Кашанин, Ю.А. Тихомиров, С.В. Третьяков и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2011. 224 с.

9 Рекомендация N 151 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах" (Принята в г. Женеве 24.06.1975 на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1787 - 1794.

10 Конвенция N 143 Международной организации труда "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения" (Заключена в г. Женеве 24.06.1975) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.

11 Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы // Охрана труда и социальное страхование.  N 4. 2014 (извлечения).

12 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (Заключено в г. Москве 08.02.2013) // обрание законодательства РФ. 2014. N 14. Ст. 1568.

13 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. ст. 4398.

14 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. ст. 3032.

15 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

16 Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2006. N 30. Ст. 3285.

17 Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 48. Ст. 6638.

18 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года //

(утв. Президентом РФ) // www.kremlin.ru

19 Конвенция о статусе беженцев (Вместе с "Комментарием", "Образцом проездного документа") (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 6 - 28.Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 283 - 299. Конве.

20 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ.2000. N 32. Ст. 3340.

21 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2001. N 51. Ст. 4832.

22 Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2013 N 2181-р «О проекте Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2013. N 48. ст. 6306.

23 Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2013 N 2181-р «О проекте Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» // Собрание законодательства РФ.2013. N 48. Ст. 6306.

24 Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2013 N 2181-р <О проекте Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами"> // "Собрание законодательства РФ. 2013. N 48. Ст. 6306.

25 Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2013 N 2181-р О проекте Федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" // "Собрание законодательства РФ.2013. N 48. Ст. 6306.

26 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // "Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

27 Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". 1998. N 31. Ст. 3806.

28 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

29 Асламбек П. Миграционный вопрос: новые возможности, Пресс-служба Общественной палаты РФ. 25.03.2014 г.;