3 Совершенствование и пути развития околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле
3.1 Использование информационных технологий в таможенной и околотаможенной инфраструктурах
Неотъемлемым условием успешной организации и развития внешнеэкономической деятельности является интеграция в едином комплексе таможенных органов, предприятий-участников ВЭД и объектов околотаможенной и транспортной инфраструктуры, образующих таможенно-логистические системы. «Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли таможенно-логистические системы все в большей мере должны выступать как социально-экономический институт, в котором таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги» [27].
В Концепции развития таможенных органов от 2005 г. среди недостатков таможенной системы отмечалось, что не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий [30].
Среди цели и задач подпрограммы «Совершенствование таможенной деятельности» государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» ФТС России планировало выполнение в среднесрочной перспективе следующих мероприятий [15]:
1. Реализация пилотного проекта внедрения технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров, в отношении которых в автоматизированном режиме не выявлены признаки риска, при условии представления декларации на товары и документов, подтверждающих заявленные сведения, в виде электронных документов;
2. Издание нормативного правового акта ФТС России по созданию единой платформы информационного взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска «Морской порт» на территории Дальнего Востока и Сибири; и ряд др. Однако, эти планы на сегодняшний день реализованы не полностью.
При этом, современное состояние околотаможенной деятельности и её развитие сформировались благодаря внедрению во все сферы деятельности участников рынка таможенных услуг информационных технологий (ИТ).
Например, реализация большинства таможенных концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Несмотря на то, что электронный файл таможенной декларации применялся с 90-х годов, внедрение 100% электронного декларирования с передачей данных через интернет стало возможно только с 2014 г.
Кроме того, в последние 5 лет активно развивается:
1. Применение «одного окна» при государственном контроле в пунктах пропуска (технология «единого окна» внедрена не полностью);
2. «Предварительное информирование» о пересечении границы для всех видов транспорта (для воздушного транспорта – с 01.04.2017);
3. В ФТС России организовано электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (47 технологические карты межведомственного взаимодействия с 32 ведомствами, 1 – с ТПП России) [4];
4. Развивается «Личный кабинет участника ВЭД»;
5. Ряд государственных таможенных услуг можно оформить через портал «Госуслуги».
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами таможенной системы и внешней средой, образуют своеобразную таможенно-информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), программного обеспечения, объединенных связанной информацией, используемой менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования системы в целом.
В настоящее время, в таможенной деятельности широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для неё характеристики товаров и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Эти же документы и созданная таможенная декларация, по специальным защищенным каналам передаются в таможенные органы РФ, а также передаются внутри межведомственного взаимодействия для осуществления всех этапов таможенного и налогового контроля и др. Кроме того, современная таможенно-логистическая информационная система даёт возможность грузоотправителю, владельцу груза, грузополучателю иметь оперативный доступ к информации, отражающей состояние транспортных, экспедиторских, таможенных и складских услуг, на всех этапах осуществления внешнеэкономических операций. Но на этом процесс не останавливается, т.к. электронный документооборот и автоматизированный документальный обмен существует и между производителями товаров и крупными ритейлерами, а также транспортными компаниями.
Проведя декомпозицию таможенной и околотаможенной информационных систем на составляющие элементы, традиционно можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема – совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Примерная классификация ТЛИС по этому признаку приведена в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1 – Области применения информационных технологий в таможенной и околотаможенной деятельности
Области применения ИТ |
Объекты управления |
|
1 |
Таможенные операции |
1. предварительное информирование; 2. взаимодействие с участниками внешнеторговой деятельности и лицами, оказывающими таможенные услуги; 3. декларирование и выпуск товаров; - статистическое декларирование (взаимная торговля внутри ЕАЭС); 4. оплата таможенных платежей; 5. таможенный контроль (проверка документов и сведений). |
2 |
Финансовые операции |
1. продажа и оплата; 2. управление состоянием счетов; 3. инструменты финансирования ВЭД; 4. бухгалтерский, финансовый, управленческий учет; |
3 |
Логистические операции |
1. комплектация, маркировка, упаковка заказов; 2. международная транспортировка и маршрутизация; 3. тарификация; 4. хранение, работа с запасами; 5. страхование сделок и поставок; 6. внутренняя транспортировка; 7. учет и анализ логистических издержек и таможенных расходов |
Продолжение таблицы 3.1.1
Области применения ИТ |
Объекты управления |
|
4 |
Государственные контролирующие органы |
1. базы данных таможенных и других государственных органов; 2. межведомственное взаимодействие; 3. электронный документооборот; 4. государственные услуги (в том числе электронное декларирование, предварительное информирование); 5. учет движения денежных средств (в том числе таможенных платежей); 6. анализ и управления рисками при осуществлении ВЭД; 7. статистика внешнеторговой деятельности, специальная ведомственная статистика. |
5 |
Внутренние коммуникации |
1. внутренние, внешние, горизонтальные и вертикальные коммуникации; 2. внутриведомственный / межведомственный обмен информацией; 3. групповая работа, сотрудничество; 4. электронные средства связи и коммуникации |
Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
1. Техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
2. Информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
3. Математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.
Российский рынок таможенных услуг готов для внедрения интегрированных информационных систем, но имеются сложности, связанные с сокращением внешнеторгового оборота, а также с проблемами внедрения всего нового в устоявшийся технологический процесс и стоимостью таких проектов. Решение данной проблемы состоит в объединении всех наработок с помощью технологий и программных продуктов в единую интегрированную систему. Этот вариант наименее затратен, но растянут во времени, задачи решаются поэтапно по мере их остроты и готовности соответствующего (уже разработанного ранее) ПО к интеграции с другими системами. От успешности предварительно проведенной работы (выделение и декомпозиция процессов и каналов обмена информацией; их описание, анализ и совершенствование в соответствии со стратегическими планами развития ФТС; решение вопросов, связанных с деятельностью околотаможенной и таможенной инфраструктур в условиях комбинированной структуры) зависит последующие достижения в области внедрения новых ИТ систем.
3.2 Основные проблемы околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле и пути их решения
Для успешного решения задач, поставленных перед таможенными органами необходимо развивать таможенную и околотаможенную инфраструктуру. Необходимо отметить, что на сегодняшний день состояние околотаможенной инфраструктуры в большинстве регионов Российской Федерации не позволяет по ряду причин качественно и быстро обслуживать все возрастающие экспортно-импортные потоки грузов, обеспечивать полный спектр логистических услуг на уровне международных стандартов. И связано это, в первую очередь, с тем, что большинство объектов по своим технологическим и физическим характеристикам не приспособлены к развертыванию на их базе современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет применение новых форм и способов таможенного оформления и контроля товаров [2]. Для решения обозначенных проблем необходимо создание современных складских таможенно-логистических комплексов, а также обеспечение удобства быстрого оформления товаров.
Также явной проблемой околотаможенной инфраструктуры является нескоординированный информационный поток и отсутствие единого подхода к перечню и составу передаваемых сведений между странами в процессе предварительного информирования. Так как Евразийский экономический союз с августа 2012 года перешел на предварительное информирование, то решение данной проблемы заключается в оптимизации программных средств, и, безусловно, во взаимном сотрудничестве перевозчиков, таможенных представителей и таможенных органов разных стран по внедрению и использованию единых правил представления сведений и применении единообразных таможенных программ. Кроме того, еще одной из весомых проблем околотаможенной инфраструктуры является низкий уровень технической и технологической оснащенности таможенной системы, ее необеспеченность функциональными средствами таможенного хранения резко снижают уровень и качество обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, ее эффективность. Поэтому неслучайно, что таможенные органы заинтересованы в создании околотаможенной инфраструктуры (склады временного хранения, развитие института таможенных представителей и т. д.), за счет частного капитала путем передачи части своих полномочий участникам внешнеторговой деятельности [3]. Развитие околотаможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетных задач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другом для реализации их общих интересов - ускорения движения товаров. Роль околотаможенной инфраструктуры состоит в снижении затрат на обслуживание цепи поставок при обеспечении безопасности ВЭД за счет стандартизации и сертификации бизнес-процессов ВЭД, а также использования современных технологий логистики и управления цепями поставок.
В настоящее время актуальна проблема развития экспорта, в том числе несырьевого. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» прогнозируется увеличение темпов роста экспорта товаров без энергетических товаров; доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров. Цель института УЭО ‒ ускорение процесса таможенного оформления и снижение таможенных рисков.
Ещё одной проблемой являются особенности взаимодействия таможенных представителей с Федеральной Таможенной Службой. С одной стороны, таможенные представители должны отстаивать интересы заказчика (так как он платит за их услуги), но с другой стороны таможенные представители являются зависимыми от Федеральной Таможенной Службы, так как именно она выдает им разрешение на ведение деятельности и вносит в реестр таможенных представителей.
Следующей проблемой, для таможенных представителей является то, что законодательство ЕАЭС создает зависимое положение таможенных представителей не только от ФТС, но и от добросовестности декларантов - своих клиентов. Так, например, существует норма об исключении из реестра таможенного представителя при несоблюдении им критериев включения.
В России дополнительным критерием является отсутствие у таможенного представителя фактов неоднократного привлечения лица к ответственности за административные правонарушения, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по совокупности превысила 250000 рублей, а также отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500000 рублей и более.
Сумма наложенных административных штрафов (250000 рублей), как основание для исключения из Реестра, ничтожно мала, т.к. число деклараций для крупных таможенных представителей составляет десятки тысяч деклараций на товары в год, а сумма начисленных таможенных платежей по этим декларациям составляет десятки миллиардов рублей. Возможная техническая ошибка специалиста по таможенным операциям (или недобросовестность декларанта) может привести к лишению таможенного представителя свидетельства на осуществление его деятельности, даже несмотря на имеющееся обеспечение в 1 миллион евро. Необходимо также учесть, что 250000 рублей включает в себя общую сумму штрафов по всем филиалам таможенного представителя, действующих по всей территории России.
Кроме того, получается, что за одно и то же правонарушение таможенный представитель наказывается дважды - административным штрафом и лишением свидетельства.
Следовательно, если таможенный представитель оформляет дорогие товарные партии, то каждая декларация на товары может лишить его свидетельства. Необходимо предусмотреть исчерпывающий перечень административных правонарушений (наиболее существенных), совершение которых может послужить основанием для исключения таможенного представителя из реестра, при этом сумма штрафов, следствием которых является исключение из реестра, должна быть существенно увеличена и рассчитываться в зависимости от объемов, оформляемых таможенными представителями грузов (количества деклараций на товары и таможенных платежей).
Крупной проблемой для государства является и то, что существует ряд определенных физических и юридических лиц, работающих по доверенности от импортеров и экспортеров (на профессиональном сленге - «за печатью клиента»). Представители этой группы в основном используют нелегальные схемы таможенного оформления, построенные исключительно на личных связях. В основном подобные схемы касаются недостоверного декларирования и занижения стоимости товара, из-за чего государственный бюджет по самым скромным подсчетам теряет ежегодно 10-20 миллиардов долларов.
Следующей проблемой существования и развития околотаможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие, что влияет в свою очередь на нехватку помещений служебно-производственного назначения. Многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют.
Наиболее рациональным решением в этих условиях следует признать активное административное вмешательство государства в регулирование внешнеэкономической деятельности, а также выстраивание единой информационной системы, которая бы работала не только внутри таможенных, но и прочих инфраструктур и ведомств, обеспечивая наиболее быстрый и удобный обмен информацией и документами [23]. Осознание и учет этих факторов позволит не только совершенствовать отдельные элементы таможенной системы, но сформировать все ее звенья на уровне современных международных стандартов, сделать ее мобильной к восприятию информационных и технических инноваций, инновационных управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи:
1. Изучив понятие и сущность околотаможенной инфраструктуры, нужно отметить, что околотаможенная инфраструктура по своему составу и назначению является частью таможенной инфраструктуры в целом. Как правило, к ней относят коммерческие организации и их структурные подразделения (здания, сооружения, системы и службы), создаваемые для выполнения представительских, логистических, информационных, финансовых и других посреднических операций в таможенной сфере и способствующие повышению эффективности взаимодействия непосредственных участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами. К основным объектам околотаможенной инфраструктуры относят таможенных представителей, таможенных перевозчиков, таможенные склады и склады временного хранения. Прочие объекты околотаможенной инфраструктуры – это магазины беспошлинной торговли, таможенные лаборатории, научно-исследовательские и учебные учреждения, консультативные и обучающие фирмы.
2. В процессе изучения правовых основ деятельности околотаможенной инфраструктуры было установлено, что основными нормативно-правовыми актами являются Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон № 311-ФЗ. Более полно правовые основы деятельности околотаможенной инфраструктуры описаны в Таможенном кодексе Таможенного союза в главе 3.
3. При проведении анализа эффективности околотаможенной инфраструктуры было выявлено, что её функционирование не только предотвращает возможные потери поступлений в федеральный бюджет от неквалифицированных и неправомерных действий субъектов ВЭД, но и способствует становлению и регулированию рынка таможенных услуг. Для субъектов ВЭД деятельность околотаможенной инфраструктуры защищает их от рисков, которые связаны с выполнением обязательств перед таможенными органами.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены следующие показатели:
1) Внешнеторговый оборот Российской Федерации;
2) Объёмы оформления деклараций на товары таможенными представителями и участниками ВЭД самостоятельно;
3) Объём уплаченных таможенных пошлин крупнейшими таможенными представителями;
4) Распределение объектов таможенной инфраструктуры по таможенным органам, по типу транспорта и по дате включения в соответствующие реестры.
Анализ данных показателей показал, что околотаможенная инфраструктура России развивается, что подтверждается положительной динамикой количества объектов и совершенствованием уровня их технического обеспечения.
5. Изучив показатели и эффективность околотаможенной инфраструктуры, были разработаны направления по повышению её эффективности. Таможенным органам необходимо продолжить работу по совершенствованию регулирования деятельности таможенных посредников. Объектам таможенной инфраструктуры необходимо стремиться к расширению сферы услуг, оказываемых участникам ВЭД, внедрению международных стандартов и постоянному улучшению их качества. Уполномоченные экономические операторы, участвующие в международной цепи поставок товаров, должны проводить самооценку с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики, чтобы их собственные программы и процедуры обеспечивали адекватные гарантии для своих отправок вплоть до того, как они будут выпущены из-под таможенного контроля в пункте назначения.
Также стоит отметить, что в результате незначительного числа таможенных представителей и уполномоченных экономических операторов сокращаются возможности таможенных органов для развития партнерских отношений с бизнес-сообществом, а сэкономленные ресурсы таможенных органов не позволяют обеспечить эффективность таможенного регулирования применительно к тем участникам ВЭД, которые не обладают статусом таможенных представителей и уполномоченных экономических операторов и, соответственно, представляют для таможенных органов больший риск с точки зрения несоблюдения таможенного законодательства.
Исходя из этого при дальнейшей проработке данных предложений возможно увеличить эффективность околотаможенной инфраструктуры.
Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные задачи решены, и цель исследования достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур: Международная конвенция от 18.05.1973 (ред. от. 26.06.1999) // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
2. О международной перевозке грузов с применением книжки МДП: Международная конвенция от 14.11.1975 // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
3. О создании Совета Таможенного Сотрудничества: Международная конвенция от 15.12.1950 // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015): Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 №17 // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 №1 // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
6. О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору: Решение КТС от 18.06.2010 № 323 (ред. от 13.05.204) // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
9. Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России: Приказ ФТС России от 31.03.2015 № 589 // СПС «Консультант плюс»: www.consultant.ru.
10. Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. - СПб.:ИЦ Интермедия, 2012. - 240 с.
11. Асеев И.В. Формирование модели околотаможенной инфраструктуры в системе внешнеторговой деятельности юга России / И.В. Асеев. - Ростов на Дону, 2005. - 211 с.
12. Бакаева О. Ю. Таможенное право: Учебное пособие / О. Ю. Бакаева. – 2 изд.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 512 с.
13. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 184 с.
14. Жуков, Д. Уполномоченный экономический оператор. Теория и практика / Д. Жуков // Ракурс. - 2015. - №4. - С. 42-48.
15. Игнатова, Л.В. Развитие околотаможенной инфраструктуры как один из методов повышения эффективности функционирования таможенных органов / Л.В. Игнатова // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 2003. - 448 с.
16. Колобкова В.А. Страхование ответственности в околотаможенной сфере / В.А. Колобкова, А.П. Рудюк // Таможенное дело: проблемы и перспективы: сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и слушателей. - М.: РИО РТА, 2005. - 468 с.
17. Коник Н. В. Таможенное дело / Н. В. Коник, Е. В. Невешкина. – М.: Научная книга, 2014. – 154 с.
18. Королев П.Ю. Прогнозные исследования в процессе формирования пространственной организации таможенной инфраструктуры на границе / П.Ю. Королев // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2009. - №1. - С. 5-22.
19. Макрусев В. В. Системный анализ в таможенном деле / В. В. Макрусев. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 471 с.
20. Некрасов Д.В. Особенности административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в государствах–членах Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве, 2013. № 5. C. 18
21. Молчанова О.В. Таможенное дело: учебное пособие / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - 2-е изд., доп. и испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 317 с.
22. Парфенов А.В. Таможенное посредничество: учебное пособие / А.В. Парфенов, Е.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 120 с.
23. Пащенко А.В. Таможенная процедура беспошлинной торговли / А.В. Пащенко // Реформы и право. - 2011. - №1. - С. 25-33.
24. Пономаренко Т. Принятие «стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» / Т. Пономаренко // Таможня. – 2013. - № 11. – С. 10
25. Рожкова Ю.В. Создание таможенно-логистических терминалов как фактор эффективного размещения таможенных органов / Ю.В. Рожкова, Н.Н. Пишак, А.И. Бабушкина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012. - №36-1. - С. 179-182.
26. Руководство по модернизации таможенной службы / Под редакцией Люка де Вульфа и Хосе Б. Сокола. М.: Весь Мир, 2007. 327 с.
27. Рудакова Е. Н. Система показателей эффективности таможенного дела: особенности формирования и совершенствования / Е. Н. Рудакова // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 1. – С. 90-94.
28. Сенотрусова С. В. Таможенное право / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 368 с.
29. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор Пресс, 2010. – 304 с.
30. Фурсова И. Проект ТК ЕАЭС – электронный документооборот вытесняет бумажные документы / И. Фурсова // Российский бизнес. – 2014. – 2 с.
31. Чигак П. В. Таможенная инфраструктура – материальная основа безопасности и упрощения мировой торговли // Экономические стратегии. 2007. № 1.