Система и сущность околотаможенной инфраструктуры

Дипломная работа по предмету «Таможенное дело»
Информация о работе
  • Тема: Система и сущность околотаможенной инфраструктуры
  • Количество скачиваний: 10
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Таможенное дело
  • Количество страниц: 16
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-29 07:42:49
  • Размер файла: 23.13 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

5

1

Система и сущность околотаможенной инфраструктуры

8

1.1

Определение и состав околотаможенной инфраструктуры

8

1.2

Объекты околотаможенной инфраструктуры и  основные требования таможенного законодательства, как объективные условия функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры

10

2

Анализ особенностей функционирования околотаможенных инфраструктур

17

2.1

Особенности и анализ функционирования таможенных представителей и таможенных перевозчиков

17

2.2

Особенности и анализ функционирования СВХ, магазинов беспошлинной торговли и уполномоченных экономических операторов

26

3

Совершенствование и пути развития околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле

40

3.1

Использование информационных технологий в таможенной и околотаможенной инфраструктурах

40

3.2

Основные проблемы околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле и пути их решения

45

Заключение

50

Список использованных источников

53




ВВЕДЕНИЕ


Начатые в конце прошлого столетия преобразования в организации внешнеэкономических связей отечественных предприятий заложили основу современного российского регулирования внешнеэкономической деятельности. Все большая интеграция российской экономики в мировые экономические связи предполагает становление и развитие полноценной рыночной инфраструктуры. В ее составе вполне определенное место занимает такое целостное образование, как таможенная и околотаможенная инфраструктура.

В подобных условиях стремительного роста объемов внешнеторговых товарных потоков, связанных с вступлением во Всемирную торговую организацию и постоянными изменениями в таможенном законодательстве России и стран-членов Евразийского экономического союза, существенное значение для специалистов в области коммерции и логистики приобретают знания и практические навыки в сфере таможенного декларирования товаров, определения их таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей при различных таможенных процедурах.

Так на российском рынке зародился спрос на операторов, являющихся посредническим звеном между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности минимизировать издержки и получить возможность управлять рисками.

Актуальность темы заключается в том, что на данном этапе совершенствования торгово-экономических отношений необходимо развитие околотаможенной инфраструктуры для эффективного функционирования в подобных экономических условиях. 

В целях повышения эффективности взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами главным направлением развития околотаможенной инфраструктуры должно стать сокращение звеньев в цепочке, по которой проходит товар от момента ввоза до выпуска и повышение уровня технологичности услуг такой инфраструктуры.

 Целью исследования является: изучение сущности таможенной инфраструктуры и правовых основ как объективных условий её функционирования, анализ особенностей функционирования околотаможенной инфраструктуры и поиск решений, способствующих повышению эффективности её деятельности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие и сущность околотаможенной инфраструктуры;

2) Изучить правовые основы осуществления деятельности околотаможенной инфраструктуры;

3) Проанализировать особенности и эффективность функционирования околотаможенной инфраструктуры;

4) Разработать пути повышения эффективности околотаможенной инфраструктуры.

Объектом исследования является околотаможенная инфраструктура, особенности ее создания и функционирования, современные тенденции развития.

Предметом исследования является влияние околотаможенной инфраструктуры на экономику России.

При написании дипломной работы были использованы метод анализа литературы, метод анализа нормативно-правовой документации, метод сравнения, метод индукции и дедукции.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты околотаможенной инфраструктуры.

Вторая глава посвящена анализу функционирования околотаможенной инфраструктуры.

Третья глава посвящена совершенствованию и путям развития околотаможенной инфраструктуры.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.






















1 Система и сущность околотаможенной инфраструктуры

1.1 Определение и состав околотаможенной инфраструктуры


Термин «инфраструктура» был впервые использован еще в начале 20 века западными экономистами, его связывали и со строительным производством, и с военным делом. В 1940-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В отечественной экономической литературе проблемы развития инфраструктурных отраслей начали рассматриваться лишь в 1960-е годы.

В самом общем виде под инфраструктурой понимается совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения жизнедеятельности общества. Под таможенной инфраструктурой следует понимать совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в сфере внешней торговли.

Околотаможенная инфраструктура по своему составу и назначению является частью таможенной инфраструктуры в целом. Как правило, к ней относят коммерческие организации и их структурные подразделения (здания, сооружения, системы и службы), создаваемые для выполнения представительских, логистических, информационных, финансовых и других посреднических операций в таможенной сфере и способствующие повышению эффективности взаимодействия непосредственных участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами.

В настоящее время околотаможенная инфраструктура в своем составе охватывает следующие инфраструктурные объекты и организации: таможенных представителей; склады временного хранения; таможенные склады; свободные склады; перевозчиков, в том числе таможенных перевозчиков; таможенно-терминальные комплексы; магазины беспошлинной торговли; банки и иные кредитные организации; страховые компании; специализированные платежные системы; посты ветеринарного контроля; организации, имеющие право проводить независимые экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля; центры сертификации; уполномоченные организации по сбору авторских вознаграждений с импортеров аудио- и видеотехники, уполномоченные экономические операторы и др.

Все большее вовлечение России в мировые экономические связи предполагает создание и развитие полноценной рыночной инфраструктуры. Существование операторов, являющихся посредниками между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, позволяет последним минимизировать временные, финансовые затраты и дает возможность им управлять рисками.

На данном этапе совершенствования торгово-экономических отношений развитие околотаможенной инфраструктуры необходимо для эффективного функционирования в современных рыночных условиях. Так, в рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года предполагается переход на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, околотаможенная инфраструктура способствует повышению эффективности взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Такие объекты призваны оказывать участникам ВЭД посреднические услуги по подготовке таможенной документации, приему, хранению, таможенному оформлению несопровождаемого багажа, правовому консультированию [10].

 


1.2 Объекты околотаможенной инфраструктуры и основные требования таможенного законодательства, как объективные условия функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры


Согласно Таможенному Кодексу Таможенного союза (ТК ТС) основные объекты, подконтрольные таможенным органам, – это таможенный представитель, таможенный перевозчик, склад временного хранения, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, свободный склад. К прочим объектам, относительно не подконтрольным таможенным органам, можно отнести таможенные лаборатории, консультативные и обучающие организации, научноисследовательские и учебные центры, транспортные и экспедиторские компании, информационные системы (связь, компьютерные сети) [10]. Помимо этого, в ТК ТС вместе с объектами околотаможенной инфраструктуры приведены положения относительно института уполномоченного экономического оператора, а в Проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к числу лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, добавлены владельцы свободных складов.

Таможенный представитель – это юридическое лицо, совершающее «… от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования».

Таможенным представителем может признаваться только юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр. Основные условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей сдержатся в статье 13 ТК ТС:

1. Наличие в штате заявителя не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям.

2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, позволяющего компенсировать ущерб, нанесенный представляемым лицам вследствие причинения вреда их имуществу (нарушение сроков подачи декларации и сведений о товарах, штрафные санкции, начисленные таможенными органами за неправильно проведенные операции по таможенному оформлению) или нарушения условий договора с ними [4; 7]. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов ТС.

3. Обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 1 млн. евро и иные требования и условия.

Дополнительные условия включения в реестр Таможенных представителей содержатся в законе от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно статье 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и предоставляемое лицо. Помимо этого, таможенный представитель вправе требовать от предоставляемого лица документы (в том числе содержащие конфиденциальную информацию), необходимые для таможенных целей; иметь доступ к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей. Таможенный представитель вправе ограничить сферу своей деятельности совершением операций в отношении отдельных товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС, или перемещаемых определенным видом транспорта; совершением отдельных таможенных операций; рамками региона деятельности одного таможенного органа.

Таможенный перевозчик – это участник околотаможенной инфраструктуры, который осуществляет перевозку (транспортировку) по таможенной территории Союза товаров, находящихся под таможенным контролем. [4].

Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков.

Условия включения таможенного перевозчика в реестр:

1. Осуществление перевозки грузов в течение не менее 2 лет.

2. Обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 200 тыс. евро.

3. Наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов.

4. Владение транспортными средствами, в том числе пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями.

5. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней.

6. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела и иные.

Одним из основных преимуществ таможенного перевозчика является то, что его статус позволяет перевозить дорогостоящие грузы, сумма которых превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, при этом обходясь без таможенного сопровождения, если платежи по таким грузам превышают 60 тысяч евро, что не может позволить себе перевозчик, применяющий процедуру МДП [2].

Склад временного хранения (СВХ) – специально выделенные и обустроенные помещения и открытые площадки, которые должны быть обустроены и оборудованы так, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц и обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

          Разрешение на открытие и последующую эксплуатацию СВХ предоставляются теми таможенными органами, в зоне функционирования которых размещаются соответствующие резервуары, помещения, территории или холодильные (морозильные) камеры, используемые при ведении данного вида деятельности.

          Одно из основных условий размещения груза на СВХ – это обеспечение четкого контроля учета типа и количества товара. Оформление владельцем помещаемой продукции всей необходимой документации нормативного характера. В соответствии с законом, у владельца товара отсутствует право вывозить данный груз отдельными частями со склада временного хранения.

             Владельцем СВХ и таможенного склада является юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, отвечающее условиям включения в соответствующий реестр.

Условия включения в реестр владельцев СВХ и таможенных складов одинаковы:

1. Владение помещениями и открытыми площадками, пригодными для использования в качестве склада.

2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности.

3. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней.

4. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела и иные.

В рамках процедуры беспошлинной торговли может производиться ввоз, вывоз, а также оборот товаров, исключая тех, что запрещены законами Российской Федерации. Декларантом данной процедуры выступает владелец магазина беспошлинной торговли. Однако совсем не обязательно декларанту выступать самостоятельно в качестве владельца, зачастую, у него имеется собственный представитель.

Магазины беспошлинной торговли – это универсальные магазины, функционирующие в специально отведенных для этого местах, являющихся зонами таможенного контроля [11]. Это магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории ЕАЭС, а также для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

В свою очередь, все товары должны обладать специальной маркировкой, быть задекларированными, иметь соответствующие документы и быть предварительно упакованными для розничной торговли.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, таможенные органы требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли. После предоставления владельцем магазина беспошлинной торговли в таможенные органы надлежащего отчета по установленной форме о реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, производится возврат обеспечения уплаты таможенных платежей.

После прохождения всех формальностей, товары при убытии за пределы таможенной территории ЕАЭС отпускаются физическим лицам без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Главенствующую роль в организации беспошлинной торговли играют таможенные органы Российской Федерации, а именно:

1. Проводят надзор за соблюдением таможенного законодательства, в ходе реализации торговли;

2. Осуществляют наблюдение за приобретенными товарами и за их фактическим вывозом [4].

Магазин беспошлинной торговли является торгово-розничным предприятием. Общепринятыми элементами данного предприятия являются: приемка товара, хранение, подготовка к продаже и непосредственно сама продажа товара.

На территории Российской Федерации существует два вида магазина беспошлинной торговли, различающихся по виду покупателей, это:

1. Магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории Евразийского экономического союза;

2. Магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

Следовательно, товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются физическим лицам, покидающим таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также иностранным дипломатическим и приравненным к ним организациям.

В целях соответствия таможенного администрирования международным нормам был создан институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Институт УЭО – одна из основных форм ускорения перемещения товаров через таможенную границу и упрощения таможенных формальностей, он обеспечивает сотрудничество таможенных органов с предпринимательским сообществом [15].

Уполномоченным экономическим оператором признается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями. Специальные упрощения применяются к соответствующим товарам, если УЭО вправе выступать декларантом данных товаров.

Условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов согласно ТК ТС:

1. Обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 1 млн. евро или 150 тыс. евро, если потенциальный УЭО производит или экспортирует товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

2. Осуществление внешнеторговой деятельности в течение не менее одного года до дня обращения в таможенный орган.

3. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, задолженности.

4. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

5. Наличие системы учета товаров, сопоставимой с системой учета в таможенных органах и иные условия.

Существенные изменения коснулись деятельности УЭО при утверждении Проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Данные корректировки способствовали повышению доступности статуса УЭО – введение трех типов свидетельств, поэтапное снижение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов для добросовестных УЭО, предоставление специальных упрощений уполномоченным экономическим операторам других государств и другие изменения.

В пункте 4 статьи 88 №311-ФЗ от 27.11.2010 закреплены дополнительные условия присвоения юридическому лицу статуса УЭО.

ТК ЕАЭС введёт новые положения в части сферы околотаможенного сервиса –  глава 59 посвящена владельцам свободных складов. Однако и до вступления в силу данного проекта деятельность свободных складов регулировалась в России.

Таможенная процедура свободного склада предполагает, что товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, без применения мер нетарифного регулирования к иностранным товарам и без применения запретов и ограничений к товарам ЕАЭС.

Время нахождения товаров под таможенной процедурой свободного склада может быть ограничено только сроком функционирования склада.

Создание развитой околотаможенной инфраструктуры необходимо для обеспечения внешней торговли товарами и услугами. В свою очередь, увеличение внешнеторгового оборота является объективной предпосылкой для развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры.