СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1. Изучение чайной индустрии 5
1.2. Описание среды разработки мобильного приложения 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 14
2.2 Создание мобильного приложения 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
Специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (ТОП-50) подразумевает подготовку студента с квалификацией «Программист».
В конце обучения студент должен уметь:
- осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и высокого уровней;
- создавать программу по разработанному алгоритму, как отдельный модуль; выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
- уметь выполнять оптимизацию и факторинг программного кода; оформлять документацию на программные средства.
Тема дипломной работы является - разработка мобильного приложения «Чайная индустрия», связана с созданием мобильного приложения для магазина «Перегрев».
В дипломной работе необходимо исследовать чайную продукцию для магазина «Перегрев».
Целью дипломной работы является создание мобильного приложения «Чайная индустрия».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить чайную индустрию;
- описать среду разработки мобильного приложения;
- разработать блок-схему приложения;
- создать мобильного приложения.
Данное мобильное приложение позволяет повысить имидж компании – наличие качественного мобильного приложения показывает клиентам, что бизнес идет в ногу со временем.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, мобильные технологии являются важной частью нашего быта. Это расширяет возможности донесения целенаправленной информации о товарах и услугах широким массам населения, рост прибыли, и снижение расходов, а также дает конкурентное преимущество для поставщика, и выгоду для потребителя.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Теоретическое исследование» содержит под главы изучение чайной индустрии и описание среды разработки мобильного приложения.
Вторая глава «Практическое исследование» содержит под главы блок-схемы приложения и создание мобильного приложения.
В заключении описываются основные результаты, полученные при выполнении дипломной работы.
В приложении представлен графический интерфейс пользователя мобильного приложения.
Основной источник Ливенец М. А., Ярмахов Б. Б., «Программирование мобильных приложений в MIT App Inventor».
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Чай – это высушенные и особо обработанные листья некоторых культивируемых вечнозелёных растений, на которых настаивается горячий напиток. Чаем также называется сам лист чайного куста, обработанный и подготовленный для приготовления напитка.
Чай прибыл в Европу через голландских и португальских моряков в начале 17-ого столетия. Они имели торговые отношения с Китаем и привезли чай в Великобританию и Голландию. В Европе чай был использован как символ высокого статуса, и как стимул для многих технологических разработок, например, развитие быстрых парусных лодок, таких как "Клипер", которые сократили время на плавание из Китая в Европу, и позволили обеспечить поставки свежего чая на Запад.
В чайной промышленности Китая задействованы около 80 миллионов человек, среди которых фермеры, собиратели чайных листьев и торговые агенты. (1)
В начале 18-го столетия чай прибыл в Северную Америку, где очень быстро стал популярным напитком. В Нью-Йорке и Бостоне развивался стиль британского чаепития и чай стал продаваться широкому кругу людей. Примерно в это время Британия ввела налог на поставки чая в Америку, что вызвало возмущения поселенцев, живших там. Каждый раз, когда британские корабли с чаем прибывали в порты, поселенцы начинали демонстрации и не давали судам разгружаться.
Самой известной демонстрацией было так называемое «Бостонское чаепитие», когда поселенцы захватили корабль с грузом чая и начали выкидывать его за борт. Англия ответила на это отправкой военных сил в гавань и закрытием ее. Это ознаменовало начало американской войны за независимость. Значительный рост потребления чая начался в результате появления чая в пакетиках в начале 20-го века.
«Чай приходит в Европейскую Россию в 1638 году. А в Сибири появляется не позднее XIV века. В Средней Азии чай знали уже в IX-XI веках. Изначально в нашу культуру чай пришел как лекарство. Лишь с конца XVIII века его начали пить как вкусный и полезный напиток.» - сказал Иван Соколов в своей статье.
К концу 20-го века увеличился рост потребления чая в мире, а также увеличился спрос на качество чая. Повышение потребления чая на Западе следует из трех основных причин: рост популярности здорового образа жизни.
Чай является природным напитком и обладает очевидной пользой для здоровья, и отлично вписывается в здоровый образ жизни; массовая иммиграция выходцев из Азии на Запад. Они распространяли свою культуру чаепития в западных странах; западные путешественники на Востоке.
Сегодня во всем мире чайная отрасль приносит около трех миллиардов долларов ежегодно. Чай выращивается и производится более чем в 40 странах мира. Каждый год производится более 2,5 млн. тонн чая, в основном в азиатских странах.
Первые упоминания о чае в китайской литературе относятся к II веку до н.э., времени правления династии Хань. В это время в провинции Сычуань на горе Мэн Дин Шань, которая существует до сих пор и на ней до сих пор выращивают чай, впервые появилась плантация чая. В то время чай был редчайшим напитком.
Этому способствовало и то, что провинция Сычуань стояла особняком от остальных китайских царств и, культивируемый там чай был труднодоступным в остальных провинциях.
Чай, который производится из листьев, полезен, поскольку он в основном состоит из безопасных элементов, таких как вода, фитохимические вещества и кофеин.
Зеленый чай имеет много различных преимуществ. Исследователи обнаружили, что потребление зеленого чая может помочь в профилактике некоторых заболеваний и оказать общее укрепляющее действие на организм.
Одна из причин, почему зеленый чай так полезен, связана с тем, что он богат антиоксидантами, которые содержатся в растениях. Они сильнее, чем витамины C и E, очень полезны для сердца, сосудов, а также помогают естественной защите организма от заболеваний, таких как рак мочевого пузыря, молочной железы, толстой кишки, пищевода, легких, поджелудочной железы, предстательной железы, кожи и желудка.
Употребление зеленого чая помогает укрепить иммунную систему, снизить вред от химических веществ дыма сигарет и алкоголя. Так же рекомендуется употреблять зеленый чай желающим нормализовать свой вес, и в качестве профилактики кариеса.
Популярность чая достигла апогея. Его пьют во всех уголках земного шара: на Востоке и в Азии, в Европе и Африке. Ценные свойства напитка подвергаются тщательному изучению.
Выяснилось, что он не только бодрит, но и помогает избежать серьезных хронических заболеваний. Во многих странах существуют уникальные чайные церемонии с использованием специальной посуды. Для Китая чаепитие – это ритуал, связанный с мировоззрением и самоанализом.
Наличием крепкого ароматного напитка трудно удивить, а вот его отсутствие возможно. Чай входит в ежедневный рацион миллиардов людей. Не так давно в истории о существовании кустов камелии знали не все. Напиток был доступен только для высшего класса и за большие деньги.
Первые мобильные устройства не были компактных размеров, их использование не представлялось возможным без доступа к электросети, потому что они шли в комплекте с проводом, а высокая стоимость такого устройства сильно ограничивала его распространение среди населения.
Мобильное приложение - это компьютерная программа, созданная специально для использования в мобильном телефоне, смартфоне, или коммуникаторе, которая предназначена для выполнения той или иной задачи.
Мобильное приложение могут использовать разные категории людей, поэтому оно должно быть удобно и понятно для большинства категорий пользователей.
Android — это операционная система смартфонов и планшетов, подобно тому как Microsoft Windows является операционной системой для персональных компьютеров. Операционная система Android разрабатывается корпорацией Google и содержит множество полезных функций.
В число стандартных функций операционной системы Android входят сервисы Поиск Google и Карты Google, и это значит, что вы можете с легкостью отыскивать информацию во Всемирной паутине, а также находить маршруты — таким же образом, как и на компьютере. Это очень удобно, когда необходимо, например, уточнить расписание электричек или свое местоположение. Другие сервисы Google, такие как Gmail и Google Earth, также доступны в мобильных устройствах с операционной системой Android. Существует множество приложений, с помощью которых вы сможете работать в социальных сетях Facebook и Twitter, и это создает идеальные условия для общения.
Огромное количество специализированных приложений можно загрузить из онлайн-сервиса Google Play Store . Например, приложение для фотокамеры, Camera 360, которое позволяет делать снимки с художественными эффектами, или музыкальный проигрыватель Winamp, который позволяет импортировать файлы в формате MP3 и создавать списки воспроизведения. Или такую популярную игру, как Candy Crush Saga, которая призвана позабавить пользователя.
Android является операционной системой с открытым исходным кодом, основанном на программном коде Linux Kernel, и это означает, что ее можно легко расширить, чтобы задействовать новейшие технологии, как только они появятся.
Операционная система Android разработана блестяще, чтобы дать возможность программистам создавать превосходные приложения, способные полностью раскрыть все функциональные возможности мобильного устройства. Так, например, приложение может обладать доступом ко всей основным функциям смартфона: осуществление вызовов, отправка текстовых сообщений или фотографирование.
Платформа Android будет развиваться и дальше, пока сообщество разработчиков совместно работает над созданием инновационных мобильных приложений. Вы можете включиться в этот процесс при помощи среды визуальной разработки MIT App Inventor.
MIT App Inventor - облачная среда визуальной разработки приложений для платформы OS Android, работа в которой не требует знания языка программирования Java и Android SDK, достаточно знания элементарных основ алгоритмизации. Для работы в MIT App Inventor необходимо наличие Google или Google Apps аккаунта, а построение программ осуществляется в визуальном режиме с использованием блоков программного кода. (1)
Платформа Android — это богатая мультимедийная среда. В стандартную загрузку Android входят музыкальные и видеоплейеры, и большинство коммерческих устройств поставляются с этими или сторонними версиями, а также с устройствами воспроизведения YouTube и др. В рецептах этой главы показано, как управлять некоторыми аспектами мультимедийного мира, который предлагает платформа Android. (2)
MIT App Inventor – среда разработки приложений для устройств на базе Android, использующая стыковку визуальных логических блоков в стиле мозаики.
«App» – сокращение от «application» («приложение»), «Inventor» переводится как «изобретатель».
Экспериментальный инструмент, позволяющий людям, не знакомым с программированием, писать программы для Android, создавался компанией Google Labs. При этом использовалась разработка Массачусетского технологического института (MIT), Java-библиотека Open Blocks, дающая возможность составлять программы из блоков.
После своего закрытия Google Labs передала проект в ведение MIT с целью создания полноценного сервера App Inventor для публичного доступа. Тогда же компания объявила о намерении сделать платформу открытой, чтобы использовать ее в образовательных целях.
В начале марта 2011 года Массачусетский институт запустил публичную бета-версию проекта, она проработала с 2011 по 2015 годы. С 2014 действует версия App Inventor 2, она отличается от предыдущей в основном множеством мелких усовершенствований.
С августа 2015 года App Inventor 2 стал поддерживать русский язык.
Появление доступной всем среды для создания android-приложений получило огромный отклик от самых разных людей – преподавателей и студентов, родителей и детей, программистов-любителей и новичков в программировании. Программный продукт быстро стал известным и востребованным, ведь он давал людям удобную возможность создавать android-приложения, отвечающие их собственным потребностям и интересам.
Насколько интереснее обучаться программированию современным детям и подросткам, для которых команды талантливых программистов разрабатывают удобные и увлекательные инструменты знакомства с программированием, имеющие интерфейс, не сравнимый со скучным синтаксисом BASIC.
Построение программ осуществляется в визуальном режиме с использованием блоков программного кода. В основе лежит тот же принцип конструктора, что и в среде Scratch, разработанной специально для детей: кликать мышкой по отдельным блокам и перетаскивать их в нужные места. При этом не надо обладать глубокими знаниями программирования, достаточно минимальных навыков, остальное приходит с практикой.
Конструктор позволяет сделать простенькое android-приложение буквально в считанные минуты, имея самый небольшой опыт программирования. Нужно лишь выбрать в меню нужные кнопки, картинки и другие компоненты, перетянуть их мышкой на экран и описать свойства в удобном и понятном интерфейсе. Ошибиться в действиях очень сложно, поскольку блоки собираются по принципу пазла, и, если пытаться неправильно соединить части, то они просто не стыкуются.
App Inventor поддерживает и продвинутые функции интерфейса создания приложений для android, такие как снятие информации с сенсоров движения, распознавание речи.
Созданные с помощью App Inventor готовые приложения можно размещать в Play Market.
Скриншот 1 - Использование устройств
В процессе создания мобильного приложения с соответствующей тематикой были выявлены возможности модернизации предоставляемых ими функций, а также добавление новых более гибких инструментов настройки работы приложения.
В App Inventor приложения строятся объединением стандартных компонентов. Компоненты являются основным элементом разработки Android-приложений, как ингредиенты в рецепте. Некоторые компоненты очень просты, например, Label(метка), который просто показывает текст на экране, или Button, который реализует кнопку.
Другие же компоненты более сложны: Canvas, в котором можно располагать изображения или анимацию; accelerometer (motion) sensor, который работает как контроллер от Wii, и определяет, когда вы трясете или переворачиваете телефон; компоненты, отправляющие сообщения, проигрывающие видео, получающие данные с сайтов, и много других.
Дополнительной удобной функцией приложения станет возможность прямого воздействия пользователя с чайной индустрией.
В данной главе произвела исследование чайной индустрии и изучила процесс разработки мобильного приложения.
Поставленные цели достигнуты и задачи решены.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Программный код приложения писался с помощью Книги «Создание приложений на Android для начинающих», которая является исчерпывающим руководством для того, чтобы научиться создавать приложения для мобильных устройств, которые работают на платформе Android.
MIT App Inventor Companion, устанавливается на устройстве под управлением операционной системы Android, чтобы обеспечить тестирование при помощи сети Wi-Fi.(3)
Google App Inventor скачивается и монтируется прямиком в Chrome, процесс создания интерфейса происходит там же. Для создания приложения потребуется интернет, без него работать не получится.
Приложение начинается с того, что в Chrome создаем новый проект. В распоряжении окажется рабочая область (экран предполагаемого устройства), на которую методом «Drag&Drop» перетаскиваются знакомые всем с детства элементы: button, image, label, inputbox и т.д. Таким незамысловатым способом, создается интерфейс будущего приложения.
Можно отредактировать изображения на кнопках, создать бэкграунд, добавить звуки, различные медиа-файлы, работу с камерой телефона, связь с twitter. После того, как создали визуальные элементы, которые будут присутствовать в приложении, стоит переходить к обработчику событий.
Для того, чтобы создавать блок-схемы, нужно в первую очередь перейти на вкладку «Блоки» в левом верхнем углу.
Скриншот 1 - Вкладка "Блоки"
Затем, необходимо выбрать «Кнопка1» и перетащить блок «когда Кнопка1 Щелчок делать» на экран просмотра. И данный блок будет запускаться, как только устройство будет подвержено и загружено.
Скриншот 2 - Создание блоков
Запускаем на Android-устройстве сканер QR-кода, и открываем в нем QR-код на первой картинке ниже (если нет сканера QR-кода, то можно установить его из Play Market, например, MIT App Inventor 2). Это приведет к переходу на Google Play Store, откуда можно загрузить и установить приложение MIT AI2 Companion App.
Переходим в App Inventor и открываем проект, используя ссылки
Project Start New Project. После этого выберите в меню Connect -> AI Companion. Все эти действия доступны в браузере на сайте AI2.
Что бы отсканировать, нужно перейти в скаченное ранее приложение и нажать на кнопку scan OR code.
Скриншот 3 - Вход через телефон
На экране компьютера появится QR-код. На устройстве Android запускаем приложение MIT App Companion app. Затем нажимаем кнопку "Scan QR code" в приложении Companion, и сканируем код в окне App Inventor:
Скриншот 4 – Сканирование QR код
Через несколько секунд на устройстве появиться собранное приложение. Оно будет обновляться при изменениях в дизайне и блоках приложения, и эта функция называется "live testing" (живое тестирование).
Если не получается отсканировать QR-код на своем устройстве, то на Android-устройстве вводим код, показанный на компьютере в области текста Companion. Этот код состоит из 6 символов, и он показан на компьютере под надписью "Your code is:". После ввода шести символов нажимаем на оранжевую кнопку "Connect with code". Не вводите Enter или carriage return (возврат каретки): нужно ввести только 6 символов, после чего ткнуть на оранжевую кнопку.
Скриншот 5 – Загрузка
2.1.1 Устранение ошибок
Возможные проблемы, из-за которых приложение не появляется на Вашем устройстве Android:
- Возможно, что на Android-устройстве установлена устаревшая версия MIT App Inventor Companion App. Загрузите последнюю версию Companion App для App Inventor.
- Возможно, что Android-устройство не подключено к беспроводной сети WiFi. Убедитесь, что в нижней части экрана AI2 Companion App Make отображается IP-адрес.
- Ваше Android-устройство не подключено к той же самой сети, что и компьютер. Убедитесь, что IP-адреса и компьютера, и устройства Android принадлежат одной и той же локальной сети.
- Ваша школа или организация могут использовать сетевые протоколы, запрещающие полноценную работу соединения WiFi (или вообще подключение WiFi недоступно). В таком случае Вы все еще можете использовать App Inventor вместе с эмулятором Androd, или можете использовать кабель USB для подключения к своему Android-устройству.
Разработка приложения происходит в облачной среде MIT App Inventor. Тестирование и отладка происходят на мобильном устройстве. Для разработки использовать ПК или ноутбук, а для отладки и тестирования - мобильное устройство с приложением MIT AppInventor Companion, которое позволяет считывать QR код созданного вами мобильного приложения.
Для того, чтобы приступить к созданию мобильного приложения, нужно зайти в программу MIT App Inventor. Для этого, в поисковую систему Яндекс, вбиваем название программы.
Скриншот 6 - Поисковая система "Яндекс"
Нажимаем на первую ссылку и переходим. Затем нужно войти в Google аккаунт по своему логину и паролю или зарегистрироваться.
Скриншот 7 - Вход в аккаунт Google
В окне «Добро пожаловать в App Inventor» нажимаем на кнопку «Продолжить».
Скриншот 8 - Окно "Добро пожаловать"
После входа в MIT App Inventor пользователь попадает на страницу, где отображается список его проектов. Все созданные проекты хранятся в папке Мои проекты. Создаем новый проект, с помощью кнопки «Начать новый проект».
Скриншот 9 - Создание нового проекта
В поле «Название проекта», обязательно на английском языке надо ввести название проекта (например, «priloshenie1»). И нажать на кнопку «ОК».
Скриншот 10 - Название проекта
Немного о рабочем экране визуального программирования, что находится на самом экране программы.
Скриншот 11 - Рабочее место
Добавляем в первое окно кнопку, редактируем и оформляем как нужно
для программы. Свойства: Цвет – Красный, Размер шрифта – 20, Текст кнопки – «Закрыть программу» (таким же образом добавляем остальные кнопки).
Скриншот 11 - Создание кнопки с некоторыми свойствами
После того как отредактировали кнопочки добавляем новый экран.
Скриншот 12 - Добавление нового экрана
После того, как создали новый экран, переходим на вкладку «Интерфейс пользователя», и перенесем объект «Изображение» на экран. На вкладке «Свойства», выбираем загрузить файл, но перед этим скачаем нужное изображение.
Скриншот 13 - Загрузка файла
Для этого заходим в поисковую систему «Google», находим нужное изображение и сохраняем.
Скриншот 14 - Сохранение изображения
Для того, чтобы просмотреть выполненное приложение, мы должны скачать его на телефон (я использую android). Сначала скачиваем программу с Play Market. Находим приложение на рабочем столе телефона.
Скриншот 15 - Поиск Play Mapket
После того, как зашли в Play Mapket, в поиске приложений находим приложение под названием «App Inventor».
Скриншот 16 - Поиск приложения под названием «App Inventor».
Заходим в приложение и нажимаем на кнопку установить.
Скриншот 17 - Установка приложения
После того, как приложение установили, заходим в него. Вылетает окошко с разрешением доступа к фото и файлам на устройстве, нажимаем «Разрешить».
Скриншот 18 - Разрешение к доступу
В данной главе были разработаны блок-схемы приложения и создано мобильное приложение.
Поставленные цели достигнуты и задачи решены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью дипломной работы являлось, создание мобильного приложения «Чайная индустрия» для магазина «Перегрев», которое представляет информационные данные из отрасли производительности чая, дает возможность узнать больше о различных технологических процессах.
В рамках дипломной работы была проведена разработка кода программного модуля на языках низкого и высокого уровней, создана программа по разработанному алгоритму как отдельный модуль, выполнена отладка и тестирование программы на уровне модуля, научилась выполнять оптимизацию и факторинг программного кода и оформлять документацию на программные средства.
В ходе разработки были получены следующие результаты:
- исследована чайная индустрии;
- изучена среда разработки мобильного приложения;
- разработана блок-схема приложения;
- создано мобильное приложение.
Приложение «Чайная индустрия» для магазина «Перегрев» было успешно создано, все ошибки, допущенные в процессе разработки были устранены либо на стадии эмуляции, либо в процессе тестирования на реальном устройстве. Мобильное приложение будет постепенно дорабатываться, будет добавляться другая полезная информация.
При реализации приложения применялась среда разработки Appinventor и мобильное устройство с операционной системой Android.
Данная разработка имеет практическое применение и уже используется на предприятии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ливенец М. А., Ярмахов Б. Б., «Программирование мобильных приложений в MIT App Inventor»
- Дарвин Я.Ф. «Android. Задачи и решения для разработчиков приложений»; Издательство: Вильямс; Год выпуска: 2017; Количество страниц: 768.
- МакГрат Майк. «Создание приложений на Android для начинающих»; Издательство: Эксмо-Пресс; Год выпуска: 2016; Количество страниц: 192.
- Похлёбкин В.В. «Чай, его история, свойства и употребление»; Издательство: Эксмо-Пресс; Год выпуска: 2019; Количество страниц: 224.
- Федотенко М.А. «Разработка мобильных приложений. Первые шаги»; Издательство: Лаборатория знаний; Год выпуска: 2019; Количество страниц: 336.
- Ходоров В.С., Ярцев А. «Чай - искусство, доступное всем»; Издательство: Эксмо; Год выпуска: 2015; Количество страниц: 192.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- «Статья - Ивана Соколова»
- «Информация о Чайной индустрии»
- «Ресурсы appinventor»
- Alexey Burkov «Видео-уроки appinventor»
- «Статья - Арменкова Артема Геннадьевича»
- «Видео-уроки App inventor 2»
- «Статья - Ивана Рузина»
- «Портал с вопросами»