3. Банковские договоры и современное банковское право: от радикальных экономических реформ 90-х гг. XX в. до формирования системы правового регулирования банковской деятельности начала XXI В.
3.1. Договорные отношения с участием банков в период радикальных экономических реформ 90-х гг.
В 90-е годы в нашей стране начались крупные изменения в экономике. Изменения были связаны с началом преобразований рыночных. Переход хозяйства народного к рынку потребовал адекватной денежно-кредитной инфраструктуры в виде развитой системы товарно-денежных отношений. В связи, с чем возникла острая необходимость в реформе кредитной, которая должна быть устремлена на создание свободного рынка капиталов. Процессу осуществления реформы кредитной предшествовали развитие и формирование разнообразных структур коммерческих, в основном коммерческих и кооперативных банков. Они становились в некоторой мере конкурентами специализированных банков, так как имели разнообразием методов ведения банковского дела, свободой в осуществлении политики как денежной, так и кредитной, более быстро реагировали на изменения спроса и конъюнктуры на те или иные виды и направления деятельности предприятий, не были связаны централизованно принятыми правилами и инструкциями по кредитованию1. Это дало возможность новым структурам банковским увеличить сеть своих учреждений и масштабы их деятельности, увеличивать размеры выданных кредитов и капиталов. Однако прежние рамки кредитной системы в определенной мере сковывали возможности новых банковских структур.
Централизованный характер ссудного фонда препятствовал переливу капиталов в отрасли с более выгодными условиями его приложения и прибыльным размещением кредитных ресурсов. Действующая монополия специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма, адекватного потребностям экономики.
02 декабря 1990 г. были приняты Закон РСФСР № 394-1 «О Центральном банке РСФСР» и Закон РСФСР № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Лишь с принятием названных законов была положена основа (начало) совершенно иной системе кредитной, которая отличалась от предыдущей как по содержанию, так и по форме. По содержанию принципиально изменились функции банков. На Центральный банк России и центральные банки республик, выступающих верхним звеном кредитной системы, возложены осуществление эмиссии и организация денежного обращения, функции кредитора последней инстанции для коммерческих банков, организация расчетов между ними, обслуживание государственного долга страны, операции на рынке ценных бумаг, выдача лицензий на совершение банковских операций с иностранной валютой, а также контроль за деятельностью коммерческих банков. В обязанности банков коммерческих, являющихся низшим звеном системы кредитной, входило размещение и привлечение денежных средств во вклады кредитов, осуществление расчетов по поручениям своих клиентов и банковских корреспондентов, их кассовое обслуживание, а также иные операции. При этом всем банкам коммерческим была предоставлена возможность свободного выбора клиентуры, самостоятельного формирования своей кредитной и процентной политики. Помимо этого, они отличались друг от друга по способу формирования и по принадлежности уставного капитала, по видам операций совершаемых, территории деятельности, по ориентации отраслевой. По форме кредитная система стала двухзвенной: ее верхнее звено - Центральный банк России в едином комплексе с банками республик, низшее звено - широкая сеть банков коммерческих, а также специализированных кредитных учреждений (страховых обществ, кредитных товариществ, ломбардов и т. д.).
Таким образом, реорганизация кредитной системы привела к разгосударствлению капитала и отразила своеобразие экономической ситуации в России. В начале 1992 г. правительство нашей страны приступило к реализации программы экономических реформ, основными элементами которой на первом этапе стали переход к свободному ценообразованию и проведение жесткой кредитно-денежной политики. Рост цен в первом полугодии 1992 г. вызвал резкое увеличение издержек производства и обращения. Это наряду с усилившимся налоговым бременем поставило многие предприятия на грань банкротства. Со стороны предприятий, оказавшихся не в состоянии оплачивать за счет собственных средств приобретение сырья, материалов и оборудования, возрос совокупный спрос на кредитные ресурсы. Одновременно участились случаи не возврата ссуд. Сумма невозвращенных кредитов в России к середине марта 1992 г. составляла 532 млрд. руб. Указанные обстоятельства обусловили исключительно высокий уровень рискованности кредитных операций, что привело к резкому росту процентных ставок и сужению объектов кредитования. Большая часть коммерческих банков прекратила ссудные операции.
В итоге на рынке кредитном остались главным образом торгово-посреднические структуры, которые могли снабдить сравнительно большую эффективность использования заемных средств. Началось увеличение ставок по ссудным и депозитным операциям у некоторых коммерческих банков, повлекшее за собой общее устремление банков к повышению ставок за кредиты. Это было во многом связано с жесткой кредитной политикой Центрального банка России, которая проявлялась в периодическом увеличении ставки по централизованным кредитам, ужесточении условий использования выделяемых ресурсов ссудных, ужесточении запретов и ответственности за дебетовое сальдо по корреспондентским счетам. Размер процентной ставки по кредитам централизованным увеличился с 20 до 80% годовых. В это же время общая сумма кредитов, выдаваемых Центральным банком России коммерческим банкам, возросла в 3,6 раза. Выделяя кредитные ресурсы коммерческим банкам, Центральный банк, требовал от них направления кредитов на цели приоритетные, связанные с производством потребительских товаров и сельскохозяйственной продукции, удовлетворением первоочередных потребностей экономики. Коммерческие банки выделяли свои кредиты на очень короткие сроки (от 3 до 6 месяцев) и были ориентированы на быстрейшее получение прибыли, что связано инфляционными процессами, происходившими в стране и с общей социально-экономической ситуацией в стране. Не случайно, поэтому в июне 1992 г. 96,6% общей суммы кредитных вложений коммерческих банков приходилось на краткосрочные кредиты, в том числе 68% - на сверхкраткосрочные (до 3 месяцев)2. Таким образом, наблюдалось понижение интереса коммерческих банков и предпринимателей к инвестициям производственного характера. В конце первого полугодия 1992 г. Центральный банк России предпринял меры, устремленные на смягчение своей политики, и выделил кредиты централизованные в сумме 200 млрд. руб. Но данных мер оказалось мало, чтобы стабилизировать ситуацию в кредитной сфере3.
Кредитная сфера еще более усугубилась тем, что отдельные коммерческие банки оказались не в состоянии приспособиться к быстро меняющейся обстановке и принять необходимые меры по защите интересов акционеров (пайщиков), в результате чего многие кредитные учреждения фактически оказались поставленными на грань банкротства. Действительная вероятность краха финансового некоторых банков была усилена появившимся отзывом пайщиками своих вкладов из их уставных фондов в связи с тем, что сами учредители (в основном из числа промышленных предприятий) были поставлены перед необходимостью изыскивать средства (в отдельных случаях даже из выручки) на оплату труда своих работников, приобретение оборотных средств по свободным ценам. Таким образом, политика Центрального банка России, направленная на снижение инфляционной напряженности в стране за счет ограничения кредитной эмиссии, на практике обернулась обострением кризисного состояния рынка ссудного капитала.
Необходимо отметить, что за период с 1989 по 1992 гг. значительно возросли объемы собственных средств банков, увеличилась их численность (со 160 до 2,5 тыс.). Коммерческие банки играли решительную в экономике роль. Так, их кредитные вложения в хозяйство составляли 92% совокупных кредитных вложений и продолжали постоянно подниматься.
Данная тенденция удостоверяла о увеличении активизации и масштабов деятельности коммерческих банков по привлечению средств клиентуры, об упрочении их позиций.
В начале 90-х функционировал порядок, в соответствии которым 20% из 50% от экспортной выручки предприятий подлежат обязательной продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные коммерческие банки (оставшиеся 30% валютной выручки предприятий направляются в валютный резерв при Центральном банке для погашения внешнего долга). Новый порядок существенно расширял права уполномоченных банков. Если 20% валютной выручки предприятий-продавцов, предназначенных для реализации на внутреннем рынке, не встречают эквивалентных требований покупателей валюты, то уполномоченные банки имеют право ее выкупа за свой счет. Это означает, что коммерческие банки, имеющие валютную лицензию, становятся крупными держателями инвалюты, аккумулируя ее на достаточно длительный срок. Если будет произведена дополнительная денежная эмиссия, коммерческие банки выступят в роли мощных валютных накопителей и, ориентируясь на получение прибыли, смогут значительно поднять курс безналичного доллара.
С распадом СССР и образованием СНГ большая часть входящих в Содружество государств объединилась в так называемую рублевую зону с целью использования в качестве законного платежного средства рубля наряду с функционированием в денежных системах некоторых государств собственной национальной валюты (в Беларуси, прибалтийских государствах, на Украине и др.)4. В основе взаимоотношений между государствами рублевой зоны лежали следующие принципы: принятие обязательств о не введении собственных национальных валют на период не менее 3-х лет (1992-1995 гг.); использование единого законного платежного средства - рубля; отмена всяких ограничений на его обращение, включая ограничения на прием наличных денег в уплату за покупку товаров, оплату работ и услуг; соблюдение в рублевой зоне единой финансовой и налоговой политики; соблюдение установленных Центральным банком России единых унифицированных правил наличной и безналичной эмиссии рубля, процентных ставок по кредитам центральных (национальных) банков коммерческим банкам, по величине нормы обязательных резервов коммерческих банков, хранимых в центральных (национальных) банках, недопущение кредитования центральными банками бюджетных дефицитов государств, имея в виду, что дефициты бюджета должны покрываться выпуском государственных ценных бумаг (облигаций) для реализации населению, предприятиям, коммерческим банкам, принятие обязательств по созданию единого валютного рынка; проведение единой валютной политики, включая единые правила определения курса рубля в отношении к иностранным валютам, скоординированные действия по поддержанию курса рубля (проведение валютных интервенций), определению круга физических и юридических лиц, допускаемых к операциям по покупке и продаже валюты) по установлению правил вывоза рубля и других валют за пределы рублевой зоны и прочих валютных ограничений; принятие двусторонних соглашений с государствами рублевой зоны о координации действий и защите взаимных интересов при условии введения каким-либо из этих государств собственной национальной денежной единицы; разработка мер по предотвращению возможного ущерба в случае введения национальной валюты независимым государством рублевой зоны без соответствующей заблаговременной информации России; подготовка соглашений с государствами рублевой зоны о методах осуществления взаимных платежей и расчетов между ними, об определении состояния платежных балансов, о кредитовании операций взаимной торговли и урегулировании вопросов взаимной задолженности.
На основе указанных принципов строились отношения государств - членов рублевой зоны. Они обеспечивали условия для улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участников Содружества Независимых Государств, воздействовали на текущий рыночный курс национальной валюты, который через обратные связи влияли на экспортно-импортные потоки, движение капиталов, структуру экономики и состояние платежных балансов. В целом новые взаимоотношения государств рублевой зоны проявлялись в периоды серьезной ломки структуры международных расчетов, изменений в экономике и валютной сфере, означая попытки отразить сложившиеся перемены.
Одним из результатов либерализации финансовой системы в России стало возникновение большого числа новых банков: на начало 1995 года зарегистрировано свыше 2400 банков. Только за один 1993 год количество коммерческих банков в Москве, по сообщению Центрального банка, возросло на 220. Многие недостатки российской банковской системы отражали трудности и противоречия осуществляемых в стране преобразований. Кроме того банки унаследовали от прошлого такие пороки, как негибкость, неготовность вести честную конкурентную борьбу, стремление получать ресурсы из государственной казны и т.п. Многие банки пошли по пути «искусственной коммерциализации», превратились в денежных спекулянтов-посредников, предпочитающих кредитовать посреднические структуры. Следует, однако, отметить, что несовершенства банковского законодательства России преодолевались с большим трудом. Тем не менее, происходило постепенное формирование достаточно строгих критериев при выдаче лицензий коммерческим банкам. Несколько упростился порядок отзыва лицензий у плохо работающих банковских и иных финансовых учреждений5.
В рассматриваемый период развитие банковской системы происходило в условиях, когда становление законодательного процесса регулирования и процесса первоначального накопления капитала соседствовали с высокой инфляцией и высоким уровнем инфляционных доходов. Банковский рынок был предельно криминализирован, так как возможность быстрой наживы стимулировала появление на этом рынке банков-однодневок, которые переводили привлеченные денежные ресурсы через подставные фирмы на запад. Возможность получения вкладчиками высоких доходов была сопряжена для них с риском потерять свои средства. Поэтому малейшие кризисные предпосылки вызывали острую реакцию, выражавшуюся в оттоке капиталов из банков. Малейшие слухи о кризисе банка могли привести к его краху. Банковская система постоянно находилась в шаге от кризиса. Наиболее существенен по своим последствиям был кризис августа 1995 года. Причины возникновения банковского кризиса были очевидны. Замедление темпов обесценения денег резко снизило дивиденды по спекулятивным сделкам, тем самым доходность операций на популярном рынке межбанковских кредитов сократилась. Стабилизация экономики лишила банки легких доходов. Падение производства, и как следствие, резкое снижение выпуска продукции создали дополнительную проблему - проблему не возврата кредитов. Неплатежи предприятий приводили к взаимным неплатежам банков. Все это привело к тому, что банкротство определенной части коммерческих банков стало неизбежно. Первым предвестником близости банковского кризиса послужил резкий рост кредитных ставок в начале июля на рынке межбанковских кредитов. Также в качестве тревожных признаков развития кризисной ситуации на рынке межбанковских кредитов послужили увеличение доходности по государственным краткосрочным облигациям на фоне снижения инфляции (нехватки рублевой массы) волна закрытия лимитов кредитования коммерческим банкам, в том числе крупным и крупнейшим.
24 августа 1995 г. количество невозвратов достигло критической массы, после чего процесс стал неуправляемым. Существовало два пути решения проблемы. Либо максимально помочь коммерческим банкам (в основном кредитами), что создавало угрозу курсу на стабилизацию экономики. Либо дать возможность коммерческим банкам почувствовать на себе все привратности капитализма. Центральным банком и правительством был предпринят ряд оперативных мер. Центральный банк скупил у них эти ценные бумаги на сумму 1,6 трлн. руб. и выделил порядка 300 млрд. руб. сроком до 7 дней для кредитования банков, попавших в тяжелую финансовую ситуацию6.
После августовских событий 1995 года многие банки остались на уровне финансовых компаний, осуществляющих краткосрочные вложения в ценные бумаги. 1995 год с убытками закончили 449 банков (22% от общего числа), утратили собственные средства (стали неплатежеспособными) 365 , причем в 28 регионах - каждый третий. Без малого у тысячи (42%) собственных средств осталось меньше, чем объемы оплаченных уставных фондов. Центробанком РФ было отозвано 225 лицензий коммерческих банков (почти 8% от их общего числа). В 1996 году число банков вновь значительно сократилось (по состоянию на 1 декабря - на 11%) причем наиболее значительному сокращению подверглись банки с уставным капиталом от 100 до 500 млн. руб. - на 40%. При этом в 2 раза выросло количество банков с уставным капиталом от 20 до 30 млрд. руб. и на 86% - число крупнейших банков с уставным капиталом свыше 30 млрд. руб. Количество действующих кредитных учреждений за 1997 год сократилось с 2029 до 1697. Основной тенденцией развития банковской системы до середины 1998 года являлась ориентированность на развитие операций на финансовых рынках, прежде всего на рынке государственного долга, а также на привлечение вкладов населения и ресурсов с международного рынка капиталов.
При этом в 1998 году банковская система стала испытывать негативное влияние кризиса международных финансов и растущего недоверия к рынкам развивающихся стран, которое отразилось в первую очередь на состоянии рынка государственного долга. Однако, падения цен на государственные ценные бумаги до августа 1998 года имели ограниченные для банковской системы последствия, которые кроме того в определенной мере нивелировались действиями Банка России, в частности разрешением кредитным организациям перевести часть государственных ценных бумаг из портфеля для перепродаж в инвестиционный портфель. Общий объем обязательств российских банков (без Сбербанка РФ) на поставку иностранной валюты нерезидентам, по состоянию на август 1998 г. составил 87,9 млрд. рублей, или 86% к их совокупному капиталу. В создавшихся условиях банковская система, ориентировавшаяся на стабильность валютного курса и рынка государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, оказалась не в состоянии противостоять негативным воздействиям финансового кризиса. Финансовый кризис нанес серьезный удар и по устойчивости российских банков. Только за август банковские капиталы (без учета Сбербанка РФ) сократились на 13,5 млрд. рублей, или на 13,2%, образовались убытки в сумме 6,8 млрд. рублей. Средства на расчетных, текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за этот же период сократились в рублях на 7,1 млрд. рублей или на 15,5%, в валюте Сужение ресурсной базы кредитных организаций привело к свертыванию программ кредитования реального сектора экономики. В результате действия всех факторов банковская система стала испытывать дефицит ликвидности. Таким образом, финансовый кризис нанес ощутимый удар по банковской системе, что выразилось в снижении банковского капитала и возникновении дефицита ликвидности.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России. В результате эффективных действий Банка России, названных организаций банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
3.2. Банковские договоры в современном банковском праве: вопросы соотношения норм гражданского, административного и финансового права
Банковские договора имеют гражданско-правовую природу, являются институтом гражданского права, так как всегда приводят к возникновению имущественных правоотношений, основанных на началах юридического равенства его участников. Деятельность же кредитных организаций в целом регулируется нормами разных отраслей права - главным образом, гражданского и административного (финансового)7.
На сегодняшний день банковские договора осуществляются кредитными организациями дополнительно к банковским операциям. Перечень банковских договоров, которые могут осуществлять банки, содержится в ст. 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»8. Согласно названной норме в современном банковском праве банки осуществляют следующие банковские договора:
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме. Поручительство является способом обеспечения исполнения обязательств.
По договору поручительства поручитель (кредитная организация) обязывается перед кредитором иного лица отвечать за исполнение последним его обязательства в части или полностью.
Договор поручительства между клиентом кредитной организацией заключается в письменном виде. Согласно со ст. 362 ГК РФ при несоблюдении письменной формы договора поручительства, данный договор является недействительным.
Кредитная организация отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая возмещение судебных издержек по взысканию долга, уплату процентов и иных убытков кредитора, вызванных ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
Согласно ст. 364 ГК РФ кредитная организация имеет право выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства. Помимо этого, кредитная организация не теряет право на эти возражения даже в том случае, если должник от них отказался или признал свой долг.
После исполнения кредитной организацией обязательства в качестве поручителя к ней переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также имеет право требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.
Статьей 366 ГК РФ закреплена обязанность должника незамедлительно уведомить кредитную организацию - поручителя при исполнении им обязательства. Иначе поручитель, в свою очередь, исполнивший обязательство, имеет право взыскать с кредитора неосновательно полученное либо предъявить регрессное требование к должнику.
В ст. 367 ГК РФ среди оснований прекращения поручительства названы следующие:
- перевод на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника;
- прекращение обеспеченного поручительством обязательства, а также изменение этого обязательства, влекущее увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего;
- истечение указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано;
- отказ кредитора принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем;
- непредъявление кредитором в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства иска к поручителю;
- истечение двух лет со дня заключения договора поручительства, в течение которых кредитором не предъявлен иск к поручителю, если срок исполнения основного обязательства не был указан и не может быть определен моментом востребования9;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.
Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им иному лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Кредитная организация может выступать в качестве субъекта, приобретающего такое право требования в отношении обязательств в денежной форме.
Если иное не установлено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также иные связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Сделка по приобретению права требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме или простой письменной, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
В свою очередь, уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, а уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.
Общие положения доверительного управления имуществом определены главой 53 ГК РФ. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть денежные средства в валюте РФ и в иностранной валюте, природные драгоценные металлы и драгоценные камни, ценные бумаги, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ на правах собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 1013 ГК РФ деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, установленных законом. Таким исключительным полномочием - управлять денежными средствами - обладают в данном случае кредитные организации10.
Право на осуществление данных банковских сделок имеют кредитные организации на основании специальной лицензии Банка России. Денежные средства могут передаваться в управление как в российской, так и в иностранной валюте.
Денежные средства передаются в управление в целях их инвестирования в ценные бумаги на срок, установленный соответствующим договором, либо в составе иного имущества, например, имущественного комплекса11.
Помимо этого, распространенным объектом доверительного управления являются ценные бумаги, особенности управления которыми урегулированы Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»12;
4) осуществление операций с драгоценными камнями и драгоценными металлами в соответствии с законодательством нашей страны. Кредитные организации имеют право осуществлять такую банковскую операцию, как привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
- купля-продажа драгоценных металлов, как за счет клиентов (по договорам поручения и комиссии), так и свой счет;
- оказание услуг по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища;
- предоставление и получение кредитов в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
- размещение драгоценных металлов за свой счет и от своего имени на депозитные счета, открытые в иных банках, и предоставление займов в драгоценных металлах;
- купля-продажа драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам.
Банки имеют право совершать и иные сделки с драгоценными металлами (фьючерсы, свопы, опционы и др.) в соответствии с законодательством страны и международной практикой банковской;
5) предоставление в аренду юридическим и физическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения ценностей и документов.
Согласно ст. 921 ГК РФ кредитная организация имеет право принимать на хранение драгоценные камни и металлы, ценные бумаги, иные драгоценные вещи и другие ценности, в том числе документы.
Заключение договора хранения ценностей в банке удостоверяется выдачей банком клиенту (поклажедателю) именного сохранного документа, предъявление которого является основанием для выдачи хранимых ценностей.
Договором хранения ценностей в банке может быть закреплено предоставление клиенту охраняемого индивидуального сейфа банковского, ячейки сейфа или иного изолированного помещения. В этом случае клиенту предоставляются идентификационная карточка клиента, ключ от сейфа или иной документ, который позволяет помещать ценности в сейф или изымать их из сейфа вне контроля банка13.
Служба безопасности кредитной организации должна осуществлять контроль за доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф. Что же касается ответственности за сохранность содержимого сейфов, то, если договором хранения ценностей в банке не предусмотрено иное, кредитная организация освобождается от ответственности за несохранность содержимого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома клиента был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы;
6) лизинговые операции.
Под лизингом в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»14 принятого 29 октября 1998 г. понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Лизинговая деятельность является особым видом инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Субъектами отношений лизинговых являются, в том числе и кредитные организации.
Общие положения о финансовой аренде (лизинге) содержатся в ГК РФ (ст. ст. 665 - 670). По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (в рассматриваемом случае кредитная организация) должна приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для целей предпринимательских. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и иных природных объектов15.
Лизинговые отношения на уровне нормативных актов Банка России широко не регламентированы.
Особенности бухгалтерского учета лизинговых операций в кредитных организациях установлены главой 9 «Учет финансовой аренды (лизинга)» Положения Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»16.
В свою очередь, в письме Банка России от 31 января 2006 г. № 12-1-3/226 «О применении Федерального закона г. № 115-ФЗ» Департамент финансового мониторинга и валютного контроля указывает, что предоставление или получение имущества по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
К примеру, еще в 1994 г. одним из первых в России финансовым лизингом занялся Международный промышленный банк, который совместно с Российской инженерной академией создал Международный институт инвестиционных проектов для формирования базы данных по различным регионам и предприятиям и составления на основе этой информации программ кредитования.
Совместно с крупнейшими банками азиатско-тихоокеанского региона, входящими в Ассоциацию банков Азии, Международный промышленный банк подготовил программы по промышленному лизингу для Камчатки, Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока. Вместе с инвестиционными фондами Гонконга и Тайваня осуществляются проекты развития телекоммуникаций в России и переоснащения некоторых отечественных предприятий отрасли17.
7) оказание кредитными организациями различного рода информационных и консультационных услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация имеет право выполнять и другие сделки согласно с законодательством нашей страны. Согласно ч. 6 ст. 5 названного закона кредитная организация вправе заниматься любой иной деятельностью, которая прямо не запрещена федеральным законодательством. К примеру, кредитной организации запрещается заниматься страховой, торговой производственной деятельностью. Так, например, арбитражный суд, рассматривая иск ОАО «Банк Российский кредит» к ООО «Северная торгово-промышленная компания», сделал вывод о том, что сделки по продаже недвижимого имущества относятся к торговым операциям, которые банк не вправе осуществлять, и признал сделку купли-продажи квартиры, в которой банк выступал на стороне продавца, ничтожной на основании ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ.18
Названные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»19 принятым 07 февраля 2011 г.
Согласно с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» все банковские сделки осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии специальной лицензии Банка России - в иностранной валюте.
Таким образом, кредитная организация имеет право осуществлять следующие сделки: выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством страны; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг; иные сделки в соответствии с законодательством страны.
Заключение
Проанализировав и изучив тему выпускной работы можно сделать следующие выводы.
Эволюция развития банковской системы России происходила на протяжении длительного периода времени и переживала определенные изменения, пока не сформировалась её нынешняя структура.
До 1861 года банковская система России была представлена дворянскими банками, которые кредитовали помещиков под залог их имений, и банкирскими фирмами, которые в свою очередь кредитовали промышленность и торговлю.
Уже к концу XIX - началу ХХ в. в нашей стране сформировалась устойчивая и разветвленная банковская система, в которую наряду с государственными банками входили негосударственные кредитные учреждения. В этот период были приняты важнейшие нормативные акты, которые регламентировали деятельность частных и общественных кредитных учреждений, а также существовало достаточно строгий правительственный контроль над их деятельностью. В конце XIX - начале XX в.в. банки осуществляли кредитование, прием вкладов, операции с ценными бумагами, осуществление платежей, как в России, так и за границей, перевод денежных средств в места, где находятся отделения банка и др.
Все банковские сделки в российском дореволюционном праве дифференцировались на две категории: активные и пассивные операции банков. По активным операциям банк является кредитором своих клиентов, по пассивным операциям - должником их. К активным сделкам относились в основном кредитование банком граждан и организаций. К числу пассивных - банковские вклады, эмиссионные операции и займы.
В 1917 году произошла национализация банковской системы. Государство получило монополию на банковское дело, в связи, с чем были ликвидированы многие частные банки и был образован Государственный банк РСФСР.
В 30-е гг. произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. Остался только один уровень, включавший Государственный банк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система подгонялась под политические амбициозные установки, лишенные в некоторых случаях экономической основы. Результатом такой реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства, и прежде всего у министра финансов. Данное положение продолжалось вплоть до 90-х годов.
Основными банковскими сделками, осуществляющими банками в период с 1917 г. до 1990 г. были:
- договор банковского вклада, который представлял собой разновидность договора займа. Особенностью договора банковского вклада являлось ограничения его субъектного состава: стороной, принимающей вклады могли быть кредитные учреждения (гострудсберкассы, учреждения Госбанка СССР и Внешторгбанка), а на стороне вкладчика - физические лица (советские граждане, иностранцы и лица без гражданства);
- договор банковского счета, который представлял собой самостоятельный гражданско-правовой договор, которому отводилась роль обслуживания граждан;
- договор банковской ссуды (кредитование организаций и граждан).
В декабре 1990 года были приняты Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом, впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства. Это дало необходимый импульс для развития коммерческих банков.
На сегодняшний день банки банковские договора имеют гражданско-правовую природу, являясь институтом гражданского права. Перечень банковских договоров, которые могут осуществлять банки, определен в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством страны;
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных услуг; иные сделки в соответствии с законодательством страны.
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - № 237.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - ст. 410.
- Федеральный закон Российской Федерации от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 6. - ст. 492.
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - ст. 1918.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 44. - ст. 5394.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - ст. 2790.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - ст. 904.
- Положение Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. - 2012. - № 56 - 57.
- Письмо Банка России от 31 января 2006 г. № 12-1-3/226 «О применении Федерального закона г. № 115-ФЗ» // СПС КонсультантПлюс.
- Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17 декабря 2012 г. по делу № А79-12868/2012 // СПС КонсультантПлюс.
II. Научная литература
- Абдуллаева, Н.К. Ограничение свободы договора в сфере банковской деятельности в СССР в условиях плановой деятельности экономики / Н.К. Абдуллаева // Общество и право. - 2013. - № 2. - С. 34-36.
- Агарков, М.М. Основы банковского права: курс лекций. 2-е изд. / М.М. Агарков - М.: Издательство БЕК, 2013. - 340 с.
- Алексеев, С.С., Шешенин, Е.Д. Гражданско-правовые формы кредитования индивидуального жилищного строительства / С.С. Алексеев, Е.Д. Шешенин // Государство и право. - 2012. - № 7. - С. 68.
- Амосов, А.И. Эволюция денежной системы России / А.И. Амосов // Вопросы истории. - 2013. - № 8. - С. 86 - 95.
- Ананьич, Б.В. Банкирские дома в России 1860 - 1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства / Б.В. Ананьич. - М.: Издательство: РОССПЭН, 2011. - 295 с.
- Банки и кредитные учреждения СССР в 1924 г. Банковский справочник-ежегодник. - М.: Норма, 2013. - 154 с.
- Банковское дело: учебник / под ред. д. э. н., проф. Г.Г. Коробовой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. - 592 с.
- Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник / под общ. ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 2012. - 448 с.
- Боровой, С.Я. Кредит и банки в России (середина XVIII в. - 1861 г.) / С.Я. Боровой. - М.: Норма, 2012. - 124 с.
- Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари: в 5 томах / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2012. Т. 2. - 623 с.
- Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований: в 5 томах / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2012. Т. 1. - 736 с.
- Вартапетян, В.А. Зарождение банковского дела в России / В.А. Вартапетян // Банковское право. - 2013. - № 3. - С. 18-19.
- Вишневский, А.А. Современное банковское право: банковско-клиентские отношения: сравнительно-правовые очерки / А.А. Вишневский. - М.: Статут, 2013. - 349 с.
- Вострикова, Л.Г. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» / Л.Г. Вострикова. - М.: Юстицинформ, 2013. - 147 с.
- Гиндин, И.Ф. Банки и экономическая политика в России (XIX - начало XX в.). Избранное. Очерки истории и типологии русских банков / И.Ф. Гиндин. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 750 с.
- Гогин, А.А. Из истории российской банковской системы / А.А. Гогин // Банковское право. - 2014. - № 3. - С. 42-44.
- Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: курс лекций / отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Норма, 2013. - 870 с.
- Гражданское право: учебник. Ч. II / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Волтерс Клувер, 2013. - 870 с.
- Гражданское право: учебник: в 3 томах / И.А. Андреев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. - М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2013. Т. 2. - 712 с.
- Гурьев, А. Очерк развития кредитных учреждений в России / А. Гурьев. - СПб.: Издательство Якорь, 2011. - 258 с.
- Гусева, Л.Л. Исторический аспект развития банковских отношений / Л.Л. Гусева // История государства и права. - 2013. - № 5. - С. 35-37.
- Данилова, Н.А., Шахматов, А.В. Развитие банковской деятельности в дореволюционной России / Н.А. Данилова, А.В. Шахматов // История государства и права. - 2012. - № 6. - С. 18-24.
- Дернбург, Г. Пандекты. Т. III. Обязательственное право. 2-е изд. / Г. Дернбург. - М.: Статут, 2010. - С. 315.
- Ефимова, Л.Г. Банковское право. - М.: Статут, 2013. Т. 1: банковская система Российской Федерации / Л.Г. Ефимова. - М.: Юристъ, 2013. - 882 с.
- Иоффе, О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. - М.: Юридическая литература, 2009. - 880 с.
- Кавелина, Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) / Н.Ю. Кавелина. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 186 с.
- Калитов, Д.Е. Становление банковского законодательства дореволюционной России и его совершенствование в целях предупреждения банкротства банков / Д.Е. Калитов // Банковское право. - 2013. - № 3. - С. 68 - 77.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой: в 3 т. (постатейный) / Т.Е. Абова, З.С. Беляева, Е.Н. Гендзехадзе и др.; под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. Т. 1. - 1060 с.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. (постатейный) / Т.Е. Абова, Л.В. Андреева, Е.Б. Аникина и др.; под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. Т. 2. - 1192 с.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Глянцев и др.; под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. - 987 с.
- Левин, И.И. Акционерные коммерческие банки в России: сборник / И.И. Левин; под науч. ред. А.А. Белых. - М.: Статут, 2010. - 645 с.
- Медведев, Д.А. Правовые вопросы коммерческого кредитования в СССР / Д.А. Медведев // Правоведение. - 2011. - № 4. - С. 49.
- Народное хозяйство СССР 1922 - 1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник. - М.: Статистика, 2012. - 568 с.
- Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Н.Н. Агафонова, С.В. Артеменков, В.В. Безбах и др.; под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. - М.: НОРМА, 2013. - 848 с.
- Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Н.Н. Агафонова, С.В. Артеменков, В.В. Безбах и др.; под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. - М.: НОРМА, 2013. - 848 с.
- Новицкая, Т.Е. Финансовое законодательство и налоговая политика России в XVIII веке / Т.Е. Новицкая // Вестник Московского университета. Сер. 11. - Право. - 2013. - № 5. - С. 37.
- Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2013. Т. 1. - 533 с.
- Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2013. - 1326 с.
- Рашидов, О.Ш. Государственно-правовое регулирование деятельности кредитных учреждений в досоветской России / О.Ш. Рашидов. - Нижний Новгород, 2012. - 114 с.
- Саркисянц, А. Российская банковская система: специфика развития / А. Саркисянц // Бухгалтерия и банки. - 2013. - № 4. - С. 36 - 44.
- Сиринов, М. Условия восстановления деятельности частных банков в России / М. Сиринов // Финансовый вестник. - 2012. - № 30. - С. 14.
- Соломин, С.К. Некоторые аспекты совершенствования положений гражданского законодательства о банковских сделках / С.К. Соломин // Банковское право. - 2013. - № 1. - С. 37 - 38.
- Турбанов, А.В. Антикризисные механизмы в банковской системе / А.В. Турбанов // Банковское право. - 2014. - № 1. - С. 4.
- Финогентова, О.Е. Законодательное регулирование банковской деятельности в России (первая половина XVIII - начало XX века) / О.Е. Финогентова. - Самара, 2013. - 89 с.
- Цитович, П.П. Труды по торговому и вексельному праву: В 2 т. Т. 1: учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским / П.П. Цитович. - М.: Издательство Статус, 2012. - 460.
- Шаповалов, М.А., Ишлек, (Бородина) Н.М., Миронов, В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный). 2-е изд. / под ред. М.А. Шаповалова. - М.: Юристъ, 2013. - 242 с.
- Шершеневич, Г.Ф. Курс торгового права. Т.II. Товар. Торговые сделки / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Статут, 2012. - 544 с.
- Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2013. - 408 с.
- Юдкина, Л. Банки и лизинговые компании / Л. Юдкина // Банковское право. - 2012. - № 6. - С. 21.
- Ядрышников, К.С. Принцип «государственной банковской монополии» в советском законодательстве и его реализация в период нэпа / К.С. Ядрышников // История государства и права. - 2013. - № 20. - С. 22 - 25.
- Яснопольский, Л.Н. Зачатки коммерческого банковского кредита в России // Банковская энциклопедия. Коммерческие банки / под общ. ред. проф. Л.Н. Яснопольского. Т. 1. - Киев, 2011. - 580 с.
1 Ефимова, Л.Г. Банковское право. - М.: Статут, 2013. Т. 1: банковская система Российской Федерации / Л.Г. Ефимова. - М.: Юристъ, 2013. С. 27.
2 Гусева, Л.Л. Исторический аспект развития банковских отношений / Л.Л. Гусева // История государства и права. - 2013. - № 5. - С. 36.
3 Саркисянц, А. Российская банковская система: специфика развития / А. Саркисянц // Бухгалтерия и банки. - 2013. - № 4. - С. 39.
4 Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник / под общ. ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 2012. С. 283.
5 Амосов А.И. Эволюция денежной системы России / А.И. Амосов // Вопросы истории. - 2013. - № 8. - С. 94.
6 Турбанов, А.В. Антикризисные механизмы в банковской системе / А.В. Турбанов // Банковское право. - 2014. - № 1. - С. 4.
7 Соломин, С.К. Некоторые аспекты совершенствования положений гражданского законодательства о банковских сделках / С.К. Соломин // Банковское право. - 2013. - № 1. - С. 37.
8 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 6. - ст. 492.
9 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой: в 3 т. (постатейный) / Т.Е. Абова, З.С. Беляева, Е.Н. Гендзехадзе и др.; под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. Т. 1. С. 824.
10 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Глянцев и др.; под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. С. 728.
11 Вострикова, Л.Г. Комментарий к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" / Л.Г. Вострикова. - М.: Юстицинформ, 2013. С. 16.
12 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - ст. 1918.
13 Вишневский, А.А. Современное банковское право: банковско-клиентские отношения: сравнительно-правовые очерки / А.А. Вишневский. - М.: Статут, 2013. С. 112.
14 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 44. - ст. 5394.
15 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. (постатейный) / Т.Е. Абова, Л.В. Андреева, Е.Б. Аникина и др.; под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. Т. 2. С. 244.
16 Вестник Банка России. - 2012. - № 56 - 57.
17 Юдкина, Л. Банки и лизинговые компании / Л. Юдкина // Банковское право. - 2012. - № 6. - С. 21.
18 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17 декабря 2012 г. по делу № А79-12868/2012 // СПС КонсультантПлюс.
19 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - ст. 904.