Организация деятельности контрольно-счетной палаты Чувашской Республики

Дипломная работа по предмету «Муниципальное право»
Информация о работе
  • Тема: Организация деятельности контрольно-счетной палаты Чувашской Республики
  • Количество скачиваний: 3
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Муниципальное право
  • Количество страниц: 23
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-01 19:48:41
  • Размер файла: 115.03 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



2.1. Контрольные мероприятия как форма осуществления внешнего государственного финансового контроля


Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий:

1) в отношении органов государственной власти Чувашской Республики и государственных органов Чувашской Республики, органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных учреждений Чувашской Республики и государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, органов местного самоуправления  и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Чувашской Республики (далее - проверяемые объекты);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего государственного финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, законодательством Чувашской Республики, а также стандартами внешнего государственного финансового контроля.

Стандарты внешнего государственного финансового контроля представляют собой обязательные для исполнения должностными лицами контрольно-счетных органов нормы, положения, правила и процедуры, регламентирующие содержание и порядок подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий. Как правило, указанные стандарты являются продуктом унификации методических разработок в сфере внешнего финансового контроля и рекомендаций по их практическому применению1.

С одной стороны, стандарты внешнего государственного финансового контроля содержат предназначенные для инспекторов рекомендации по вопросам методического обеспечения проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. С другой стороны, данные документы могут быть использованы в качестве организационного критерия оценки полученных результатов на предмет отклонения от заданных величин2.

Целями разработки стандартов и внедрения их в практику работы контрольно-счетных органов являются повышение качества, эффективности, объективности финансового контроля, обеспечение преемственности, последовательности применения контрольных методик, формирование целостной и связанной системы контрольных и аналитических мероприятий, экспертных исследований.

Контрольно-счетные органы вправе самостоятельно в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать стандарты осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Законодатель особо отмечает, что стандарты финансового контроля не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.

Контрольные мероприятия проводятся должностными лицами Контрольно-счетной палаты в соответствии с утвержденными годовыми и квартальными планами работы Контрольно-счетной палаты3.

Для проведения каждого контрольного мероприятия составляется программа проверки. Составлению программы проверки предшествуeт подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемых объектов.

Проекты программ контрольных мероприятий разрабатываются должностными лицами Контрольно-счетной палаты, ответственными за проведение мероприятий. Программа проверки включает в себя наименование контрольного мероприятия, период проверки, наименование проверяемого объекта, перечень основных вопросов, подлежащих проверке, ответственных исполнителей.

Документами, дающими должностным лицам Контрольно-счетной палаты право на осуществление контрольных мероприятий, являются распоряжение Председателя о проведении контрольного мероприятия, служебное удостоверение.

В распоряжении о проведении контрольного мероприятия указывается номер распоряжения и дата его выдачи, основание проведения контрольного мероприятия, наименование контрольного мероприятия, наименование проверяемого объекта, проверяемый период, должность, фамилия, инициалы должностных лиц, ответственных за проведение контрольного мероприятия (руководителя контрольного мероприятия), срок проведения контрольного мероприятия.

Срок проведения контрольного мероприятия, численный и персональный состав проверяющей группы определяется с учетом объема работы и особенностей деятельности проверяемых объектов и других обстоятельств.

При необходимости к участию в контрольном мероприятии могут привлекаться специалисты других органов исполнительной власти Чувашской Республики, научных и иных организаций. Решение о включении таких специалистов в состав проверяющей группы принимается по согласованию с их руководителями.

По решению руководителя проверяющей группы до начала основного этапа контрольного мероприятия руководителям проверяемых объектов направляется уведомление о проведении контрольного мероприятия на данных объектах.

Датой начала контрольного мероприятия считается дата предъявления руководителем проверяющей группы распоряжения на проведение контрольного мероприятия руководителю проверяемого объекта (или лицу, им уполномоченному).

Исходя из наименования программы контрольного мероприятия, участники проверяющей группы определяют необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности документов, обеспечивающих надежную возможность сбора необходимых сведений и доказательств.

Проверки материальных ценностей, контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг или другие аналогичные действия проводятся в присутствии материально-ответственных лиц проверяемых объектов.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты могут проводить обследование помещений и других объектов проверяемой организации, а также запрашивать в установленном порядке необходимую информацию у проверяемого объекта и у других организаций, обладающих информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.

В пределах своей компетенции должностные лица Контрольно-счетной палаты имеют право знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и хранящейся в электронной форме в базах данных.

Участники проверяющей группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных лиц, в том числе материально-ответственных лиц, проверяемого объекта, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период. При этом проверяются подлинники бухгалтерских и финансовых документов, в необходимых случаях проводятся осмотр, инвентаризация, контрольные обмеры, экспертизы и т.п.

В ходе проведения проверки может проводиться выверка расчетов с организациями, получившими от проверяемого объекта денежные средства, материальные ценности и документы, путем сличения записей, документов и данных указанных организаций с соответствующими записями, документами и данными проверяемого объекта.

Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. В зависимости от наименования контрольного мероприятия в ходе его проведения изучаются:

- расчеты сметных назначений;

- исполнение бюджетных смет;

- целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;

- соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств республиканского бюджета Чувашской Республики, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов и инвестиций, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики, государственных гарантий Чувашской Республики;

- соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, в том числе охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, принадлежащие Чувашской Республике;

- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

- выполнение государственных заданий и показателей, характеризующих качество и объем (состав) государственных услуг и т.д.

- принятые проверяемым объектом меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.

Результаты проведенных контрольных мероприятий оформляются актом. Акт проверки составляется в 2-х экземплярах на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте проверки в этой иностранной валюте и в рублях, в сумме, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций.

Акт проверки состоит из 2-х частей: вводной и описательной. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны положения законодательных и иных нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.

Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.

Факты нарушений, отраженные в акте проверки, могут подтверждаться документами (копиями документов), промежуточными актами, объяснениями должностных, материально-ответственных и иных лиц проверенного объекта, другими материалами. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.

Акты, составленные должностными лицами Контрольно-счетной палаты при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверенных объектов в течение трех дней со дня их составления.

Пояснения и замечания руководителей проверяемых объектов, представленные в Контрольно-счетную палату в десятидневный срок со дня получения акта, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.

Руководитель проверяющей группы в срок не позднее 2 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение, которое приобщается к материалам проверки.

Отчет по итогам контрольного мероприятия составляется и подписывается руководителем контрольного мероприятия и содержит обобщение и анализ материалов проверки, а также сделанные на их основе выводы и предложения.

Отчет должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей. Вводная часть отчета должна содержать следующие сведения: наименование отчета, основание для проведения контрольного мероприятия, предмет контрольного мероприятия, объект контрольного мероприятия, срок проведения, цель контрольного мероприятия, проверяемый период, краткая информация об объекте контрольного мероприятия.

Описательная часть отчета должна содержать сведения о проведенной работе и выявленных нарушений по каждому вопросу контрольного мероприятия. В указанной части отражается описание изучаемой темы контрольного мероприятия, выявленные проблемы и недостатки правового регулирования проверяемого вопроса (там, где это необходимо), правомерность осуществления расходных обязательств, правомерность (законность) осуществления расходов, квалификация выявленных нарушений действующего законодательства.

Заключительная часть отчета должна содержать обобщенную информацию о результатах контрольного мероприятия в форме выводов и предложений. В отчете также должно быть указано на наличие пояснений и замечаний руководителей проверяемых объектов, представленных в Контрольно-счетную палату в установленный срок. При наличии замечаний в отчете указывается на согласие либо не согласие руководителя проверяющей группы с замечаниями.

Отчет рассматривается на коллегии. По итогам контрольного мероприятия, проведенного по поручению Государственного Совета Чувашской Республики, в Государственный Совет Чувашской Республики направляется отчет. По итогам контрольного мероприятия, проведенного по предложению или запросу Главы Чувашской Республики, Главе Чувашской Республики направляется информационное сообщение.

Датой окончания контрольного мероприятия считается дата утверждения Председателем отчета о результатах контрольного мероприятия.

Руководитель проверяющей группы в 3-х дневный срок составляет сведения о результатах  проведенного контрольного  мероприятия  по форме, утвержденной приказом Председателя.  Указанные сведения направляются в сектор экспертно-аналитической работы для формирования информационного ресурса «Отчет о результатах внешнего государственного финансового контроля».

Руководитель проверяющей группы или специалист, проводивший контрольное мероприятие в 3-х дневный срок после завершения контрольного мероприятия составляет сведения о результатах аудита в сфере закупок, осуществленного в ходе проведения контрольного мероприятия по форме, утвержденной приказом Председателя. Сведения составляются по каждому подвергнутому аудиту в сфере закупок объекту и представляются в сектор экспертно-аналитической работы для формирования обобщенной информации по результатам аудита в сфере закупок с последующим ее размещением в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В 2014 году Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики было проведено 58 контрольных мероприятий4.

Контрольные мероприятия были осуществлены в отношении:

28 главных администраторов бюджетных средств в части внешних проверок годовой бюджетной отчетности;

9 главных распорядителей в части целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий республиканских целевых программ;

3 муниципальных образований в части использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики;

3 муниципальных образований в части использования бюджетных средств, выделенных на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований на выполнение республиканских адресных программ;

35 учреждений и иных организаций, использующих имущество, находящееся в государственной собственности Чувашской Республики, либо являющихся получателями бюджетных средств.

Контрольными мероприятиями были охвачены средства на общую сумму 39 880,5 млн. рублей (в 2013 году - 51 372,6 млн. рублей, в 2012 году - 32 205,9 млн. рублей), из них: 37 962,5 млн. рублей или 95,2% в общем объеме проверенных средств - средства республиканского бюджета Чувашской Республики, 61,5 млн. рублей (0,1%) - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, 18,6 млн. рублей (0,1%) - средства бюджетов муниципальных образований, 1 837,9 млн. рублей (4,6%) - иные средства.

Из общей суммы проверенных средств республиканского бюджета Чувашской Республики (37 962,5 млн. рублей) 36 791,8 млн. рублей составляют средства внешней проверки годовой бюджетной отчетности.


Сведения об объемах проверенных средств в 2012-2014 годах


Проведенными проверками выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 467,1 млн. рублей (в 2013 году - 618,2 млн. рублей, в 2012 году - 985,3 млн. рублей). Общая сумма выявленных в 2014 году финансовых нарушений по сравнению с 2013 годом увеличилась на 848,9 млн. рублей (в 2,4 раза), по сравнению с 2012 годом - увеличилась на 481,8 млн. рублей (в 1,5 раз).

Из общей суммы финансовых нарушений неэффективное использование денежных средств и материальных ресурсов выявлено на сумму 6,7 млн. рублей; нецелевое использование бюджетных средств - 0,1 млн. рублей; другие финансовые нарушения (неэффективное управление средствами; неэффективное управление имуществом; неправомерное расходование средств; искажение отчетности; недопоступление платежей в бюджеты разных уровней) - 1 460,3 млн. рублей.

В 2014 году объем восстановленных (возмещенных) средств составил 10,2 млн. рублей (в 2013 году - 5,1 млн. рублей, в 2012 году - 5,5 млн. рублей).



2.2. Экспертно-аналитическая деятельность


Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики осуществляется по всем направлениям ее деятельности. Ре­ализуя задачи и функции, определенные законодательством, она проводит экспертизы проектов законов и иных нормативных пра­вовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы рес­публиканского бюджета и финансов республики, осуществляет ана­лиз и исследования нарушений в бюджетном процессе, готовит и вносит на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Рес­публики, Кабинета Министров Чувашской Республики предложе­ния по устранению причин выявленных нарушений и отклонений, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом.

Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:

- проектам законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, проектам законов Чувашской Республики о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;

- проектам законов Чувашской Республики и нормативно-правовым актам органов государственной власти Чувашской Республики (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части,  касающейся расходных обязательств Чувашской Республики, а также государственных программ Чувашской Республики.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Контрольно-счетной палаты, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

- поручений Главы Чувашской Республики;

- решений Государственного Совета Чувашской Республики.

При проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата составляет отчет или заключение. Проведение экспертно-аналитического мероприятия оформляется соответствующим распоряжением Председателя, которым определяются сроки проведения и состав участников экспертно-аналитического мероприятия с учетом объема работы и ответственных за исполнение.

В целом экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики осуществляется в формах: предварительного, текущего и последующего контроля.

В рамках осуществления предварительного контроля Контрольно-счетная палата Чувашской Республики дает заключения на проект закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики» и проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики».

Так, в течение 2014 года Контрольно-счетной палатой была проведена экспертиза 3 проектов законов Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и 2 проектов законов «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». По итогам рассмотрения законопроектов были подготовлены и направлены Государственному Совету Чувашской Республики заключения, в которых было предложено принять законопроекты в установленном порядке.

Были проведены также экспертиза проекта закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и экспертиза проекта закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

В заключении на республиканский бюджет Чувашской Республики было отмечено, что проект республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован в программной классификации расходов на основе утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики 15 государственных программ Чувашской Республики, охватывающих все основные сферы (направления) деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Доля «программных расходов» республиканского бюджета Чувашской Республики от общего объема расходов в 2015 году составляет 96,5%, в 2016 году - 98,8% и в 2017 году - 98,9%. В проекте бюджета в целом ассигнования на реализацию государственных программ меньше объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных паспортами, на 2015 годна сумму 6 023 482,5 тыс. рублей (на 14,5%), на 2016 год - на 6 574 629,5 тыс. рублей (на 15,6%) и на 2017 год - на 7 785 561,8 тыс. рублей (на 17,9%). Контрольно-счетной палатой предложено привести параметры финансового обеспечения реализации государственных программ в соответствие показателям закона о бюджете в трехмесячный срок со дня его вступления в силу, как это предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В заключении на бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики было рекомендовано принять проект закона в установленном порядке.

В рамках текущего контроля по итогам проводимого оперативного анализа исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики подготавливается и представляется Государственному Совету Чувашской Республики и Главе Чувашской Республики информация об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

Последующий контроль. В соответствии с полномочиями, определенными статьей 81.3 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»5, Контрольно-счетной палатой по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности готовятся заключения по всем главным распорядителям средств республиканского бюджета, главным администраторам доходов республиканского бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита республиканского бюджета,

Проводимые проверки направлены, в первую очередь, на выявление фактов нецелевого использования и неэффективного управления бюджетными средствами.

На основе внешней проверки годовой бюджетной отчетности подготавливаются заключения на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики, в котором делается вывод о достоверности или недостоверности представленного отчета об исполнении республиканского бюджета. В установленные бюджетным законодательством сроки заключение направляется в Государственный Совет Чувашской Республики и в Кабинет Министров Чувашской Республики.

В рамках последующего контроля проводится также экспертиза проекта закона Чувашской Республики «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики».

В рамках осуществления контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований, проводятся комплексные проверки исполнения бюджетов муниципальных районов республики.

Следует отметить, что в 2014 году Контрольно-счетной палатой было проведено 87 экспертно-аналитических мероприятий6.

На экспертизу поступил 31 законопроект, на которые подготовлены следующие заключения:

3 - на проекты законов Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

1 - на проект закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

2 - на проекты законов Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

1 - на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

1 - на отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2013 год;

1 - на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2013 год;

22 - по другим вопросам, в том числе 2 на проекты законов о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» и 1 - на проект закона о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».

Кроме того, в рамках осуществления аналитической деятельности, по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев 2014 года был проведен анализ формирования и исполнения Дорожного фонда Чувашской Республики, анализ поступления основных налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики, оперативный мониторинг поступления основных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, оперативный мониторинг формирования государственного долга Чувашской Республики.



2.3. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики с другими государственными контролирующими и правоохранительными органами


Контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

При этом Закон устанавливает право КСО:

во-первых, вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации;

во-вторых, устанавливать и поддерживать связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля субъектов иностранных федеративных государств, а также административно-территориальных образований иностранных государств, с их международными объединениями, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вступать в указанные международные объединения органов финансового контроля;

в-третьих, в целях координации своей деятельности контрольно-счетные органы и иные государственные и муниципальные органы могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы;

в-четвертых, по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

Закон предоставляет контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации право:

1) организовывать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований, в том числе при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

2) оказывать контрольно-счетным органам муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь;

3) содействовать профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований;

4) осуществлять совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований планирование совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и организовывать их проведение;

5) по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований или представительных органов муниципальных образований осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и давать рекомендации по повышению эффективности их работы.

В свою очередь, Счетная палата Российской Федерации вправе:

1) организовывать взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и контрольно-счетными органами муниципальных образований, в том числе при проведении Счетной палатой Российской Федерации на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

2) оказывать контрольно-счетным органам организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь;

3) содействовать в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов;

4) осуществлять совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и контрольно-счетными органами муниципальных образований планирование совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и организовывать их проведение;

5) по обращению контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и давать рекомендации по повышению эффективности их работы.

В качестве примера можно привести перечень соглашений, заключенных Контрольно-счётной палатой Чувашской Республики в порядке взаимодействия с другими органами государственной власти (Приложение 1).

Представляется необходимым особо остановиться на взаимодействии контрольно-счетных органов с органами прокуратуры. В своей работе КСО сталкиваются с органами прокуратуры по нескольким основаниям:

- поступившее в КСО требование прокурора о проведении проверок, выделении специалистов;

- передача материалов контрольных мероприятий в прокуратуру;

- договоренности о сотрудничестве и взаимодействии.

Зачастую взаимодействие КСО и прокуратуры возникает в связи с требованиями прокуратуры о предоставлении специалистов КСО для участия в прокурорских проверках либо о проведении таких проверок КСО самостоятельно.

Основным документом, определяющим компетенцию прокуратуры РФ, является Закон о прокуратуре и конкретно ст. 22 Закона, на которую ссылаются прокуроры в адресованных в КСО требованиях. Если рассмотреть обозначенную статью в совокупности со ст. 21 Закона, можно уточнить полномочия прокуратуры.

Анализ указанных статей показал, что требовать проведения проверок, ревизий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов прокурор уполномочен только от органов, в отношении которых он проводит проверку соблюдения и исполнения законов, а контрольно-счетные органы, как правило, таковыми при требовании проведения проверок не являются.

В рамках существующих полномочий и штатной численности КСО не имеют возможности проведения проверок по требованию прокуратуры. Это направление взаимодействия подлежит развитию и законодательному закреплению.

Особого внимания заслуживает вопрос направления КСО материалов проверок в надзорные и правоохранительные органы.

Часть 8 ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривает, что в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета субъекта Федерации и (или) местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Федерации, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

Федеральный закон № 6-ФЗ предписывает направлять информацию именно по преступлениям и правонарушениям, а не по всем выявленным нарушениям. В связи с этим обстоятельством контрольно-счетным органам важно четко понимать, какие деяния являются преступлениями или правонарушениями.

Знание норм процессуального законодательства крайне необходимо контрольно-счетным органам, поскольку они определяют круг их обязанностей в вопросах взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами.

При обнаружении в деятельности проверенной организации нарушений, содержащих признаки преступления или коррупционного правонарушения, соответствующие материалы проверки незамедлительно направляются в прокуратуру района.

Так, в 2014 году по результатам проведенных проверок в адрес руководителей проверенных министерств и ведомств, организаций и учреждений было направлено 34 представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях. По результатам их рассмотрения 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Материалы по результатам контрольных мероприятий были направлены в органы прокуратуры и правоохранительные органы, 1 - в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

По переданным материалам органами прокуратуры в адрес руководителей проверенных учреждений вынесены 4 представления об устранении выявленных нарушений.


Меры, принятые по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2012-2014 годах


По материалам 2 контрольных мероприятий (проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Канаш; проверка использования средств, выделенных на реализацию мероприятий республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы) в настоящее время проводятся процессуальные проверки.

Результаты контрольных мероприятий также были доведены до сведения Государственного Совета Чувашской Республики в форме отчетов, до сведения Администрации Главы Чувашской Республики - в виде информации.

В заключение отметим, что обеспечение тесного взаимодействия контрольно-счетных органов с прокуратурой, а также иными контролирующими и правоохранительными органами при проведении проверочных мероприятий, взаимный обмен информацией о нарушениях законодательства в указанной сфере способствует более эффективному их пресечению и предупреждению, укреплению финансовой дисциплины и законному использованию бюджетных средств - достижению контрольно-счетными органами принципа законности деятельности.



1 Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. - С. 78.

2 Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики / Ю.М. Воронин. - М., 2005. - С. 413.

3 См., например: План работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2016 год: утвержден

приказом председателя Контрольно-счетной  палаты Чувашской Республики от 28 декабря 2015 года № 39 // СПС «Гарант».

4 По материалам официального сайта Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=108&id=2005989.

5 Ведомости Государственного Совета ЧР. – 2001. -№ 43.

6 По материалам официального сайта Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=108&id=2005989.