Состояние системы управления конкурентоспособностью чебоксарского кооперативного института

Дипломная работа по предмету «Маркетинг»
Информация о работе
  • Тема: Состояние системы управления конкурентоспособностью чебоксарского кооперативного института
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Маркетинг
  • Количество страниц: 36
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-06 03:27:25
  • Размер файла: 365.3 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ЧЕБОКСАРСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) РУК (НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

2.1. Среда функционирования Чебоксарского института (филиала) РУК


Условия функционирования российских вузов, обусловленные интеграцией в межнациональное образовательное пространство, демографическим спадом, активизацией рыночных механизмов управления учебными заведениями наряду с ограничением регулирующей роли государственной власти и усилением инвестиционной привлекательности образования, определяют необходимость управления конкурентоспособностью высших учебных заведений на национальном и глобальном рынке образовательных учреждений, прежде всего, за счет совершенствования качества и эффективности образовательных услуг.

В связи с этим представляется необходимым исследование в целом сети профессиональных организаций, предоставляющих образовательные услуги в Приволжском федеральном округе по состоянию на 2015 год. Основные стратегические направления развития сети вузов на территории Приволжского федерального округа определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года1, основными направлениями деятельности Правительства РФ2 и могут быть представлены следующими приоритетными блоками задач:

1. Ориентация на развитие сетевых структур в образовательной среде Российской Федерации. Приоритетным направлением данного развития в последние годы являются системная интеграция образовательных учреждений различных уровней образования посредством укрупнения «по вертикали» и «горизонтали» в единые образовательные комплексы. Благодаря чему

появляются крупные многофункциональные многопрофильные образовательные учреждения, которые обеспечивают тесную взаимосвязь и объединение науки, образования и производства, повышают привлекательность инвестиционного климата в высшем образовании.

          2. Тенденция сохранения на рынке образовательных услуг только тех государственных и негосударственных вузов, которые отвечают требованиям (критериям) эффективности. В таблице 4 представлено количественное соотношение российских государственных и негосударственных вузов на примере Приволжского федерального округа на конец 2015 года.

                                                                                                          Таблица 4

Общее количество высших учебных заведений по субъектам Приволжского федерального округа 3

Вид высшего учебного заведения

Всего

Институты

Академии

Университеты

Федеральные университеты

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

89

56

94

2

241

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ

136

21

25

-

182

Итого высших образовательных учреждений

423


Из таблицы видно, что достигнут баланс (соотношение) между государственными вузами и коммерческими образовательными учреждениями. Данный факт усиливает проблему конкуренции между данными высшими учебными заведениями и направлен на достижение действительно качественных образовательных услуг.

Распределение государственных и негосударственных самостоятельных вузов, и филиалов в Приволжском федеральном округе представлено 14 субъектами в таблице 5.

Таким образом, в Приволжском Федеральном округе наибольшее количество государственных вузов располагается в Татарстане – 35 вузов, Башкортостане – 33, Самарской области и Удмуртии – 31 и др. В Татарстане, Башкирии, Удмуртии и Кировской области находится самое большое количество филиалов государственных вузов.

                                                                                                         Таблица 5

Количество высших учебных заведений и филиалов по субъектам Приволжского федерального округа* в 2015 г.4 

Субъект Федерации

Государственные вузы

Негосударственные вузы

Всего

Кол-во сам-х

Кол-во филиалов

Кол-во сам-х

Кол-во филиалов


1

Кировская область

7

8

9

9

30

2

Нижегородская область

12

4

12

2

30

3

Оренбургская область

8

1

8

3

20

4

Пензенская область

5

2

5

3

15

5

Пермский край

11

2

7

3

23

6

Республика Башкортостан

17

16

6

12

51

7

Республика Марий Эл

4

-

4

1

9

8

Республика Мордовия

3

4

2

1

10

9

Республика Татарстан

18

17

12

29

76

10

Самарская область

16

2

11

2

31

11

Саратовская область

15

9

6

6

36

12

Республика Удмуртия

7

11

3

4

25

13

Чувашская Республика

4

14

1

5

24

14

Ульяновская область

6

5

2

6

19

Итого:

140

101

87

95

423


Негосударственные высшие учебные заведения, также преобладают в вышеуказанных регионах. Так, их наибольшее количество приходится на Татарстан (12 вузов и 29 филиалов), Башкирию (6 вузов и 12 филиалов), Кировскую область (15). В остальных регионах округа соотношение государственных и негосударственных вузов, а также самостоятельных вузов и филиалов примерно пропорциональное.

В Чувашской Республике сфера образования испытывает значительное давление со стороны факторов внешней среды, что негативно отражается на устойчивости функционирования вузов:

- неблагоприятная демографическая ситуация, имеющая место сегодня, следствием которой является диспропорция между возрастающим предложением вузов и уменьшающимся контингентом абитуриентов;

- ухудшение экономического развития, которое привело к неспособности большого числа населения оплачивать все возрастающие в цене образовательные услуги.

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что выбор потребителями конкретного вуза как носителя и провайдера образовательных услуг обусловлен: статусом вуза; разнообразием форм обучения, направлений и специальностей; востребованностью выпускников на рынке труда; соотношением цены и качества образовательных услуг.

3. Обеспечение развития высшего образования в России с учетом региональной составляющей, особенно в ресурсодефицитных субъектах.

4. Направленность на развитие образования с применением инновационных технологий обучения.

5. Формирование партнерских взаимоотношений между вузом и работодателем. Данное условие, несомненно, усложняет организацию образовательного процесса, так как вовлечение работодателя значительно расширяет границы процесса, а в связи с этим повышается ответственность выпускающих кафедр за результаты своей деятельности.

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (далее – Институт) является одним из ведущих вузов ресурсодефицитного региона (Чувашская Республика), вузом с высокой рейтинговой позицией Приволжского федерального округа и обособленным структурным подразделением сетевой структуры - автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (далее – Университет). Таким образом, в деятельности Института отражаются практически все противоречия характерные для высшего образования в Российской Федерации.

Институт осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, на основании: лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № 1023 от 16 июня 2014 года, серия 90Л01 № 0001089 (Приложение 2); свидетельства о государственной аккредитации, регистрационный № 1055 от 11 июля 2014 года, серия 90A01 № 0001124 (Приложение 3) выданного  Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки; Устава автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», утвержденного Постановлением Правления Центросоюза Российской Федерации от 03.02.2006 № 27-П с изменениями Решениями Высшего Совета Российского университета кооперации от 29.02.2014 г.,  № 08/01-35/ВС; Положения о Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации, утвержденного ректором Университета 10.04.2014 года; Правил внутреннего распорядка обучающихся, утвержденных приказом ректора  от 25.07.2014 года, №188-о.  

Миссия Института заключается в том, чтобы на основе знаний и опыта профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников обеспечивать: удовлетворение потребностей граждан и общества в качественном высшем, послевузовском и дополнительном профессиональном образовании; выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований на уровне мировых достижений;  стимулирование распространения знаний и технологий, формирование рыночной инфраструктуры инновационной деятельности; разностороннее развитие личности будущего специалиста, обладающего высоким профессионализмом, культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота; создание условий для доступности населения к информационным ресурсам и генерируемым знаниям.

 Этапы становления и развития вуза представлены в таблице 6.



                                                                                                          Таблица 6

Этапы развития Института

Годы

Этапы

1962-1974

Учебно-консультативный пункт с заочной формой обучения Московского кооперативного института

1974-1977

Заочный факультет 2 специальностей: «Экономика торговли» и «Бухгалтерский учет» Московского кооперативного института

1977-1996

Филиал Московского кооперативного института. Факультеты (6 в 1996 г.) по очной и заочной форме обучения. Подготовка специалистов по 5-ти специальностям высшего и 4-м специальностям послевузовского профессионального образования

1996-2003

Филиал Московского университета потребительской кооперации со статусом института. В структуре 8 факультетов: 3 - очной формы обучения - экономики и коммерции, бухучета и финансов, юридический; 2 - заочной формы обучения — заочный и переподготовки специалистов; 2 - вечерней формы обучения — вечерний и довузовской подготовки; повышения квалификации; 17 кафедр; 14 филиалов кафедр, учебно-научная библиотека, аспирантура

2004-2005

Образовательное учреждение высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Чебоксарский кооперативный институт»: 9 факультетов, 20 кафедр, 23 филиала кафедр, аспирантура, 7 специализированных лабораторий, научно-исследовательская лаборатория потребительской кооперации, испытательная лаборатория

2006-2008

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 50 № 009025136 от 25.01.2006 г.). В структуре - 9 факультетов, 21 кафедра, 28 филиалов кафедр, аспирантура, специализированные лаборатории, научно-исследовательская лаборатория кооперации, инноваций и качества, Центр информационных технологий, студенческая юридическая клиника, Центр лабораторных исследований, библиотечный и спортивно-оздоровительный комплексы, общежития и другие административно-хозяйственные подразделения

2009-2014

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации». Структура - 5 факультетов, 17 кафедр, 32 филиала кафедр (как базы практики), учебный отдел, сектор системы менеджмента качества, Центр лабораторных исследований, Центр дополнительного образования, довузовской и профессиональной подготовки, Центр информационных технологий, студенческая юридическая клиника, Центр организации научно-исследовательской работы, Научно-исследовательская лаборатория проблем кооперации, Центр молодежной политики, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс,  учебно-производственный комплекс общественного питания и торговли




                                                                             Продолжение таблицы 6

2014-2015

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организация высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации». Структура - 3 факультета, 15 кафедр, 1 сентября 2014 года открылось отделение среднего профессионального образования, учебный отдел, сектор системы менеджмента качества, с 1 марта 2014 года добавился сектор магистратуры и ДОТ, Центр лабораторных исследований, Отдел правовой и кадровой работы, Центр дополнительного образования, довузовской и профессиональной подготовки, Центр информационных технологий, студенческая юридическая клиника, Центр организации научно-исследовательской работы, Научно-исследовательская лаборатория проблем кооперации, Центр молодежной политики, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс,  учебно-производственный комплекс общественного питания и торговли, Административно-хозяйственное управление


Общее руководство Институтом осуществляется выборным представительным органом – Ученым советом. Ученый совет ответственен за выработку стратегии развития института в сфере учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, перспективного и научно-обоснованного планирования и реализации направлений обеспечения качества и совершенствования форм, методов организации подготовки специалистов, ресурсного и кадрового развития вуза. Осуществляет конкурсный отбор профессорско-преподавательского состава с целью замещения должностей и заключения трудового договора, выборы деканов факультетов и заведующих кафедрами. Рассматривает дела соискателей ученых званий профессора, доцента и в установленном порядке представляет к утверждению в этих званиях.

В соответствие с последним приказом от 23.10.2015 года, №283-о, в состав Ученого совета входят: ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, председатель профсоюзной организации Института, представители органа студенческого самоуправления, отдельных структурных подразделений вуза, представитель учредителя. Численность действующего состава Ученого совета института составляет 32 чел., в том числе 4 студента. В общей численности членов Ученого совета 26 чел. имеют ученую степень и звание (81,25%). Заседания Ученого совета Института проводятся в соответствии с ежегодным планом работы. Механизм разработки приоритетов развития Института представлен на рисунке 2.

 Рисунок 2. Механизм разработки приоритетов развития Института


На сегодняшний день Институт представляет собой образовательный и научно-методический центр подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для экономических, финансовых, учетных, маркетинговых, юридических, внешнеэкономических структур, а также системы потребительской кооперации Российской Федерации. Структура Института включает пять факультетов, 16 кафедр, Учебный отдел, Центр лабораторных исследований, Центр дополнительного образования, довузовской и профессиональной подготовки, Центр информационных технологий, Центр организации научно-исследовательской работы и кооперативного партнерства, Центр молодежной политики, библиотеку, спортивно-оздоровительный комплекс (Приложение 4).

Рассмотрим этапы создания системы качества подготовки студентов, бакалавров и магистров в Институте, представленных в таблице 7.

За свою историю становления и развития институтом подготовлено свыше 25 тыс. высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, в том числе системы потребительской кооперации. Ежегодно для экономики Приволжского федерального округа выпускается более 1,5 тысяч специалистов, уровень профессионально-личностных качеств, которых соответствует требованиям работодателей.

                                                                                                          Таблица 7

Этапы создания системы качества подготовки студентов

Годы

Этапы

1998-1999

Проведение самообследования с целью лицензирования и аттестации (лицензия №24Г–0410 от 01.04.1999), государственная аттестация

2000

Принятие решения о создании системы качества образования. Политика в области качества

2000

Изучение принципов менеджмента качества

2000-2001

Внедрение элементов системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9001:2000

Обучение персонала в области качества

Лауреат Премии Президента Чувашской Республики в области качества

2001-2002

Создание рабочих групп для построения документированного обеспечения системы менеджмента качества

Лауреат конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы качества подготовки специалистов»

2002-2003

Проведение самообследования с целью повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации

2004

Лауреат Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России»

Лауреат республиканского конкурса «Марка качества Чувашской Республики»

2005

Лауреат Поволжской премии качества

2006

Международная награда «Европейское качество»

2007

Лауреат Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России»

Лауреат республиканского конкурса «Марка качества Чувашской Республики»

Орден «За вклад в развитие потребительской кооперации России»

Лауреат конкурса Минобрнауки РФ «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»

Приз «За вклад в экономическое развитие России»

2011

Лауреат Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России»

Лауреат Поволжской премии качества

2012

Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 ноября 2012 г., №518-рп

Финалист в номинации «Признанное совершенство» конкурса Минобрнауки РФ «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»

2013

Проведение самообследования с целью аккредитации образовательных программ, подготовка к прохождению процедуры аккредитации

2014-2015

Прохождение процедуры аккредитации, проведение работ по всем направлениям для устранения замечаний Рособрнадзора РФ.

Высшее образование в Институте состоит из следующих макропроцессов: системы менеджмента качества; ответственности руководства; менеджмента ресурсов; процессов жизненного цикла продукции (образовательных услуг); измерения, анализа, улучшения. Макропроцесс ответственности руководства подразделяется на подпроцессы: обязательства и ответственность руководства; разработка Политики в области качества; планирование целей в области качества и СМК; распределение полномочий; обеспечение процессов обмена информацией; анализ со стороны руководства. В соответствии с установленными сроками на заседаниях кафедр, советов факультетов, деканском часе, диспетчерском часе, службы качества, совета по качеству, ученом совете проводится анализ результатов деятельности подразделений и вуза.

Система управления качеством подготовки студентов построена таким образом, чтобы уровень стратегического управления был ориентирован на повышение эффективности и результативности деятельности Института в целом, а уровень оперативного управления, реализуемый деканами и заведующими кафедрами, - на оказание образовательных услуг и управление ресурсами. Для реализации политики и стратегии института разрабатывается система планов: перспективные (5 лет), ежегодные (1–2 года) и оперативные (до 1 года).  Сбалансированность элементов системы позволила гармонизировать процессы, отвечающие за качество, достигнуть интегрированности инновационной политики и повысить результативность СМК Института. Руководствуясь Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.,5 направленной на повышение внимания к качеству во всех сферах деятельности, активное внедрение международных стандартов управления и масштабную сертификацию систем управления качеством, разработана Стратегия развития института до 2040 г.

Нами определены следующие ключевые процессы и процессы жизненного цикла продукции вуза, исходя из его специфики (рис. 3).













Рисунок 3.  Ключевые процессы Института


Исследование микро- и макроокружения, изучение внешней и внутренней среды функционирования позволяют перейти к следующему шагу в процессе анализа конкурентной стратегии Института.

В институте сформирован высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, состоящий из:

– 154 штатных преподавателей,

– 24 внутренних совместителей,

– 6 межкафедральных совместителей,

– 27 внешних совместителей.

Таким образом, численность профессорско-преподавательского состава и физических лицах составляет 205 человек, в том числе профессоров и докторов – 25 человек, доцентов и кандидатов наук – 125 человек. Доля профессоров и докторов – 12,2%, доцентов и кандидатов наук – 60%. Общая постепенность по институту составляет – 73,2%

Возрастная структура кадрового состава (рис. 4) института свидетельствует о наличии перспективы дальнейшего развития учебной и научной деятельности. Средний возраст преподавателей, работающих на штатной основе – 45,5 лет.

Рисунок 4. Возрастная структура состава научно-педагогических

работников института

В таблице 8 представлена динамика некоторых стратегических показателей деятельности Института.

Из таблицы видно, что Институтом поддерживаются основные пропорции в деятельности вуза, позволяющие соответствовать признакам эффективности предложенными Министерством образования и науки РФ.6                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                            Таблица 8      

Отдельные стратегические показатели деятельности Института в динамическом аспекте за 2013-2015 годы

Наименование показателя

Значение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1

Общая численность студентов, чел.

4875

4794

4591

2

Приведенный контингент, чел.

2034

2220

2355

3

План приема, чел.

1620

1620

1620

4

Фактический прием студентов, чел.

1412

1488

1232

5

Целевой прием студентов, %

1,5

0,95

-

6

Контингент студентов очной формы обучения, чел.

1735

1899

1025

7

Средний балл ЕГЭ

60

53,3

55,7

8

Выпуск, чел.

1519

1264

1025

9

Востребованность выпускников, %

(исключая обучающихся в аспирантуре и магистратуре)

85,0

83,0

75,5

                                                                                              Продолжение таблицы 8

10

Обеспеченность докторами и кандидатами наук, %

74,6

70.4

79,0

11

Объем выполнения учебной нагрузки, час.

180895,6

176128,2

186487,5

12

Общий объем изданной продукции, п.л.

1518,62

1620.69

1590,78

13

Количество учебников, учебных пособий и монографий с грифами, шт.

7

5

5

14

Защита сотрудниками диссертаций, докт./канд.

2

1

-


К слабым сторонам деятельности вуза можно отнести: формализм корпоративных заказов на целевую подготовку специалистов, недостаточную ориентированность на инновационный потенциал вуза.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования Института представлены в таблице 9.

Основной источник доходов Института – доходы от основной образовательной деятельности (90,97 %). За последние годы прослеживается тенденция роста доходов, полученных от прочих направлений деятельности. Наблюдается снижение дебиторской задолженности.  

                                                                                                             Таблица 9

Динамика финансовых показателей деятельности Института

за 2012-2014 гг.


№ п/п

Показатели

Годы

Изменение 2014 г. к 2013 г. (+,-)

Темп изменения, %

2012

2013

2014

1

Доходы, всего

100,00

100,00

100,00

0,00

100,00

 

в том числе:






 

основная деятельность

93,57

92,93

90,97

-1,96

97,89

 

дополнительная деятельность

6,43

7,07

9,03

1,96

127,72

2

Расходы, всего

100,00

100,00

100,00

0,00

100,00

 

в том числе:






 

основная деятельность

89,94

90,13

86,95

-3,18

96,47

 

дополнительная деятельность

10,06

9,87

13,05

3,18

132,22

3

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

13 122

20 261

11 101

-9 160

54,78

4

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

128 417

96 193

83 529

-12 664

86,83

В таблица 10 представлена структура затрат, где наибольший удельный вес приходится на оплату труда НПР и сотрудников с отчислениями на социальные нужды (около 68,0 %) и материальные затраты (24,7 %).

                                                                                                           Таблица 10

Структура затрат по основной образовательной деятельности Института за 2012–2014 гг.

№ п/п

Показатели

Годы

Изменение 2014 г. к 2013 г. (+,-)

2012

2013

2014

1

Материальные затраты

24,1

22,2

24,7

+2,5

2

Затраты на оплату труда

55,5

54,3

52,3

-2,0

3

Отчисления на социальные нужды

13,3

17,1

14,8

-2,3

4

Прочие затраты

7,1

6,4

8,2

1,8

5

Всего

100,0

100,0

100,0


Из таблицы 11 видно, что налоговые платежи Института в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократились на 15,6 %, в том числе в федеральный бюджет - на 13,9 %, региональный бюджет - на 58,5 %, во внебюджетные фонды - на 15,7 %.      

                                                                                                            Таблица 11

Расчеты Института с бюджетом и внебюджетными фондами

за 2012-2014 гг., тыс. руб.

№ п/п


Наименование

Годы

Изменения

2013 к 2012 (+,-) тыс. руб.

Темп изменения %

2012

2013

2014

1

Федеральный бюджет

23 016

14 647

12 614

-2 033

86,12

2

Региональный бюджет

292

527

219

-308

41,55

3

Внебюджетные фонды

23 523

30 231

25 480

-4 751

84,28


Итого:

46 831

45 405

38 313

-7 092

84,38

Одним из важных направлений финансовой работы является составление бюджета доходов и расходов на учебный год (таблица 12). Бюджетная комиссия Высшего Совета Российского университета кооперации ежегодно утверждает форму структурного бюджета доходов и расходов, предельно допустимые нормы по планированию расходов на учебный год.

За 2013/2014 уч. г. план по доходной части выполнен на 96,9 %, в том числе от основных образовательных программ – на 98,5 %, от научно-исследовательских работ – на 70,5 %, прочие доходы на 82,0 %, доходы от общежития – на 86,3 %. Расходы по основным образовательным программам за 2013/2014 уч. г. составили 92,8 % от запланированной суммы. Экономия наблюдается по всем статьям расходов. За последние годы отмечается опережение темпов роста доходов по сравнению с расходами, которые преимущественно использовались на развитие материально-технической базы института. Доля расходов на инвестиционную программу составляет 25% от дохода.

                                                                                                          Таблица 12

Показатели выполнения бюджета доходов и расходов Института

за 2013-2014 учебный год, тыс. руб.

№ п/п

Показатели

2013/2014 уч.г.

План

Факт

Процент выполнения

1

Доходы от образовательных программ

221 792,76

218 524,43

98,5

2

Доходы от научно-исследовательских работ

1 827,00

1 287,17

70,5

3

Прочие доходы

8 774,13

7 196,06

82,0

4

Доходы от общежития

17 029,56

14 701,80

86,3

5

Доходы от общественного питания

0,00

0,00


6

Доходы всего

249 423,45

241 709,46

96,9

7

Расходы по образовательным программам, всего

153 953,86

142 885,11

92,8

 

в том числе:




 8

расходы на оплату труда с начислениями

110 900,38

104 457,18

94,2

 9

организационные расходы

15 403,68

13 552,28

87,9

 10

хозяйственные расходы

17 401,81

15 842,67

91,0

 11

налоги и сборы

1 091,80

677,84

62,1

 12

расходы на рекламу, профориентационную работу

3 644,50

3 633,23

99,7

 13

расходы на проведение культурно-массовых, спортивных, гражданско-патриотических, духовно-нравственных мероприятий

1 000,00

899,37

89,9

 14

расходы на подготовку кадров

599,80

532,41

88,8

 15

прочие расходы

3 911,89

3 290,13

84,1

16

Расходы по обеспечению научно-исследовательских работ

968,00

957,09

98,8

17

Расходы на содержание общежития

17 192,43

15 845,43

92,2

18

Прочие расходы

5 442,43

4 158,31

76,4

19

Расходы на развитие материально-технической базы

55 468,19

54 659,98

98,5

20

Расходы всего

233 024,91

218 505,92

93,7

21

Прибыль (+), убыток (-)

16 398,54

23 203,54


По данным таблицы 13 в Институте среднемесячная заработная плата в 2014 г. по сравнению с 2013 г. возросла на 21,5 % и составила 22 829,6 руб., что выше среднего уровня оплаты труда в регионе. Заработная плата выплачивается своевременно в установленные сроки, задолженность перед сотрудниками института отсутствует.7        

                                                                                                         Таблица 13

Динамика средней заработной платы в Институте

за 2012-2014 гг., руб.

№ п/п

Показатели среднемесячной заработной платы


Годы

Изменения

2014 от 2013 (+,-) тыс. руб.

Темп изменения  %

2012

2013

2014

1

Чебоксарский кооперативный институт (филиал)

19 105,8

18 782,9

22 829,6

4 046,7

121,54

2

Чувашская Республика

11 065,8

12 083,0

13 456,7

1 373,7

122,74

3

Приволжский федеральный округ

15 840,1

17 282,2

19 430,7

2 148,5

112,43


SWOT – анализ сильных и слабых сторон деятельности Института представлен в таблице 14.

                                                                                                              Таблица 14

Показатели SWOT-анализа педагогической деятельности

S (strengths) – сильные стороны

W (weakness) – слабые стороны

  • Созданы условия для выполнения Федеральных образовательных стандартов;
  • Интерес к изучению теории и методики в рамках реформы образования;
  • Ориентация на комплексную модель образования;
  • При проектировании курсов достаточно уделено внимание таким составляющим как: знать, уметь, владеть;
  • УМК-Д разработаны в соответствие с требованиями и нормами;
  • Организация учебного процесса в соответствие с нормами ФГОС;
  • Использование различных форм контроля знаний студентов;
  • Наличие информационной институтской сети.



  • Контролирующие материалы по учебным курсам (тесты, контрольные задания, практические задания, лабораторные) недостаточно разработаны в электронном варианте;
  • Большой объём лекций под запись, при минимальном использование наглядных пособий и практических заданий;
  • Студенты слабо знают какими компетенциями они должны владеть после окончания вуза;
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед нововведениями;
  • Отсутствие мотивации у некоторой части преподавателей к профессиональному росту;
  • Взаимодействие преподавателей с родителями студентов.

                                                                                     Окончание таблицы 14

O (opportunities) – благоприятные стороны

T (treats) – угрозы

  • Внимание высшего руководства к педагогической деятельности вуза;
  • Внедрение инновационных технологий обучения в вузе;
  • Внедрение систем морального, экономического, организационного стимулирования преподавателей к высокому качеству учебного процесса, организуемого ими, творческого и профессионального роста.



  • Мнение работодателей при разработке учебных курсов не всегда учитываются, что увеличивает разрыв между полученным образованием выпускника и требованиями профессиональной деятельности;
  • Недостаточное количество преподавателей-практиков;
  • Психологические трудности связаны с изменением ценностных ориентаций преподавателей, сотрудников и студентов.

SWOT-анализ был сделан по результатам педагогической деятельности Чебоксарского кооперативного института (филиала).

Проведенный анализ позволяет сделать выводы и сформулировать основные направления деятельности вуза по повышению качества педагогической деятельности:

  • Углубление научных знаний;
  • Создание и усовершенствование информационно-технологической среды;
  • Привлечение к обучению преподавателей-практиков;
  • Укрепление связей с работодателями;
  • Внедрение системы стимулирования преподавателей;
  • Разработка и внедрение инновационных технологий обучения в вузе;
  • Обеспечение комплексной подготовки высококвалифицированных кадров, способных работать в постоянно изменяющихся условиях;
  • Создание благоприятных социальных условий для обучающихся и работников института
  • Повышение роли Института как ведущего в Чувашской Республике и в Приволжском федеральном округе вуза в формировании непрерывной системы образования: образование через всю жизнь. Развитие сетевых и инновационных моделей непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации.

2.2. Анализ структуры учебного процесса Чебоксарского кооперативного института (филиала)


 В структуре управления вуза организацию учебного процесса по программам высшего и среднего профессионального образования и обеспечение условий его совершенствования осуществляет учебный отдел - одно из основных структурных подразделений Института (рис.5).

Рисунок 5.  Организация учебного процесса в Институте


Учебный отдел реализует цели и задачи Программы развития Института, направленные на: повышение качества подготовки специалистов по программам высшего и среднего профессионального образования и программ дополнительного образования, его доступность; организацию учебного процесса в соответствии с потребностями системы потребительской кооперации на основе внедрения современных информационных технологий, форм и методов обучения; разработку стратегических направлений развития вуза на средне- и долгосрочную перспективу, проводит работу по обеспечению участия института в процессах модернизации российского образования, активизирует свою деятельность в области изучения тенденций развития Болонского процесса. 

Основные задачи учебного отдела: совершенствование организации учебного процесса, в т.ч. координация работ по внедрению и использованию в учебном процессе современных инновационных технологий и технических средств, способствующих повышению его эффективности; мониторинг научно-обоснованных критериев оценки эффективности и качества учебного процесса и подготовки специалистов, включая рейтинг деятельности преподавателей кафедр, внедрение модульных технологий построения образовательных программ в целях обеспечения качественного контроля текущих результатов обучения и итогового контроля знаний студентов; учет и распределение аудиторного фонда для обеспечения всех видов учебного процесса, контроль за ходом выполнения расписания учебных занятий, зачетов и экзаменов, а также за состоянием и материально-техническим оснащением учебных помещений; внедрение международного опыта использования в учебном процессе системы зачетных единиц и международных требований по оценке знаний выпускников; совершенствование внутривузовской системы конкурсов, призванных активизировать творческий потенциал состава научно-педагогических работников кафедр. 

Функции отдела довольно широки: организация и управление учебным процессом в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям и программам, графиком учебного процесса, учебными и рабочими программами и положениями, регламентирующими учебно-методическую деятельность образовательного процесса всех форм обучения; анализ и учет учебно-педагогической нагрузки и состава научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала кафедр, повышение их квалификации; формирование и обновление профессиональных программ и учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) на новый учебный год; разработка и сопровождение документов по государственному лицензированию, аккредитации специальностей и направлений подготовки специалистов; разработка и внедрение локальных нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса в вузе; организация практического обучения в вузе. 

Основу учебного процесса формируют образовательные программы по направлениям подготовки, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Структура основной образовательной программы представлена на рисунке 6.


Рисунок 6. Структура основной образовательной программы


Подготовка обучающихся в Институте ведется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (далее – ГОС ВО), федеральных государственных образовательных стандартов высшего (далее – ФГОС ВО) и среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), учебными планами, разработанными Университетом, с учетом региональных особенностей подготовки кадров. Структура образовательного стандарта представлена на рисунке 7.


Рисунок 7. Структура образовательного стандарта


В учебных планах предусмотрены все блоки дисциплин, определенных ГОС и ФГОС ВО и ФГОС СПО, в том числе дисциплины по выбору студента, дополняющие или углубляющие знания, полученные при изучении основных курсов, факультативы. В циклы общепрофессиональных / профессиональных и специальных дисциплин включены дисциплины, учитывающие региональные особенности подготовки специалистов и ведомственную специфику вуза, осуществляющего подготовку кадров для системы потребительской кооперации. Анализ учебных планов по специальностям и направлениям подготовки позволяет сделать вывод, что структура утвержденных планов соответствует требованиям ГОС и ФГОС по продолжительности обучения, трудоемкости циклов, продолжительности прохождения практик, экзаменационных сессий и каникул. Структура учебного плана Института представлена на рисунке 8.

 

Рисунок 8. Структура учебного плана Института


В Институте реализуется представленная на рисунке 9 система непрерывного образования на основе преемственности между образовательными программами различных уровней подготовки, что позволяет ориентировать поступающих и слушателей программ довузовской подготовки в выборе будущей профессии; устанавливать индивидуальные графики обучения студентам; обучаться в магистратуре и аспирантуре вуза выпускникам Института.

Рисунок 9. Система непрерывного образования в Институте


Следующей составляющей учебного процесса является его содержание, главная задача которого – обеспечение выполнения требований государственного стандарта знаний.  Содержание учебного процесса определяется системой документов, представленных на рисунке 10.

В Институте обеспечена открытость образовательного процесса посредством создания коллективом научно-педагогических работников учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам учебного плана. Учебно-методический комплекс дисциплины содержит все программные документы, методические, дидактические и методологические разработки, соответствующие современным требованиям высшего и среднего профессионального образования. Доступ студентов к комплексам осуществляет одним из секторов Библиотечного комплекса - Центром учебно-методической информации, аккумулирующим все учебно-методические разработки преподавателей Института. Структура комплексов, представленная на рисунке 11 обеспечивает формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Рисунок 10. Содержание учебного процесса, учебно-методическое обеспечение процесса подготовки дипломированного специалиста

          Рисунок 11. Учебно-методический комплекс дисциплины

Формирование учебно-методического обеспечения учебных дисциплин проводится на основе: плана издательской деятельности Института; Положения о планировании и учете выполнения учебной и методической работы преподавателя; Положения о планировании, подготовке к внутривузовскому изданию и распределении учебно-методической литературы; Положения о разработке электронных учебных изданий; Стандарта предприятия СМК «Методическое обеспечение процесса подготовки специалистов: общие требования».

В Институте действует Учебно-методический совет, основными задачами которого являются: обеспечение выполнения требований стандартов по специальностям и направлениям подготовки в целях повышения качества образовательного процесса и подготовки специалистов в Институте, организация учебно-методического сопровождения учебных дисциплин, видов учебной и внеучебной деятельности студентов и т.д.

Научно-методический совет включает методические комиссии по специальностям и рабочую группу отдела учебной работы. Учебно-методические комиссии функционируют в соответствии с Положением «Об учебно-методических комиссиях», возглавляются заведующими выпускающими кафедрами и включают опытных и высококвалифицированных специалистов по программам обучения (состав комиссий ежегодно утверждается приказом ректора). Приоритетные направления деятельности методических комиссий специальностей представлены на рисунке 12.

С целью соблюдения требований образовательных стандартов, совершенствования методики преподавания и повышения качества образования в Институте широко используются многочисленные методы, формы организации учебного процесса: аудио- и видеоматериалы, видеолекции и видеотренинги, деловые игры, кейсы, мозговой штурм и другие интерактивные методы обучения, представленные на рисунке 13.

 

Рисунок 12. Приоритетные направления деятельности методических комиссий специальностей


Рисунок 13. Активные формы обучения, используемые в учебном процессе


Информационные возможности Института позволяют осуществлять такие современные формы организации учебного процесса, как: Интернет-конференции, Интернет-лекции в режиме реального времени, визуализированные лекции с применением плазменной техники и т.д. Наряду с аудиторными занятиями, самостоятельная работа студентов представляет важнейшую форму организации учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит, прежде всего, от понимания ее сущности и определения места среди других форм учебной работы в вузе. На рисунке 14 представлены задачи и формы самостоятельной работы студентов.            Рисунок 14. Задачи и формы самостоятельной работы студентов


Преподавателями составляются графики самостоятельной работы студентов по конкретной учебной дисциплине на семестр. Их согласование между преподавателями одной и разных кафедр усиливает эффективность межпредметных связей в обучении. Графики выполнения самостоятельной работы стимулируют, организуют работу студентов, побуждают их рационально использовать учебное и личное время. Работа каждого студента систематически контролируется преподавателем.

Формирование расписания учебных занятий ведется в автоматизированном режиме в модуле «Расписание». Выполнение расписания учебных занятий отражается в журналах учебных занятий, журналах регистрации и выдачи зачетно-экзаменационных ведомостей, индивидуальных планах-отчетах педагогической работы. Ход учебных занятий контролируется кафедрами, учебным отделом, деканатами, ректоратом. Практика свидетельствует, что наиболее эффективными формами внутреннего контроля учебного процесса в рамках аудиторной деятельности являются взаимопосещения преподавателей и отрытые занятия, по итогам которых проводится развернутый анализ качества его проведения. Ежемесячный контроль осуществляют заведующие кафедрой, декан факультета, учебный отдел. Анализ эффективности управления структурными подразделениями Института периодически осуществляется по итогам семестров, учебного и календарного года (табл. 15).

                                                                                                       Таблица 15

Критерии и механизм оценки администрацией Института эффективности системы обеспечения качества подготовки студентов

Периоды

Критерии оценки

Подразделения

Формы представления

информации

Межсессионный период

контроль посещаемости

кафедры, деканаты, учебный отдел

ежедневно (отражается в журналах),

еженедельно, в форме сводных таблиц

результаты текущей аттестации студентов

кафедры, деканаты, учебный отдел

2 раза в семестр

выполнение индивидуальных планов преподавателей

кафедры, учебный отдел

1 раз в месяц, индивидуальные планы, сводный отчет выполнения учебной нагрузки по кафедре

Полугодие, год

абсолютная и качественная успеваемость студентов

деканаты, учебный отдел

сводные таблицы успеваемости

выполнение планов по учебной, методической, научной, воспитательной работе

кафедры, деканаты, учебный отдел

отчет о работе за полугодие и год

книго- и метод обеспечение

библиотека

электронная информация

результаты ГИА

деканаты, учебный отдел

отчет

результаты приема

приемная комиссия

отчет, сводные таблицы

отзывы о выпускниках

деканаты, кафедры, учебный отдел

отзывы организаций и предприятий, информация о выпускниках, состоящих на учете в службе занятости

Для внедрения инноваций в сфере образования вузом реализуется определенная организационная политика поддержки и стимулирования использования результатов. С этой целью в институте разработана и внедрена система рейтинговой оценки преподавателей, кафедр; используется система промежуточной аттестации студентов в виде комплексной оценки всех видов аудиторной и внеаудиторной работы, внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Для обогащения учебного процесса Институтом широко используются разнообразные  формы сотрудничества с предприятиями и организациями потребительской кооперации и различных отраслей экономики региона:  применение составом научно-педагогических работников полученных на стажировках знаний, информационно-аналитического материала в процессе подготовки  и проведения занятий; проведение выездных практических занятий и экскурсий на предприятиях; предоставление организационно-аналитической информации и статистических данных при написании курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ (проектов) и диссертационных исследований; подготовка кадров и повышение квалификации руководителей и специалистов кооперативных организаций; активное привлечение практиков в учебный процесс.

В Институте в соответствии с учебными планами ежегодно проходят практику около 3000 студентов. Институт одним из основного направления этой работы считает заключение долгосрочных договоров с предприятиями о прохождении производственных практик, в первую очередь с крупными и средними предприятиями, профильными получаемым специальностям. В настоящее время заключено более 50 договоров, которые рассчитаны на длительную перспективу. Как нам представляется этого недостаточно и в этом направлении работу необходимо продолжить. Порядок организации практики представлен на рисунке 15. Функции учебных подразделений Института и лиц, ответственных за практику представлены на рисунке 16.

Рисунок 15. Порядок организации производственной и

преддипломной практики

Рисунок 15. Функции учебных подразделений Института и лиц, ответственных за практику




Завершающим этапом в обучении и организации учебного процесса является Государственная итоговая аттестация, (далее ГИА) студентов. В ходе ГИА устанавливается уровень и соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав ГИА, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования, разработанной Институтом в соответствии с ГОС/ФГОС. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в ГИА, выпускнику Института присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. ГИА включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственных экзаменов. Механизм организации ГИА в Институте представлен на рисунке 17.

Рисунок 17. Механизм организации Государственной итоговой аттестации в Институте


Таким образом, в Институте реализуются все составляющие компоненты учебного процесса современного вуза, подвергаемые систематической оценке, корректировке и совершенствованию.


2.3. Ресурсы, привлекаемые для управления конкурентоспособностью Чебоксарского кооперативного института (филиала)


Многие проблемы управления конкурентоспособностью вуза возникают из-за несовершенства понимания ситуации управленческим персоналом. Причина несовершенного понимания ситуации заключается в неполном владении информацией, незнании ситуации в полном объеме и неумении сопоставить частные задачи подразделения с общими задачами вуза. Людьми, принимающими важные решения, являются практически все преподаватели в вузе (до уровня рядовых профессоров и до­центов кафедр). Руководству вуза приходится принимать решения, исходя из реально складывающейся ситуации и событий, которые происходят независимо от того, что о них говорят и думают.

Вуз -  это сложный многофункциональный объект для управления. В его укрупненной модели выделяются три основных объекта управленческого внимания:

  • ресурсы учебного заведения,
  • объект воздействия,
  • результат деятельности.

Ресурсы вуза несколько отличаются от их представления, принятого для предприятий, поэтому требуется уточнить, что понимается под этим термином. Ресурсы, используемые в вузе, можно классифицировать несколькими видами, в зависимости от их роли, материального представления и особенностей воздействия на процесс функционирования вуза. Каждый из видов ресурсов дополнительно детализируется на подвиды:

  • персонал – административно–управленческий персонал, преподаватели, вспомогательный учебный персонал, хозяйственный персонал;
  • здания – крыши, фасады, учебные помещения, вспомогательные помещения (лестницы, проходы), туалеты, тепловые сети, электрические сети, телефонные сети;
  • учебное оборудование – учебная мебель (столы, стулья, доски), учебная техника, лабораторное оборудование, приборы, учебные машины и стенды, компьютеры, компьютерное сетевое оборудование;
  • библиотека – читальные залы, книжное хранилище, компьютеры, учебная мебель, книги, периодические издания;
  • территория – дороги, стоянки автомашин, парковая зона, уборка мусора, тепловые, водные и коммунальные сети, электроосвещение, ограда;
  • издательство – помещения, оборудование, издание учебных материалов,   печать бланочной обеспечивающей продукции;
  • общежития – здания, помещения, мебель, тепловые сети, электрические сети, туалеты;
  • охрана – персонал, системы контроля и сигнализации, технические обеспечивающие устройства;
  • социальная структура – столовые, буфеты, актовый зал, базы отдыха;
  • обеспечивающая хозяйственная структура - мастерские, транспортная служба, телефонные станции, узлы теплоснабжения, котельные, подстанции и распределительные электроустройства. (Приложение 5).

Особого внимания заслуживает трудовой ресурс образовательной организации – профессорско-преподавательский состав. Преподаватель – это ключевая фигура вуза. Квалификация, преподавателя, его педагогическая компетентность, условия труда и жизни, человеческие и моральные качества, общая культура решающим образом сказываются на подготовке студентов. Ускорение прогресса знаний и техники делают труд преподавателя более сложным.

Использование информационных технологий для ведения преподавательской и научной деятельности становится все более необходимым. Участие преподавателей в разработке политики и содержания программ вуза, в принятии решений необходимо не только для ее нормального функционирования, но и для ее преобразования. Важнейшими аспектами политики вуза, как и высшей школы в целом, должны быть начальная подготовка и повышение квалификации преподавателя, его служебный рост, условия труда и жизни.

Каждый из видов ресурсов «протекает» через вуз, меняясь во времени и взаимодействуя друг с другом. Отдельный вид ресурса - это локальный объект для управления и отражения его в учете. Его необходимо вовлечь в деятельность вуза, контролировать через параметры текущего состояния, направлять динамике развития. Комплекс ресурсов в целом требуется координировать и согласовывать.  Фактически, перечисленные выше ресурсы - это функциональные области управления в вузе. Управленческое влияние на конкретный вид ресурса реализуется через:

  • выделение управленческого персонала;
  • выделение трудовых ресурсов;
  • выделение финансовых средств;
  • выделение времени управленческого внимания.

Для трудовых ресурсов это означает определение количества работников, ориентированных на конкретный вид ресурсов, и уровня их квалификации, масштаб обучения и повышения квалификации персонала. Для финансовых ресурсов - это выделение объема средств для оплаты труда, приобретения, ремонта и содержания ресурса. Время управленческого внимания складывается из времени взаимоотношения руководителя с обеспечивающим персоналом, анализа сложившейся ситуации, разрешения проблем, подготовки приказов и распоряжений.

Разнообразие объектов управленческого внимания требуют постоянно формировать рейтинг их текущей значимости. При нормальной экономической ситуации рейтинг ресурсов определяется степенью возможного будущего ущерба вуза от его ухудшения. Иерархия уровней управления должна быть идентична иерархии ресурсов. Стратегическими ресурсами управляет верхний уровень управления вузом, текущими ресурсами -  руководители подразделений.

Для отдельного ресурса можно предложить простое правило выбора приоритетов. Можно ввести некоторый параметр (или набор параметров) нормативного состояния отдельного ресурса. Чем больше отклонение реального значения параметра от нормативного значения, тем выше должен быть рейтинг управленческого внимания.

Реальная ситуация обычно требует постоянного пересмотра значимости ресурсов. Например, аварийная ситуация с любым из ресурсов переводит его на первое место и требует постоянного контроля и поддержки со стороны руководства вуза.



1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

2 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года

(утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.)

3 Статистический ежегодник Приволжского федерального округа. 2015: Стат. Сб./Чувашстат – Чебоксары, 2015 – 442 с.

4 Статистический ежегодник Приволжского федерального округа. 2015: Стат. Сб./Чувашстат – Чебоксары, 2015 – 442 с.

5 Закон Чувашской республики «О внесении изменений в закон Чувашской республики "О стратегии Социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года", принят Государственным советом Чувашской республики 24 декабря 2013 года

6 По данным годовых и полугодовых отчетов Института

7 По данным годовых и полугодовых отчетов Института