СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ
ПЕРМОГОРСКОЙ РОСПИСИ………………………………………………………..8
1.1. История возникновения пермогорской росписи …………...………..8
1.2. Особенности пермогорской росписи…………………………..…….18
1.3. Техника и приемы пермогорской росписи…………………………...25
1.4. Основные элементы пермогорской росписи………………………....28
1.5. Композиция в пермогорской росписи…………………………………29
1.5.1. Фризовые композиции………………………………………….…29
1.5.2. Композиция в круге……………………………………………….30
1.5.3. Композиция в прямоугольнике……………………………….….30
Глава II. ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. ЛАРЬ «УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ..................................................................................................32
2. 1. Выполнение эскизов для росписи на ларе «Узоры Северной Двины» 32
2. 2. Выбор материалов и инструментов для росписи ларя…… ………….34
2.2.1. Ларь…………………………………………………………..……...34
2.2.2. Кисти………………………………………………………………..35
2.2.3. Краски………………………………………………………………35
2.2.4. Дополнительные инструменты и материалы…………………..…..36
2.3. Подготовка деревянной поверхности перед росписью……………... 36
2.4. Перенос рисунка на ларь………………………………………….…….37
2.5. Роспись ларя……………………………………………………………..37
2.6. Финишная обработка ларя…………………………………………..….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...……………43
ВВЕДЕНИЕ
Высокий берег Северной Двины
И пристань под названьем Пермогорье.
Мы ищем здесь истоки красоты,
В изделиях расписанных с любовью.
С.Ледкова
Декоративно-прикладное искусство тесно связано с жизнью человека, оказывает огромное влияние на формирование и развитие художественного вкуса. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора и использования материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это вышитые скатерти и керамическая посуда, украшения женской одежды и расписанные вручную художественные изделия.
Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. В России была широко распространена роспись – один из способов художественной обработки дерева, то есть работа кистью и красками.
Декоративная роспись по дереву заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества. Ее красочные узоры отличаются яркостью и праздничностью, поражают неисчерпаемой фантазией народных художников, рассказывающих о красоте окружающего мира с помощью орнамента, изображений растений и птиц.
Памятники народной росписи свидетельствуют о том, что она сопутствовала быту крестьян, повседневному труду и праздникам в течение веков, начиная с глубокой древности. Она предстает перед нами в огромном богатстве приемов, композиций, запечатленных образов, в которых отражены многообразные связи человека с миром окружающей природы, любование ею, мечты о прекрасной жизни, о светлом, о добре. Эти человеческие чувства вне времени, они всегда живут с человеком, раскрывая самые отрадные стороны человеческого бытия. Известный искусствовед Супрун Л. Я. так писал в своей книге: «Идеалы доброты и красоты, раскрывшиеся мастерами народной росписи, не могут остаться в прошлом, уйти из жизни современных людей».
Народная роспись и сегодня привлекает не только собирателей и любителей народного искусства, но и художников-профессионалов, видящих в ней огромные художественные богатства. Все это делает роспись по дереву одним из активно развивающихся видов народного искусства.
В нашей стране ведется большое жилищное строительство, появляется больше городов, но многие предметы крестьянского обихода практически уходят из повседневного быта. Самодельную мебель или токарную посуду сменили мебель промышленного производства, стеклянная, фарфоровая посуда.
Но это вовсе не означает, что расписные деревянные вещи из прошлого совсем исчезли из обихода в наше время. Более того, они вошли в городской быт. И сельский, и городской житель сегодня охотно украшает свой дом произведениями мастеров народной росписи.
Так, в детской комнате рядом с механическими игрушками находит себе место городецкая или хохломская расписная мебель. Любой городской дом, летнюю дачу украсят деревянные расписные изделия: декоративные панно и тарелки, наборы поставцов для круп, узорные хлебницы, солонки и многое другое.
Роспись живет не только в жилом, но и в общественном интерьере. В городах произведения этого традиционного искусства украшают общественные здания, Дома культуры, кафе и рестораны.
Сохраняя свое основное функциональное назначение – быть нужными в быту вещами – произведения мастеров росписи приобретают сегодня большое декоративное звучание.
Отсюда значимость для нас их собственно художественных свойств, красоты формы, отточенности приемов росписи, декоративной отделки.
Тема дипломной работы: «История пермогорской росписи. Ларь «Узоры Северной Двины»
Актуальность дипломной работы состоит в том, что художественная роспись является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, как среди профессиональных художников, так и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Степень разработанности темы: Русской народной росписью по дереву занимались такие научные деятели в области декоративно-прикладного искусства, как Величко Н.К. в книге «Русская роспись: техника. Приемы. Изделия», Круглова О.В. в книге «Русская народная резьба и роспись по дереву», Супрун Л.Я. в книге «Резьба и роспись по дереву», Арбат Ю. в книге «Русская народная роспись по дереву», Барадулин В.А. в книге «Основы художественного ремесла», Жегалова С.К. в книге «Русская народная живопись», Паньшина И.Н. в книге «Декоративно-прикладное искусство».
Объект исследования дипломной работы является искусство пермогорской росписи по дереву, применяемой в изделиях декоративно – прикладного искусства.
Предметом исследования является пермогорская роспись на ларе.
Целью дипломной работы является создание творческой композиции на ларе «Узоры Северной Двины» в технике пермогорской росписи.
Задачи дипломной работы:
- изучить исторический и иллюстрационный материалы по искусству пермогорской росписи;
- проанализировать теоретические и практические основы выполнения пермогорских узоров на различных изделиях декоративно-прикладного искусства;
- теоретически обосновать и творчески разработать композицию пермогорской росписи на сундучке.
Гипотезой дипломной работы является то, что результатом изучения истории, технологии и стилистики пермогорской росписи по дереву станет выполнение росписи на ларе «Узоры Северной Двины».
В дипломной работе предполагается использование исследовательского метода, метода индукции и дедукции, сравнительного анализа и синтеза.
Структура и объем ВКР.
ВКР состоит из: введения, Главы I - «История возникновения и развитие, особенности пермогорской росписи», состоящей из подразделов: «История возникновения пермогорской росписи, «Особенности пермогорской росписи», «Техника и приемы, технология пермогорской росписи», «Основные элементы росписи», «Композиция в пермогорской росписи». Также главы II. - «Пермогорская роспись по дереву. Ларь «Узоры Северной Двины» и подглав: «Выполнение эскизов для росписи на ларе «Узоры Северной Двины», «Выбор материалов и инструментов для росписи ларя, «Подготовка деревянной поверхности перед росписью», «Перенос рисунка на ларь», «Роспись ларя», «Финишная обработка ларя» заключения, списка литературы, приложения.
Общий объем ВКР 42 страницы. Во введении рассказывается об актуальности выбранной темы, определена степень разработанности темы, выявлен объект и предмет дипломной работы, рассмотрены цели и задачи этой работы, поставлена гипотеза, так же рассмотрены методы исследования. В первой главе описана история возникновения пермогорской росписи; особенности росписи; техника и приемы пермогорской росписи; основные элементы пермогорской росписи; композиция в пермогорской росписи. Во второй главе описаны такие этапы выполнения практической части дипломной работы как выполнение эскизов для росписи на ларе «Узоры Северной Двины»; выбор материалов и инструментов для росписи ларя; подготовка деревянной поверхности перед росписью; перенос рисунка на ларь; роспись ларя; финишная обработка ларя. В заключении говорится о том, что поставленные цели и задачи данной дипломной работы выполнены.
Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ПЕРМОГОРСКОЙ РОСПИСИ.
- История возникновения пермогорской росписи
Формулировки «северодвинская роспись» или «северодвинский тип прялок» можно нередко встретить в современной научной литературе. Характер здешних росписей определился новгородскими первоисточниками1. Еще в X – XIII веках первыми русскими поселенцами здесь были люди, пришлые из Новгорода, а затем из ростово-суздальских земель. Позднее сюда переходит народ из московских земель. Из разных мест люди несли с собой уже сложившиеся традиции, на которых повлияли в основном социально-политические факторы. Традиции приобретали новые черты. Уже в XV – XVI веках в искусстве крупных центров Севера начинают появляться специфические черты.
На Архангельском крае художественные промыслы получили широкое развитие (см. прил. 1). Мастера занимались резьбой по кости, вышивали золотом, ткачеством, росписью и многими другими вещами. Северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, кузнецы, колесники, бердники. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду, берестяные емкости2.
Одна из групп мастеров-ремесленников – «красильщики», которые расписывали прялки, сделанные другими мастерами. Иногда за много вёрст приходили к мастеру, слава о котором шла в народе, специально к свадьбе заказать себе этот инструмент3.
Изготавливались прялки искусными плотниками Севера, поэтому в их форме отразилось своеобразие северной архитектуры: верх лопаски украшают округлые выступы - главки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопаски напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы
Около метра высотой, прялка была сделана из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок нередко срубали целое дерево с корнем (сосну или ель).4
С прялками ходили на посиделки – деревенские вечеринки, а там у кого прялка красивее, тому и чести больше. Женихи часто дарили их невестам, иногда их подписывали – от кого - кому. Такую прялку женщина особенно берегла, а после себя завещала дочери, как память.
Однажды женщина ни за какие деньги не хотела отдать прялку в музей и все повторяла: «Не могу, материна память…». Большое место в деревенской жизни играл этот нехитрый инструмент, сопровождая ее с раннего детства. И в то время, как сидела она за прялкой долгие зимние вечера, а ее привычные пальцы все скручивали и скручивали нитку, смотрела она на затейливые узоры и вспоминала молодость.5
Многие поэты воспели пряху как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Сейчас уже и представить невозможно, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин льняного холста.
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). Поэтому, чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки6.
Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Она была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком, а имя того, кто дарил прялку, скрыто.
Расписные прялки знакомят нас с особенностями формы и росписи, характерными для отдельных местных очагов и семейных мастерских, и общими типичными качествами, свойственными как данному району, так и в целом искусству северной росписи (см. прил. 2).
Отсутствие крепостного права, татаро-монгольского ига в северных краях и относительная свобода крестьянства, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций7.
Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места для жизни по своим правилам. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы, перебравшиеся к месту торговли купцы – все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое.
Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги (см. прил. 3). И одним из важнейших мест в этом процессе отводилось мастерам-писцам.
Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми виньетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту8.
Роспись по дереву и бересте мастеров Северной Двины отличалась особым разнообразием и художественным совершенством. Во второй половине XVIII – начале XIX веков здесь активно развиваются отдельные художественные центры.
Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это пермогорская, борецкая и ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подгруппы – это пучужская роспись и тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма9.
Шенкурскими росписями, центр которых расположен в бассейне реки Ваги, украшали обычно прялки и бытовые предметы (см. прил. 4, рис. 1). Здесь существовало два типа прялочной росписи. Первый – светлые цветы на красном фоне. Второй – красные цветы на красном фоне. Листья и травы в этой росписи имеют легкий силуэт10.
Верхнеуфтюгской росписью занимались целыми семьями. Рисунок декоративных тюльпанов напоминал старинные одежды (см. прил. 4, рис. 2).
Село Борок относится к наиболее древнему поселению, и является важным центром прялочной росписи. Борецкая роспись, нарядная, многоцветная, имеет трехъярусный рисунок с золотом по белому фону и красный травный рисунок (см. прил. 4, рис. 3). Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетеревов, декоративны и разнообразны по форме.
Все северодвинские росписи – это сложные и одновременно простые стилизованные флористические узоры, орнаменты, бордюры. Листья и цветы, побеги и целые кусты переплетаются, создавая декоративный и нарядный, но композиционно выверенный ковер. Довольно часто в растительный узор включается изображение сказочных птиц. В росписи отводится значительное место бытовым сценкам. Прежде всего, это изображения прях и катания в повозках и санях.
В пучугской росписи часто можно увидеть поучительные надписи. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками-капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет (см. прил. 4, рис. 4).
В пинежской росписи мастера вместо обилия и разнообразия узоров (квадратов, треугольников, кружков) делают один шахматный узор – пятнадцать заштрихованных сеткой клеток в ширину и восемь в высоту с чередованием красного и черного цвета (см. прил. 4, рис. 5).
Ракульская роспись отличается от росписи Борка и Пичуги. Это орнаментальная роспись в виде крупной изогнутой ветки на желтом фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. Колорит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, акценты намечаются синей краской (см. прил. 4, рис. 6).
Мезенская роспись считается наиболее древней. Здесь нет яркости и многоцветности, травных и цветочных рисунков11. По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным орнаментом борецкой или ракульской росписей. Но художественная немногословность и цветовая сдержанность этой росписи говорит о большом художественном вкусе (см. прил. 4, рис. 7).
Пермогорье – это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине. Центром пермогорской росписи является куст деревень под названием Мокрая Едома12.
Особенностью пермогорской росписи является включение разнообразных жанровых сцен (см. прил. 5). Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеет много общего с древнерусской миниатюрой. Манера передачи человеческих фигур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышностью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов13.
Характер пермогорской росписи очень своеобразен. Лопасти деревянных прялок здесь более узкие, чем в других местах производства на Северной Двине, переход от лопасти к ножке выполнен либо в виде нескольких пар кругов, либо с одним кругом. Роспись лопасти чаще всего делится на две части. На верхней – большей – птица Сирин в круге, на нижней – меньшей – выезд на коне, запряженном в сани, один конь или конь с жеребенком. Обычно кони черные, силуэтные, без деталей, изображенные скорее наивно, чем торжественно-стилизованно, как в Нижней Тойме и Борке.
В росписи пермогорского мастера сохранены все лучшие черты, отличавшие изобразительное искусство XVII века: умение одним контуром передать самое характерное, а сочетанием двух-трех цветов создать впечатление богатой красочной гаммы14.
Растительный орнамент очень похож на устюжский, сходство особенно заметно в стремлении художника заполнить растениями каждый свободный уголок. Характерным декоративно-орнаментальным элементом в пермогорской росписи являются красные травные завитки. Народный мастер-художник, сочетая завитки с красными, черными и белыми зубчиками (графическими остатками геометрической резьбы), смело заполняет плоскость, свободную от сюжетных тем. Художник умело украшает предмет, и украшение это – роспись – хорошо сочетается с формой предмета.
Сохраняя традиционные черты, художник вносит новое. Прежде всего, это новое выражается в том, что он все больше и больше заменяет фантастические и сказочные темы сюжетами из близкой и понятной ему окружающей его деревенской жизни15.
Определение центра производства пермогорской росписи произошло весьма интересно, о чем упоминается в книге Юрия Арбата «Русская народная роспись по дереву».
«В Государственном Историческом музее в Москве находилась в числе экспонатов деревянная расписная колыбель. Работник музея
(С. К. Просвиркина) прочла надписи на ней. Выяснилось, что эта вещь выполнена в 1867 году мастером, «казенным крестьянином» Николаем Матвеевичем Смирениным из «Пермогорской волости деревни Запустенской» и принадлежит пермогорскому же крестьянину Веретенникову.
Ход рассуждений Просвиркиной был прост, но остроумен: колыбель тяжелая, с указанием адреса и хозяина, вряд ли такой предмет домашнего быта повезут издалека; верней всего, что производство подобных вещей находится возле Пермогорья. В этот район и организовали экспедицию.
Но еще раньше, в район Северной Двины отправилась экспедиция Загорского музея-заповедника (О. В. Круглова), которая установила различные стили росписи и собрала сведения о мастерах.
Один из ведущих мастеров промысла – Егор Максимович Ярыгин. Его стиль отличается уверенной и детальной проработкой типичных пермогорских узоров и традиционных сюжетов
В манере мастера Александра Лукьяновича Мишарина (1856 – 1932) присутствует свобода и непринужденность рисунка, часто наивного по контуру, но всегда непосредственного (см. прил. 6, рис. 1 – 2). Работы А. Л. Мишарина композиционно зрелы, художник не затрудняется в подыскании того или иного элемента.
Также многое известно о местном живописце Василии Юркине, украшавшем опечья и двери в избах, и о мастерах И. Юркине, Михаиле, Василии и Александре Хвостовых (см. прил. 6, рис. 3)»16.
В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.
Промышленное производство и годы революции 1917 года подкосили промысел.
В 1920-е годы, в период некоторого экономического послабления, местные кустари стали образовывать артели по производству новой продукции. Им даже пытались помочь профессиональные художники: разрабатывали композиции на новые темы, как, например, В. И. Голицын, изобразивший нэпманшу и красноармейца.
С 1930-х годов, во время бедственного положения в стране в связи с коллективизацией и истреблением крестьянства, промысел почти прекратил существование.
В военные годы местные мастера (все больше мастерицы), хоть и не могли заработать росписью, но свое дело не оставляли: расписывали двери, мелкие токарные формы. Стали появляться школьные кружки по изучению народных традиций.
В 1960-е годы, когда государственной политикой приветствовалась народность, промыслы стали возрождаться как сувенирные фабрики, но идеология вмешивалась даже в росписи.
Советская власть давала промыслам государственные заказы, благодаря чему они крепко стояли на ногах в 1970-е годы и до начала перестройки в середине 80-х, но плановое, поточное производство во многом привело к тому, что высокохудожественные изделия производились только на экспорт и для выставок.
Рядовому покупателю в основном доставались низкосортные образцы. Именно это отвратило многих от понятия «народное искусство».
Сейчас в Пермогорье никто не занимается росписью. Прялки вышли из обихода, и роспись их стала не нужна. Перенести пермогорские украшения на другие бытовые предметы пытаются в Архангельске (фабрика «Беломорские узоры»).
Но роспись Пермогорья реабилитируется многими хорошими художниками, которые работают вдумчиво, творчески и имеют заслуженный успех на рынке прикладного искусства. Сегодня многие старинные ремесла и промыслы нашли свое место в современной жизни, у них счастливая судьба – они приносят людям пользу и радость, делают мир вокруг прекраснее и светлее.
В русском народном искусстве XVIII-XX вв. выделялись два основных направления декоративной росписи - графическое и свободно-кистевое (живописное). Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком.
Графические росписи были распространены в северовосточных районах Русского Севера, бассейнах Двины, Пинеги, Мезени, Печоры. В них присутствуют сюжетные, растительные и геометризованные зооморфные и антропоморфные мотивы.
Их объединила техника, не имеющая аналога: мастера писали яичными и клеевыми красками по предварительной грунтовке левкасом; эта техника связана с иконописью, с профессиональным искусством.
В графических росписях значительную роль играла линия - контур орнамента, она четко обрисовывала изображения, выводила на светлом фоне черным или коричневым цветом. Затем внутри контура силуэты мотивов закрывали разными оттенками красного, зеленого, желтого, реже голубого цвета.
Свободно-кистевые (живописные) росписи широкое распространение получили несколько позже, во второй половине XVIII века. Их объединяет, помимо общей техники, практически один мотив - различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону. Живописными являются ракульская, Шенкурская, Олонецкая, Каргопольская, Вятская росписи17.
Здесь выделяются барочные и ампирные мотивы, то есть художественные влияния городской профессиональной культуры, переработанные крестьянскими художниками. Основу живописных свободно-кистевых росписей составляет мягкий, пластичный, свободно нанесенный кистевой мазок. Звучность цветовой гаммы усиливается ярким цветным фоном, определяющим колорит росписи, характерный для данного района.
Одной из причин быстрого внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения утвари и различных элементов жилища трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой. Не случайно росписью и резьбой украшали одни и те же предметы. И если резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет.
В районах, где была распространена трехгранно-выемчатая резьба, появилась свободно-кистевая роспись, для центральных районов Русского Севера и Мезени была характерна как скульптурная, так и трехгранно-выемчатая резьба - там возникли графические Северодвинские, Мезенские и Пижемские росписи. Домовые росписи появились значительно позже18.
Для ранней графической манеры росписи характерны симметричные композиции и растительные мотивы в виде легкого побега с цветами-тюльпанами, ягодками и пушистой травкой19. Именно к графическим росписям относят наиболее ранние памятники народной росписи, то есть к таким, в основу которых положен линейный графический рисунок. Тонкой линией, наносимой пером или палочкой, мастер рисовал цветочный или травный узор, изображения зверей и птиц. Затем наступал второй этап работы: мастер начинал раскрашивать свою композицию разными красками, заполняя пространство внутри контуров, нанесенных ранее.
Обычно народный мастер пользовался несколькими, но немногими красками: красным суриком, желтым кроном, синим кобальтом, зеленой «ярью-медянкой», белилами и сажей20.
- Особенности пермогорской росписи
Северодвинскую роспись отличает графичность и яркость. В графических росписях значительную роль играет линия – контур орнамента, выведенный на светлом фоне черным или темно-коричневым цветом, плоскость внутри которого равномерно закрывалась нужными красками. Приемы этой росписи были заимствованы крестьянскими художниками у переписчиков книг, работавших в исторически сложившихся и долго сохранявшихся на русском Севере центрах народной письменности.
Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты – все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, с иконографией21. Особенно это можно проследить на большой поверхности прялки.
Ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и не был так украшен, как прялка.
Прялки – непременная принадлежность приданного, подарок родителей, жениха или мужа – были одна другой краше22. (см. прил. 7) Делавшие их мастера вложили в изготовление этих вещей столько умения и вкуса, что сейчас они собраны в музей, и ими можно любоваться, как произведениями народного искусства.
Прялки Архангельской области – Северодвинские (Борецкие, Пермогорские, Ракульские) и Мезенские – украшали графической росписью, выполненной темперными красками или минеральными красителями, замешенными на смоле-живице. Расписывали, как правило, обе стороны лопасти, ножку и часть конца. Контур орнамента наносили на окрашенную светлой (белой или желтой) краской поверхность23.
На Пермогорских и Борецких прялках мелкие кудрявые, четко очерченные черным контуром побеги с красными, желтыми, зелеными листьями, цветами и завитками свободно оплетали вставки с изображениями птицы счастья, льва, единорога или сцен из крестьянской жизни (см. прил. 8). В росписи Борецких прялок использовали позолоту.
Нарядно расписанная прялка может рассказать о далеком, давно забытом времени.
В книге Юрия Арбата «Светлый Север» так описывается радость общения с искусством росписи: «Помню, много лет тому назад увидел я расписную прялку. Сочетание золота и красного цвета делало эту вещь нарядной, праздничной. Наверху, справа и слева художник изобразил окна с такими цветами, каких не сыщешь ни в одном цветнике, хотя они и напоминали то ли розы, то ли маки. Между окнами на красных кудрявых ветках сидели голова к голове две чудо-птицы. По бокам художник расположил еще более необычных птиц, вроде пышнохвостых павлинов, но наряднее настоящих. А подо всем этим, вот уж подлинно сказочным цветником с гамаюнами и сиринами – вестниками счастья, во всю ширину прялочной доски красовалась пара золотых коней, запряженных в крытый возок, и на козлах – лихой ямщик, туго натянувший вожжи. Не просто седока везет добрый молодец, не в обычную поездку снарядился он, по всему видно – это свадебный выезд: как торжественно и гордо выступают кони, как празднично изукрашено все вокруг! Надпись не оставляет сомнения в том, что нарисовано на прялке:
«Везет ямщик девицу на повоске на златогривых лошадях».
И разве не сказочны и золотые кони, и райские птицы, и фантастические деревья, и завитки красных листьев?»24.
В росписях на прялках обязательно имеется такая сценка: в центре лопаски на скамье сидят за работой девушки, а среди них парень с гармонью. Две прядут, а третья склонилась над шитьем. Это посиделки – деревенские вечеринки, где девушки встречались с парнями25.
Сценку супрядок изображали чаще всего внутри помещения, о чем свидетельствуют изображения окон над головами прях. Мастер как бы срезал переднюю стенку дома и показывал зрителю, что происходит внутри.
Само жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры – в разрезе, с шатровой крышей и часто единорогом и львом по обе стороны26. Эти звери, в такой же позе на задних лапах, были символом московского Печатного двора и изображались на книгах (см. прил. 9). Создавая композиции на предметах быта, мастера рисовали свое, знакомое: так, единорог больше походил на коня, а шатер – на северную высокую избу в 2 – 3 этажа. в 2 – 3 этажа. Жилые помещения занимали верх дома, а внизу хранили овощи, зерно, сено и так далее, держали скот27.
Художники могли очень точно, но лаконично передать характер северного жилья (см. прил. 10).
Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. Она превращала изделия в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов, пермогорские мастера украшали росписью предметы быта, которые служили им долгую службу.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других вещей (см. прил. 11). Пермогорская роспись достигла большого разнообразия на некрупных хозяйственных вещах. Сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески. Излюбленным приемом украшения берестяных туесов был орнаментальный фриз. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели – сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба28.
Любили также расписывать стены крестьянского дома. Роспись крестьянского дома очень декоративна, немногословна, цветовая палитра ограничена, но гармонична по колориту. Для росписи интерьера фон обычно делали одного цвета, узор по нему шел чаще всего цветочный29.
Росписи крестьянских домов поражают тонким чувством декоративности и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным количеством красок - тремя-четырьмя, - мастера умели достигать звучности цвета и своеобразной изысканности цветовых решений. Яркие, сказочные цветы, диковинные птицы и животные делали крестьянские дома праздничными, создавали атмосферу тепла и уюта30.
Нередко художники приходили целыми артелями. Росписью покрывались обычно защищенные от дождя и снега части дома. Роспись была очень крупной, декоративной, яркой по цвету. Часто применялся узор в цветную шашку, очень любили писать цветы, и иногда гладь фронтона превращалась в изображение пышного сада. По обе стороны светелочного окна вписывались декоративные фигуры львов, а иногда изображались хозяин и хозяйка дома, как бы стоящие на балконе31.
Система расположения росписей могла варьироваться в зависимости от района, местных особенностей и пристрастия жителей домов или самих художников32.
Чаще всего украшали обшивки печи, заборки, шкафы-поставцы, воронцы, полку для икон в красном углу и другие детали. Редки и нетипичны для северного дома росписи потолков и полов, нечасто расписывали стены. Иногда расписывали входные двери, столы, люльки33. Дополняли все это комплекс росписи мебели и расписные популярные в то время сундуки.
В XVII веке на Руси находились в большом употреблении коробьи (см. прил. 12). Их называли также короб, коробка, коробья или коробейка. В коробьях держали деньги, драгоценности, платья, ткани, посуду, книги и даже съестные припасы. Их можно было увидеть и в хоромах царицы, и в доме крестьянина. Разница заключалась только в том, сколько их у одного хозяина34.
Известный историк И. Е. Забелин, описывая имущество царицы Марии Ильиничны, упоминает пятьдесят две коробьи, причем каждый год для нее покупали еще новые35. В этой же книге указывается, что каждая из коробеек предназначалась для хранения особых предметов. В одну складывали простыни и наволочки, в другую – посуду, в третью – сорочки, в четвертую – платье, в пятую – шубки, и так до бесконечности.
Поскольку эти деревянные сундучки были нужны всем, они в большом количестве выделывались и продавались. На торговой площади в Москве для продажи коробеек было выделено специальное место – Коробейный ряд. Здесь покупали коробьи и для царских хором.
Делались коробьи чаще всего из липового луба, реже из осины или ясеня. Естественная поверхность луба – глянцевитая и гладкая – была удобна для росписи. Чтобы уменьшить пористость дерева, лубяные стенки покрывали олифой. Крышка, сделанная из дерева, была пористой и неровной, поэтому ее поверхность перед раскраской грунтовали: покрывали особым составом, приготовленным из мела и клея.
На наружных стенках рисовали какую-нибудь жанровую сценку. Если площадь для росписи была слишком большой, художник вписывал в нее круг или овал, а уже потом птицу, зверя или человека на коне. Похожие на разноцветные шнурки полоски обрамлений различались по узору: у одних узор из косых полосок, у других елочкой, у третьих из ромбиков.
На старинном коробе изображались сказочные существа: крылатые грифоны, собакоподобные львы, рогатые кони и необычного вида птицы с хищным загнутым клювом. На передней стенке короба художник помещал людей. Рядом со сказочными зверями и птицами ехали всадники. Один всадник всем корпусом повернулся к зрителю, будто он намеренно остановил коня, чтобы оглянуться.
Вся остальная поверхность короба заполнена растительным орнаментом. Художник не оставил свободным ни одного уголка. Лилиеподобные цветы, листья, веточки с ягодами вырастают из-под копыт коня, из окаймляющих роспись рамок или, как бы оторвавшись от стеблей и подхваченные ветром, мчатся в вихре вокруг коня и всадника, окружают людей с кубками, зверей и птиц. Диковинные ягоды растут даже из столика. Стебли цветов и трав уходят за рамку и создают впечатление, что данная сценка лишь часть какого-то большого полотна, созданного воображением художника. Все это горит, переливается красным, черным, желтым, зеленым. Яркие цвета, подобранные с удивительным чутьем и вкусом, делают коробью празднично-нарядной36.
Северодвинские художники часто вводили в свой орнамент человеческие фигуры, сцены из крестьянской жизни: это и чинные чаепития, и посиделки с непременным прядением, и поездки на санях, и сцены охоты, и многое другое. Удивительно мастерство, декоративная фантазия и смелость, с которыми народный художник сплетал орнамент и сценку из жизни.
Немаловажную роль играл сундучок на крестьянской свадьбе. Это важное в жизни человека событие, на Руси праздновалось особенно торжественно и пышно и сопровождалось сложными обрядами.
Чтобы показать невесту жениху, устраивали смотрины: жених и его отец шли к невесте в дом с дарами. В самый торжественный день – день венчания будущих супругов – от дома невесты к церкви отправлялся целый свадебный поезд: жених и невеста, родители, родные, подруги невесты, друзья жениха. В такой
праздничной процессии участвовало обычно все население деревни. По словам свидетеля-современника, важную роль в этом торжестве играли коробейные сваты: они везли коробьи и сундуки с приданым невесты. Таково было одно из главных назначений коробьи. Ехали так, чтобы за возками развевались от ветра края простыней, отделанных вышивкой и кружевом: все должны были видеть, как искусна в рукоделии невеста.
Скромные лубяные сундучки были участниками важных событий. Не случайно так нарядно расписывали их стенки: сверкающий красками короб, выставленный на показ, мог быть не меньшей гордостью невесты, чем вышитые простыни.
Получили широкое распространение бытовые, очень конкретные изображения: сцены домашних работ, среди которых часто встречаются доение коровы и прядение, поездки, чаепитие, охота. Иногда – плавание по морю или по широким северным рекам – находит отражение в этой росписи, сохраняющей и во второй половине XIX в. своеобразную орнаментальную основу. Какую бы тему ни брал народный художник, он оставался верен освященной веками манере украшения, характеру росписи, нарядности и народности орнамента, праздничному колориту.
О разнообразии и великолепии мотивов в пермогорской росписи хорошо сказано в сборнике статей Серафимы Жегаловой «Пряник, прялка и птица Сирин»:
«Цветные узоры очень многообразны: одни предметы, как ковром, покрыты цветами и листьями, на других бытовые сценки – склонилась над шитьем крестьянка, куда-то спешит ездок в санях, целится в птицу стрелок, а та взмахнула крыльями и собирается взлететь. С каждым следующим расписным предметом все новые и новые расписные сюжеты, а иногда на одном сразу несколько сценок: вот, распустив все паруса, плывет корабль, схватился врукопашную охотник с медведем, а здесь сидят двое – старик в долгополой одежде и юноша, между ним книга с крупными буквами, очень похоже на обучение грамоте. И чем больше всматриваешься в эту роспись, тем больше хочется о ней узнать»37.
Народные художники изображали только то, что хорошо знали, с чем сталкивались в быту. Такая связь крестьян с книгами, лицевыми рукописями (книги с миниатюрами) не удивляет. В этих местах не знали крепостного права, и население, в основном старообрядческое, было достаточно грамотно. До сих пор русский Север не исчерпал хранимых по избам рукописей и старинных фолиантов. Русский Север представлял оазис, где народная культура сохранилась в первозданном виде. Здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, когда как в других губерниях понимание было во многом утрачено.
- Техника и приемы, технология пермогорской росписи
Мастера Северной Двины писали свои композиции на светлом фоне зелеными, красными и желтыми красками, но главным здесь был тонкий черный контур, которым очерчивался весь растительный орнамент – цветы и кустики с крупными резными листьями.
На прялке 1927г., происходящей из Архангельской области и хранящейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, художник изобразил поездку крестьян в санях, запряженных парой лошадей. Колорит прялки несколько необычен для северодвинской росписи: вместо красного цвета в цветочную роспись введен густой малиновый тон в сочетании со светлым фоном и зеленым цветом. Изображение на прялке разделено на два яруса, один из которых изображал фантастическое существо – птицу-Сирина с женским ликом. Второй ярус, отделанный узорным пояском из диковинных трав и цветов, изображал реальные события деревенской жизни. Вся прялка, как правило, покрывалась густым растительным узором, характер которого близок характеру орнаментальных украшений рукописных книг. Здесь и сказочные растения с прихотливо изгибающимися стеблями, цветы, ягоды, и вплетенные в их узор птицы, нередко, правда, спорящие со своим обыденным, напоминающим домашних курочек, обликом с фантастическим садом вокруг.
По воспоминаниям дочери мастера А. Л. Мишарина, роспись шла в такой последовательности: сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным пером наводили черной краской контур, олифили.
Техника северной росписи была во многом схожа с техникой иконописи, о чем говорит даже технология выполнения. Подробнее о процессе росписи пишет С. К. Жегалова в своей книге «Русская народная живопись», описывая нарисованную на старинном бурачке сценку (см. прил. 13, рис. 1): «Мы видим стройного юношу с миловидным лицом, он склонился над дугой и наводит на нее узоры. На столе у него много маленьких мисочек, а одна большая на полу; у окна полочка с посудой». Сценка интересна по содержанию. Здесь изображен мастер росписи за работой, то есть за тем занятием, которым занимается и он сам. Не случайно художник поставил стол у окна: без света занятие живописью невозможно. Не случайно также весь стол и даже пол заставлен сосудами. Этого требовала техника росписи, родственная иконописной, она была очень сложной.
После того, как поверхность загрунтовывали, то есть сравнивали ее неровности смесью мела с клеем, ее покрывали белилами, и только после этого пером наводили рисунок. Краски растирали, а затем растворяли в желтке куриного яйца, каждую – в отдельной посуде. Перья в те времена употребляли гусиные. Такое перо мы и видим в руке художника. В маленьких мисочках на столе уже приготовлены для росписи краски, а в большой на полу можно различить сложенные куриные яйца38.
В пермогорской росписи основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота»39. На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный – к темно-вишневому и терракотовскому, глухой зеленый. На более поздних присутствуют белые фоны, яркие краски40. Особенно наблюдается это в работах мастера Е. М. Ярыгина, его росписи и впрямь ярые, сочные, контурный рисунок чеканный (см. прил. 13, рис. 2 – 4).
Ярыгин Егор Максимович, свято выполнял традиционные приемы пермогорской росписи: главным сюжетом верхней части прялочного донца у него обычно являлась птица Сирин, а внизу – катанье на санях или просто лошадь, хотя можно встретить и прядение на посиделках, и другие сюжеты. Свободное пространство между отдельными элементами жанровой сценки заполняется витками пермогорского узора, а верх плоскости и ободок круга украшен красными и зелеными зубцами-треугольниками. Но все это написано не по точной разметке, а решительной рукой мастера, который не задумывается ни на секунды: если где-то останется свободное место, он тут же сделает дополнительный виток, пучок травы, цветок, кружок, а то и петуха – все, что потребует красота.
Как пишет С. К. Жегалова, в творчестве Якова Ярыгина нашли отражение лучшие традиции живописного мастерства Пермогорья: высокое искусство «писать травы», правильность и четкость в передаче даже самого сложного рисунка, декоративное чутье и умение ограниченной красочной гаммой сделать роспись празднично-нарядной. Вещи, расписанные Ярыгиным, высоко ценились современниками.
На прялках и ковшах, берестяных лукошках и туесах с легкой кистевой росписью мастерски вплетаются в красные с зеленым и желтым узоры, незамысловатые жанровые мотивы и сцены, рисуются бегущие кони на красных прялках. В традиционной росписи встречается распространённый сюжет, привычный колорит и орнамент, но здесь вкладывается свое индивидуальное отношение к тому, что изображается, добавляются новые детали, обрядности – «театру для себя»» - писал Борис Шергин.
Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров. Те были очень конкретны, насыщали изображения деталями. Именно эти подробности помогли искусствоведам определить время изготовления многих предметов.
- Основные элементы пермогорской росписи
Русские народные мастера любили применять символы, сохранившиеся еще с языческих времен. А в то время солнце, дающее, по представлениям первобытного земледельца, все блага жизни, изображалось в виде круга. Христианство пыталось приспособить эти символы к своему «хозяйству»; есть даже толкование, что лев, например, это – символ Христа. Однако в крестьянском искусстве медленно, но последовательно исчезал символический смысл изображения и укреплялся его бытовой и декоративный характер. Узор остался как обычай, как удовлетворение потребности к традиционному украшению дома или бытовой вещи.
- Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет.
Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи
Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов. И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
- Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы. Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
- Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермогорская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.
Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермогорской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д
- Композиции в пермогорской росписи
Пермогорская роспись очень повествовательна. В ее растительный узор легко вписывались всевозможные значимые для крестьянина бытовые, жанровые сюжеты: выезд в город, посиделки, чаепитие, свадьба, охота и рыбалка и многое другое. Их всегда интересно рассматривать, разбирать текстовые пояснения. В старину эти рисунки рассказывали о текущей ситуации, о занятии мастера или владельца изделия. В ту пору, когда человек еще оставался близок природе, она и в росписи была слитна с ним. Поэтому чаепитие могло проходить в окружении домашней живности, а героями легко становились и лиса, и тетерев, и олень.
- Фризовые композиции.
Фризовая композиция легко ложится на токарное изделие, но может дополнить и плоскостное. Строится она вокруг волнообразного побега – «волны»41. Расположение рисунка может быть как горизонтальным, так и вертикальным.
Пологая крутая волна (см. прил. 14, рис. 1). Чем токарное изделие выше, тем более крутой должна быть «волна», чем ниже – тем более пологой. Тогда рисунок будет «читаться» на каждом повороте, а не «убегать» за него.
Разорванная волна («сегмент») (см. прил. 14, рис. 2). Дает возможность нового композиционного построения, позволяет чередовать завиток, например, с фигурой птицы, животного или медальоном. Волна с наклоном придает композиции динамику.
Волна без наклона (схема «Древко») (см. прил. 14, рис. 3). Делает композицию статичной, устойчивой.
- Композиция в круге.
В основе такого орнамента - круг, а это символ целостности, единства, непрерывности в жизни человека. Круговой орнамент – это также знак солнца (см. прил. 14, рис. 4-6).
Одежду или предметы быта, украшенные таким орнаментом, защищали от темных сил, охраняли благополучие дома, так как солнце и круговорот времен года давали человеку для жизни все необходимое.
Основные особенности орнамента в круге это повторение, ритм и симметрия.
Композиция в круге может строиться по-разному:
- развиваться от центра к краям;
- заполнять пространство круга «хороводом»;
- идти от краев к центру.
- Сюжетная композиция в прямоугольнике.
Большое пространство расписываемой поверхности как бы само собой предназначено для сюжетной композиции (см. прил. 14, рис. 7 – 9).
В горизонтальной, например, легко вписываются повозка, корабли, сидящая фигура42.
Такая композиция подразумевает рассказ зрителю об определенном событии, действии или явлении.
Рисование сюжетной композиции является процессом весьма трудоемким. Однако его результат представляет собой один из самых удивительных по своей красоте видов организации художественных форм. Источник для сюжетов, используемый автором, поистине неисчерпаем. Здесь гуляния и свидания, застолья и посиделки, проводы и выезды, сцены из жизни, иллюстрации к сказкам и многое другое.
Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Встретить ее можно и на архитектурных сооружениях. Сюжет такой композиции был очень тщательно продуман и выстроен.
В качестве разделяющего мотива в пермогорской росписи могут использоваться ветки дерева или геометрические ленты.
Встречаются образцы, где сюжетная композиция разделена на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.
1 Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – с. 58
2 Культурное наследие Архангельского края. – Режим доступа: cultnord.ru
3 Померанцева Э.В. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX – XXв. / Померанцева Э.В. – М.: Наука, 1965. – с. 36
4 Воронов В.С. Русские прялки // Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды / Воронов В.С. – М.: Советский художник, 1972. – с. 203
5Жижина С., Попова З., Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица Сирин / Жегалова С. – М.: Просвещение, 1971г. – с 30 – 31
6 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984. – с. 88 – 89
7 Культурное наследие Архангельского края. – Режим доступа: cultnord.ru
8 Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. Альбом. /Круглова О.В. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – с. 38
9 Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. Альбом. /Круглова О.В. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – с. 38
10 Культурное наследие Архангельского края. – Режим доступа: cultnord.ru
11 Бернштам Т.А. Об одной художественной традиции на Архангельском Севере / Бернштам Т.А. – Советская этнография, 1965. – с. 132
12 Культурное наследие Архангельского края. – Режим доступа: cultnord.ru
13 Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. Альбом. /Круглова О.В. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – с. 109
14 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984. - с. 92
15 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984. – с.92
16 Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву / Арбат Ю. – М.: Изобразительное искусство, 1970 . - с. 60 – 62
17 Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера : авт. прогр. творч. мастерской / Л. Ф. Тимофеева. - Архангельск : Правда Севера, 1998. - 31 с., 8 л. ил. + 2 л. карт. - Библиогр.: с. 30.
18 Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. - СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. - с. 127
19 Барадулин В.А. Художественная обработка Дерева / Барадулин В.А. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – с. 159
20 Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву /Супрун Л.Я. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. – с.113
21 Брянцова А. Пермогорская роспись. – Режим доступа: https://docplayer.ru/31222882-Permogorskaya-rospis
22 Барадулин В.А. Художественная обработка Дерева / Барадулин В.А. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – с. 159
23 Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство / К., Дубинская К. – М.: Русский язык, 1990. – с. 73
24 Арбат Ю. Светлый Север / Арбат Ю. – Вологда: Северо-Западное книжное издательство, Вологодское отделение, 1970. – с. 26
25 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984, с. 97
26 Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / Величко Н.К.. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – с. 189
27 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984, с. 102
28 Колокольцева А. Техника и технология художественной росписи по дереву. Методические рекомендации. – Режим доступа: https://docplayer.ru/90700311-Tehnika-i-tehnologiya-hudozhestvennoy-rospisi-po-derevu-metodicheskie-rekomendacii.html
29 Культурное наследие Архангельского края. – Режим доступа: cultnord.ru
30 Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство / Маёрова К., Дубинская К. – М.: Русский язык, 1990. – с. 71
31 Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. Альбом. /Круглова О.В. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – с. 8
32 Культурное наследие Архангельского края . – Режим доступа: cultnord.ru
33 Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера / О.Г. Севан. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – с. 156
34 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984, с. 24 – 25
35 Забелин, И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. — Москва: Юрайт, 2018, с. 109
36 Жегалова С. К. Русская народная живопись / Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984. - с. 22 – 23
37 Жижина С., Попова З., Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица Сирин / Жегалова С. – М.: Просвещение, 1971г. – с. 56
38 Жегалова С. К. Русская народная живопись /Жегалова С.К. – М.: Просвещение, 1984.- с. 93 – 94
39 Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / Величко Н.К.. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – с. 190
40 Брянцова А. Пермогорская роспись. – Режим доступа: https://docplayer.ru/31222882-Permogorskaya-rospis
41 Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / Величко Н.К.. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – с. 116
42 Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / Величко Н.К.. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – с. 116