Особенности правового регулирования и практики применения договоров аренды отдельных видов транспорта

Дипломная работа по предмету «Гражданское право»
Информация о работе
  • Тема: Особенности правового регулирования и практики применения договоров аренды отдельных видов транспорта
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Гражданское право
  • Количество страниц: 36
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-06-30 09:16:03
  • Размер файла: 54.74 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ГЛАВА 3.  ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА


3.1. Особенности договора аренды железнодорожного транспорта и автомобильного транспорта


В реальном имущественном обороте аренда различных видов транспортных средств носит распространенный характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях подлежат регулированию общими положениями о договоре, а в других - по преимуществу специальными правилами о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства и лишь при отсутствии таковых – общими положениями о договоре аренды.

Как уже отмечалось ранее, специальными правилами о договоре аренды транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые связаны с передачей в аренду транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или арендатора. В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений - как договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время) транспортного средства - строится и схема их правового регулирования. Признание соответствующего договора договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства означает, что он регулируется нормами параграфа 3 главы 34 ГК РФ, затем, в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (параграф 1 главы 34 ГК РФ) с учётом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, установленных транспортными уставами и кодексами. Регулирование договоров аренды транспортных средств, которые в силу отсутствия необходимых квалифицирующих признаков не могут быть отнесены к договорам аренды транспортного средства, ограничено применением общих положений об аренде, а другие нормативные правовые акты могут детализировать названные общие положения об аренде.

УЖТ РФ не только не определяет особенности аренды железнодорожных локомотивов, но и вообще не содержит норм, регулирующих аренду транспортных средств. Имеющиеся в некоторых его статьях упоминания об аренде касаются лишь вагонов, т.е. несамоходных перевозочных средств. Иными словами, если аренда железнодорожного транспорта и возможна, то только без экипажа. Автор А.П. Сергеев говорит, что и эта возможность вызывает сомнение, т.к. во всех статьях, в которых идёт речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к контейнерам, т.е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без экипажа) состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие, например, от морских судов, такое управление технически неосуществимо. С учётом государственной монополии на железнодорожные перевозки можно сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.1

Вместе с тем в связи с реформированием отношений в сфере железнодорожного транспорта договор аренды подвижного состава должен быть востребован. Статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2допускает, что перевозчик может не обладать собственным локомотивом, предусматривая его обязанность заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования. (Также ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что ОАО "РЖД" может оказывать услуги по предоставлению локомотивной тяги). Думается, что правоотношение между собственником локомотива и перевозчиком как договор услуги определено неточно. Скорее всего эти отношения будут складываться как договор аренды транспортного средства с экипажем, что опровергает вышеизложенное мнение о том, что аренда железнодорожного транспорта возможно только без экипажа.

Статья 4 Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»1 устанавливает, что сдача в аренду подвижного состава, находящегося в федеральной собственности, осуществляется применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом. В соответствии с данной статьёй было принято указание Минтранса РФ, которым было утверждено положение, согласно которому регламентируется порядок сдачи в аренду вагонов, принадлежащих железным дорогам Российской Федерации, которое в настоящее время признано утратившим силу.

Согласно Положению о порядке передачи грузовых вагонов ОАО "РЖД в аренду определяет порядок передачи в аренду грузовых вагонов ОАО "РЖД" (далее - грузовые вагоны), за исключением грузовых вагонов, находящихся на балансе функциональных филиалов ОАО "РЖД", таких как "Рефсервис" и Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер".

Передача грузовых вагонов в аренду юридическим и физическим лицам осуществляется в соответствии с главой 34 ГК РФ на основании разрешения президента ОАО "РЖД" и договора аренды, заключаемого железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" (далее - железная дорога) по доверенности от имени ОАО "РЖД". Решение о передаче грузовых вагонов ОАО "РЖД" в аренду принимает президент ОАО "РЖД".

Предоставление предложений руководству ОАО "РЖД" о целесообразности изменения ставок арендной платы, ведение реестров арендаторов и договоров аренды, другие вопросы организации передачи грузовых вагонов в аренду решаются Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" (далее - ЦФТО). Железная дорога принимает и рассматривает обращения юридических и физических лиц (далее - заявители) на заключение договора аренды грузовых вагонов (передачу грузовых вагонов в аренду). В случае принятия железной дорогой положительного решения ходатайство с экономическим обоснованием целесообразности передачи грузовых вагонов в аренду, подписанное начальником железной дороги либо лицом, исполняющим его обязанности, представляется в ЦФТО. Здесь же перечисляются сведения, которые должны быть переданы ЦФТО вместе с ходатайством.

В случае принятия железной дорогой решения о нецелесообразности передачи грузовых вагонов в аренду железная дорога информирует заявителя о принятом решении. ЦФТО в месячный срок со дня поступления от железной дороги ходатайства с экономическим обоснованием целесообразности передачи в аренду грузовых вагонов:

- производит его экспертную оценку;

- подготавливает и согласовывает заключение о целесообразности передачи грузовых вагонов в аренду с причастными подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД" и первым вице-президентом ОАО "РЖД";

- представляет президенту ОАО "РЖД согласованное заключение с проектом телеграммы ОАО "РЖД" начальнику железной дороги о разрешении и условиях передачи грузовых вагонов в аренду или отказом ОАО "РЖД" в передаче грузовых вагонов в аренду.

При разрешении передачи грузовых вагонов в аренду в телеграмме ОАО "РЖД" указывается арендный номер, присвоенный заявителю. В случае принятия президентом ОАО "РЖД" решения о нецелесообразности передачи грузовых вагонов в аренду железной дороге поручается проинформировать заявителя о принятом решении.

Договор аренды может заключаться с даты получения железной дорогой разрешения президента ОАО "РЖД" на передачу грузовых вагонов в аренду. При передаче грузовых вагонов в аренду из нерабочего парка ОАО "РЖД" железная дорога направляет в ЦФТО для согласования пономерной список отобранных для передачи в аренду грузовых вагонов, которые необходимо отремонтировать до передачи в аренду. Железная дорога на основании разрешения президента ОАО "РЖД", определяющего условия передачи грузовых вагонов в аренду, заключает с заявителем договор аренды грузовых вагонов без права выкупа и передачи вагонов в субаренду на срок до конца календарного года, но не менее трех месяцев, если иное не предусмотрено внутренними документами ОАО "РЖД". Копия договора аренды направляется железной дорогой в ЦФТО. Продление срока действия договора аренды грузовых вагонов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Положением для заключения договора аренды грузовых вагонов. Подготовка и заключение договора аренды грузовых вагонов, контроль выполнения арендаторами условий такого договора осуществляются дорожным центром фирменного транспортного обслуживания железной дороги (далее - ДЦФТО).

Передача грузовых вагонов арендатору и возврат грузовых вагонов в рабочий парк ОАО "РЖД" после истечения срока действия договора аренды производятся на железнодорожной станции приписки грузовых вагонов. Акт приёма-передачи арендованных грузовых вагонов оформляется комиссией, включающей в себя представителей железной дороги (железнодорожной станции передачи, вагонного депо) и арендатора. В случае невозможности возврата в рабочий парк ОАО "РЖД" арендованных грузовых вагонов на железнодорожной станции приписки допускается по согласованию с ЦФТО передача арендованных грузовых вагонов на железнодорожной станции их дислокации в порядке, установленном настоящим Положением. При этом акт приёма-передачи арендованных грузовых вагонов должен быть направлен на железную дорогу приписки арендованного грузового вагона, где он будет храниться в ДЦФТО вместе с договором аренды.

При повреждении или утрате арендованных грузовых вагонов по вине железной дороги замена таких грузовых вагонов производится железной дорогой, передавшей грузовые вагоны в аренду, по согласованию с ЦФТО. Согласование замены грузовых вагонов производится по письменному запросу железной дороги, к которому прилагаются материалы расследования случаев повреждения или утраты грузовых вагонов.

Общими положениями о договоре аренды должны регулироваться также договоры аренды автомобилей, прицепов, автофургонов и любых других транспортных средств, не требующих квалифицированного управления и обеспечения их надлежащей технической эксплуатации силами профессионального экипажа.

В остальном за пределами названных специальных нормативных правовых актов правоотношения, связанные с арендой железнодорожного и автомобильного транспорта, регулируются общими положениями об аренде.




3.2. Особенности договора аренды морского транспорта


В сфере торгового мореплавания довольно широкое распространение имеют две разновидности договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства: договор фрахтования судна на время (тайм - чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). В действующем сегодня КТМ РФ нормы, регулирующие указанные договоры, выделены в две самостоятельные главы (X и XI), тем самым подчёркивается значение тайм-чартера и бербоут-чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 198 КТМ РФ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряжённое судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Статья 632 ГК РФ даёт несколько иное определение договора. Сравнительный анализ данных определений показывает, что предмет регулирования двух упомянутых статей не совпадает. Во-первых, статья 632 ГК РФ распространяется не только на аренду морских судов, а на аренду всех транспортных средств. Во-вторых, в ГК РФ говорится об аренде транспортных средств, которые должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, т.е. для осуществления перевозок. Однако не всякое судно является транспортным средством. Согласно статьи 7 КТМ РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Указанные цели, помимо перевозки грузов, пассажиров и багажа, включают ещё и, например, промысел водных биологических ресурсов, проведение морских научных исследований и целый ряд других (статья 2 КТМ РФ).Таким образом, договор фрахтования на время, например, ледокола не подпадает под действие параграфа 3 главы 34 ГК РФ.

Как уже говорилось выше, статья 632 ГК РФ в отличие от статьи 198 КТМ РФ устанавливает, что по договору транспортного средства с экипажем оно переходит во владение и пользование арендатора. Статья 198 КТМ РФ, давая определение тайм-чартеру, устанавливает, что судно предоставляется в пользование фрахтователя. Однако, согласно статьи 8 КТМ РФ судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени. Глава Х КТМ РФ разграничивает эксплуатацию судна на коммерческую и навигационно-техническую. Прямого ответа на вопрос, какая эксплуатация имеется в виду в статье 8 КТМ РФ и может ли тайм чартерный фрахтователь рассматриваться в качестве судовладельца, в законе не содержится. А.Г. Калпин считает, что несмотря на то, что в статье 198 КТМ РФ говорится о предоставлении судна в пользование фрахтователя, следует признать, что к последнему переходит также правомочие владения, т.к. в вопросах коммерческой эксплуатации ему подчинён экипаж судна. Вместе с тем автор признаёт, что судно в этом случае не выходит из обладания судовладельца, относящимся к управлению судном. Данные обстоятельства, по мнению А.Г. Калпина, позволяют говорить о временном двойном владении (или совладении) судном.

Есть точка зрения, согласно которой по договору фрахтования судна на время фрахтователю переходит лишь правомочие пользования судном. При фрахтовании судна в тайм-чартере оно остаётся в обладании судовладельца, который осуществляет правомочие владения посредством экипажа, состоящего у него на службе. Не случайно КТМ РФ чётко разграничил, что по тайм-чартеру судно переходит в пользование, а по бербоут-чартеру – в пользование и владение фрахтователя. Говорить о двойном владении или совладении судном также не предоставляется возможным. У фрахтователя отсутствует абсолютная и непосредственная связь с судном. Собственно говоря, на судне вообще может не быть ни одного служащего фрахтователя. Возможность фрахтователя давать экипажу указания в части коммерческой эксплуатации основана на обязательственном правоотношении, она не означает, что капитан и команда в указанной части являются работниками фрахтователя. Кроме того, если допустить, что судовладелец и тайм-чартерный фрахтователь совладеют судном, пришлось бы признать, что они солидарно отвечают по требованиям, возникающим ex delicto. Между тем из пункта 3 статьи 203 КТМ РФ вытекает, что ответственность по таким обязательствам несёт только судовладелец.

Существенными условиями тайм-чартера являются следующие условия договора: наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъёмность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (статья 200 КТМ РФ). Круг существенных условий бербоут-чартера расширяется за счет условий о классе судна, флаге, а также количестве расходуемого топлива.

В реальной практике торгового мореплавания заключение договоров фрахтования (тайм - чартера и бербоут-чартера) обычно осуществляется на основе типовых (стандартных) проформ существующих договоров, в которых содержатся условия, предусматривающие все основные права и обязанности сторон по договору, и сторонам остается согласовать лишь отдельные условия договора.

Следует отметить, что как при тайм-чартере, так и при бербоут-чартере пользование судном со стороны фрахтователя имеет целевое назначение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. При этом под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, проведение морских научных исследований, разведка минеральных и других ресурсов морского дна и его недр и другое.

Существенное значение для обеих разновидностей договора фрахтования имеет условие о сроке действия тайм - чартера (бербоут-чартера). Типовые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определённом числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определён и иным образом - например, посуточно, подекадно, помесячно либо на время проведения определённых работ или совершения определённых рейсов. Течение срока начинается со дня приёма судна фрахтователем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает возможность в определённых случаях некоторого увеличения срока аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтователю для завершения последнего рейса.

Названные разновидности договора фрахтования - тайм-чартер и бербоут-чартер - различаются по предмету договора. Во-первых, при тайм-чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут-чартере - в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм-чартеру судно передаётся с экипажем, оказывающим фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут-чартеру фрахтователь получает судно, не снаряжённое и не укомплектованное экипажем.

По общему правилу фрахтователь пользуется судном (при тайм-чартере) или владеть и пользоваться последним (при бербоут-чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно субтайм-чартер и суббербоут-чартер). Требования КТМ РФ, предъявляемые к субтайм-чартеру и суббербоут-чартеру, являются идентичными: указанные договоры заключаются фрахтователем с третьими лицами от своего имени; могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм-чартера или суббербоут-чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед судовладельцем, вытекающих из основного договора аренды (статьи 202 и КТМ РФ).

Основной обязанностью судовладельца по тайм-чартеру, как и всякого арендодателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном для его использования по назначению, предусмотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту передачи судна фрахтователю привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна, укомплектованию его экипажем и надлежащему снаряжению судна. Обязанность судовладельца поддерживать мореходное состояние судна распространяется на весь срок действия договора. Кроме того, в период действия тайм-чартера судовладелец должен нести расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа (статья 203 КТМ РФ).

В практике международного мореплавания нередко возникают разногласия между судовладельцами и фрахтователями относительно последствий неисполнения судовладельцем обязанности по передаче фрахтователю судна к сроку, предусмотренному договором. Суды иностранных государств обычно исходят из того, что в подобных случаях фрахтователь вправе не принять судно от судовладельца, что означает по существу односторонний отказ от договора. Однако встречаются и другие судебные решения, основанные на том, что одностороннее расторжение фрахтователем договора допускается только в тех случаях, когда в связи с несвоевременным предоставлением судна фрахтователь в дальнейшем не может использовать его для целей, ради которых оно было зафрахтовано. С позиции российского права представляется, что фрахтователь при непредставлении судовладельцем зафрахтованного судна к предусмотренному договором сроку вправе отказаться от принятия судна, а стало быть, и от тайм-чартера только в том случае, если это предусмотрено договором. Дело в том, что ни Российской Федерации, ни параграфом 3 главы 34 ГК РФ не предусмотрено право фрахтователя (арендатора) заявить об одностороннем расторжении договора при несвоевременном предоставлении сданного в аренду транспортного средства. Следовательно, эти правоотношения регулируются общими положениями об аренде, обращение к которым приводит к выводу о том, что последствием указанного нарушения договора со стороны арендодателя является наделение арендатора правом требовать расторжения договора в судебном порядке и возмещения причинённых убытков (пункт 3 статьи 611, часть 1 статьи 620 ГК РФ ).

При бербоут-чартере обязанность судовладельца по приведению судна в мореходное состояние ограничена моментом передачи судна фрахтователю. В течение же срока действия договора после передачи судна фрахтователю обязанность по поддержанию судна в мореходном состоянии возложена на фрахтователя, который укомплектовывает судно своим экипажем и в силу этого отвечает за техническое состояние и надлежащую эксплуатацию судна. Исключение составляют лишь случаи, когда выявляются скрытые недостатки судна, устранение которых вменено в обязанность судовладельцу (статья 216 КТМ РФ).

Что касается фрахтователя, то можно выделить три его основные обязанности как по тайм-чартеру, так и по бербоут-чартеру. Во-первых, на фрахтователя возложена обязанность пользоваться зафрахтованным судном (а при тайм - чартере и услугами экипажа) в соответствии с целями и условиями его предоставления, предусмотренными договором, а также нести расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. В дополнение к этому при бербоут-чартере на фрахтователе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и нести все связанные с такой эксплуатацией расходы, включая расходы на страхование судна и ответственности фрахтователя, а также уплату сборов, взимаемых с судна (пункт 1 статьи 204, пункт 1 статьи 218 КТМ РФ).

Обязанность судовладельца по тайм-чартеру состоит в оказании услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Формально оказание таковых услуг выходит за пределы предмета договора аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг. В науке морского частного права на этот счёт существуют различные точки зрения. Некоторые авторы говорят лишь о присутствии элементов договора аренды в договоре фрахтования судна на время, т.к. тайм-чартер предусматривает помимо использования самого судна услуги людей (экипажа), которые обеспечивают функционирование судна. Естественно, что услуги экипажа и сами члены экипажа не могут быть предметом имущественного найма. Однако, несмотря на сложную правовую природу договора тайм-чартера, на мой взгляд, его следует отнести к договорам аренды транспортных средств, т.к. основной его целью является всё же обеспечение передачи имущества во временное пользование.

Во-вторых, фрахтователь обязан уплачивать судовладельцу арендную плату (фрахт). Порядок и сроки уплаты фрахта определяются по-разному применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру. При тайм-чартере фрахт выплачивается судовладельцу в порядок и сроки, предусмотренные договором; фрахтователь освобождается от уплаты фрахта за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации по причине его немореходного состояния по обстоятельствам, не связанным с виновными действиями фрахтователя (пункт 1 статьи 208 КТМ РФ). При бербоут-чартере фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (пункт 1 статьи 221 КТМ РФ). Неисполнение фрахтователем обязанности по уплате фрахта влечёт для последнего весьма жёсткие негативные последствия: в случае если просрочка по внесению фрахта составляет свыше четырнадцати календарных дней, судовладелец получает право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причинённые убытки (пункт 2 статьи 208, пункт 2 статьи 221 КТМ РФ).

В-третьих, к числу основных относится обязанность фрахтователя по окончании срока действия договора возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено фрахтователем, с учётом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна в течение всего периода задержки его возврата фрахтователь должен уплачивать судовладельцу фрахт по ставке, предусмотренной договором, либо по рыночной ставке, если последняя превышает договорную ставку фрахта (пункты 2,3 статьи 204, пункт 2 статьи 218 КТМ РФ). Вместе с тем КТМ РФ допускает применительно к бербоут-чартеру возможность заключения договора с условием о выкупе судна фрахтователем по истечении срока действия договора. В таком случае по окончании срока действия бербоут-чартера (при соблюдении всех его условий) судно не подлежит возврату судовладельцу, а переходит в собственность фрахтователя.

Ещё одна особенность правового регулирования тайм-чартера и бербоут-чартера заключается в том, что пользование зафрахтованным судном предполагает вступление фрахтователя в различные правоотношения с третьими лицами. Речь идет о правоотношениях, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, буксирными операциями и т.д. Кроме того, фрахтователь по бербоут-чартеру выступает ответственным за вред, причинённый в ходе эксплуатации судна имуществу граждан и организаций, а также жизни и здоровью граждан.

Так, фрахтователь по тайм-чартеру от своего имени заключает с третьими лицами договоры перевозки грузов, подписывает чартеры, выдает коносаменты, морские накладные и другие перевозочные документы. Естественно, что именно фрахтователь, а не судовладелец несет ответственность перед грузовладельцами по договорам перевозки грузов, предусмотренную в статье 205 КТМ РФ для перевозчика по договору морской перевозки.

При бербоут-чартере фрахтователь несёт ответственность перед третьими лицами также по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, в том числе по деликтным обязательствам (статья 219 КТМ РФ).

Нельзя не отметить ещё один важный момент, касающийся регулирования договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на морском транспорте: содержащиеся в кодексе нормы, регламентирующие как тайм-чартер, так и бербоут-чартер, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (статьи 199, 212 КТМ РФ). Данное правило означает, что все нормы КТМ РФ, определяющие особенности аренды (фрахтования на время) морских судов, являются диспозитивными.



3.3. Особенности договора аренды воздушного транспорта и внутреннего водного транспорта


Договор аренды транспортного средства может применяться и на воздушном транспорте. Следует обратить внимание на неудачную формулировку определения понятия "договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)" в ВК РФ. Редакция статьи 104 ВК РФ объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна по сути два различных договора, относящихся к разным типам гражданско-правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки.

Ранее действовавший Воздушный кодекс СССР 1983 года, утверждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.05.1983, содержал чёткое определение договора фрахтования воздушных судов (чартера) и его довольно подробное регулирование (статьи 134-138), которые свидетельствовали о том, что этот договор рассматривался в качестве отдельного вида договора перевозки и не имел никакого отношения к договору аренды. Под договором чартера (фрахтования воздушных судов) понимался договор, по которому фрахтовщик обязывался предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов (но не само воздушное судно) на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или иных целей.

Вопрос о том, имел ли в виду российский законодатель, принимая новый ВК РФ, допустить применение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на воздушном транспорте, лишен практического значения, поскольку ВК РФ не устанавливает никаких особенностей аренды воздушных судов, а также запретов или ограничений заключения таких договоров на воздушном транспорте. Поэтому в случае передачи в аренду воздушных судов, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа, соответствующие правоотношения подпадают, на наш взгляд, под действие общих норм ГК РФ о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства, которые подлежат применению без учёта каких-либо особенностей в силу отсутствия таковых в ВК РФ.


Аренда воздушного судна широко распространена в практике международного воздушного транспорта, что объясняется экономическими причинами. С одной стороны, у некоторых авиакомпаний, располагающих большим авиапарком, образуется избыток временно не используемых самолетов, простои которых дорого обходятся авиаперевозчикам. Так, после 11 сентября 2001 г. резко упал спрос на мировые перевозки, что отразилось на использовании авиапарка многих перевозчиков. Значительное число самолетов простаивало, и тогда избыточные воздушные суда стали сдаваться в аренду. Данный пример - экстраординарный. На практике очень часто авиакомпании, не желая расставаться со своими самолетами, считают для себя более выгодным сдать их в аренду, нежели эксплуатировать их на нерентабельных воздушных линиях.

С другой стороны, на рынке международных перевозок достаточно перевозчиков, которые не располагают собственным авиапарком, и они предпочитают не приобретать воздушное судно в собственность, а брать его в аренду. Огромная стоимость современных самолетов, большие эксплуатационные расходы не всегда оправдывают экономически приобретение воздушных судов в собственность. Напротив, аренда максимально выгодна всем: арендодатель избегает убытков от простоя самолетов, а арендатор подбирает нужный ему тип самолета и арендует его на время, необходимое для коммерческой эксплуатации. Как правило, при аренде сдается все воздушное судно с экипажем (или без него), и оно обычно эксплуатируется самим арендатором непосредственно.

Аренду следует отличать от фрахтования. Юридическое отличие временного пользования воздушным судном состоит в том, что сторонами договора аренды выступают собственники воздушных судов и арендополучатели. Приобретая в силу договора аренды статус арендатора, в соответствии с которым они получают во временное пользование воздушное судно выбранного им типа на определенных финансовых условиях, арендополучатели обязаны осуществлять его эксплуатацию с соблюдением норм летной годности.

К фрахтованию прибегают авиакомпании в затруднительных случаях: временного выхода из строя из-за технической неисправности воздушного судна и срочной его замены для завершения регулярного или нерегулярного рейса, необходимости организации дополнительных рейсов в силу повышенного спроса на перевозки и др. Однако чаще всего фрахтователями выступают организации и предприятия, вообще не являющиеся перевозчиками. К ним относятся туристические агентства, компании, транспортные экспедиторы, различного рода корпорации и т.п., которые фрахтуют воздушные суда у авиакомпаний для целей перевозок туристов, спортивных болельщиков, участников международных спортивных, научных, культурных, деловых и иных мероприятий. В этих случаях заключаются договоры фрахтования между фрахтователем и регулярным или нерегулярным перевозчиком. При фрахте фрахтуются вся либо часть провозной емкости воздушного судна, и фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, что характерно для договора аренды.

Договоры фрахтования похожи, но не идентичны договорам аренды воздушных судов. Это сходство проявляется во временном характере действия того и другого вида договоров. Кроме того, при фрахтовании передача прав пользования, без чего аренда вообще невозможна, в принципе не предусматривается. Договор фрахтования позволяет оперативно учитывать конъюнктуру, сложившуюся на мировом рынке авиаперевозок, как перевозчикам, так и потребителям их услуг. Начиная с 70-х гг. договор фрахтования стал действенным юридическим инструментом регулирования нерегулярных, чартерных перевозок и потому более известен как договор чартера.

Практикой выработано множество видов договоров фрахтования всего или части воздушного судна. Содержание этих договоров зависит от целей фрахтования воздушного судна, определяемых фрахтователем. Договоры подразделяются на: а) договоры фрахтования на один или несколько рейсов или сезон (чартер); б) договоры фрахтования на время (тайм-чартер).

По договору чартера фрахтовщик (авиакомпания, лизинговая компания) за вознаграждение предоставляет фрахтователю (авиакомпании, туристическому агентству и др.) всю или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов определенного типа (типов) с экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов. При чартере фрахтовщик осуществляет эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, т.е. производство полетов, связь с органами управления (обслуживания) во время полета, аэропортовыми властями и т.п., что и составляет область ответственности фрахтовщика.

В договоре фрахтования (тайм-чартере) на время ключевым является вопрос предоставления воздушного судна фрахтователю не на рейс (или рейсы), а на определенное время. Кроме того, решение коммерческих вопросов эксплуатации зафрахтованного воздушного судна относится к компетенции фрахтователя, а предоставление услуг экипажа вместе с воздушным судном входит в обязанности фрахтодателя.

В отличие от договора фрахтования по договору аренды воздушное судно передается арендатору в его полное коммерческое и эксплуатационное пользование, но права распоряжения и владения сохраняются за собственником воздушного судна - авиакомпанией или лизинговой компанией.

Собственник воздушного судна, не участвуя в коммерческой и технической эксплуатации переданного в аренду воздушного судна, обладает всеми неотчуждаемыми и неотъемлемыми правами собственности, признанными и закрепленными национальным законом, на всем протяжении действия договора аренды.

Арендатор не вправе:

- распорядиться арендованным воздушным судном и передать его в субаренду без явно выраженного согласия его собственника;

- пренебрегать техническими правилами, которые он обязан соблюдать при эксплуатации воздушного судна, взятого им в аренду;

- отдавать в залог арендованное воздушное судно, обременять его каким-либо иным образом;

- отказывать в осуществлении контроля со стороны арендодателя за технической эксплуатацией воздушного судна, переданного им в аренду.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. На практике арендодатель имеет право выдвинуть любые требования, какие он пожелает, касающиеся технического состояния и безопасности воздушного судна, кроме вопросов коммерческой эксплуатации арендованного воздушного судна. Не в интересах арендодателя получить обратно свое воздушное судно в непригодном техническом состоянии. Вот почему в договоре аренды особое внимание уделяется взаимоотношениям арендодателя и арендополучателя в части контроля за технической эксплуатацией арендованного воздушного судна.

Вопросы коммерческой выгоды от использования арендованного воздушного судна являются областью компетенции арендатора. В случае невыполнения финансовых обязательств по договору аренды собственник воздушного судна - арендодатель вправе применить различные меры, в том числе финансовые санкции, против арендатора и прекратить отношения аренды.

Вопрос о правовой природе договора фрахтования воздушного судна на время заслуживает особого внимания. Отношения по воздушным перевозкам грузов или почты на указанных условиях полностью охватываются договорами грузовой воздушной перевозки или воздушной перевозки почты. Их отличие от иных разновидностей перевозки груза или почты заключаются только в условиях перевозки – предоставление для размещения груза или почты вместимости одного или нескольких воздушных судов либо части такой вместимости. Владение воздушным судном и пользование им для извлечения прибыли осуществляются при таком предоставлении фрахтовщиком и к фрахтователю не переходит. Следовательно, новых элементов, принципиально изменяющих их природу, эти договоры в силу предоставления вместимости воздушного судна для размещения груза или почты не приобретают. Поэтому всё, что касается чартера, используемого для перевозки груза на морском или речном транспорте, относится к этим договорам.

Сложнее выяснить правовую природу воздушного чартера, используемого для перевозки пассажиров и багажа. Если перед нами договор, по которому перевозчик берёт на себя обязанность перевезти с условием предоставления вместимости судна или её части для перевозки в пункт назначения физического лица, гражданина, а в случае сдачи им багажа также и доставить в данный пункт багаж – это договор перевозки багажа и пассажира.

Его отличие от линейной пассажирской перевозки заключается только в предоставлении пассажиру более комфортных условий для полёта и размещения багажа, в предоставлении соответствующей вместимости воздушного судна или его части, отделённой от остальных помещений судна, что должно быть отражено в пассажирском билете. Следовательно, договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) в этом случае представляет собой лишь одну из двух разновидностей договора перевозки пассажиров.

Но на воздушном транспорте довольно часто, и чем далее, чем чаще перевозятся значительные группы людей – туристические, студенческие, школьные, спортивные и т.п. технически договор с авиатранспортным предприятием обычно заключается туристической, студенческой или соответствующей организацией.

Здесь возможны две ситуации – когда организация вступает от имени и за счёт обратившегося к ней лица, входящего в группу. Между этой организацией и таким лицом возникают отношения по договору поручения.

Что же касается отношений между авиатранспортным предприятием и физическим лицом, входящим в группу, то их отношения подпадают под действия договора пассажирской перевозки в одной из двух его разновидностей – либо договор линейной пассажирской перевозки, либо, если пассажиру предоставляется вся или часть вместимости судна, это договор перевозки в форме чартера.

Но организация, фрахтующая вместимость (её часть) воздушного судна для перевозки группы лиц, может заключить чартер и от собственного имени. Тогда такая организация как фрахтователь вступает в договорные отношения с фрахтовщиком – авиационным предприятием. Заключаемый между ними чартер не может быть квалифицирован как договор воздушной перевозки пассажира и багажа, т.к. в качестве его субъекта не может быть признано физическое лицо – пассажир. Формой договора не могут рассматриваться билет и багажная квитанция, т.к. в чартере указываются только соответствующая вместимость (её часть) воздушного судна и общее число пассажиров.

Такой договор приобретает существенные элементы договора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Это согласуется и с положением пункта 2 статьи 638 ГК РФ, в соответствии с которым арендатор в рамках коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договор перевозки (по договору фрахтования – чартеру такое право за фрахтователем не признаётся).

Он вправе заключать договоры пассажирской перевозки с каждым из лиц, входящих в его группу. В зависимости от условий перевозки это может быть договор, по которому пассажиру предоставляется вместимость или часть вместимости судна (чартер), и тогда арендатор выступает по отношению к пассажиру как фрахтовщик, или договор пассажирской перевозки без такого условия. В последнем случае перевозчик, в качестве которого выступает арендатор, обязан предоставить пассажиру обычное место в соответствии с выданным ему билетом, а в случае необходимости от него также должен быть принят багаж по багажной квитанции.

Что же касается договора фрахтования на время внутреннего водного транспорта, то в специальную главу выделены вопросы аренды судов в КВВТ РФ (глава Х). Статья 60 КВВТ РФ говорит о том, что передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна, а самим договором может предусматриваться срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока. Арендатор не обязан принять судно в своё распоряжение ранее даты наступления такого срока, и обязан принять его до истечения даты окончания такого срока. В случае, если по истечении даты окончания такого срока судно не будет предоставлено в распоряжение арендатора, он имеет право требовать расторжения договора аренды. Арендодатель также вправе расторгнуть договор аренды, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором. КВВТ РФ прописывает положения о том, что в договоре аренды судна с экипажем не могут содержатся положения, противоречащие трудовым договором (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению). В КВВТ РФ конкретизируются некоторые нормы, являющимися общими для договора аренды, в частности, норма об обязанности арендодателя предупреждать арендатора о правах третьих лиц в отношении предмета договора, которая устанавливает, что в случае, если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещать собственника судна обо всех заключённых в отношении данного судна договорах аренды и субаренды, и норма, устанавливающая, что по истечении срока действия договора аренды арендатор обязан возвратить судно арендодателю в том состоянии, в каком оно было получено им, с учётом нормального износа.

Что касается права арендатора заключать иные договоры с третьими лицами, то КВВТ РФ говорит о том, что арендатор вправе заключать не только договоры перевозки, но и договоры буксировки, и уточняет, что указанные договоры не должны противоречить не только назначению суда, но и его классу. Арендатор вправе назначить на судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательным. Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а арендатор вправе требовать передачи указанных документов. Также на арендодателе по договору аренды без экипажа лежит обязанность по устранению недостатков судна.

Статья 65 КВВТ РФ достаточно подробно регулирует вопросы расчётов за аренду судна с экипажем и без экипажа. В соответствии с указанной статьёй арендатор освобождается от уплаты расходов, связанных с судном, на время, в течении которого судно было пригодно к эксплуатации по вине арендодателя. В случае, если судно было непригодно к эксплуатации по вине арендатора, арендная плата подлежит выплате в полном объёме. В случае гибели судна арендная плата должна быть внесена арендатором за время, включающее в себя день гибели, а если этот день установить невозможно, день получения последнего известия о нём. При несвоевременном возврате судна арендодателю арендатор платит за задержку судна арендную плату исходя из ставки арендной платы, предусмотренной договором аренды или рыночной ставки арендной платы если она превышает предусмотренную договором аренды ставку арендной платы. В случае задержки уплаты арендной платы более чем 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесённые в связи с этим убытки.

Таким образом, в реальном имущественном обороте аренда различных видов транспортных средств носит распространенный характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях подлежат регулированию общими положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34 ГК), а в других - по преимуществу специальными правилами о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК) и лишь при отсутствии таковых - общими положениями о договоре аренды.

Специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые связаны с передачей в аренду транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или арендатора.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное исследование позволило сделать определенные выводы о том, что на сегодня законодательство в области регулирования договоров, включая договор аренды транспортных средств, содержит ряд пробелов и противоречий.

1) Отсутствует четкое и однозначное понятие категории «договор» в нормативно-правовом законодательстве, что не способствует в судебной и арбитражной практике по схожим делам принимать более правильные идентичные решения.

2) Обозначены отдельные противоречия, например, между нормативными правовыми актами и нормами одних и тех же нормативных правовых актов, регулирующих арендные правоотношения. Особенно это характерно в части регулирования специфики договора аренды отдельных видов транспортных средств. Гражданский кодекс РФ отсылает к специальному законодательству, а именно к кодексам и уставам, где не всегда можно получить нужный ответ.

3) Не раскрыт при заключении договоров аренды транспортных средств нормативно-правовым законодательством перечень прав и ответственности третьих лиц, о наличии которых арендодатель должен предупредить арендатора, в частности, об установленном порядке, условиях и сроках арендной платы и иным важным параметрам.

4) Отсутствует в законодательной базе гражданско-правовых отношений по договорам аренды транспортного средства определение понятия «транспортное средство». Оно может быть определено как техническое устройство, способное к самостоятельному движению в пространстве (самоходное) с целью перемещения (транспортировки) материальных объектов.

Не раскрытое по определенным условиям понятие «транспортное средство» Гражданским кодексом якобы восполняется ссылкой на отраслевые кодексы или уставы. Однако, например, в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта речь идет об отношениях, связанных с пользованием услугами автомобильного транспорта и не уделено внимания договорным отношениям, в частности аренде.

Как видим, данная проблема остается открытой и требует своего разрешения. Однако установление единого понятия транспортных средств в соответствующих статьях ГК привело бы к несоответствию признаков, содержащихся в этом определении, признакам отдельных видов транспортных средств. Но и отсутствие важнейших признаков в понятии «транспортное средство» в судебной практике приводит к принятию далеко не однозначных и верных решений.

5) Установлено, что Гражданским кодексом РФ и иным российским законодательством по гражданско-правовым отношениям, а также отдельными научными работниками гражданского права выделяются два вида договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа. Такое подразделение регулирования выше названных видов договоров связано, прежде всего, с обязанностями сторон по их содержанию, эксплуатации и с ответственностью за причиненный вред. Однако сами договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа могут иметь дополнительную детализацию исходя из вида и типа договора.

6) Установлено, что важной отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является такой признак, как управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляется силами арендодателя. Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем по сравнению с общими правилами аренды изменено в сторону расширения круга обязанностей арендодателя. При этом важно остановиться на трех основных специфических чертах договора аренды транспортного средства с экипажем. Это, первое, предмет договора - транспортное средство, способное к самостоятельному перемещению в пространстве и отвечающее определенным требованиям; второе - транспортное средство, которое передается арендатору во временное владение и пользование; и третье- управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендодатель своими силами, т.е. при помощи экипажа.

7) Установлены специфические признаки договора аренды транспортного средства без экипажа. Так, первые два признака полностью идентичны признакам договора аренды транспортных средств с экипажем. А третий отличительный признак заключается в том, что управление и техническая эксплуатация транспортного средства осуществляет не арендодатель, а арендатор самостоятельно или при помощи третьего лица. Это дает основание полагать, что содержание договора аренды транспортного средства без экипажа изменено по сравнению с общими правилами об аренде дает право расширения обязанностей арендатора.

Изложенные выше выводы по проблемным аспектам действующего законодательства позволяют представить следующие рекомендации по его усовершенствованию:

1.        Внести изменение в определение категории «договор», представив его в следующем содержании: Договор - это обоюдное выражение согласованной воли двух и более сторон об установлении изменений или прекращении гражданских прав и обязанностей (или юридических отношений).

2.        Внести в ст. 632 п. 1 параграфа 3 ГК РФ определение транспортного средства как предмета договора, поскольку в ГК РФ не представлено ни общего определения транспортного средства как вещного компонента предмета данного договора, ни специального, соответствующего видовой классификации транспортных средств.

3.        Предусмотреть в Уставе транспортных средств раздел «Аренда транспортных средств» с перечислением перечня обязательных требований, которые предъявляются к арендодателю и арендатору транспортного средства.

4.        Внести изменения в название статьи 636 «Обязательства арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства» на «Обязательства арендатора по оплате расходов, связанных с использованием транспортного средства», поскольку такой термин не связывает арендатора ограничениями исключительно предпринимательского характера.

5.        Изменить ст. 645 ГК РФ «Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации» на название «Управление транспортным средством и его техническая эксплуатация», поскольку содержание статьи не совсем отвечает ее названию (заголовку). Кроме того, в тексте статьи не содержится информации об обязанности арендатора управлять транспортным средством, эксплуатировать его технически и коммерчески. Это связано тем, что заголовок статьи 645 не соответствуете тексту.

6.        Предусмотреть в контексте гражданских договорных отношений такое понятие как равновесие, обеспечиваемое эквивалентностью, которая выражается в получении встречного предоставления, соответствующего ценности утрачиваемого блага. Любой договор не должен противоречить нормам естественной морали, а эквивалентность считается принципом гражданского права при соблюдении принципа справедливости.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что в отечественной науке гражданского права недостаточно изучено правовое регулирование аренды, связанной с предоставлением автомобильных транспортных средств во временное владение и пользование. Однако современная практика свидетельствует об актуальности и практической значимости подобных исследований и дальнейших разработок по совершенствованию и пополнению новыми институтами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 дек. -   С. 3 - 6.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994.- № 32.- Ст. 3301.
  3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 12. -Ст. 1383.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.- № 5.- Ст. 410.
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31.- Ст. 3824.
  6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999.- № 18.- Ст. 2207.
  7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. -№ 11.- Ст. 1001.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: федеральный закон от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001.- № 49.- Ст. 4552.
  9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 30.- Ст. 3012.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - N 52 (часть I).- ст. 5496.
  11. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 35.- Ст. 3505.
  12. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995.- № 50.-Ст. 4873.
  13. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.- №18.- Ст. 1720.
  14. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№  2.- Ст. 169.
  15. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. -№ 7.- Ст. 837.
  16. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации.  2007.-№ 46.- Ст.5555.
  17. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007.-№ 46.- Ст. 5553.
  18.  Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 27.- Ст. 3881.
  19. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090«О правилах дорожного движения» (в ред. от 22 марта 2014 г.) // Собрание Актов Президента и Правительства РФ. -1993. -№ 47.- Ст. 4531.
  20. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г.  № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. от 26 августа 2013 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 20.- Ст. 1897.
  21. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2007 г. № 397 «О совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2007. -№ 27.- Ст. 3284.
  22. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г.  № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50.- Ст. 7397.
  23. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Российская газета. -2010. -5 февр.
  24. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2008 г.  № 15282/08 по делу № А56-38826/2007.  Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант- Плюс».
  25. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июля 2012 г.  № ВАС-8415/12 по делу  № А08-9848/2009-10.  Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  26. Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 9 ноября 2012 г. по делу № 33-3302/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  27. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13 июня 2013 г. по делу № 33-6884/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  28. Постановление  Восьмого  арбитражного  апелляционного  суда  от 17 июня 2010 г. по делу № А75-7300/2009. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  29. Постановление  Восьмого  арбитражного  апелляционного  суда  от 29 ноября 2011 г. по делу № А46-4531/2011. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  30. Постановление Девятого апелляционного суда от 25 января 2012 г. № 09АП-34931. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  31. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 г. по делу № А12-20614/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  32. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2010 г. по делу № А42-3129/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  33. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 г. № 15АП-4184/2013 по делу № А32-21600/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  34. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. № 17АП-8382/2012-ГК по делу № А71-4670/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  35. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2013 г. № 17АП-8999/2013-АК по делу № А50-7648/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  36. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2011 г. № Ф09-11274/10-С5 по делу № А60-2955/2010- С12.  Документ опубликован  не  был.  Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  37. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2011 г. по делу № А72-626/2011. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  38. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. по делу №Ф21-708/2011. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  39. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2012 г. по делу № А08-9848/2009. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  40. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2013 г. по делу № А40-73233/12-77-726. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  41. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2013 г. по делу № А33-13932/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  42. Апелляционное определение  Ярославского  областного  суда  от 29 апреля 2013 г. по делу № 33-2526/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  43. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2008 г. по делу N А60-3302/2008-С3. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  44. Решение Ленинского  районного  суда  г. Владивостока  (Приморский край) от 14 февраля 2012 г. URL: http://www.reshenia-sudov.ru (дата об- ращения: 25.12.2014).
  45. Ананьева А.А. Правовое регулирование воздушного фрахтования. Саратов: Наука, 2013. - 138 с.
  46. Асеев С.В. Правовые особенности аренды морских судов // Материалы  научно-методической  конференции  ВГАВТ.  Ч. 1.  Н.Новгород, 2005. С. 195–196.
  47. Атаян С. Квалифицирующие признаки договора аренды транспортных средств // Закон. -2014.- № 11. -C. 79–82.
  48. Байтурганова Д.В. Договор аренды транспортных средств // Актуальные проблемы публичного, частного права и правоохранительной деятельности в  России:  материалы  Всероссийской  научно-практической конференции (23–24 апреля 2008 г.) / под ред. И.М. Филянина. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - C. 68 – 70.
  49. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2007. - 858 с.
  50. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2011. - 780 с.
  51. Вавилин Е.В. Договор аренды транспортного средства с экипажем // Вестник Саратовской государственной академии права. -1999. -№ 3.-С.114-115.
  52. Вавилин Е.В. Договор аренды транспортных средств // Известия вузов. Правоведение. СПб.,- 1999. -№ 2.- С. 148–155.
  53. Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: автореф. дис….д-ра юрид. наук. М., 2009.-54 с.
  54. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. -136 с.
  55. Гражданский кодекс РФ с постатейным приложением материалов практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ / Сост. Д.В. Мурзин.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2013.-570 с.
  56. Гражданское право. В 3-х томах. Том I / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2012. - 765 с.
  57. Гражданское право. Том II. Полутом 1 / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2009.– 574 с.
  58. Гражданское право: учебник для вузов / под ред. В.В. Залесского, М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 460с.
  59. Гражданское право: учебник: В 3 т. Том 2. /  Е.Ю. Валявин, И.В. Елисеев идр.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой.-4-е изд., перераб. и доп. .-М.: Проспект, 2013. – 610 с.
  60. Договорное право : учебное пособие для вузов / ред. Е. В. Богданов, ред. Н. Д. Эриашвили . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2009. - 383 с.
  61. Дудченко А.В. Договор перевозки пассажира и багажа: основные черты и ответственность сторон // Власть закона. -2012.-№2.- С.130-134.
  62. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2014. - 592 с.
  63. Ем В.С. Договор аренды транспортного средства: проблемы теории и практики применения // Основные проблемы частного права: Сб. статей к юбилею доктора юридических наук, профессора А.Л. Маковского. М.: Статут, 2010. С. 104 - 120.
  64. Ершов, Владимир Александрович. Основные финансово-хозяйственные договоры. Юридические, налоговые, бухгалтерские аспекты. Арбитражная практика / В.А. Ершов, А.В. Сутягин. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2010. – 460 с.
  65. Иванов  Г.Г.  Правовое  регулирование  морского  судоходства  в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. - 204 с.
  66. Игнатова Ю.Н. Договоры аренды транспортного средства: понятие и классификация объекта // Юрист.- 2014.- N 1.- С. 33 - 36.
  67. Игнатова Ю.Н. Классификация договора аренды транспортных средств с экипажем // Юрист.- 2013.- N 9. -С. 22 - 25.
  68. Игнатова Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с экипажем // Юрист. - 2014. -N 15. - С. 28 - 32.
  69. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть. М.: Статут, 2014. - 159 с.
  70. Калемина В. В. Договорное право : учебное пособие / В. В. Калемина, Е. А. Рябченко . - 6-е изд., испр. и доп . - М. : Омега-Л , 2012. - 256 с.
  71. Комментарий  к  Воздушному  кодексу  Российской  Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2014.- 536 с.
  72. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / под ред. П.В. Крашенниникова. М.: Статут, 2014.- 574 с.
  73. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ Под ред. О.Н. Садикова. 4-е изд. М., 2014.- 625 с.
  74. Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хозяйство и право. -2010. - № 1.- С. 58–60.
  75. Курноскина О.Г. Договоры на транспорте: образцы, рекомендации, комментарии. М.: Альфа-Пресс, 2015.- 136 с.
  76. Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. Проблемы договора аренды транспортных средств // Законодательство.-2010.- № 10.- C. 49–54.
  77. Новикова Ю.А. О некоторых особенностях трудовых отношений, возникающих при аренде транспортного средства с экипажем // Актуальные вопросы современной юриспруденции: исследования молодых ученых: сборник статей аспирантов, соискателей и магистрантов юридического факультета Алтайского государственного университета    /    под    ред. Е.С. Аничкина,  В.Я. Музюкина.  Барнаул:  Изд-во  Алтайского  ун-та,  2010. - C. 88–95.
  78. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013. Т. 1. -533 с.
  79. Рассолова Т. М. Гражданское право. Учебник.-М., Юнити-Дана, 2012.-848 с.
  80. Романец, Ю.В. Система договоров в гражданском праве России / Ю.В.Романец. - М., 2012. – 540 с.