ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств с экипажем
Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Таким образом, современное законодательство регулирует комбинированное обязательство, во-первых, обязывающее арендодателя передать арендатору транспортное средство во временное владение и пользование, во-вторых, оказывать ему услуги по управлению транспортным средством, в-третьих, услуги по технической эксплуатации.
В соответствии со ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ1) по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. На наш взгляд, хотя в данной статье и говорится лишь о праве пользования фрахтователем данным судном, он также будет обладать и правом владения на данное транспортное средство. Согласно п. 1 ст. 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Но согласно п. 2 данной статьи для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна. Например, выбор портов захода судна, в частности портов погрузки и выгрузки, относится к области коммерческой эксплуатации судна и поэтому осуществляется фрахтователем. Таким образом, арендатор будет обладать как правом пользования (так как использует судно по его назначению), так и правом владения на данное транспортное средство.
В Воздушном кодексе Российской Федерации (далее - ВК РФ2) не содержится понятия аренды транспортных средств с экипажем, только - договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Так, согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Но данный договор следует отличать от договора аренды транспортных средств (аренды воздушного судна) с экипажем. По договору аренды воздушное судно поступает во владение и пользование арендатора, который чаще всего становится его эксплуатантом. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) эксплуатант выступает фрахтовщиком. Фрахтователь жеᅟ довольно часто не является ни пассажиром, ни грузоотправителем, ни грузополучателем3.
В Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ)4 также не содержится понятия аренды транспортных средств с экипажем, указываются только общие положения договора.
Институт аренды транспортных средств с экипажем наглядно отражается в ст. 606 ГК РФ, а именно по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как было описано выше, транспортное средство с экипажем может предоставляться как во временное владение и пользование, так и во временное пользование в зависимости от формируемых правоотношений.
Например, если лицо арендует автомобиль с экипажем для перевозки грузов на длительный срок и после окончания рабочего дня водитель ставит транспортное средство в гараж арендатораᅟ, то здесь прослеживается как право владенияᅟ, так и право пользования арендатораᅟ, а если данное транспортное средство возвращается в гараж арендодателяᅟ, то у арендатора возникает только право пользования данным транспортным средством.
Таким образом, положение ст. 606 ГК РФ наиболее полно и точно отражает понятие договора аренды транспортных средств с экипажем. Поэтому необходимо внести поправку в ст. 632 ГК РФ и указать, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Договор аренды транспортных средств с экипажем является двусторонним (участниками данного договора выступают арендодатель и арендатор), возмездным (арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, а арендатор в свою очередь выплачивает за предоставленное транспортное средство и услуги арендную плату в установленном размере), реальным (для заключения данного договора необходимо не только согласие сторон по всем существенным условиям, но и передача транспортного средства). Но необходимо отметить, что на морском (ст. 198 КТМ РФ), внутреннем водном (п. 6 ст. 60 КВВТ РФ) и воздушном транспорте данный договор является консенсуальнымᅟ5 (достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям).
Ни в ГК РФᅟ, ни в каком другом нормативном правовом акте не зафиксирован определенный круг участников арендных отношенийᅟ, которые будут являться субъектами договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатацииᅟ. Таким образомᅟ, закон не ограничивает перечень лиц, которые могут вступать в арендные отношения. Следовательно, к рассматриваемым хозяйствующим субъектам можно отнести физических и юридических лиц, Российскую Федерацию (далее - РФ), субъекты Российской Федерации (далее - субъекты РФ) и муниципальные образования.
Сторонами в договоре аренды транспортных средств с экипажем по общему правилу выступают арендодатель и арендатор. КТМ РФ выделяет в качестве сторон данного договора судовладельца и фрахтователя.
Арендодателем (судовладельцем) могут быть собственники транспортных средств, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать транспортное средство в аренду (ст. 608 ГК РФ). К ним относятся физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Специальной статьи, посвященной определению понятия "арендатор", не закреплено в ГК РФ и иных нормативных правовых актах, но к арендаторам также можно отнести физических или юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Необходимо отметить, что отношения субъектов будут регулироваться различными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования. Например, если одно физическое лицо предоставляет во временное владение и пользование или пользование легковой автомобиль другому гражданину за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться общими нормами об аренде. То есть если стороны являются физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя и их целью не является получение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то в данном случае будут применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ.
В случае если организацияᅟ, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет во временное владение и пользование лимузин физическим лицам для потребительских целей (например, для свадебного кортежаᅟ) за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться положениями договора прокатаᅟ, т.е. нормами § 2 гл. 34 ГК РФ.
В том случае, если организация предоставляет во временное владение и пользование самолет за определенную плату индивидуальному предпринимателю и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, то в данном случае отношения будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств с экипажем.
Когда в качестве арендодателя и арендатора выступают юридические и (или) физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, и их целью является получение прибыли от коммерческой эксплуатации транспортного средства, такие отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ.
Таким образом, аренда транспортных средств будет регулироваться различными положениями гражданского законодательства в зависимости от субъектного состава обязательственных отношений и соответственно их определенного субъектного состава:
1) когда арендуются транспортные средства с экипажем юридическими и (или) физическими лицами, обладающими статусом индивидуального предпринимателя, которые занимаются предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Данные отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ и иными транспортными уставами и кодексами;
2) когда сдаются в аренду транспортные средства с целью бытового (некоммерческого) использования. В данном случае отношения сторон будут регулироваться общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ), если нет прокатной организации, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае - положениями о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ).
В.С. Ем отмечает, что не случайны существенные различия в правовой регламентации договора аренды транспортных средств и договора проката (например, распределение обязанностей сторон по содержанию сданного в аренду имущества и устранению его недостатков). В настоящее время является абсурдным предположение о том, что можно возложить обязанности по ремонту легкового автомобиля, взятого во временное пользование, на гражданина, который арендовал данное транспортное средство. Поэтому во всех цивилизованных правопорядках легковые автомобили принято сдавать в прокат, а не фрахтовать на время6.
Не существует единого мнения среди ученых-цивилистов по поводу того, что относится к предмету договора аренды транспортного средства с экипажем. Так, Е.В. Вавилин выделяет в качестве предмета данного договора транспортное средство, говоря о том, что положения ГК РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, что означает, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из оборота7.
А.Г. Калпин к предмету данного договора относит два элемента: предоставления арендатору транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации. Причем автор отмечает, что предоставление понимается как передача арендатору на время правомочия пользования права коммерческой эксплуатации транспортного средства. Правомочие владения остается за арендодателем на время аренды, сохраняющим контроль над членами экипажа. Что же касается оказания услуг по управлению и технической эксплуатации, то оказание данных услуг выходит за пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг8.
В.В. Витрянский отмечает, что договор аренды транспортных средств представляет собой отдельный вид аренды со специфическим предметом, включающим три объекта: действия по передаче имущества, само передаваемое имущество, действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации9.
Согласно ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.
Такие виды транспортных средств, как морские суда, суда внутреннего плавания, а также воздушные суда, относятся к недвижимому имуществу и подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ). В ст. 33 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ, ст. 33 ВК РФ содержатся нормы о регистрации судов и прав на них. Так, например, морские суда подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:
1) Государственном судовом реестре;
2) реестре маломерных судов;
3) бербоут-чартерном реестре;
4) Российском международном реестре судов;
5) реестре строящихся судов.
Отмечается, что в бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Хотя на данные суда и распространяются правила о государственной регистрации, но при заключении договора аренды транспортных средств не применяются требования п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Такие требования не установлены и в транспортном законодательстве, т.е. в КТМ РФ, КВВТ РФ и ВК РФ. Как правило, данный договор заключается с использованием проформ чартеров. Самая распространенная среди стандартных проформ - это универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем "Балтайм", разработанная БИМКО в 1939 г.
Несоблюдение требований письменного оформления договора аренды транспортного средства не влечет его недействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждении договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства (п. 2 ст. 609 ГК РФ)10.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (ст. 610 ГК РФ).
Согласно ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. То есть по истечении срока аренды стороны должны вновь заключить договор аренды транспортных средств с экипажем.
Рассмотрим пример на практике. Между сторонами 25 сентября 2006 г. заключен договор аренды трактора с экипажем, согласно условиям которого и на основании акта приемки-передачи от 25 сентября 2006 г. истец (арендодатель) передал, а ответчик (арендатор) принял во временное владение и пользование трактор. Управление транспортным средством осуществляется специалистами арендодателя. Срок действия договора - с 25 сентября 2006 г. по 31 декабря 2006 г. 2 октября 2006 г. сторонами заключен договор аналогичного содержания в отношении трактора. Срок договора сторонами не определен. Договор аренды трактора от 25 сентября 2006 г. заключен на срок до 31 декабря 2006 г., истцом не предоставлено доказательств продления срока его действия.
В силу ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются, следовательно, действие договора аренды трактора от 25 сентября 2006 г. окончилось 31 декабря 2006 г. Прекративший свое действие договор не может быть расторгнут судом. Из сказанного следует, что удовлетворение требования о расторжении договора аренды трактора от 25 сентября 2006 г. также невозможно. Кроме того, истец просил обязать ответчика возвратить трактор. Истцом не представлено суду доказательств, что после прекращения арендных отношений ответчик продолжает владеть спорным трактором, тем более что управление транспортным средством осуществлялось специалистами арендодателя (истца). Таким образом, в иске было отказано11.
Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.
Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному (ст. 610 ГК РФ). Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере - договоре фрахтования судна на время (ст. 200 КТМ РФ).
По договору аренды транспортных средств с экипажем, в отличие от общих норм об аренде, осуществление основных обязанностей возложено на арендодателя, а не на арендатора. Причем данные нормы являются императивными, и стороны не могут заключить договор на иных условиях.
Обязанности арендодателя можно поделить на основные и дополнительные. Так, к основным обязанностям относятся:
1) предоставление арендодателем транспортного средства арендатору во временное владение и пользование за арендную плату (ст. 632 ГК РФ);
2) предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации. Причем данные услуги должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (ст. 635 ГК РФ);
3) арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
Одной из дополнительных обязанностей арендодателя является страхование транспортного средства и (или) страхование ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, но только в том случае, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
Подводя итог, следует отметить, что основные обязанности и ответственность в договоре аренды транспортных средств с экипажем возложены на арендодателя. Именно данная сторона договора предоставляет услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, осуществляет текущий и капитальный ремонт, несет ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием и т.п. Что, в свою очередь, создает благополучные условия заключения договора аренды транспортных средств с экипажем для арендатора.
2.2.Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств без экипажа
Договор аренды транспортного средства без экипажа - один из двух видов договоров, содержащихся в ГК РФ (ст. ст. 642 - 649, выделенные в подпараграф 2 параграфа 3 гл. 34 Кодекса) и касающихся аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает следующее определение договора: «По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации». Из этого определения следует, что договор регулирует исключительно арендные отношения, не включая в себя, прежде всего, обязательства по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством. К примеру, при договоре аренды морского (речного) судна (димайз-чартере, бербоут-чартере) это означает, что «в период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности12» . Главным образом поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый вид договора не вызывает полемики по определению своей правовой природы. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды13.
Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство.
В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем для договора аренды транспортного средства без экипажа актуальным является вопрос о форме и месте передачи предмета соглашения.
Если место исполнения не определено правовыми актами либо договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в соответствии со ст. 316 ГК РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу, - в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающие его перевозку, - в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам арендодателя - передать транспортное средство в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.
Как правило, транспортное средство передается с постоянного места своего хранения (нахождения), когда оно не эксплуатируется. Например, автотранспортные средства передаются из гаражей арендодателя; воздушные, морские и речные суда - по месту своего постоянного базирования (аэропортов, причалов и пристаней).
В случае, когда в договоре аренды не определено место исполнения обязательства по передаче движимого имущества арендатором арендодателю после прекращения договора аренды, имущество подлежит передаче в том месте, где оно было получено арендатором.
В договоре аренды транспортных средств важно обозначить то место передачи транспортного средства, которое могло бы служить по своим техническим и функциональным характеристикам целям проверки показателей уровня эксплуатационного состояния транспортного средства, в том числе соответствия нормативного (документарного) состояния реальным практическим проверочным и, кроме того, испытательным показателям. Это особенно важно, так как доказывание некондиционного или нерабочего технического состояния транспортного средства после начала эксплуатации вызывает большие объяснимые трудности.
При имеющемся доверительном способе сотрудничества контрагентов, в частности, при длительном периоде времени положительного делового и договорного взаимодействия рассматриваемый предмет договора аренды на практике переходит во владение и пользование арендодателя, как правило, без специального тщательного и профессионального техосмотра. Примером такого доверительного взаимодействия может служить договор аренды комбайнов между правительством Саратовской области и правительством Орловской области, заключенный в августе 2011 г. В соответствии с этим договором хозяйствующие субъекты Орловской области получили комбайны для уборки зерновых культур, часть которых и будет являться платой за аренду. Поэтому не только сам арендатор заинтересован в качественной уборке зерна (которая не в последнюю очередь зависит от надлежащего состояния комбайнов), но и арендодатель. Кроме того, между правительствами данных субъектов Российской Федерации и лично их руководителями существует высокий уровень доверия и взаимной экономико-финансовой поддержки.
При сдаче в аренду относительно недорогого, как правило, автомобильного транспортного средства контрагенты договариваются о средней стоимости предмета договора, которая устраивает обе стороны. Если, к примеру, автомобиль новый, то его установочная цена будет близка к цене аналогичного транспортного средства на рынке сбыта. Если автомобиль был в эксплуатации, то оценивается его износ, и стоимость в договоре аренды уменьшается на сумму износа14.
Анализ практических примеров позволяет сделать следующий вывод: детальное техническое и эксплуатационное состояние транспортного средства в договорах аренды во многих случаях не указывается, в том числе и в актах приема-передачи транспортного средства.
Объясняется данное обстоятельство главным образом фактической невозможностью детального описания на момент передачи арендатору. Как уже отмечалось, необходимые законодательно утвержденные дифференцированные оценки отсутствуют. Таким образом, норма п. 1 ст. 611 ГК РФ о предоставлении арендодателем арендатору транспортного средства в состоянии, соответствующем условиям заключенного договора и целевому назначению транспортного средства, без нормативно-правового содержательного наполнения, необходимых правовых средств утрачивает возможность к своей практической локальной договорно-правовой реализации.
По нашему мнению, следует в каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно-правовые специальные критерии (показатели, шкалу) для оценки эксплуатационного (технического) состояния транспортного средства, которые бы значительно понизили издержки в гражданском обороте, в частности гражданско-правовом обороте аренды транспортных средств, создали единые системные, научно обоснованные показатели, предупредили многие, в том числе рассматриваемые судами, споры.
Стороны могут предусмотреть в договоре повышенный (пониженный) уровень допустимого износа транспортного средства, в частности при необходимости эксплуатации транспортного средства в экстремальных условиях: климатических (погодных), при неудовлетворительном состоянии транспортного пути, при использовании предельных скоростных и других эксплуатационных возможностей транспортного средства и т.д.
Например, очень часто в договорах аренды морского судна без экипажа (димайз-чартере, бербоут-чартере) прямо оговаривается запрет арендатора эксплуатировать судно во льдах, так как использование судна в подобных условиях ведет не только к возможным повреждениям, но и к закономерному износу стальной обшивки судна и других его механизмов.
Некоторые договоры аренды транспортных средств без экипажа, как правило, заключенные на длительный срок, предусматривают обязанность арендатора возвратить транспортное средство с произведенным капитальным ремонтом, главным образом за счет соразмерного уменьшения арендной платы.
Арендатор обязан пользоваться арендованным транспортным средством в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, то в соответствии с назначением данного вида транспортного средства (п. 1 ст. 615 ГК РФ). В частности, легковой автомобиль предназначен для перевозки главным образом пассажиров и багажа, поэтому перевозка грузов на нем будет означать нецелевое (не по назначению) использование данного вида транспорта.
Примером договорного условия по эксплуатационному назначению предмета соглашения выступает договор аренды автомобиля КамАЗ-5320 без экипажа между ОАО «Торговый дом «Образование» и ОАО «Казанский опытный металлообрабатывающий завод»15, в п. 1.1 которого записано, что «указанный автомобиль будет использован только для грузовых перевозок».
Представляется необходимым дополнить ст. 615 ГК РФ нормой о пределах (параметрах) использования арендованного транспортного средства. К примеру, целевое использование грузовой автомашины - перевозка соответствующих грузов. Но возникает не урегулированный между сторонами договора вопрос: груз какой массы и каких габаритов допустимо перевозить арендатору на арендованном транспортном средстве? В частности, согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»16 возможна перевозка крупногабаритного, тяжеловесного и опасного груза при получении специального разрешения компетентного государственного органа в области дорожного хозяйства (ст. ст. 3, 4 Закона).
По всей видимости, общая норма ст. 615 ГК РФ, которая распространяется в соответствии со ст. 625 ГК РФ на правовые отношения, связанные с арендой транспортных средств, требует некоторого уточнения в связи со спецификой рассматриваемого предмета договора аренды. Представляется, что арендатор обязан не только соблюдать возможные договорные условия по пользованию арендованным транспортным средством, но в любом случае, даже если они определены, придерживаться цели и назначения данного вида имущества. Это прежде всего связано с тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и, соответственно, имеется система императивных норм для регулирования отношений по надлежащему и, как правило, исключительно целевому его использованию.
Таким образом, арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки и иные договоры, пунктуально соблюдая требования о предназначении соответствующего транспортного средства, если условия договора аренды не содержат ограниченные (расширенные) права в области его целевой эксплуатации при соблюдении общих нормативно-правовых ограничений и правил безопасного транспортного движения.
Кроме того, представляется, что арендатору в договоре аренды желательно закрепить за собой право на получение от арендодателя консультационной помощи при техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства, так как транспортное средство передается по рассматриваемому договору без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию, а значит, необходимость в консультации по указанным вопросам с большой долей вероятности возникнет.
Арендодателю, по всей видимости, в договоре аренды транспортного средства без экипажа следует закрепить за собой право осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства (например, предупреждения угона автотранспортного средства), надлежащей его эксплуатации в соответствии с вышеперечисленными требованиями, а также за качественным состоянием транспортного средства. «Арендодатель сохраняет определенные права на это имущество и потому вправе контролировать процесс его эксплуатации, требовать определенного режима использования»ᅟ17. Данное утверждение исключительно актуально на практике.
В ОАО «Саратовсельхозтранс» (г. Саратов) для решения вопросов сохранности и надлежащего использования транспортного средства применяется институт трудового (коммерческого) контрактаᅟ18, то есть арендатор (де-факто) числится работником указанной транспортной организации, но фактически получает транспортное средство в свое владение и пользование и независимо от работодателя (данного юридического лица) осуществляет как коммерческую, так и техническую эксплуатацию транспортного средства, неформально рассчитываясь с работодателем (фактическим арендодателем) по истечении определенных, оговоренных заранее периодов времени. В том числе и таким образом решаются на практике задачи сохранности транспортного средства, хранения, контроля за его надлежащей технической и коммерческой эксплуатацией. Соответствующее решение позволяет также легально миновать необходимость уплаты налогов при официальном заключении договора аренды транспортного средства.
Очевидно, такая практика является деформацией нормального развития гражданско-правового регулирования соответствующих отношений и требует прежде всего закрепления общей императивной нормы, предусматривающей для арендодателя возможность осуществлять контроль за сохранностью и надлежащем использованием транспортного средства арендатором.
В свою очередь, арендатор обязан поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта. В отличие от общей диспозитивной нормы ст. 616 ГК РФ, согласно которой обязанность по выполнению капитального ремонта арендованного имущества, как правило, возлагается на арендодателя, данная императивная норма представляет собой одно из исключений. (ст. 644 ГК РФ). С данной императивной нормой корреспондирует обязанность арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию транспортного средства, включая страхование как самого предмета договора, так и своей ответственности. Однако указанная норма (ст. 646 ГК РФ) является диспозитивной, а значит, сторонами могут быть предусмотрены различные варианты распределения расходов между ними.
Данные нормы существенно отличают правоотношения сторон по договору аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды транспортного средства с экипажем, по которому в соответствии со ст. ст. 634, 635, 637 ГК РФ все обязанности по содержанию транспортного средства лежат на арендодателе. Указанные различия объясняются особенностями каждого из сравниваемых договоров. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по выполнению комплекса необходимых работ по его обслуживанию, поддержанию в работоспособном состоянии, сохранению эксплуатационных свойствᅟ.
Представляется вполне логичным, что в рассматриваемом договоре арендатор своими силами и средствами осуществляет управление, коммерческую и техническую эксплуатацию транспортного средства (ст. 645 ГК РФ). В данной обязанности содержится главная, сущностная формирующая черта рассматриваемого вида договора аренды транспортного средства.
Однако данный факт не означает, что арендатор обязан непосредственно, лично исполнять соответствующие императивные нормы ст. 645 ГК РФ. Распределены главным образом обязанности по организации принятия и исполнения решений по вопросам управления, коммерческой и технической эксплуатации, а также по несению ответственности за данные решения, т.е. арендатор может лично не управлять транспортным средством, а в некоторых случаях это и не представляется возможным как с юридической, так и с практической точки зрения (например, при утрате практических навыков вождения воздушным судном или отсутствии соответствующего документа, разрешающего управление этим транспортным средством).
Арендатор обязан организовать управление: заключить трудовые либо гражданско-правовые договоры с квалифицированными работниками, поставить перед ними необходимые задачи по перевозке физических лиц и материальных объектов исходя из целей коммерческой эксплуатации транспортного средства. Статья 223 КТМ РФ предусматривает, что фрахтователь (арендатор) вправе укомплектовать экипаж как лицами, ранее не состоявшими на службе на этом судне, так и принять на службу прежний экипаж. Данная норма полностью согласуется со ст. 645 ГК РФ, так как независимо от способа комплектования водительского состава (экипажа) старший водитель (капитан) и все другие члены водительского состава (экипажа) становятся служащими фрахтователя (арендатора) и подчиняются ему во всех служебных (трудовых) отношениях.
Аналогично решается вопрос коммерческой и технической эксплуатации. Эти обязанности могут быть возложены (организованы) арендатором на находящихся в его административном (договорном) подчинении управляющего (директора, распорядителя) или технического исполнителя.
Арендная плата по договору аренды транспортного средства может быть установлена в виде:
- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
- установленной доли доходов, полученных в результате использования арендованного транспортного средства;
- предоставления арендатором определенных услуг;
- передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
- возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного транспортного средства.
В договоре могут быть предусмотрены и иные виды платежей.
Принципиальные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортного средства соответственно с экипажем и без экипажа находятся в сфере правоотношений, относящихся к ответственности за вред, причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим лицам, но только в регрессном порядке и при условии представления доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ).
Если по договору аренды арендатору передается транспортное средство без экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием, несет арендатор (ст. 648 ГК РФ).
Остановимся на некоторых нюансах расторжения договора аренды транспортного средства.
Арендодатель может требовать досрочного расторжения договора, если арендатор:
- пользуется транспортным средством с существенным нарушением условий договора либо с неоднократными нарушениями;
- существенно ухудшает состояние транспортного средства;
- более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
- не производит капитального ремонта в установленные договором сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки (если заключен договор аренды без экипажа).
Особенностью расторжения договора аренды по инициативе арендодателя является то, что требование о досрочном расторжении договора может быть заявлено им только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения обязательств в разумный срок.
Арендатор может требовать досрочного расторжения договора, если:
- арендодатель не предоставляет транспортное средство в пользование арендатору либо не передает необходимые для его использования документы;
- переданное арендатору транспортное средство имеет препятствующие его использованию неисправности, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра транспортного средства или про верки его исправности при заключении договора;
- арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт в установленные до говором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки (при заключении договора аренды с экипажем);
- транспортное средство окажется в непригодном состоянии по обстоятельствам, за которые арендатор не отвечает.
В договоре могут быть предусмотрены и другие основания его досрочного расторжения.
В Гражданском кодексе не преследовалась цель исчерпывающего регулирования обязательств, возникающих из договора аренды транспортного средства. Напротив, транспортным уставам и кодексам дана возможность определять особенности аренды отдельных видов транспортных средств как с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без таковых.
2.3. Некоторые вопросы судебной практики в сфере аренды транспортных средств
В данной главе рассмотрим вопросы судебной практики в сфере аренды транспортных средств.
Для рассмотрения первого примера, необходимо обратиться к ответственности сторон и в частности к ответственности арендодателя. Так, в случае если арендодатель не выполнил свои обязательства и не предоставил транспортное средство, арендатор вправе требовать с арендодателя по ГК РФ взыскание упущенной выгоды. Однако важно учитывать, что при ссылке на упущенную выгоду, арендатор обязан доказать, что наличествует неопровержимый факт упущенной выгоды. На практике возник такой случай:
«Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 23.07.2012 и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2012 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу №4/646.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее:
Директор ООО «Викинг» Якимов В.А. предъявил иск к ОАО «Сотрино» о взыскании 120 млн. рублей упущенной выгоды в связи с неисполнением обязательства о предоставлении в аренду автомобиля марки «КамАЗ-5320» по договору от 23.06.2011 г. Решением от 19.11.2012 г. исковые требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2012 г. решение суда оставлено в силе. В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в иске отказать. Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению, но по иным основаниям.
ОАО «Сотрино» согласно договору от 23.06.2011 г. №9/АШ-11 и по акту от 23.06.2011 ООО «Викинг» в аренду автомобили «ВАЗ-2110» и «КамАЗ-5320» сроком на 10 лет. В свою очередь ООО «Викинг» по этому же договору передало ОАО «Сотрино» в аренду автомобиль «Урал-4320» на тот же срок. Автомобиль «КамАЗ-5320» 30.07.2011г. был изъят у ООО «Викинг» ООО «Ангелина», которое являлось фактическим собственником этого автомобиля. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что так как автомобиль изъят у истца собственником и арендатор был лишен возможности пользоваться им в той мере, в какой рассчитывал при заключении договора от 23.06.2011 г., истец вправе требовать возмещения прибыли, которая была бы им получена при надлежащем исполнении договора ответчиком. Судом отклонен довод ответчика о том, что истец не имел лицензии на осуществление транспортной деятельности и, следовательно, права извлекать прибыль из этой незаконной для него деятельности. Между тем в приложении №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 №1418 перевозка грузов автомобильным транспортом указана в Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Как видно из материалов дела, лицензии на перевозку грузов автомобильным транспортом у истца не имелось. При этих обстоятельствах удовлетворение исковых требований о взыскании упущенной выгоды, получение которой предполагалось за счет незаконной для истца деятельности, Президиум считает неправомерным. Состоявшиеся судебные акты следует отменить, в иске отказать. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Решение от 19.11.2012 г. и Постановление апелляционной инстанции от 19.12.2012 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу №4/646 отменить.
Отказать директору ООО «Викинг» Якимову В.А. в иске к ОАО «Сотрино» о взыскании 120 млн. рублей упущенной выгоды»19
Еще один пример из юридической практики связан с вопросом выкупа арендованного имущества. Зачастую сторонами в договоре аренды транспортного средства оговаривается такое условие: в случае аварии или других поломок, в результате которых арендованный автомобиль станет непригодным к дальнейшей эксплуатации, заказчик выплачивает арендодателю его остаточную стоимость в возмещение убытков. В связи с чем, на практике нередко возникают споры:
«Рассмотрен протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.В. Витрянского на решение от 06.06.2012 г. и постановление от 17.07.2012 г. Рязанского областного арбитражного суда по делу №172/2-2. Установлено, что ОАО «Нижнеломовское автотранспортное предприятие» предъявило иск к Рязанскому научно-производственному кооперативу «Звезда» о возврате арендованной легковой автомашины «ГАЗ-2417» в связи с истечением срока действия договора аренды.
Решением Рязанского областного арбитражного суда от 06.06.2012 г. в иске отказано по мотивам того, что ответчик перечислял истцу арендную плату в большей сумме, чем предусмотрено договором. По заключению автотехнической экспертизы автомобиль требует восстановительного ремонта и в момент осмотра к эксплуатации был непригоден и что в порядке возмещения ущерба от поломки автомобиля ответчик в соответствии с параграфом 2 договора аренды перечислил истцу его остаточную стоимость, в связи с чем последний утратил на него право собственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2012 г. указанное решение оставлено без изменений со ссылкой на то, что арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока действия договора аренды при отсутствии возражений арендодателя, поэтому в соответствии со статьей 86 Основ гражданского законодательства договор считается продленным на неопределенный срок и требования истца о возврате автомашины являются неправомерными.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается состоявшиеся решения отменить и иск удовлетворить. Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 27.04.2010 ОАО «Нижнеломовское автотранспортное предприятие» заключило с Рязанским научно-производственным кооперативом «Звезда» договор на сдачу в арендное пользование легкового автомобиля со сроком действия до 31.12.2012.
Согласно ст. 632 ГК РФ сдача в аренду не влечет передачу права собственности на это имущество и после прекращения договора арендатор обязан вернуть имущество в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа.
В заключенном сторонами договоре на аренду автомобиля не предусмотрена возможность выкупа его арендатором по остаточной стоимости.
Параграфом 2 упомянутого договора установлено, что в случае аварии или других поломок, в результате которых арендованный автомобиль станет непригодным к дальнейшей эксплуатации, заказчик выплачивает арендодателю его остаточную стоимость в возмещение убытков. Таким образом, перечисление ответчиком истцу остаточной стоимости не создает для него право собственности на автомашину. Тем более, что указанную сумму истец возвратил платежным поручением от 25.12.2011 г. №534. Перечисление арендной платы в большей, чем следовало, сумме также не создает для арендатора право собственности на арендованное имущество. В деле имеется письмо истца от 04.11.2012 г. о прекращении договора аренды и передаче автомашины его представителю, которое было вручено ответчику этим представителем. Получение письма ответчик не оспаривает. Кроме того, данный вопрос ставился в претензии истца от 18.02.2012 г., на которую от ответчика получен ответ. Согласно ст. 632 ГК РФ Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Поэтому решение арбитражного суда об отказе автопредприятию в иске о возврате арендованной автомашины является необоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации удовлетворить.
Решение от 06.06.2012 г. и постановление от 17.07.2012 г. Рязанского областного арбитражного суда по делу №172/2-2 отменить.
Обязать Рязанский научно-производственный кооператив «Звезда» вернуть ОАО «Нижнеломовское автотранспортное предприятие» арендованную легковую автомашину «ГАЗ-2417».
Взыскать с Рязанского научно-производственного кооператива «Звезда» в пользу ОАО «Нижнеломовское автотранспортное предприятие» 4028,02 рублей государственной пошлины по делу и жалобе»ᅟ20.
В заключение этой главы еще раз подчеркнем, ряд наиболее важных аспектов договора аренды транспортного средства:
- к регулированию данного гражданско-правового договора не применяется ряд общих положений об аренде, наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок;
- договор аренды транспортного средства не подлежит государственной регистрации;
- обязанностью арендатора в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства является поддержка сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта;
- арендатору транспортного средства по общему правилу предоставлено право без согласия арендодателя передавать арендованное транспортное средство в субаренду.
1 См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
2 См.: Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изм. от 01.01.2013) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
3 См.: Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009. С. 178.
4 См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изм. от 01.01.2013) // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
5 См.: Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств // Гражданское право. N 3. 2006. URL: http://juristlib.ru/book_2850.html.
6 См.: Ем В.С. Договор аренды транспортного средства: проблемы теории и практики применения // Основные проблемы частного права: Сб. статей к юбилею доктора юридических наук, профессора А.Л. Маковского. М.: Статут, 2010. С. 106.
7 См.: Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 39.
8 См.: Калпин А.Г. Указ. соч.
9 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2011. С. 504.
10 См.: Калпин А.Г. Указ. соч.
11 См.: решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2008 г. по делу N А60-3302/2008-С3. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
12 Тарасов М.А. Роль чартера в морской перевозке грузов. Ученые записки Ростовского-на-Дону ГУ.Т.68.Выпуск 7.- С.16.
13 Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга.-М.: ИТК «Дашков и К», 2009.-С.114.
14 См.: Гришин О.М. Аренда автомобиля: договор аренды, бухгалтерский учет, норма расхода ГСМ. М., 2006. - С. 1 - 3.
15 Тарасов М.А. Транспортное право. Ростов: Издательство Ростовского Университета 2012.С.46.
16 СЗ РФ. -1998.-N 31. -Ст. 3805.
17 Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. С.104.
18 См.: Материалы АО "Саратовсельхозтранс". Саратов, 2010.С.104.
19 Постановление Девятого апелляционного суда от 25 января 2012 г. № 09АП-34931. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2012 г. №6305/111//Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.-2012.-№1