ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1.Понятие и значение договора аренды транспортных средств 7
1.2. Элементы договора аренды транспортных средств 14
1.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств 18
1.4. Соотношение договора аренды транспортных средств со смежными договорами 25
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 32
2.1.Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств с экипажем 32
2.2.Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств без экипажа 42
2.3. Некоторые вопросы судебной практики в сфере аренды транспортных средств 54
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 60
3.1. Особенности договора аренды железнодорожного транспорта и автомобильного транспорта 60
3.2. Особенности договора аренды морского транспорта 65
3.3. Особенности договора аренды воздушного транспорта и внутреннего водного транспорта 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Становление рыночных отношений в России в корне изменило развитие экономических форм хозяйствования. Важной и динамически развивающейся частью экономики страны является малый и средний бизнес1. Развитие субъектов малого предпринимательства гармонично расширило спрос на транспортные средства.
Транспорт становится значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического и гражданского оборота. С одной стороны - это важный фактор социально-экономического развития общества и специфика исследуемого объекта гражданских правоотношений. С другой стороны - существенные изменения в гражданском праве, связанные с утверждением рыночных отношений на предприятиях малого бизнеса, и как следствие, высокой востребованности гражданско-правового института аренды - выявили актуальность исследования договора аренды транспортных средств, с точки зрения системно-институционального подхода. В словарном толковании системный подход - способ научного познания и практической деятельности, требующей рассмотрения частности, составных элементов в их неразрывном сопряженном единстве с целым. В таком понимании аренда транспортных средств рассматривается как неделимый компонент целостной системы гражданских правоотношений.
Договор аренды транспортных средств имеет свою специфику, что представляет собой актуальную необходимость его детального законодательного рассмотрения с точки зрения системного подхода к его качеству.
Гражданским кодексом РФ (часть 2) в главе 34 «Аренда» предусмотрен отдельный параграф 3 «Аренда транспортных средств». Статьями 632 - 646 параграфа 3 детализируется специфика аренды транспортных средств с экипажем, без экипажа и т.д. Однако практика показывает, что далеко не все проблемы, связанные с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон в правовом регулировании данных отношений, ныне решены. Кроме того, Гражданским Кодексом РФ недостаточно полно и однозначно представлен понятийный аппарат. По-нашему мнению, выделение законодателем исключительно только двух подвидов рассматриваемого договора аренды (в зависимости от наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию при отсутствии общих положений об аренде транспортных средств) явно недостаточно.
Правоотношения между арендодателем и арендатором имеют достаточно значимые особенности при аренде отдельных видов транспортных средств. Эти особенности должны регулироваться отдельными нормативно-правовыми актами в виде самостоятельных транспортных кодексов и уставов. Так, на современном этапе действует федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259- ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Принятие этого закона частично решают проблемы по рассмотрению специфики аренды того или иного вида автотранспортного средства, создавая тем самым значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений конкретных сторон.
Таким образом, на данный период имеются отдельные недоработки нормативной базы таких правовых отношений как аренды разного вида и типа транспорта, а, следовательно, актуальность темы настоящей магистерской диссертации обусловлена необходимостью совершенствования института аренды транспортных средств: выработки соответствующих теоретических и законодательных положений, формирования устойчивой и единообразной правоприменительной практики.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам научного осмысления правовой конструкции договора аренды транспортного средства посвящены труды следующих ученых: Т.Е. Абовой, А.А. Ананьевой, В.К. Андреева, К.М. Арсланова, Н.А. Баринова, А.В. Баркова, М.И. Брагинского, Е.В. Вавилина, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, К.Ф. Егорова, В.С. Ема, Г.Г. Иванова, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Калпина, Г.В. Колодуба, О.Г. Курноскиной, Д.С. Левенсона, Э.Л. Лимонова, С.Ю. Морозова, С.Н. Мызрова, Н.Н. Остроумова, В.А. Савельева, Л.В. Санниковой, Е.А. Суханова, З.И. Цыбуленко, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и др.
Однако, несмотря на достаточно большое количество научных трудов по данной теме, многие особенности теоретических аспектов арендных правоотношений, как нам представляется, требуют своего дальнейшего изучения.
Объектом диссертационного исследования являются отношения, возникающие при заключении, исполнении и прекращении договора аренды транспортных средств.
Предметом исследования выступают нормы современного российского гражданского законодательства, правоприменительная практика, научные труды по проблемам аренды транспортных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование договора аренды транспортных средств и выявление его особенностей применительно к отдельным видам транспорта.
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
-рассмотреть понятие и значение договора аренды транспортных средств;
-установить элементы договора аренды транспортных средств;
- охарактеризовать ответственность сторон по договору аренды транспортных средств
- изучить соотношение договора аренды транспортерных средств со смежными договорами;
- охарактеризовать особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств с экипажем;
- рассмотреть особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств без экипажа;
- проанализировать некоторые вопросы судебной практики в сфере аренды транспортных средств.
- выявить особенности правового регулирования и практики применения договоров аренды отдельных видов транспорта.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. При написании работы автор руководствовался также частными научными методами исследования, такими как историко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, социологический, статистический.
Нормативную базу работы составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные и иные акты Российской Федерации, судебная практика.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре частного права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Материалы исследования апробированы в докладах на конференциях различного уровня и отражены в 3 научных публикациях автора
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1.Понятие и значение договора аренды транспортных средств
Аренда как институт стимулирования развития экономики страны возникла еще до нашей эры. Изначально предметом ее регулирования был оборот земли. В дальнейшем объектами аренды стали оборудование, вьючные животные, повозки, телеги, почтовые птицы и др.
Одним из самых ранних источников регулирования непосредственно аренды перевозочных средств был Свод законов царя Хаммурапи. По всей видимости, институт аренды транспортных средств появился в сводах законов Хаммурапи приблизительно в 1750-х гг. до н. э. Данный Свод содержал нормы, регулирующие вопросы аренды недвижимого имущества, а именно: земли, жилища, сады, а также аренды движимого имущества, в данном случае – транспортных средств. Так, «если человек отдал свое судно в аренду лодочнику, а лодочник был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник должен возместить судно судовладельцу»2.
Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским правом, но в своде древнерусского права Русская Правда, включающем в себя отдельные нормы Закона Русского, Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др., принятого в 1019–1054 гг.3, начинает зарождаться институт аренды. Договор аренды в первоначальном его виде можно обнаружить в статьях о закупе. По мнению большинства отечественных исследователей, закуп отрабатывал или должен был выплатить полученную от господина купу – денежную сумму или материальные ценности, орудия производства, позволяющие ему вести хозяйство на основе соглашения между ними и господином4.
Таким образом, субъектами данного договора являются «господин» и «закуп». Господин – хозяин закупа, холопа; закуп – феодально-зависимый крестьянин, но в отличие от холопа сохранявший элементы прав лично свободного человека.
По нашему мнению, именно в приведенных статьях начинает зарождаться институт аренды транспортных средств, ᅟа именно ᅟдоговор аренды вьючных животных. Итак, господин предоставляет закупу во временное владение и пользование вьючное животное (коня) для сельскохозяйственных нужд (например, для вспахивания земли). За него арендатор (закуп) должен платить арендную плату (купу). Вьючное животное используется как предмет договора аренды транспортных средств. Таким образом, первым писанным источником, регулировавшим аренду транспортных средств, является Русская Правда. Следующие писанные своды правил и документов развивают рассматриваемый институт.
Таким образом, институт аренды транспортных средств в зарубежном законодательстве начал развиваться еще до нашей эры. В Своде законов царя Хаммурапи содержались такие термины, как «найм», «аренда», а также представлены нормы, по которым можно судить о существовании аренды транспортных средств с экипажем. В более позднее время (VII–VIII вв.) «Морской закон родосцев» содержит положение о правилах найма и фрахтования корабля. Здесь уже институт аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатацией хорошо развит, что отражается в указанных статьях.
В российском праве институт аренды гужевого транспорта (в том числе вьючных животных) начал зарождаться еще в древнерусском законодательстве Русская Правда (1019 – 1054 гг.). Данный договор аренды был практически не развит. Как правило, он регулировался обычаями делового оборота, деловыми обыкновениями и заведенным порядком. В писаном праве содержались лишь несколько общих норм об аренде, которые регламентировали отношения сторон. Предметом договора выступало вьючное животное, предоставляемое во временное владение и пользование, за которое арендатор платил купу (арендную плату). Последующие писаные своды правил и документов продолжали развивать данный институт.
В современный период в связи с развитием различных видов транспорта и увеличением оборота транспортных средств в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ)5 выделили институт аренды транспортных средств в отдельный § 3 гл. 34, посвященный аренде транспортных средств.
Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства - гражданско-правовой договор, по которому арендатору предоставляется за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст.632,642 ГК).
Взаимоотношения сторон по договору аренды транспортного средства регулируются параграфом 3 главы 34 ГК РФ. При аренде автотранспорта составляется договор аренды, согласно которому арендатор получает от арендодателя автомобиль во временное владение и пользование за плату.
Автомобиль, передаваемый по договору аренды, должен быть определенно установлен. Если условия договора не содержат данные об автомобиле, позволяющие его однозначно идентифицировать, то даже подписанный сторонами договор не считается заключенным. Так, в договоре необходимо указать марку автотранспортного средства, его государственный номер. Не будет лишним приложить копию технического паспорта. Документом, подтверждающим фактическое предоставление имущества арендатору, является подписанный сторонами акт, в котором указывается передаваемое имущество, а также его стоимостное выражение.
Гражданский кодекс различает отдельные виды аренды и аренду отдельных видов имущества.
На первый взгляд может показаться, что договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства не представляет собой отдельного вида аренды, а выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества - транспортного средства. Однако более внимательное рассмотрение данного договора приводит к выводу о том, что речь идет об отдельном виде договора аренды со специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не сводится только к арендуемому имуществу.
Договоры, направленные на передачу имущества (к каковым относится и договор аренды), имеют предмет, включающий в себя как минимум два объекта: объект первого рода - действия по передаче имущества; объект второго рода - само передаваемое имущество. Применительно к предмету договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства можно говорить и об объекте третьего рода, а именно о действиях сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.6
К сожалению, общего нормативного определения «транспортного средства» в нашем законодательстве не содержится. В Общероссийском классификаторе основных фондов к транспортным средствам отнесены средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав; подвижной состав водного транспорта; подвижной состав городского транспорта; средства напольного производственного транспорта, а также транспортные средства прочих видов. К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка людей и грузов.
В литературе понятие транспортного средства чаще рассматривалось с точки зрения административной и уголовной ответственности за автотранспортные преступления (ст. 264 УК РФ). Применительно к аренде мы находим понятие транспортного средства у А.А. Иванова, который определяет его как «техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве».7 Там же указанный автор уточняет, что «транспортное средство, как правило, является сложным техническим устройством и одновременно источником повышенной опасности для окружающих».
На основании имеющихся нормативных актов можно сделать вывод, что к транспортными средствам обычно относят свободно перемещающиеся механические устройства, как оборудованные двигателем (автомобили, самолеты, локомотивы, теплоходы, космические корабли и другие.), так и необорудованные таковыми (велосипеды, прицепы, баржи, вагоны и другие.). Кроме того, выделяются устройства, непосредственно направляемые обслуживающим персоналом (к примеру, автомобили, тепловозы) и управляемые опосредованно, через другое транспортное средство (железнодорожные вагоны, прицепы и другие.).
Учитывая изложенное, транспортные средства можно определить как объекты, передвигающиеся самостоятельно или с помощью внешнего двигателя, функционально предназначенные и используемые для перемещения людей и/или имущества в пространстве. К транспортным средствам не относят лишенные двигателя вещи индивидуального применения, хотя бы и попадающие под установленные признаки (например, хозяйственные сумки на колесах, лыжи, коньки и т.п.), а также объекты конструктивно встроенные в недвижимое имущество (например, лифты в зданиях).8
К аренде эскалаторов, канатных дорог, лифтов и других подобных объектов, которые также используются для перемещения людей и имущества, учитывая их полную зависимость от недвижимости, в рамках которой они существуют, на наш взгляд, следует применять не положения о договорах аренды транспортных средств, а правила об аренде зданий и сооружений, как это принято для найма трубопроводов.
Несмотря на то, что в законодательстве не очень четко решен вопрос: могут ли животные признаваться в качестве транспортных средств (так, в Правилах дорожного движения9, погонщик вьючных животных и верховых животных именуется водителем), хотя «техническими устройствами» их, конечно, назвать нельзя.
О значимости договора аренды транспортных средств говорит тот факт, что в ныне действующем Гражданском кодексе РФ, в отличие от Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, содержится отдельная глава 34, посвященная аренде, мало того §3 главы 34 содержит положения об аренде транспортных средств.
Аренда транспортных средств сформулирована в ГК как вид договора аренды. Она, с одной стороны, характеризуется родовыми признаками аренды и, с другой стороны, имеет отличительные качества, обусловившие специальное регулирование. В связи с этим, определяя место аренды транспортных средств в системе гражданских договоров, необходимо отметить следующее10.
Во-первых, договор аренды транспортных средств, как и любой другой вид аренды, направлен на возмездную передачу имущества во временное владение и пользование. Эта направленность позволяет применять к нему большое количество общих положений об аренде. Разместив институт аренды транспортных средств в § 3 гл. 34 ГК, законодатель указал в ст. 625 ГК, что общие положения об аренде применяются к аренде транспортных средств, если иное не предусмотрено специальными правилами о ней.
Во-вторых, квалифицирующим признаком аренды транспортных средств, отличающим ее от других видов аренды, является специфика транспортного средства. Это требует дополнительной правовой регламентации, поскольку транспортное средство представляет собой сложное техническое устройство и, более того, считается источником повышенной опасности. Под транспортным средством понимается лишь такой объект, владение и пользование которым требуют управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Причем речь идет о квалифицированных управлении и технической эксплуатации с помощью экипажа, имеющего необходимую профессиональную подготовку.
В-третьих, когда арендодатель наряду с предоставлением в аренду транспортного средства оказывает арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации, договор аренды соединяется с обязательством, направленным на оказание услуг, что, однако, нельзя рассматривать как простое сложение указанных обязательств. Если бы это было так, то для их регулирования было бы достаточно суммарного применения норм, регламентирующих аренду транспортного средства без экипажа и оказание услуг, по правилам о смешанном договоре (п. 3 ст. 421 ГК). Это вносит качественное своеобразие непосредственно в арендные отношения, что продиктовало необходимость формирования специальной разновидности договора аренды транспортного средства.
1.2. Элементы договора аренды транспортных средств
В определении договора аренды транспортного средства нет специальных указаний на статус сторон. Таким образом, по общему правилу как арендодателем, так и арендатором могут быть все субъекты гражданского права. Однако нельзя забывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его эксплуатацией деятельность (например, перевозка токсичного топлива) характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях стороны по договору, управляющие транспортным средством и технически эксплуатирующие его, должны отвечать ряду публично-правовых требований (в части лицензирования, сертификации и аттестации, статуса эксплуатанта), содержащихся в специальном законодательстве. Если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (ст. 638, 647 ГК, ст. 202, 215 КТМ). Как видим, эта норма является исключением из общего правила о необходимости согласия арендодателя на сдачу имущества в субаренду (п. 2 ст. 615 ГК). Условия субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. В частности, срок субаренды не должен превышать срока аренды. Пользование арендованным транспортным средством должно осуществляться субарендатором только в соответствии с его назначением, определенным в договоре аренды. Если использование транспортного средства по договору аренды ограничено географически определенным регионом, то субарендатор не вправе вывести транспортное средство за пределы этого региона. Наконец, договор субаренды должен повторять договор аренды в таком вопросе, как наличие (отсутствие) экипажа.
Предмет договора - транспортное средство любого вида транспорта (гужевого, железнодорожного, автомобильного, воздушного, внутреннего водного, морского и космического), способное к перемещению в пространстве. Сюда относятся автомобили (грузовые, легковые, автобусы и т.д.), локомотивы, морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, лодки, яхты, катера, паромы, гужевой транспорт11. Трубопроводный транспорт не может быть предметом аренды транспортного средства, так как в пространстве перемещается не он, а груз. Его аренда считается арендой сооружения. Транспортное средство не обязательно должно быть самоходным, нов любом случае должно быть способно управляться людьми. Так, буксируемое морское судно (ст. 7 КТМ) не теряет способности быть предметом договора аренды по правилам § 3 гл. 34 ГК.
В предмет договора аренды транспортного средства с экипажем, помимо самого транспортного средства, входят услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. К ним относятся такие действия, как вождение, пилотирование, навигационные услуги связи, замена деталей, регулировка механизмов, контроль за приборами, иные регламентные работы, управление работниками и машинами в целях выполнения указаний арендатора. Конкретный перечень услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации зависит от вида и состояния транспортного средства. Естественно, формулировка "аренда транспортного средства с экипажем" не позволяет включить экипаж в предмет аренды. В данном случае термин "аренда с экипажем" должен рассматриваться не более как синоним понятию "аренда с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации". Индивидуализация предмета аренды происходит путем указания на его марку, тип, модель, регистрационный номер, в некоторых случаях - еще и на собственное имя и флаг (обычно для судов).
Арендная плата (фрахт) обычно исчисляется из какой-либо периодической (суточной, месячной и т.д.) ставки за соответствующее транспортное средство. Уровень ставки арендной платы определяется, как правило, с учетом конъюнктуры на рынке, района и продолжительности эксплуатации транспортного средства. Эффективность и прибыльность его эксплуатации (например, по количеству перевезенного груза) обычно не отражается на размере арендной платы, хотя иное может быть указано в соглашении сторон исходя из принципа свободы договора и общих норм о договоре аренды (ст. 421, 614 ГК).
Правилами о договоре аренды транспортного средства предусмотрено предоставление имущества и услуг экипажа (или только имущества) на определенный срок. Срок договора аренды транспортного средства не является его существенным условием, если иное не указано в транспортных уставах и кодексах (например, согласно ст. 200 КТМ срок подлежит обязательному указанию в тайм-чартере). Предельные сроки для данного договора законом не установлены. Период времени обычно обозначается в виде календарного промежутка или времени, необходимого для достижения арендатором определенной цели (например, производство поисковых и спасательных работ в акватории). Согласно ст. 632, 642 ГК правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя, а также преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к аренде данного имущества не применяются. Для сохранения арендных отношений арендатор всякий раз должен будет заключать новые договоры аренды на общих основаниях. Данное исключение из общего правила ст. 621 ГК вызвано, пожалуй, тем, что обычно в роли арендодателя транспортных средств выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, для которых важна не столько стабильность отношений с конкретным арендатором, сколько следование изменяющейся конъюнктуре цен на рынке и сезонному спросу на транспортные средства. По-видимому, данный интерес признан законодателем вполне резонным.
Для договоров данного вида имущества предусмотрена письменная форма независимо от срока их действия и субъектного состава. Видимо, это связано с обычно высокой технической сложностью и повышенной стоимостью транспортных средств. Виды такой письменной формы в ст. 633, 643 ГК не ограничены.
Письменная форма считается также соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК, т.е. если арендодатель, получив оферту, в срок, установленный для ее акцепта, предоставит транспортное средство - совершит акцепт путем конклюдентных действий. При этом оферта должна быть совершена в письменной форме и содержать все существенные условия договора12.
Статьи 633, 643 ГК не содержат указания на такое последствие несоблюдения письменной формы, как признание его недействительным. Таким образом, несоблюдение письменной формы влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК, т.е. лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Несмотря на то что такие объекты аренды, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, относятся согласно ст. 130 ГК к недвижимым вещам, законодатель не связывает стороны обязанностью зарегистрировать этот договор в органах государственной власти. Более того, к такому договору не применяются правила о регистрации договора аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК, что связано, по-видимому, с повышенной мобильностью этих объектов и, как следствие, отсутствием возможности защищать права собственников путем регистрации договора.
1.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств
Вопросы ответственности сторон договора аренды транспортных средств следует рассматривать через призму тех отношений, которые складываются при его исполнении. Полагаем, что данные отношения могут быть условно разделены на две группы: внутренние отношения – это отношения, складывающиеся непосредственно между арендатором и арендодателем, и внешние – представляющие собой ответственность сторон договора перед третьими лицами за ущерб, который может быть причинён им в результате использования арендованного имущества в период действия договора13.
Относительно первой группы отношений действующее гражданское законодательство устанавливает общие правила договорной ответственности сторон. Так, в случае если транспортное средство, являющееся предметом договора, не предоставлено арендатору во владение и пользование согласно условиям заключенного договора, последний вправе требовать от арендодателя возмещения всех понесенных убытков, включающих и упущенную выгоду.
Кроме того, арендодатель несет ответственность за техническое состояние транспортного средства, выступающего предметом аренды. Ст. 612 ГК РФ прямо указывает на это, определяя, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Следует обратить внимание на тот факт, что если в первом случае закон предоставляет возможность взыскания арендатором всех понесенных убытков, то при передаче транспортного средства, техническое состояние которого не соответствует условиям договора (в том числе это касается и скрытых дефектов – то есть неисправностей о которых арендодатель мог и не знать при передачи), арендатор наделяется обширным выбором требований: устранения недостатков арендодателем, уменьшения арендной платы, а также расторжения договора. Однако, все эти требования находятся в плоскости возмещения лишь «реального ущерба».
Правовая конструкция договора аренды транспортного средства с экипажем содержит в себе несколько иное решение рассматриваемого вопроса. Так в случае повреждения транспортного средства либо его гибели все убытки возлагаются на самого арендодателя (ст. 211, 639 ГК РФ) в случае если последний не представит доказательств того, что они возникли вследствие обстоятельств, за которые согласно закона либо договора отвечает арендатор. Такой подход законодателя вполне обоснован и обусловлен тем, что при аренде транспортных средств с экипажем техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет сам собственник, а, следовательно, на него возлагаются все убытки, в том числе и образование которых имеет случайный характер.
Таким образом, в отличие от общих правил, в соответствии с которыми в отношении причинителя вреда действует презумпция вины, ст. 639 ГК РФ возлагает бремя доказывания вины арендатора, а также лиц, за которых он несет ответственность (управляющего по коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства), на арендодателя14.
Однако, правила статьи 639 ГК РФ носят диспозитивный характер, а, следовательно, в договоре может быть предусмотрено возложение всех убытков на арендатора в том случае, если ущерб транспортному средству причиняется в результате обстоятельств, за которые экипаж арендодателя не несет ответственности. В данном случае в силу договора убытки могут быть распределены поровну между сторонами договора, либо в каком-либо пропорциональном соотношении. Вместе с тем, проанализированные нами в ходе настоящего исследования договоры аренды транспортных средств с экипажем обычно не содержали такого условия в качестве источника компенсации возможных потерь арендодателя транспортного средства.
Таким образом, риски арендодателя в случае предоставления транспортного средства с экипажем связаны не только с необходимостью принятия на себя убытка в случае повреждения предмета договора, но и обязанности нести имущественную ответственность перед контрагентом за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Данное обстоятельство существенно влияет на коммерческую привлекательность такой сделки, а, следовательно, всегда имеет определяющее влияние на формирование цены договора.
Рассматривая специфику ответственности, складывающуюся в рамках внешних отношений сторон договора, следует отметить, что их ответственность перед третьими лицами всецело обусловлено тем обстоятельством кто из контрагентов выступает владельцем транспортного средства в период действия договора.
"При аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности", - указывается в комментарии15 к ст. 648 ГК РФ. Другие авторы предлагают исходить из того, что владельцем арендованного транспортного средства во время его эксплуатации является одновременно и собственник, предоставивший транспортное средство во временное владение и пользование, и арендатор16. Отсюда делается вывод, что обязанность возмещения вреда в случаях невиновного его причинения должна солидарно возлагаться на обоих контрагентов17. Однако данные точки зрения вызывают сомнение. Пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 318, комментируя ст. 1079, определил владельца источника повышенной опасности как организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, по договору аренды и по другим основаниям.
Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, эксплуатация которого находится под контролем и производится собственными силами арендодателя, распространяется на арендодателя в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ. При этом он вправе предъявить к арендатору регрессное требование: потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам (ст. 640 ГК РФ).
Гражданская ответственность владельцев и пользователей транспортных средств может быть ими застрахована, за исключением гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ19 она должна быть застрахована. Данный вид страхования ответственности на сегодняшний день является обязательным. Однако ведутся дискуссии о необходимости введения в России обязательного страхования ответственности не только владельцев автотранспортных средств20, но и владельцев других транспортных средств.
Объектом страхования являются имущественные интересы субъекта, о страховании которого подписан договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам в связи с эксплуатацией транспортного средства21. Страхователем будет выступать владелец транспортного средства, ответственный в нанесении вреда имуществу или здоровью третьих лиц, или лицо, на которое такая ответственность возложена (ст. 931 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть в договорах аренды транспортного средства как с экипажем, так и без экипажа возложение на одного из контрагентов обязанности по страхованию ответственности. Если в договоре соответствующий пункт будет отсутствовать, то обязанность по страхованию ответственности при аренде транспортного средства с экипажем в полном объеме принимает на себя арендодатель, при аренде транспортного средства без экипажа - арендатор.
Судебная практика выявила определенные проблемы при страховании арендатором арендованного им транспортного средства. В соответствии с п. 1, 2 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования исключительно в пользу лица, имеющего интерес в сохранении застрахованного имущества. Законодатель выделяет в содержании страхового интереса два основных элемента: во-первых, субъективную заинтересованность лица в сохранении имущества; во-вторых, наличие у него прав в отношении застрахованного имущества или связанных с имуществом обязанностей22. В Комментарии к ГК РФ23 указывается, что таким лицом может являться не только собственник имущества, но и, в частности, арендатор. Однако в литературе был поставлен вопрос о наличии у арендатора субъективного интереса в сохранении имущества и практической возможности объективного его определения. Кроме того, было высказано мнение, что "интерес в сохранении имущества... есть только у того, кто несет риск утраты и повреждения данного имущества, но не у того, кто несет ответственность за его утрату и повреждение"24. В соответствии с этим был сделан практический вывод: арендатор не входит в круг лиц, имеющих страховой интерес в сохранении арендованного имущества25.
Если ответственность за гибель арендованного транспортного средства перед арендодателем по договору аренды возлагается на арендатора, то в договоре страхования данного имущества арендатор может являться выгодоприобретателем - лицом, имеющим страховой интерес. К примеру, в договоре будет указано, что арендатор является единственно ответственной стороной за любой ущерб или вред, причиненный арендуемому транспортному средству самим арендатором или третьими лицами. Он обязуется как от своего имени, так и от имени своего страховщика не предъявлять каких-либо претензий арендодателю по указанному ущербу, независимо от причин, его вызвавших, за исключением случаев, происшедших по вине арендодателя или поставленных им лиц.
По нашему мнению, в практической деятельности арендатору рекомендуется, заключая договор страхования арендованного транспортного средства, указывать в качестве выгодоприобретателя арендодателя как лица, непосредственно несущего риск утраты и повреждения имущества. При этом отпадает необходимость закреплять в договоре аренды те случаи ответственности арендатора перед арендодателем по сохранности арендованного транспортного средства, которые будут застрахованы им, т.е. будут выступать в качестве страхового случая.
Необходимо обратить внимание на различия в правовом регулировании отдельных вопросов аренды в договоре аренды транспортного средства с экипажем и в договоре аренды без экипажа.
В частности, закон возлагает на арендодателя обязанность страховать взятое в аренду с экипажем транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ). Норма указывает только на два вида имущественного страхования:
1) страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества - переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК РФ);
2) страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при эксплуатации арендованного транспортного средства (ст. 931 ГК РФ). Следовательно, если иное не установлено соглашением сторон договора аренды транспортного средства, то действует диспозитивная норма ст. 637 ГК РФ, которая не распространяется на страхование других рисков.
По-иному сформулирована ст. 646 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, арендатор транспортного средства без экипажа несет расходы на страхование транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В данном случае, во-первых, нет указания на то, что страхование транспортного средства и ответственности арендатора должно быть обязательным в силу нормы закона или пункта договора. Во-вторых, страхование ответственности не ограничено страхованием внедоговорной ответственности перед третьими лицами (за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу).
Таким образом, круг страховых рисков в ст. 646 ГК РФ шире, нежели в ст. 637 ГК РФ. Это может быть объяснено тем, что транспортное средство, взятое в аренду без экипажа, находится всецело в фактическом обладании арендатора, управляется и эксплуатируется им без какого-либо участия со стороны арендодателя.
Вместе с тем отсутствие каких бы то ни было ориентиров, определяющих перечень видов страховых рисков, которые должен застраховать арендатор, нельзя признать правильным. В любом случае, если иное не установлено договором, нельзя возлагать на арендатора несение расходов по страхованию транспортного средства сверх тех, которые закон признает обязательными для данного вида транспорта.
1.4. Соотношение договора аренды транспортных средств со смежными договорами
До настоящего времени в правовой науке - как отечественной, так и зарубежной - неоднозначно рассматриваются вопросы возмездной передачи собственником транспортных средств во временное владение и пользование другому лицу. Ученые исследуют вопросы отграничения гражданско-правовых институтов, в частности аренды от перевозки.
Определенные сложности в определении правовой природы аренды транспортных средств создает и многозначность законодательных наименований: аренда, фрахтование на время, фрахтование, бербоут-чартер, тайм-чартер. При этом некоторые из представленных терминов используются и при обозначении гражданско-правовой услуги - перевозки.
В соответствии с ГК РФ синонимом понятия "аренда транспортных средств с экипажем" является понятие "фрахтование на время". Наименования "тайм-чартер", "димайз-чартер", "бербоут-чартер" и другие не обозначаются. Синонимом "фрахтования" выступает "чартер", его определение содержится не в гл. 34 ГК РФ ("Аренда"), а в гл. 40 ("Перевозка") и, следовательно, обозначает один из видов перевозки либо иной гражданско-правовой институт, отличный от перевозки и аренды, при этом содержащий в себе признаки как аренды, так и перевозки.
Существует точка зрения, что во взаимоотношениях сторон чартера следует руководствоваться гл. 34 ГК РФ и прежде всего нормами ч. 1 § 3 "Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации". Данная позиция объясняется в том числе отсутствием в статьях кодекса, посвященных перевозке, специальных норм о фрахтовании и непризнании договора фрахтования (чартера) договором перевозки26. Приводятся аргументы с использованием положений нового Воздушного кодекса РФ, ставящие под сомнение возможность однозначно решить проблему правового регулирования фрахтования, определить его специфику как особого договора перевозки и разграничения с договором аренды транспортных средств27.
Некоторые словари-справочники по гражданскому праву, в том числе составленные с учетом норм нового ГК РФ, однозначно относят фрахтование к гражданско-правовому институту аренды (найма): "фрахтование - деятельность по заключению договоров найма или по сдаче внаем судна"28. "Нормы о договоре чартера содержатся в ГК РФ (см. договор аренды транспортного средства с экипажем)"29. Такие категоричные определения, приведенные без легального (законодательного) подтверждения, являются весьма сомнительными; более того, они противоречат современному отечественному гражданскому законодательству.
В соответствии со ст. 787 ГК РФ в ст. 104 Воздушного кодекса РФ (1997 г.) синонимом понятия "фрахтование" считается чартер. Нормы данной статьи ГК РФ распространяются на все транспортное законодательство; характеристика и основные признаки фрахтования (чартера) едины как для области воздушного права, так и для морского. С учетом логики структурного расположения рассматриваемых норм в ГК РФ, а также в новом Воздушном кодексе РФ представляется необходимым однозначно отнести договор фрахтования (чартер) к особой форме перевозки и не распространять на него действия норм, регулирующих аренду транспортных средств. Распространение норм гл. 34 ГК РФ на эти отношения, помимо всего прочего, приведет к смешению понятий договора фрахтования на время и договора фрахтования (чартера).
Теоретическая "концепция чартера как одного из видов договора перевозки груза без каких-либо осложняющих его элементов других договоров"30, созданная профессором А.Г. Калпиным, получила дальнейшее отражение в актах нормативно-правовой базы России.
Так, КТМ РФ характеризует чартер как договор морской перевозки груза и включает его в одноименную гл. VIII; договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) тот же кодекс определяет как договоры аренды морских судов с экипажем и без экипажа (гл. X, XI КТМ РФ).
Договор аренды (фрахтования на время) транспортных средств с экипажем в отличие от договора аренды транспортных средств без экипажа в научной правовой литературе всегда вызывал полемику по определению своей правовой природы. В частности, предлагалось договор аренды автотранспортных средств с экипажем отнести к договору перевозки или подряда31. При этом аргументированной, обоснованной концепции указанной точки зрения не разрабатывалось. Представляется весьма сомнительной возможность правильного определения рассматриваемого договора в рамках различных гражданско-правовых институтов (подряда и перевозки)32.
В отличие от подряда и перевозки правоотношения, складывающиеся в силу заключаемого договора аренды транспортного средства, носят не только обязательственный, но и вещный характер. Вещными такие правоотношения являются прежде всего применительно к арендатору в его отношениях со всеми третьими лицами. Кроме того, вещно-правовой характер имеют и взаимоотношения арендатора непосредственно с собственником имущества. Арендатор по договору аренды (фрахтования на время) приобретает одновременно с передачей ему транспортного средства собственником правомочия владения и пользования этим имуществом33.
Не может быть договором перевозки груза договор, по которому лицо, распоряжающееся транспортным средством, предоставляет владельцу груза средство передвижения для эксплуатации по назначению в течение определенного времени34. Если в договоре перевозки обязанность владельца транспортных средств состоит в доставке груза в пункт назначения (п. 1 ст. 785 ГК РФ), то в договоре аренды "обязанность его ограничивается предоставлением средств для перевозки и рабочей силы для передвижения, но груз остается под наблюдением грузовладельца, а водитель или экипаж в оперативном отношении подчиняется арендатору (фрахтователю) перевозочных средств"35.
М.Е. Ходунов на практическом примере показывает: если подписано соглашение, по которому управление городского автотранспорта обязано подать фабрике одну или несколько грузовых автомашин для погрузки и перевозки топлива от станции железной дороги или от склада поставщика до склада фабрики под наблюдением и руководством представителей фабрики, то налицо аренда транспортных средств с экипажем, но нет договора перевозки, так как управление городского автотранспорта не принимает под свою охрану перевозимый груз, не определяет и не проверяет количество и не сдает его фабрике по окончании перевозки36. Таким образом, лицо, предоставившее транспортное средство другому лицу для перевозки, не несет ответственности за несохранность грузов; и наоборот, лицо, принявшее груз к перевозке, становится ответственным за надлежащую его доставку.
Отличие договора аренды транспортных средств с экипажем от подряда можно проанализировать, в частности, на договорах, где предметом в одном случае выступают трактора, предоставляемые арендатору во временное пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению ими и их технической эксплуатации, а в другом - работы и "достижение результата работ"37, осуществляемых тракторной организацией38. В первом случае арендатор самостоятельно организует с помощью арендованных тракторов строительные работы, арендодатель не несет обязанностей и ответственности за организацию, планирование выполнения работ; во втором - перед тракторной организацией в соответствии с договором устанавливаются объем и результат работ, в частности срок, в течение которого качественный и количественный показатели работ должны быть достигнуты.
Таким образом, договор аренды транспортных средств с экипажем не представляется возможным отнести ни к договору перевозки, ни к договору подряда.
В настоящее время у физических и юридических лиц при осуществлении ими хозяйственной деятельности имеется выбор экономико-правовых конструкций получения транспортных средств в пользование: а) аренда; б) лизинг; в) прокат; г) безвозмездное пользование; д) доверительное управление; при дополнительном соглашении при: е) ремонте и техническом обслуживании; ж) хранении; и др.
Каждый из указанных вариантов имеет позитивные для конкретной формы эксплуатации (бытовой, производственной или коммерческой) характеристики. Некоторые из них следует рассмотреть в сравнительном правовом аспекте по отношению к договору аренды транспортных средств.
Договор финансовой аренды (договор лизинга) транспортных средств - один из видов договорных арендных обязательств. С договором аренды транспортных средств его объединяет, во-первых, наличие общего предмета договора - транспортного средства. Транспортные средства - распространенный предмет договора финансовой аренды. Как отмечается в специальной литературе, "в практике в лизинг передается чаще различное технологическое оборудование с высокими темпами морального старения, дорогостоящие машины, автомобили, морские и речные суда... тракторы, комбайны и так далее"39.
Кроме того, сравнительный анализ ст. 606 и 633, 643, 665 ГК РФ позволяет говорить о том, что если в арендных отношениях в некоторых случаях пользование имуществом допустимо без его передачи во владение арендатору, то в договорах лизинга и аренды транспортных средств использование имущества всегда предполагает его передачу арендатору во владение40.
Наиболее общими отличительными чертами договоров аренды транспортных средств и лизинга транспортных средств являются следующие.
Во-первых, лизинг - более сложная по субъектному составу и структуре связей экономико-правовая конструкция, включающая наряду с арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) "дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде"41.
Во-вторых, в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) арендодатель приобретает, в частности, транспортное средство для конкретного пользователя (арендатора) исключительно для осуществления предпринимательских целей. По договору аренды транспортного средства предмет соглашения может предназначаться как для предпринимательской, так и для производственной либо бытовой цели.
В-третьих, значимой отличительной особенностью договора аренды транспортного средства и договора финансовой аренды транспортного средства является правовое регулирование отношений ответственности и перехода риска.
В-четвертых, форма договора финансовой аренды подчиняется общим положениям об аренде (ст. 609 ГК РФ), т.е. договор заключается, как правило, в письменной форме (поскольку среди его сторон чаще всего имеется юридическое лицо и обычно лизинг по сути предполагает относительно длительный промежуток времени действия - чаще всего более года) и должен подлежать государственной регистрации в случае отнесения ГК РФ транспортного средства, выступающего предметом договора, к объектам недвижимости. Договоры аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа могут быть заключены в простой письменной форме.
1 Трубицына О.В. Методическое обеспечение качества бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов малого бизнеса. /О.В. Трубицына //. Автореферат диссертации на соискание кандидата экономических наук. – Москва: Копи-Центр, 2012. - С 3.
2 Цит.: Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1. Тольятти, 1996. - § 236
3 См.: Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. Т. I: Законодательство Древней Руси. М., 1984. - С. 350.
4 См.: Там же. С. 103.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.- № 5.- Ст. 410.
6Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право, кн. 2: договоры о передаче имущества. – М.: изд-во «Норма», 2006. С. 504.
7Гражданское право. Учебник. Ч.2. Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: изд-во «Проспект», 2011. С. 178.
8 Тарасов М.А. Транспортное право. Ростов: Издательство Ростовского Университета, 2007. С. 124.
9Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (в ред. от 22 марта 2014 г.) // Собрание Актов Президента и Правительства РФ. -1993. -№ 47.- Ст. 4531.
10 Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2013. С.214.
11 Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. [и др.] Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 (под ред. А.П. Сергеева). - М.: "РГ-Пресс", 2010.С.361.
12 Подробнее см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. т.е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2012 (автор комментария к ст. 633, 643 ГК - Е.Н. Васильева).
13 См.: Красавчиков О.А. Договор имущественного найма в советском гражданском праве. Свердловск, 1963. С. 65.
14 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2014. С. 211.
15 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 216.
16 См.: Соколова Э.Д. Правовое регулирование бытового проката: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1963. С. 12 - 13.
17 См.: Красавчиков О.А. Договор проката легковых автомашин // Советское государство и право. 1964. N 11. С. 75 - 76.
18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 7.
19 СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; см. также: Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 // СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1897.
20 См.: Коноков Д.Г., Гержа Е.Н. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в России и за рубежом // Законодательство и экономика. 1998. N 4. С. 16.
21 См.: Там же. С. 16.
22 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 500.
23 Там же.
24 Фогельсон Ю. Страховой интерес при страховании имущества // Хозяйство и право. 1998. N 9. С. 100.
25 См.: Там же. С. 107.
26 См.: Остроумов Н.Н. Воздушный чартер и его условия // Советское государство и право. 1980. N 1.
27 См.: Остроумов Н.Н. Правовой режим воздушных перевозок // Закон. 1997. N 8.
28 Гузеватая Л.Е. Юридическая энциклопедия. 2-е изд., с изм. и доп. М., 1993. С. 231; Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права / под общ. ред. д-ра юрид. наук. В.В. Залесского. М., 1997. С. 272; Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Гражданское право. Словарь-справочник. М., 1996. С. 545; Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол. М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М., 1984. С. 399.
29 Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Указ. соч. С. 272.
30 Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 5.
31 См.: Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 89.
32 См.: Левенсон Д.С. Указ. соч. С. 8.
33 См.: Ахметьянова З.А. Правовой статус имущества юридических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 17.
34 См.: Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 60.
35 Маковский А.М. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961. С. 49-53.
36 Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 61.
37 ГК РФ в отличие от прежних кодексов считает сутью подряда не работы сами по себе, а достижение "результата работ". См.: Брагинский М.И. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 365.
38 Аналогичный частный случай, отличающий договор аренды транспортных средств с экипажем от договора подряда, был рассмотрен на примере аэросъемочных и авиационно-химических работ. См.: Левенсон Д.С. Указ. соч. С. 10; Хоменко В.Н., Баронов А.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности авиапредприятий. Киев, 1987.
39 Горемыкин В.А. Лизинг: практическое учебно-справочное пособие (Экономико-правовое досье). М., 1997. С. 18.
40 См.: Решетник И. Юридическая конструкция лизинга. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ // Российская юстиция. 1997. N 12.
41 Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. М., 1997. С. 19.