ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
1.1.Эволюция Российского законодательства об экспертизе 7
1.2.Понятие экспертизы по делам о защите прав потребителей 16
1.3. Зарубежный опыт развития и становления института защиты прав потребителей 28
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 33
2.1. Классификация судебных экспертиз по различным основаниям и отраслям используемых специальных знаний 33
2.2. Основания назначения и производства экспертизы 48
2.3. Стадии экспертного исследования. Заключение эксперта. 59
Глава 3. ПРОБЛЕМАТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ПРОВЕДЕНИЯЭКСПЕРТИЗЫ 68
3.1. Проблемы нормативно-правового регулирования проведения экспертизы в делах о защите прав потребителей и пути его совершенствования 68
3.2. Гражданско-процессуальные аспекты назначения экспертизы по делам о защите прав потребителей 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 109
Актуальность темы исследования. С нарушением своих прав потребитель сталкивается еще с появления первых товарных рынков. Возникновение норм, защищающих права потребителей, связано с ростом производства товаров, работ и услуг. Защита прав потребителей – это сфера имущественного оборота, имеющая большое значение для страны, в которой формируются цивилизованные рыночные отношения.
Правовые преобразования в России, начавшиеся в конце 1980 годов, впервые затронули одну из самых больших групп отношений, складывающихся на рынке товаров и услуг, отношений с участием потребителей. Переход к рыночной экономике вызвал острую необходимость в четкой правовой регламентации отношений, возникающих между потребителями и субъектами предпринимательской деятельности.
В результате появления большого числа хозяйствующих субъектов потребитель оказался в невыгодном для него положении, поскольку практически не имел реальной возможности защитить свои нарушенные права. Это и дало толчок к принятию мер с целью защиты прав потребителей. В основе законодательства в области защиты прав потребителей лежит проблема взаимоотношений, возникающих между покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем.
В последние годы объем дел, связанных с защитой прав потребителей, рассматриваемых судами, возрастает с геометрической прогрессией. Участникам правовых отношений нередко не достаточно собственных знаний для принятия важных решений и реализации положений нормативных актов. Законодательство предписывает им обратиться к тем или иным правовым средствам защиты своих прав, одним из которых и является правовая экспертиза, позволяющая разрешить возникшие проблемы. Её использование в юридическом процессе направленно на улучшение реализации защиты прав потребителей.
Данный правовой феномен уже достаточно давно укоренился в действительности современной России и используется почти во всех сферах человеческой жизни. Во всех случаях, когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных научных и профессиональных опытных познаний. Именно поэтому правовая экспертиза требует детального изучения, поскольку до сих пор данному явлению уделялось недостаточно внимания, либо исследованию подвергался отдельный вид экспертизы или значение её аспектов для юридической жизни.
В связи с вышеизложенным тема исследования актуальна, представляет не только теоретический, но и практический интерес.
Степень разработанности темы и теоретическая основа исследования. Теоретико-правовую основу исследования составили работы ученых-юристов, таких как, М. А. Бычко, В.В. Залесский, О. Н. Зименкова, В.Е. Корноухов, К. А. Неволин, Н. А. Покровский, А.Р. Шляхов и другиие.
Существенный вклад в исследование проблем экспертизы качества при защите прав потребителей внесли В.В. Богдан, Г.М. Надгородный, А.В. Нестеров, О.В.Микляева, и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, определяющие порядок назначения и проведения экспертизы по делам о защите прав потребителей, а также существующая практика применения указанных нормативных актов.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является изучение применения экспертизы как средства доказывания в делах о защите прав потребителей.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить эволюцию понятия экспертиза и защита прав потребителей в системе права;
- раскрыть значение понятия экспертизы в делах о защите прав потребителей;
- рассмотреть зарубежный опыт развития и становления института защиты прав потребителей;
-проанализировать классификацию судебных экспертиз по различным основаниям и отраслям используемых специальных знаний;
- изучить основания назначения и производства экспертизы;
- рассмотреть основные стадии экспертного исследования
- выявить проблематику законодательства и судебной практики по делам о защите прав потребителей по средствам проведения экспертизы.
Методологическая основа исследования. В методологическом плане исследование в данной работе проводится на основе диалектического метода, который позволяет анализировать рассматриваемые явления и процессы в их развитии, взаимодействии и в противоречии друг с другом. В работе активно применяется системный метод, на основе которого осуществляется комплексный анализ проблем, законодательства и судебной практики по делам о защите прав потребителей. Диссертация также базируется на таких специальных методах, как конкретно-историческом, формально-логическом и структурно - функциональном.
Нормативную базу работы составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О Защите прав потребителей», а также законодательные и иные акты Российской Федерации, судебная практика.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре Частного права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Материалы исследования апробированы в докладах на конференциях различного уровня и отражены в 3 научных публикациях.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1.Эволюция Российского законодательства об экспертизе
Все участники правовых отношений часто сталкиваются с проблемой нехватки собственных знаний и навыков для принятия важных решений и применения положений нормативных актов к той или иной проблемной жизненной ситуации. В этом случае Российское законодательство рекомендует потребителю воспользоваться комплексом мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности, включающих в себя установление конкретных прав потребителей, формы возможных нарушений прав и механизмов их защиты, ответственность за нарушение прав потребителей. Одним из таких средств защиты и является экспертиза, позволяющая разрешить возникшие проблемы. Экспертиза требует детального изучения, поскольку до сих пор данной проблеме не уделялось достаточно внимания, или исследованию подвергался отдельный вид экспертизы или значение её аспектов для юридической жизни. Слово «экспертиза» происходит от французского слова «expertise», а слово «эксперт» имеет латинское происхождение от слова «expertus», который в энциклопедиях на русский язык переводится как знающий, опытный, сведущий1. Первоначально становление экспертизы было связано с судебно-криминалистической или медицинской деятельностью, поэтому наиболее активно развивался такой вид экспертизы, как судебная экспертиза.
Прежде чем разобрать суть какого-либо объекта необходимо остановиться на изучении его эволюции в системе права. Хронологию развития истории возникновения защиты прав потребителей и экспертизы можно рассмотреть в три этапа.
Первый этап — дореволюционный. Этот этап можно охарактеризовать наличием весьма обширного нормативно-правового материала, являвшимся, в основном, научными разработками ведущих юристов того времени. Доказательством тому может служить раздел о торговле книги одиннадцатой Законов Платона. Так, если стоимость покупки составляла пятьдесят и более драхм, продавец обязательно сообщал покупателю свое место жительства и должен был «переждать» в городе десять дней на случай «законного возвращения покупки». Здесь же указываются признаки «законного либо незаконного» возврата товара на примере куп ли-продажи раба, страдающего «тяжким недугом». «Законно» возвратить товар (в данном случае «раба» чахоточного, страдающего каменной болезнью… или каким-то другим… тяжким и трудноизлечимым телесным душевным недугом» можно было только в том случае, если «покупатель обычный человек, а продавец, наоборот, сведущ в болезнях».2 Возврат такой покупки можно было произвести в течение шести месяцев. Отношения ремесленников и заказчиков в «Законах» регулируются следующим образом: ремесленникам «не пристало допускать обман в своем труде. Если же кто из ремесленников злостно не выполнит в указанный срок своего заказа стоимость изделий, он должен заплатить обманутому им заказчику и снова выполнить в указанный срок заказ, но даром.
В России первые упоминания об исследовании товаров появились при Иване Грозном, в частности, в Новоторговом уставе имеются соответствующие указания3.Вопросы исследования механических повреждений на теле рассматривались еще в трудах Гиппократа. В России же судебная экспертиза получила свое официальное закрепление в 1716 года, когда, согласно Воинскому уставу Петра I в случае смерти человека из-за нанесённых побоев было необходимо «лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали, и подлинно разыскали, что какая причина к смерти его была, и о том имеют свидетельство в суде на письме подать, и оное присягою своею подтвердить»4.
В царской России понятие экспертиза появилось только в начале 20 века, хотя для государственных, в том числе судебных целей. Историки отмечают, что специальные исследования сведущие лица для официальных целей проводили в области медицины, а также они исследовали документы на предмет подлога.
Известнейшими работами представителей научно-правовой мысли обозначенного дореволюционного периода, оказавших особое влияние на становление российского законодательства о защите прав потребителей, являются «Русский рубль ХVI-XVIII вв. И его отношение к нынешнему» В. О. Ключевского5. Дореволюционный этап становления российского законодательства о защите прав потребителей отличается комплексностью разработанных правовых норм, наличием обширно используемого на тот момент юридического материала, структурностью и конкретностью правовых норм, регламентировавших правоотношения продавца и покупателя.
Следующим этапом развития российского законодательства стал советский период. Историко-правовой интерес являет собой труд Ю. А. Иванова и Г. И. Скаредова, именуемый «Интересы покупателя и заказчика — под охрану закона», раскрывающий основные причины совершения преступлений в рассматриваемой нами сфере правоотношений, условия, способствующие их совершению, а также правовые последствия в форме наступления юридической ответственности за совершенные противоправные деяния. Вехой в истории практики применения советского законодательства о защите прав потребителей является фундаментальный комплекс трудов таких юристов, как А. Ю. Кабалкиной, В. А. Язевой, Я. А. Куника. Изучая данные научные работы можно сделать выводы об общем состоянии законодательной базы о защите прав потребителя и практики применения правовых норм, регулировавших обозначенные правоотношения.
До восьмидесятых годов прошлого столетия отношения в сфере защиты прав потребителей регулировались в основном нормами гражданского законодательства. Как пример, можно выделить ст. 246 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, именуемую как «Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», а также ст. 364 Гражданского кодекса РСФСР, именуемой «Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком». Правовые отношения продавца и покупателя регламентировались множеством подзаконных нормативных актов, а также различными ведомственными и межведомственными инструкциями и правилами, которые зачастую ставили продавца в привилегированное положение, вместе с тем, отказывая потребителю в защите его прав, или же создавая крайне невыгодные для потребителя условия, причем, в одностороннем порядке. В 1988 год был принят Закона «О качестве продукции и защите прав потребителей», что в свою очередь явилось попыткой советского законодателя разработать и применить специальное законодательство о защите прав потребителей. Однако справедливо было бы обозначить тот факт, что указанный нормативно-правовой акт большей степени регламентировал правовые вопросы, связанные с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, в то время как вопросы защиты прав потребителей освещал лишь один раздел. В 1991 года был принят еще один нормативно-правовой акт, регламентирующий отношения в обозначенной сфере, а именно, Закон СССР «О защите прав потребителей». Он был весьма революционным для тех времен по содержанию прав и свобод потребителей, однако по причине сложной политической обстановки в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие. Можно сделать вывод о наличии такой отличительной черты советского периода становления законодательства о защите прав потребителей, как идеологическая направленность работ, посвященных данной проблематике, а также логичность изложения правового материала в соответствии с марксистко-ленинским учением.
По данным Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации экспертиза официально оформилась в 1922 года, в частности в Москве была создана Российско-Восточная палата. В ее Уставе указано, что палата «организует экспертные комиссии для дачи заключений относительно качества, количества или происхождения товаров»6. В 1923 года было принято решение придать Северо–Западной торговой палате статус Всесоюзной организации и на её базе создать первое бюро товарных экспертиз.
В 1964 года на основе отдела товарных экспертиз было создано Управление товарных экспертиз. В состав Управления вошли три бюро товарных экспертиз: продовольственное, промышленное, оборудование. При Управлении товарных экспертиз была создана Центральная арбитражная лаборатория. Центральная арбитражная лаборатория имела три отделения: пищевое, текстильное, химическое7.
Таким образом, параллельно развивались экспертиза для целей судопроизводства и торговых целей. После того, как торогово-промышленная палата стала общественной организацией, экспертиза товаров стала коммерческой. Официальная история экспертизы товаров в таможенном деле началась 1895 года, когда в Департаменте таможенных сборов было образовано Тарифное отделение с технической лабораторией, штат которой состоял из 12 единиц сотрудников со специальным образованием7.
При советской власти таможенные лаборатории были закрыты и появились только в 1990 года до 2002 года таможенные лаборатории выполняли экспертизы товаров для таможенных органов и оказывали исследовательские услуги в таможенных целях8.
Особенностью экспертизы в таможенном праве России является то, что экспертизу товаров можно назначать до возбуждения дела в рамках таможенного контроля. Кроме того в Таможенном кодексе России впервые было предусмотрена исследовательская процедура, в соответствии с которой можно было назначить и провести исследование пробы (образца) товара для таможенных органов. Таким образом, начиная с 1990 года появился и развивался особый класс ведомственной (досудебной) экспертизы таможенной экспертизы. Сейчас в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении проводится примерно сорок тысяч экспертиз в год, в рамках которых исследуются до полутора миллионов объектов.
Самым ранним документом, в котором упоминается независимая экспертиза, является Распоряжение Правительства от 12 ноября 1991 года № 49 «Об утверждении положения и состава экспертного совета при председателе правительства РСФСР»9. Экспертный совет является совещательным органом при Председателе Правительства РСФСР для разработки механизма реализации целевых программ, концепций, приоритетных направлений, а также независимой экспертизы в области промышленности, технологий, информатики, ресурсов, экологии, конверсии оборонных отраслей промышленности, защиты информации, фундаментальных и прикладных исследований, финансовой, экономической, социальной, правовой и аграрной политики. Таким образом, для придания значимости совещательному органу чиновников он был назван экспертным, и мог привлекать внешних ученых по отношению к целевым программам для их анализов, которые для солидности назвали независимыми экспертизами. При этом не было установлено, что понимается под экспертизой и, от чего она независима.
Третий этап развития законодательства о защите прав потребителей ознаменовался глобальными изменениями, произошедшими в политической, экономической, и, как следствие, правовой сферах нашей страны, положившими начало процесса перехода к рыночным отношениям. В этот период сменявшейся эпохи, в мире юриспруденции также происходил переход к принципиально новой модели законодательства, имеющего вектором направления индивидуальные ценности личности, гарантирующего защиту гражданских прав и свобод отдельного человека.
Основой современного законодательства в период новой истории является Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»10 далее Закон «О защите прав потребителей»). Вышеназванный закон стал играть огромную роль в процессе развития и становления экономики и права в новой России. Принятие этого закона ознаменовало принятие решения российского законодателя о следовании новаторскому курсу развития российского законодательства в сфере защиты прав потребителя. Главной новеллой стала возможность граждан защищать свои права и законные интересы в соответствии с действующими нормами права, регламентирующими определенную сферу правоотношений. Спустя некоторое время после принятия вышеназванного закона, был внесен ряд поправок в ранее принятый Указ президента «О свободе торговли», обязавший продавца к выплате платежей и сборов за осуществление торговой деятельности, а главное — установивший юридическую ответственность за ненадлежащее качество реализуемых товаров и услуг. В процессе совершенствования техники написания и применения правовых норм, в скором времени в новой России сложилась своя система защиты прав потребителей, с присущими ей особенностями национального права. Считается, что российский закон «О защите прав потребителя» является одним из наиболее суровых в Европе, так как он жестко регламентировал правоотношения в своей сфере. И это несмотря на то, что российский законодатель упразднил уголовную ответственность за преступные деяния в сфере защиты прав потребителей. Нормативным базисом в вопросах регулирования вышеуказанных правоотношений выступает гражданское законодательство, а именно, специальные нормы, регламентирующие отношения в сфере защиты потребителей. Также определенный сегмент данных правоотношений регламентируется нормами административного права. Помимо регулирования правоотношений гражданско-правовыми, административными нормами права, нормами закона «О защите прав потребителей», существует целый пласт разнообразных подзаконных. В вопросах государственной политики был взят курс на создание слаженной и действенной системы контролирующих государственных органов, которые, в свою очередь, смогли бы обеспечить реализацию прав потребителей. Говоря о становлении и развитии российского законодательства о защите прав потребителей нельзя не упомянуть историю создания и последующей деятельности контролирующих государственных органов, в свою очередь, определяющих роль государства и отражающих исторические особенности формирования законодательства рассматриваемой нами сферы. Целью деятельности контролирующих органов по защите прав потребителей было создание оптимальных условий для устранения нарушений на потребительском рынке, реализации рыночных отношений в сфере обращения товаров и услуг, а также гарантированности защиты прав и законных интересов потребительской группы. В виду координированной и слаженной деятельности государственных органов к началу 2000 в РФ сложилась организованная система государственных органов, имеющих своей целью защиту потребителей, соответствующая реалиям существующей рыночной экономики и руководствующихся нормами права. Однако, несмотря на это, количество правонарушений в потребительской сфере не сокращалось, функции контролирующих органов дублировались, а результативность их деятельности нельзя было оценивать без критики. Все это привело к логичному реформированию системы и в соответствии с Указом президента N 314 от 09 марта 2004 года, была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, именуемая «Российский Потребительский Надзор» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ей были переданы функции контроля и надзора, а именно в области санитарно-эпидемиологического надзора-вместо упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в области надзора на потребительском рынке были делегированы функции Министерства экономического развития и торговли РФ, в области защиты прав потребителей-упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Также необходимо упомянуть о трансформации Госстандарта РФ в Федеральное агентство, в полномочия которого контрольно-надзорные функции не входят. Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы. Имея целью дальнейшее совершенствование законодательства о защите прав потребителей, законодатель должен учитывать особенности предпосылок принятия тех или иных нормативно-правовых актов, их правовую природу, а также практику применения. Все это послужит подспорьем при выявлении единой и упорядоченной стратегии улучшения правовой ситуации в сфере защиты прав потребителей, в силу того, что именно грамотный выбор стратегии, в купе с историко-правовым опытом, детерминирует эффективность, результативность защиты прав и законных интересов потребителей.
1.2.Понятие экспертизы по делам о защите прав потребителей
Под защитой прав потребителей принято понимать комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности изготовителем, исполнителем, продавцом. Данные меры включают в себя установление прав потребителей, вариантов их нарушений, механизмов защиты, а также наступления ответственности за нарушение прав потребителей. Закон о защите потребителей - это важным виток развития правового российского государства. С каждым днем число потребителей растет, ежедневно потребитель приобретает товары для личных нужд и соответственно является участником правовых отношений, в которых он может стать жертвой недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей.
За защитой своих прав потребитель чаще всего обращается к одному из самых часто применяемых российских законов, а именно Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров, надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, защита прав потребителей возврат товара11.
Защита прав потребителей может осуществляться в различных форма, таких например, как взыскание убытков, взыскание неустоек и иных штрафных санкций, принуждение к исполнению обязательств в натуре, привлечение к административной ответственности. В законе закреплено право на судебную защиту потребителя при нарушении его прав продавцом, изготовителем, исполнителем. Такая защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», при покупке товара ненадлежащего качества потребитель, вправе предъявить продавцу следующие требования:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены.
В случае если в товаре или услуге выявлен какой-либо недостаток, то в большинстве случаев потребитель или продавец (изготовитель) не смогут самостоятельно определить причину возникновения выявленного недостатка. Однако от решения этого вопроса будет принципиально зависеть, подлежит ли удовлетворению требование потребителя. В таком случае, если между продавцом и покупателем возникает спор о причинах появления недостатка товара, продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу, которая является одним из способов государственной защиты прав потребителей.
Экспертиза - это исследовательская деятельность, осуществляемая компетентным лицом (или группой лиц), для ответа на чётко поставленные другим лицом (юридическим или физическим) вопросы, в условиях неопределенности или конфликтов и оформленное в виде заключения эксперта12.. Исследовательская деятельность подразумевает выбор экспертом методов исследования с целью получения ответов на заданные вопросы с оптимальной достоверностью.
Суть любой экспертизы заключается в получении определенной информации об исследуемом объекте и в анализе данной информации. Те же самые действия и с теми же самыми целями производятся в отношении товара при проверке. Отличие проверки от экспертизы заключается в формальных требованиях к проведению последней. Проведение экспертизы требует участия эксперта и составления экспертного заключения, а проверка проводится обычным работником, имеющим минимальные познания в предмете проверки, и особых требований в оформлении результатов проверки нет13. Поэтому экспертизу, проводимую продавцом по собственной инициативе, можно считать частью проверки, проводимой в соответствии с требованиями Закона "О защите прав потребителей". Одним из наиболее важных направлений таких исследований является анализ процесса доказывания и состава доказательств – неотъемлемого элемента точного установления судом фактических обстоятельств, имевших место до возбуждения дела в суде
Как показывает судебная практика, одним из наиболее распространенных видов доказательств по гражданским делам, связанным с защитой прав потребителей, является заключение эксперта. Заключения эксперта регулярно используются также при внесудебном разрешении споров потребителей и хозяйствующих субъектов.
Суд возбуждает гражданское дело по заявлению граждан либо по заявлению той организации, куда они обратились за защитой своих прав. Любой гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Фактически при осуществлении всех видов судопроизводства, предусмотренных Конституцией РФ, возникает необходимость в рассмотрении различных вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, то есть требует, назначения экспертизы. Судебная экспертиза - один из институтов доказательственного права, через которого можно проследить многие закономерности современного развития гражданского процессуального права в целом.
Основная цель гражданского процесса защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. От использования экспертизы во многом зависит исход процесса. На сегодняшний день закон позволяет использовать экспертизу практически при решении любых гражданских дел. Любая экспертиза по определению - это применение специальных профессиональных знаний, которые прошли апробацию опытом.
Можно привести множество различных определений понятия судебная экспертиза, но вся суть сводится к одному, судебная экспертиза, одна из разновидностей экспертизы, обладающая особыми признаками, описанными в процессуальном законе, назначаемая определением суда при наличии общего или специального оснований, проводимое сведущим лицом - экспертом, в определенной процессуальной форме для получения судебного доказательства по делу. Термин «судебная экспертиза» означает не любая экспертиза, а лишь только та, которая используется в судебном процессе14. Для неё характерна достаточно жесткая процессуальная форма. Процессуальная же форма есть совокупность норм процессуального права, регулирующая порядок осуществления правосудия, порядок совершения процессуальных действий каждым из субъектов в строго определенной последовательности.
Содержанием процессуальных действий выступают конкретные действия субъектов процесса. Вне правовой оболочки судебная экспертиза не существует. Вне процессуальной формы нельзя получить заключение эксперта как судебное доказательство. При нарушении процессуальной нормы при назначении экспертизы, производства экспертизы, заключении экспертизы никакого доказательственного значения она не будет иметь. Но это не означает, что любая другая экспертиза не имеет формы и установленных требований к способам проведения, экспертному заключению.
Любая экспертиза имеет определенный регламент, который фиксируется в инструкциях, методических указаниях, рекомендациях по их производству. Но такая экспертиза отличается от процессуальной, которая назначается по определению суда.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Понятие экспертизы, проводимой при возникновении споров по качеству товаров, законом не определено, не определен порядок ее проведения, не указаны лица, могущие выступать в роли эксперта. Экспертизу, проводимую продавцом или изготовителем в рамках исполнения обязанностей, налагаемых на него комментируемой нормой, следует отличать от экспертизы, проводимой в рамках судебного процесса, проведение последней экспертизы регулируется процессуальными нормами, а для первой существуют только минимальные правила, содержащиеся в комментируемой норме. Поэтому по сути дела в роли эксперта может выступать любое лицо, имеющее познания, необходимые для установления фактов, определяющих наличие недостатка товара и причины его возникновения.
Экспертиза товара проводится после проведения проверки и для проверки выводов, сделанных в ее ходе, касающихся причин возникновения недостатка товара, но не факта наличия самого недостатка. Это следует из правила, установленного комментируемой нормой, устанавливающего обязанность продавца или изготовителя (уполномоченным лицом) провести экспертизу именно в случае возникновения спора относительно причин возникновения недостатка. В случае если проверка не выявит недостатка товара, для проведения экспертизы нет оснований, поскольку нет и спора о причине возникновения этого не выявленного недостатка.
Нарушение права потребителя на участие в проведении экспертизы, так же как и в случае с участием в проведении проверки, не имеет существенных правовых последствий, но может повлиять на процесс доказывания тех или иных обстоятельств, связанных с причинами возникновения недостатка.
В случае если по результатам проведения экспертизы будет установлено, что ответственность за возникновение недостатка лежит на потребителе, у последнего возникает право обжаловать эти результаты в суде. Именно обжалование результатов экспертизы должно быть предметом судебного разбирательства по иску потребителя, требующего удовлетворения требований, предусмотренных комментируемой статьей Закона. Исключение составляет случай, когда при проведении проверки недостаток не был выявлен и экспертиза не проводилась.
Нередки ситуации, когда потребитель либо не передает товар для проведения проверки или для проведения экспертизы лицу, к которому им предъявлено требование, предусмотренное комментируемой статьей, а самостоятельно проводит экспертизу, целью которой является выяснение причин возникновения недостатков, либо проводит такую экспертизу самостоятельно. Впоследствии заключения по таким экспертизам прилагаются к исковым заявлениям, содержащим требования как обязать продавца или изготовителя удовлетворить основные требования истца, предусмотренные нормами Закона, так и компенсировать расходы на проведение потребителем экспертизы, как убытки, понесенные ими в связи с отказом в удовлетворении их законных требований.
В ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» закреплено право на судебную защиту потребителя при нарушении его прав продавцом, изготовителем, исполнителем. Такая защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, заключение эксперта как самостоятельный вид судебного доказательства может быть результатом только судебной экспертизы. Любое иное экспертное заключение, полученное вне процесса, не может использоваться в качестве судебного доказывания.
При рассмотрении такого понятия, как экспертиза, необходимо выяснить значение терминов «специальные знания» и «специальное исследование». «Специальные» означает, что эксперт применяет свои профессиональные знания, и такие которые не являются общераспространенными, общеизвестными. Эти знания полученные человеком в повседневном опыте в определенной отрасли знания, за исключением правовых знаний. Судья сам обладает специальными правовыми знаниями. Эти специальные знания должны быть подкреплены специальными исследованиями.
Исследования должны быть такими фактическими данными, которые суду до этого не были известны и которые иным путем установить нельзя. Исследования состоят из нескольких этапов:
- Определение экспертной задачи;
- Выбор методики исследования объекта;
- Получение экспертного вывода.
Экспертное исследование имеет свой объект, предмет и методику проведения объектом судебной экспертизы является источником информации для эксперта.
Объектами экспертизы могут быть материальные предметы, живые организмы. Предметом судебной экспертизы могут быть факты или же фактические данные. Под методом понимают специальные способы применяемые для исследования объекта экспертизы. В их систему могут включаться логический, инструментальные, технические и иные вспомогательные и специализированные методики.
Термин «судебная экспертиза» означает не любая экспертиза, а лишь только та, которая используется в судебном процессе. Для неё характерна достаточно жесткая процессуальная форма. Процессуальная форма есть совокупность норм процессуального права, регулирующая порядок осуществления правосудия, порядок совершения процессуальных действий каждым из субъектов в строго определенной последовательности15. Заключение эксперта является результатом специально проверенного исследования фактических обстоятельств дела. Гарантии фактов, отраженных в нем, достаточно высоки. Предостерегая суд от подобного рода взглядов на оценку заключения эксперта, закон подчеркивает, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении по делу или в определении.
После рассмотрения результатов экспертизы суд может признать заключение как полным и обоснованным и положить его в основание решения суда, а также недостаточно ясным или неполным и назначить дополнительную экспертизу, или же вызывающим сомнения в его правильности и назначить повторную экспертизу.
Суд может не согласиться с выводами эксперта и, не назначая повторной экспертизы, решить дело на основании других доказательств.
Итак, судебную экспертизу определяют, как исследование, проводимое экспертом на основе специальных познаний, как институт доказательственного права.
В гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации в ст. 79 регламентирует вопросы назначения экспертизы. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Экспертиза есть исследование представленных судом объектов, проводимое экспертами на базе специальных познаний и на основе с целью извлечения сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, совершаемое в определенном процессуальном порядке и с соблюдением установленных в процессуальном законе правил.
Виды экспертиз, применяемых в гражданском процессе так же многообразны и многочисленны, как отрасли специальных знаний. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие заданию, полноту, научную обоснованность содержащихся в нем выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать для допроса эксперта. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Назначение повторной экспертизы должно быть мотивировано. Суду следует указать в определении, какие выводы первичной экспертизы вызывают сомнение, сослаться на обстоятельства дела, которые не согласуются с выводами эксперта.
В настоящее время в судах появилось огромное количество дел о нарушении прав потребителей, связанных с продажей им товаров или оказания услуг ненадлежащего качества. В большинстве случаев, для установления истины суду требуется проведение экспертизы. В последние годы спрос на экспертизу и на консультации по качеству значительно возрос. Этот факт говорит не только о возросшей грамотности потребителей, о желании и умении покупателей отстаивать свои права, но также заставляет задуматься о способах защиты прав потребителей, именно поэтому тема исследования является актуальной.
Статья 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает судебную защиту прав потребителей. В соответствии с этой статьей любой человек по искам, связанным с нарушением его прав, освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, для удобства потребителей этой же статьей предусмотрено, что иск о защите прав потребителей может быть предъявлен в суд по выбору истца:
- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
Таким образом потребителю предоставлено право выбирать, в какой суд обратиться для рассмотрения возникшего спора. Однако прежде чем обращаться в суд, необходимо определиться, в чьей подсудности будет находиться дело — у мирового или федерального судьи. Это напрямую зависит от величины иска, т.е. размера требований в денежном эквиваленте. В соответствии со ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления.
В ходе судебного заседания по делам о защите прав потребителей, если спор связан тем или иным образом с вопросом о качестве товара, суд в обязательном порядке поставит вопрос о необходимости проведения судебной экспертизы качества товара. В соответствии со сложившейся судебной практикой и действующим законодательством независимо от того, по чьей инициативе (истца, суда или ответчика) ставится вопрос о необходимости проведения судебной экспертизы, расходы на ее проведение будут возложены на ответчика. Единственным исключением является ситуация, если на товар не был установлен гарантийный срок или иск подан без предварительной до этого подачи претензии по окончании гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня продажи товара. В этом случае обязанность доказывать вопросы, связанные с качеством, возлагается на потребителя.
Истец вправе ходатайствовать перед судом о проведении судебной экспертизы в его присутствии. Такое же ходатайство может быть представлено и ответчиком. В случае удовлетворения ходатайства суд должен указать в определении о назначении экспертизы, что она должна быть проведена в присутствии сторон. При уклонении стороны от участия в экспертизе, отказа в предоставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно. Суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое значение она имеет для данной стороны, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. Таким образом, если экспертиза уже назначена, то противодействовать ее проведению не имеет смысла.
По окончании проведения экспертизы судебный эксперт представляет в суд заключение судебной экспертизы. Истец вправе ознакомиться с указанным документом, а также сделать из него выписки, снять копии. При ознакомлении с заключением эксперта, даже если оно в целом содержит выводы в пользу ответчика, нужно иметь в виду, что выводы эксперта косвенно могут быть использованы для укрепления позиции истца, например, истец сможет их опровергнуть другими доказательствами.
При возникновении неясностей истец вправе ходатайствовать о вызове эксперта на судебное заседание для того, чтобы задать ему вопросы. В этом случае первым задает вопросы то лицо, по заявлению которого назначена экспертиза, его представитель, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в деле, их представители. В случае если экспертиза назначена по инициативе суда, первым задает вопросы эксперту истец, его представитель. Судьи вправе задавать вопросы эксперту в любой момент его допроса. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем — ответчик, его представитель. После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю. После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где объявляется решение суда. Затем всем присутствующим в зале разъясняется содержание решения суда, порядок и срок его обжалования. Как правило, в совещательной комнате принимается только резолютивная часть решения, таким образом, принимается решение в иске отказать полностью или в части, или удовлетворить иск полностью.
Если первой судебной инстанцией было вынесено судебное решение в пользу ответчика, то истец вправе обжаловать его. Прежде всего истцу необходимо получить указанное решение. Как правило, при вынесении решения судья обозначает день, в который стороны могут получить текст решения. Иногда суды высылают текст такого решения по почте, а в случае вынесения заочного решения делают это в обязательном порядке. Для получения решения в суде необходимо вручить секретарю судебного заседания или судье заявление с просьбой о предоставлении копии решения. После чего истец получает копию решения, заверенную подписью и печатью суда. В случае если решение получено по почте, нужно проверить наличие указанной отметки о заверении и сохранить конверт, в котором получено письмо, так как на нем имеется почтовый штемпель, подтверждающий дату получения письма. Дальнейший порядок обжалования вынесенного решения будет зависеть от того, кем было вынесено указанное решение. Если решение было вынесено мировым судьей, то обжаловать такое решение можно в апелляционном порядке. Если первой инстанцией был федеральный суд, то порядок обжалования будет кассационным
1.3. Зарубежный опыт развития и становления института защиты прав потребителей
Отдельные элементы истории права, служащих фундаментом, для законодательства в области защиты прав потребителей возникло совсем не давно. В основе лежит проблема взаимоотношений между покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем, которая с давних пор волновала не только юристов, но и философов.
Для того чтобы выявить наиболее ранние нормы, касающиеся защиты прав потребителей, необходимо обратиться к одному из наиболее древних договоров – договору купли-продажи, который регулировал от ношения между потребителем (покупателем) и продавцом. История правового регулирования договора купли-продажи насчитывает около четырёх тысяч лет, однако следует отметить, что в памятниках права зарубежных стран наряду с договором купли-продажи предусматривается ответственность за ненадлежащее выполнение работ16.
В настоящее время огромное количество товаров производится за рубежом, именно поэтому остро встаёт проблема о не согласованности в отношениях с участием иностранных производителей и продавцов и отечественных потребителей. Их регулирование не вызывает проблем только в случае, когда зарубежные государства имеют законодательство о защите прав потребите лей, сходное с законом о защите прав потребителей в Российской Федерации. Но когда в законодательных актах нет специальных гарантий прав потребителей это проблема встает весьма остро. Например, в рамках СНГ в Таджикистане и Узбекистане нет специального законодательства о защите прав потребителей17.
На практике работе потребительских организаций возникают проблемы пересечения норм законодательств. Именно поэтому возникает необходимость проведения сравнительного анализа некоторых положений потребительского законодательства стран СНГ. Разберем такие нормы на примере следующих стран:
- Белоруссия - Закон принят 19 ноября 1993 г.
- Грузия - Закон принят 20 марта 1996 г.
- Казахстан - Закон принят 5 июня 1991 г.
- Молдова - Закон принят 25 мая 1993 г.
- Украина - Закон принят 12 мая 1991 г.
Абсолютно все страны признают, что потребителем является гражданин (физическое лицо). Потребителем, по законам этих государств, гражданин является лишь в том случае, если он приобретает товары «...для личных, бытовых или семейных нужд» (Беларусь), «...для личных нужд» (Грузия), «...для личного потребления и использования в частном хозяйстве» (Казахстан), «...для собственных бытовых нужд» (Украина). Для устранения возникающих в связи с этим разногласий необходимо, чтобы появилось четкое определение понятия «личные нужды». Что касается непосредственно прав потребителей, то в законах разных государств их перечень достаточно разнообразен. Но практически все государства закрепляют пять основных прав потребителей на:
- безопасность;
- информацию;
- возмещение вреда, причинённого некачественными товарами;
- государственную защиту интересов потребителей;
- объединение в общественные организации.
Право на безопасность в рассматриваемых законах гарантируется одинаково. Все товары должны обязательно соответствовать требованиям государственных стандартов, для чего они должны проходить обязательную сертификацию. Такое требование не содержится лишь в законе Грузии. Потребителям должна быть предоставлена информация о сроке службы (годности) и о правилах хранения и безопасного использования товаров. Закон Беларуси устанавливает обязательное письменное извещение потребителя об установленных правилах.
Рассматривая право на информацию, то здесь тоже не наблюдается особых расхождений – потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товарах, в доступной форме и объёме, позволяющих сделать компетентный выбор.
Право на возмещение вреда закреплено в законах всех государств. Оно заключается в том, что вред, причинённый имуществу или здоровью гражданина при приобретении или использовании товаров, должен быть возмещён в полном объеме.
Право на обращение в суд предусматривается во всех рассматриваемых законах. Но лишь в Беларуси, России и Украине гарантией доступности правосудия выступает освобождение потребителей от государственной пошлины. Ещё одной составляющей права на возмещение вреда является возможность компенсации морального вреда. Такая возможность предоставлена законами всех стран СНГ, за исключением Грузии18. Закон Украины прямо не говорит о вине продавца (изготовителя) в причинении вреда, но косвенно эту вину предусматривает. Закон Молдовы вообще не содержит никакого упоминания о вине как основании для возмещения морального вреда. Размер возмещения, как и в других государствах, устанавливает суд. Однако при обнаружении недостатков в проданном товаре потребитель может вместе (вместо) с требованием об устранении недостатков (замене товара, расторжении договора) предъявить самостоятельные требования о компенсации морального вреда. Все рассматриваемые законы предусматривают одинаковые права в случае обнаружения потребителями недостатков в проданных вещах. Однако сроки, способы реализации и последствия нарушения этих прав различаются. Так, закон Беларуси предусматривает, что потребитель вправе обратиться с претензиями к продавцу в течение гарантийного срока, а если он не установлен, то в течение 12 месяцев с момента перехода к потребителю права собственности на товар. Требования потребителя должны быть удовлетворены в течение 14 дней с момента обращения. За каждый день просрочки взимается неустойка в размере 1 % от розничной цены товара на день удовлетворения требований потребителя19.
В целях усиления правовой защиты потребителей в ситуациях, когда они имеют дело с импортными товарами (работами, услугами), целесообразно на законодательном уровне ввести ответственность государства за количество импортного товара, ввозимого по линии государственных закупок, в централизованном порядке прошедшего государственный контроль и сертификацию качества. Другой эффективной мерой исправления положения дел в этой области могла бы стать разработка и принятие, хотя бы в рамках СНГ, модельного закона о защите прав потребителей, который был бы ратифицирован всеми его участниками.
Свою роль здесь ирает так называемая Международная конфедерация обществ потребителей (далее КонфОП). Сегодня она объединяет потребительские организации из 7 стран СНГ: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Туркменистана и Украины. Первоначально, в конце 1989 года, в СССР была создана организация, объединившая первые общества потребителей из разных городов и республик. Тогда она именовалась ФОП СССР – Федерация обществ потребителей СССР. С 1991 года, когда республики СССР превратились в страны СНГ, федерация получила статус международной и стала конфедерацией. Ею в 1992 года был учреждён журнал «Спрос» – Журнал без рекламы20.
1 Словарь иностранных слов / Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. М., 2003. С. 365.
2 Платон. Законы собр соч.: В 4 т. Пер с древнегреч. /Общ ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт статьи в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. С. 71.
3 Памятники русского права, М. /Общ ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. 1953, т. 7 С 196
4 Военной устав с Артикулом военным, при котором приложены толкования, также с кратким содержанием процессов, экзерцициею, церемониями, и должностьми полковых чинов. Вторым тиснением напечатан в Санктпетербурге. При Императорской Академии Наук 1748 года. - 2011. - N 3 (23). - С. 12-19
5 Нестеров А.В. История экспертизы и экспертика / А.Н. нестеров / / Теория и практика судебной экспертизы. - 2011. - N 3 (23). - С. 12-19.
6 Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 3. М., 2004. С. 93.
7 Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. – М., 1960. – С. 176.
8 Вавилин Е.В. Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав // Гражданское право. 2015. N 1. С. 96
9 Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. – М., 1960. – С. 299.
10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"// СПС «Гарант».
11 Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. Т. 1. С. 289.
12 Чечеткина Н.М., Путилина Т. И. Экспертиза товаров: учебник / Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина - М.: Издательство Приор», 2000. - 272 с.
13 Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав / Российская академия наук, Институт государства и права. М., 2009. 96 с.
14 Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров: учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-252 с.
15 Гамидуллаев С.Н. Товароведение и экспертиза в таможенном деле учебник: в 4 т. . Т.2. Непродовольственные товары / С. Н. Гамидуллаев, [и др.] . - СПб. : Троицкий мост , 2010. - 400 с
16 Иванова Т.М. История становления и развития института првав за рубежом / Т.М. Иванова // Вестник АГТУ - 2005. - № 5. - С. 277.
17 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т. 1. Общая часть: Учебник. - М., 2000. – 540 с.
18 Гражданское и торговое право зарубежных стран / Под общ. ред. В.В. Безбаха, В.К. Путинского. М., 2014. С. 152
19 Иванова Т.М. История становления и развития института првав за рубежом / Т.М. Иванова // Вестник АГТУ - 2005. - № 5. - С. 277.
20 Спрос: Журнал без рекламы. – 1999. – № 7–8. – С. 4–5.