Стратегические ориентиры развития торгового предприятия

Дипломная работа по предмету «Экономика»
Информация о работе
  • Тема: Стратегические ориентиры развития торгового предприятия
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Экономика
  • Количество страниц: 26
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-27 04:33:22
  • Размер файла: 49.84 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Стратегические направления развития предприятия розничной торговли


Торговля – комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в торговой сфере.

Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели планируется достигнуть путем реализации инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, как он представлен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В рамках данной концепции разработана Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2012 – 2015 годы и период до 2020 года.

Основная  цель Стратегии – максимальное полное  удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям  инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и способствующей модернизации экономики Российской Федерации в целом.

Реализация стратегии осуществляется в три этапа:

- 1 этап - развитие институциональной базы (1 апреля 2012 г. – 31 декабря 2012 г.);

- 2 этап - ускоренный рост (1 января 2013 г. – 31 декабря 2014 г.);

- 3 этап - дальнейшее развитие (1 января 2014 г. – 31 декабря 2019 г.).

В целом, по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Стратегией, вне зависимости от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самой отрасли торговли, так и в сопряженных отраслях.

Планируется, что размер современных продовольственных торговых площадей увеличится с 139 кв.м. на 1000 жителей в 2015 г. до 215 – 281 кв. м на тыс. жителей к 2020 году. Доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 55% в 2015 г. до 60-70% к 2020 г. Рост торговых предприятий, увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции. Потребитель получит возможность выбора из  более широкого ассортимента товаров, что приведет к росту оборота как внутренней торговли. Оборот оптовой и розничной  торговли увеличится с 84,2 трлн. руб. в 2015 г. до 118,8 – 132,7 трлн. руб. к 2020 г.

Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней Российской.

Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли  достигнет 55-65 % к 2020 г. против 35 % в 2015 г. Рост доли сетевой торговли, современных форматов торговли позволит реализовать мультипликативный эффект по налоговым отчислениям, заключающийся в существенном увеличении прозрачности сектора. Ожидается существенный рост поступлений налоговых платежей в экономику Российской Федерации. Так, совокупный вклад внутренней  торговли в ВВП страны составит около 21% к 2020 г.

Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.

Исходя из целей стратегии, анализа проблем, возможностей и угроз, стоящих перед внутренней торговлей сформулированы 8 ключевых задач:

  • Повышение эффективности регулирования сектора торговли.
  • Развитие инфраструктуры торговли.
  • Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
  • Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки.
  • Обеспечение условий для развития конкуренции.
  • Поддержка развития малого и среднего бизнеса.
  • Стимулирование развития дистанционной торговли.
  • Совершенствование традиционных форматов торговли

Каждой из этих задач соответствует свой набор механизмов и инструментов реализации.

1. Повышение эффективности регулирования торговой отрасли.

Законодательство и административные процедуры, регулирующие различные аспекты торговой деятельности в России, характеризуется рядом проблемных областей.

Для их решения необходимо систематизировать и актуализовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность торговых организаций, с целью обеспечения единых правил правового регулирования торговой деятельности. На федеральном уровне необходимо:

а) провести систематизацию существующей нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области торговой деятельности, в том числе:

- осуществить  инвентаризацию нормативных правовых актов;

- внести необходимые изменения в нормативные правовые акты в тех их частях, которые не соответствуют современному уровню развития торговой отрасли;

- исключить двойственное толкование отдельных положений нормативных правовых актов, сделать понятийный аппарат максимально четким и однозначным;

б) исключить избыточное правовое регулирование в области торговой деятельности, использовать рыночные механизмы ценового регулирования;

в) разграничить полномочия между региональными и федеральными органами государственной власти по регулированию торговой деятельности.

2. Развитие инфраструктуры торговли.

К числу основных проблем развития базовой инфраструктуры относятся недостаточное количество свободных площадей для размещения торговых объектов в крупных городах; ограниченные возможности по подключению к сетям коммунального хозяйства; слабое развитие дорожной инфраструктуры; недостаточный объем складских помещений и т.п.

Серьезным ограничителем является отсутствие документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, предусматривающих достаточный уровень обеспечения населения торговыми площадями, а также достаточный уровень обеспеченности экономики транспортно-логистической и коммунальной инфраструктурой. Протекционистские меры, предпринимаемые в отдельных регионах, направленные на защиту локальных игроков, также оказывают негативное влияние на развитие торговой инфраструктуры. Недостаточное развитие долгосрочного прогнозирования региональной и муниципальной экономики ограничивают возможности по опережающему развитию объектов коммунального хозяйства, что в свою очередь приводит к недостаточности генерирующих и распределительных мощностей. Таким образом, меры государственной политики в области развития торговли должны быть ориентированы на увеличение доступности площадей и земельных участков для развития торговых и логистических организаций, опережающее наращивание коммунальных генерирующих и распределительных мощностей, развитие сферы телекоммуникаций и электронных платежей. Анализ международного и отечественного опыта в области развития инфраструктуры предполагает использование трех основных групп инструментов: строительство инфраструктурных объектов за счет государства; использование механизмов государственно-частного партнерства; предоставление различных льгот, а также создание необходимых административных условий с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.  

3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.

В мировой практике существует множество инструментов развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах, основными из которых являются предоставление налоговых льгот и кредитов розничным предприятиям. Наиболее совершенными механизмами развития торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов обладают США. Вследствие наличия большой территории и невысокой плотности населения Правительство страны вынуждено стимулировать розничных игроков открывать магазины в малонаселенных городах и территориях с населением, обладающим невысоким доходом.

Большая часть из перечисленных возможных мер по стимулированию развития розничной торговли в малонаселенных и отдаленных населенных районах, требует от государства финансовых вложений. Учитывая ограниченные финансовые возможности необходимо, прежде всего, использовать инструменты, которые не требуют прямого государственного финансирования, а предполагают только косвенную поддержку развития торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах, а именно:

  • предоставление розничным компаниям земли на льготных условиях или бесплатно;
  • включение в условие тендера на получение доступа для розничной компании на привлекательный рынок обязательства открыть магазин на отдаленной и непривлекательной с экономической точки зрения территории;
  • предоставление льгот по налогу на имущество и другим региональным и местным налогам;
  • передачу части собранного налога на прибыль  организациям розничной торговли.

Для определения оптимального набора инструментов государственного стимулирования развития розничной торговли в малонаселенных и отдаленных территориях необходимо провести классификацию регионов и населенных пунктов по степени  экономической привлекательности для розничных компаний.

Укрупнено можно выделить три типа территорий:

  • привлекательные для бизнеса - хозяйствующие субъекты могут получить достаточный возврат на инвестированный капитал, открывая торговые предприятия на этих территориях;
  • относительно привлекательные – хозяйствующие субъекты могут получать операционную прибыль, но возврат на инвестированный капитал не превышает стоимости капитала для розничных компаний;
  • непривлекательные – в нормальных условиях (без специальных льгот) хозяйствующие субъекты не могут получать операционную прибыль.

К привлекательным регионам можно отнести районы с развитой инфраструктурой, высоким уровнем доходов населения, высокой численностью и плотностью распределения населения на территории населенных пунктов. Регионы такого типа являются привлекательными с экономической точки зрения для розничных игроков, поэтому не рекомендуется проводить дополнительные государственные мероприятия по развитию розничной торговли.

Относительно привлекательные для развития бизнеса территории характеризуются достаточно развитой инфраструктурой, средними или высокими доходами на душу населения, средней или высокой плотностью и численностью населения. Основными дополнительными мероприятиями по развитию торговли на данных территориях могут стать льготное выделение земельных участков, предоставление отдельных налоговых и иных льгот. Требования по обеспеченности таких территорий торговыми площадями должны быть сформулированы в градостроительной документации.

Однако существует ряд территорий, которые так и останутся непривлекательными с экономической точки зрения для частного бизнеса. Для таких территорий необходимо либо организовывать снабжение товарами за счет государства, либо предусмотреть прямые субсидии для частных компаний, осуществляющих бизнес на данных территориях.

Способствовать развитию инфраструктуры торговли на относительно привлекательных и непривлекательных для бизнеса территориях может поддержка кооперации малых сельскохозяйственных производителей и предприятий розничной торговли, находящихся на данных территориях.

Для решения проблем с развитием торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах на основании данных мониторинга обеспеченности торговыми площадями и объектами логистической инфраструктуры, предусмотренного планом мероприятий по реализации Стратегии, в региональные программы развития торговли будет необходимо включать соответствующие меры стимулирования.

Для населенных пунктов, относящихся к категории относительно привлекательных, следует применять один или несколько механизмов:

  • льготное выделение земельных участков;
  • предоставление налоговых и иных льгот;
  • поддержка кооперации малых производителей и торговых предприятий, находящихся на данных территориях.

Для развития торговли в непривлекательных населенных пунктах также следует  использовать налоговые льготы, предоставление земли в безвозмездное пользование и поддержку кооперации. Тем не менее, в Российской Федерации в обозримом будущем останется значительное количество населенных пунктов на территориях которых частному бизнесу создавать объекты торговли будет невыгодно, несмотря ни на какие льготы. Развитие торговли на таких территориях в любом случае будет требовать прямого государственного финансирования. Для доставки товаров в такие населенные пункты необходимо использовать либо государственные программы, либо механизмы сетевого контракта (государственного заказа).

4. Обеспечение условий для развития конкуренции.

Обеспечение конкуренции является одним из ключевых факторов для развития торговли, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям. Антимонопольное законодательство и работа антимонопольных служб должны быть построены  на принципах недопущения несправедливого использования доминирующей позиции на рынке, недопущения практик, препятствующих свободной конкуренции. В этой связи актуальным является вопрос определения рынка и  установления порогового значения доли рынка при определении доминирующего положения участника рынка.

5. Поддержка развития малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в экономическое развитие России, помимо вклада в ВВП малый бизнес имеет важное значение для поддержания стабильной социальной ситуации в стране.

Реализация Стратегии подразумевает существенное увеличение доли сетевой торговли и крупных форматов. Несмотря на то, что эта тенденция, в целом благоприятна для экономики, государства и потребителей, возникает риск чрезмерного сокращения доли малого и среднего бизнеса. Поскольку существование достаточного количества малых и средних предприятий необходимо по целому ряду причин, требуется реализовывать меры по его поддержке.

6. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки.

Проблемы, связанные  с дефицитом топ-менеджмента и сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компании, тогда как решение с дефицитом сотрудников средней квалификации в сфере торговли, требует государственного вмешательства.

Розничные компании реализуют корпоративные образовательные программы, нанимают сторонние компании для проведения корпоративных тренингов с целью повышения квалификации управленческого персонала, привлекают компании, специализирующиеся на наборе персонала. В крупных розничных компаниях широко распространена практика направления топ – менеджмента в российские и международные бизнес – школы  по программам MBA, EMBA.

Задача по снижению дефицита низкоквалифицированных кадров также является непосредственной задачей для малых и средних предпринимателей, и крупных сетевых компаний. Основными инструментами снижения дефицита низкоквалифицированного персонала для компаний малого, среднего бизнеса и крупных сетевых компаний, является повышение мотивации сотрудников. Введение компаниями систем повышения мотивации персонала посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставления возможности карьерного роста в компании снизит текучесть кадров и привлечет в отрасль дополнительный человеческий капитал.

Решению проблемы дефицита персонала средней квалификации помимо проведения корпоративных мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, может способствовать государственная поддержка, а именно создание государственно-частное партнерство между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями.

Необходимо также исправить положения налогового законодательства, снижающие заинтересованность компаний в поддержке образования:

  • предоставить компаниям права учитывать при исчислении налога на прибыль затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников и  финансовые средства, выделяемые образовательным учреждениям;
  • отменить систему двойного налогообложения, при котором средства жертвователей, поступившие в фонды и обложенные подоходным налогом, выдаются в форме грантов вузам и второй раз облагаются подоходным налогом.

7. Стимулирование развития дистанционной торговли.

Основными факторами, влияющими на развитие дистанционной торговли, являются:

  • степень проникновения недорогого и качественного (широкополосного) доступа в Интернет;
  • развитая система почтовой и курьерской доставки;
  • большая территория  страны и невысокая плотность населения;
  • развитие дистанционных технологий;
  • развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей;
  • защищенность прав потребителей при осуществлении покупок через Интернет;
  • рост благосостояния населения.

Оказание влияния на развитие первых двух факторов лежит за пределами данной Стратегии и должно рассматриваться соответствующими министерствами и ведомствами при разработке стратегий по развитию системы коммуникаций в стране.

Значительные расстояния и низкая плотность населения делают мелкие населенные пункты практически неохваченными традиционными форматами торговли. Если в Европе население  приобретает товары по каталогу, потому что это удобно, то в России – потому, что другого способа купить товар в маленьком городе зачастую просто нет. Покупательская способность россиян неуклонно растет, но при отсутствии товаров в магазинах маленьких населенных пунктов подчас единственный способ покупки – заказать по почте.

Совершенствуются технологии сбора и обработки заказов, технологии доставки товаров покупателю и способы приема оплаты. Например, интернет-сайт может содержать каталог, обновляющийся в режиме он-лайн, и покупатель всегда будет знать, что есть на складе, и чего нет. А заказ по электронной почте или SMS ускоряет получение заказа как минимум вдвое. Все это делает дистанционные покупки удобнее и привлекательнее.

Основными факторами, сдерживающими развитие дистанционной торговли являются:

  • несовершенство нормативно-правового регулирования;
  • недостаточное развитие платежных систем;
  • недостаточное развитие логистических услуг и нехватка складских помещений.

Необходимо совершенствование нормативного правового регулирования дистанционной торговли, в том числе путем упрощения процедур формирования баз данных клиентов. Так, федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предписывает всем компаниям, использующим базы данных, получать согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных.

Обеспечение развитой и надежной системы электронных платежей требует совершенствования законодательства, регулирующего электронные платежи, что позволит снизить степень «серости» этого рынка и защитить права потребителей. В настоящее время подавляющее большинство товаров оплачивается на почте наложенным платежом, что замедляет получение денег компанией-продавцом и делает товар дороже из-за комиссии почты. Развитие банковской и платежной инфраструктур могло бы улучшить эту ситуацию.

8. Совершенствование традиционных форматов торговли

Решение вопроса о стимулировании развития традиционных форм торговли должно быть комплексным и осуществляться при поддержке органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в числе основных направлений преобразований в экономике названо создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе, создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики.

В рамках данной Стратегии дополнительную поддержку и развитие получат крупные торговые сети. В этой связи, выбранная ООО «Сахарок» программа развития в полной мере является оправданной и перспективной.

В рамках данной программы предлагается продолжить реализовывать стратегию расширения торговой сети. Предприятию следует придерживаться выбранного направления «магазин у дома», но при этом стараться размещать торговые точки в местах наибольшего скопления (проживания) людей. В этой связи рекомендуется реструктурировать сеть посредством продажи отдельных магазинов, чье месторасположение не соответствует выбранному направлению,  и приобретения или даже строительства новых помещений в густонаселенных местах.



3.2. Направления повышения конкурентоспособности торгового предприятия


Деятельность любого торгового предприятия осуществляется на потребительском рынке. Реализуя различные группы товаров или оказывая те или иные дополнительные услуги населению, торговые предприятия являются активными участниками потребительского рынка.

Текущее наблюдение за состоянием потребительского рынка требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы.

На сегодняшний день в Республике проживает 1238,1 тыс. человек, из них 41,2 % - в сельской местности. Столица республики – город Чебоксары с населением около 484,5 тыс. чел. (около 40 % всего населения). В  республике функционирует свыше 1993 торговых предприятий, оборот которых за 2015 г. составил 42890,6 млн. руб., из которого большую часть обеспечивают предприятия г. Чебоксары. Из общей численности населения в торговле занято 70%.

Таблица 19 - Основные показатели торговли Чувашской Республики за 2013-2015 гг.

Показатели

Годы

Отклонение,

 2015 г. от 2013 г.,

(+,-)

Темп изменения

 2015г. к 2013г., %

2013

2014

2015

  1. Оборот розничной торговли ЧР - всего, млн. руб., в т.ч.:

119867,8

131887,3

139873,4

20005,6

116,7

оборот розничной торговли г. Чебоксары, млн. руб.

28545,2

35575

37339

8793,8

130,8

2. Объем деятельности торговой сети «Сахарок», тыс. руб.

1427932

1553315

2051929

623997

132,1

3. Объем деятельности

 ООО «Сахарок», тыс. руб.

314852

406125

398964

84112

126,7

4. Доля сети в обороте розничной торговли ЧР, %

1,19

1,18

1,47

0,28

-

4. Доля ООО «Сахарок» в обороте розничной торговли г. Чебоксары, %

0,26

0,31

0,29

0,02

-


За 2015 г. Чебоксарскими торговыми предприятиями было реализовано товаров на сумму свыше 37339 млн. руб. Можно отметить рост объемов продаж относительно 2013 г. Оборот торговли увеличился по г. Чебоксары и по Чувашской Республике в целом на 30,8 и 16,7 % соответственно. Аналогичная динамика увеличения объемов деятельности прослеживается и по исследуемому предприятию. Однако динамика оборота ООО «Сахарок» имеет противоречивую динамику. В 2014 г. наблюдался рост оборота, однако в 2015 г. объемы продаж сократились. Соответственно доля предприятия на рынке Чувашской Республики имела аналогичное отклонение. Всего на исследуемую торговую сеть приходится 0,3 % розничного оборота ЧР.

Для разработки стратегии развития торгового предприятия нами проведен SWOT-анализ, который  позволил определить сильные и слабые стороны ООО «Сахарок», а также его возможности и угрозы.

SWOT-анализ ООО «Сахарок» представлен в табл. 20.

Таблица 20 - Матрица SWOT-анализа ООО «Сахарок»


Сильные стороны

Слабые стороны


1) широкий ассортимент товаров;

2) известность рынка, развитая сеть;

3) товар конкурентоспособен и пользуется массовым спросом конечных потребителей благодаря качеству, ценам, удобному месту расположения;

4) поддержка отечественных товаропроизводителей;

5) использование приемов комплексного мерчандайзинга.

1) недостаточно высокий уровень квалификации кадров;

2) неустойчивое финансовое положение предприятия;

3) стандартные методы продаж;

4) не проводятся комплексные маркетинговые исследования;

5) низкое качество обслуживания;

6) неудобная планировка торговых залов

7) слабый маркетинг



Внутренняя среда


Возможности

Угрозы



1) развивающиеся конкурентные отношения;

2) проведение маркетинговых

исследований по изучению рынка;

3) снижение уровня налоговой нагрузки;

4) повышение уровня подготовки персонала;

5) расширение списка отечественных поставщиков;

6) развитие торговой сети.

1) конкуренция;

2) нестабильность политики налогообложения предприятия;

3) низкая платежеспособность населения не дает возможности разворачивать бизнес, более того, это сказывается на рентабельности;

4) инфляционные процессы;

5) последствия экономических санкций.


Внешняя среда



По проведенному SWOT - анализу, можно сделать вывод, что предприятие ООО «Сахарок» занимает важное место на данном рынке, имеет сильные стороны и должно быть готово устранить все виды угроз. В качестве действующей стратегии предприятие избрало для себя стратегию расширения присутствия на рынке. Нами предлагается продолжить придерживаться данной стратегии, с условием повышения качества обслуживания клиентов.

В качестве рекомендации по развитию торговой сети  «Сахарок» можно предложить открытие новых магазинов. В данное время застоя на рынке недвижимости, можно достаточно дешево приобрести помещения. В этой связи возникают дополнительные возможности по развитию торговой сети, в первую очередь в районах.

Основными целями открываемого магазина являются:

- розничная торговля качественными продуктами питания в целях удовлетворения потребностей клиента;

- качественные товары, на покупку которых стоит тратить время;

- широкий ассортимент;

- привлекательный уютный магазин;

- приемлемые цены;

- экономия времени покупателей данного сегмента.

Потребительский рынок г. Чебоксары насыщен потребительскими товарами. Но детальный анализ существующего спроса и предложения, свидетельствует о наличии определенной ниши.

Большинство горожан приобретают продукты на центральном колхозном рынке. Но, не смотря на широкий ассортимент продуктов питания и приемлемые цены, многие покупатели предпочитают отовариваться в магазинах, так как на рынке:

  • низкое качество обслуживания;
  • нарушение продавцами санитарных норм и правил торговли;
  • недостаточный контроль за выполнением Закона «О защите прав потребителей».

Учитывая все недостатки, имеющиеся в практике торговли, необходимо разработать высокоэффективную конкурентную стратегию.

В качестве основополагающих  конкурентных преимуществ магазина должны стать:

  • оформление интерьера магазина в евростиле и его современный дизайн;
  • предоставление покупателям широкого ассортимента товаров;
  • установление низких цен;
  • организация высокой культуры обслуживания;
  • организация сервисного обслуживания.

Всю стратегию конкуренции рекомендуется ориентировать на завоевание и удержание определенного сегмента рынка и грамотное построение маркетинговой деятельности.

Маркетинговая деятельность должна включать в себя:

  1. проведение гибкой ценовой политики;
  2. управление продвижением товаров;
  3. прекрасное знание конъюнктуры рынка.

Получение доходов будет обеспечиваться за счет быстрой оборачиваемости товаров. Возможно, в первое время - магазин будет работать только на свою окупаемость. Но уже через месяц данное торговое предприятие будут хорошо знать в потребительской среде. Планируется регулярно проводить анализ рыночных цен, на основе результатов которого будут приниматься соответствующие финансово-хозяйственные решения.

Для вступления на рынок предприятию предлагается делать основной упор в маркетинговой стратегии на проведение активной рекламной компании. От этого зависит успех продвижения товаров. Основной упор в рекламе будет сделан на низкие цены, высокое качество товара и культуру обслуживания.

Реализация рекламы будет проводиться посредством:

  1. вывесок в магазине;
  2. рекламных объявлений в газетах;
  3. теле -  и радио рекламы;
  4. издания рекламных проспектов и щитов.

Реализация только доброкачественных товаров и высокая культура обслуживания обеспечат создание и поддержку положительной репутации торгового предприятия.

Кроме того, гарантируется порядочность в ведении финансовых расчетов с поставщиками.

Предполагаемое месторасположение магазинов:

- Северо-Западный район г. Чебоксар микр-н «Радужный»;

- Новоюжный район г. Чебоксары микрорайон «Солнечный».

Транспортная, пешеходная доступность магазинов, внешнее оформление являются залогом успеха. Общая площадь магазинов планируется не менее 100 м2. Помещения предполагается приобрести в собственность у застройщика.  

Расходы на приобретение и ремонт помещений планируются в размере 5000 тыс. руб.

На приобретение и монтаж оборудования потребуется 1150 тыс. руб., в том числе:

- стоимость оборудования – 1000,0 тыс. руб.;

- монтаж – 150,0 тыс. руб.

Четко налаженная коммерческая работа (соблюдение ассортиментного перечня, удовлетворение покупательского спроса, приемлемые цены, качественное торговое обслуживание), финансовая дисциплина, позволят в короткие сроки окупить высокие расходы магазина.

Режим работы магазинов с 8 до 22 часов без перерыва на обед и выходных. Для персонала предполагается скользящий график выхода на работу.

Таблица 21 - Штатное расписание магазинов, руб.

п/п

Должность

Кол-во, чел.

Оклад

Месячный фонд оплаты труда

Годовой фонд оплаты труда

Продавец-кассир

6

15000

90000

1080000

Грузчик

1

12000

12000

144000

Уборщица

1

7000

7000

84000

Итого

8

3400

109000

1308000


Снабжение торгового павильона товарами других производителей предполагается осуществлять традиционным способом – путем заключения договоров - поставок с предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, с частными предпринимателями Чувашской Республики и других регионов.

Доставка товаров будет осуществляться за счет средств поставщиков, собственная продукция будет поставляться кольцевым завозом транспортом хлебозавода по установленному графику в соответствии с заявками старшего продавца.

Для открытия и организации функционирования магазина  необходимо инвестиций на сумму 9464 тыс. руб. Предприятие, несмотря на некоторое ухудшение финансового положения в 2017 г., имеет возможность изыскать такую сумму из собственных резервов.

Предлагается следующее распределение капитальных вложений:

  • приобретение и монтаж оборудования – 1150,0 тыс. руб. (1000,0 тыс. руб. –  оборудование, 150,0 тыс. руб. -  монтаж);
  • приобретение и ремонт помещения – 5000 тыс. руб.
  • поставка товара – 2000,0 тыс. руб.;
  • заработная плата торговых работников – 1308 тыс. руб.;
  • прочие издержки обращения и накладные расходы – 500,0 тыс. руб.

Общая сумма разовых вложений составит 3808,0 тыс. руб. По итогам работы за год будет получена прибыль в размере 3963 тыс. руб.:

- оборот розничной торговли годовой – 70000 тыс. руб.;

- доходы – 16154 тыс. руб. (при средней торговой надбавке 30 %);

- расходы – 11200 тыс. руб. (уровень издержек обращения без дополнительных расходов– 16 %);

- прибыль от продаж – 4954 тыс. руб.

- чистая прибыль – 3963 тыс. руб.;

- рентабельность – 5,7 %.

Предприятие сможет вернуть вложения за 1,5 года.

Таким образом, открытие двух торговых точек станет для ООО «Сахарок» источником получения дополнительных средств и позволит укрепить позиции торговой сети на рынке.

Завоевание рынка требует от торговых предприятий новых подходов к работе с клиентами, к организации торгово-технологических процессов, соответствующей подготовки персонала. В этой связи как дополнительные направления развития предприятия можно рекомендовать:

- оптимизацию ассортимента и повышение качества товаров;

- обеспечение высокой культуры обслуживания, доставки товаров покупателям, гарантийного обслуживания, проведения консультаций и оказание других услуг по дистанционному обслуживанию;

- внедрение прогрессивных торгово-технологических процессов с учетом достижений науки и техники;

- активное использование рекламы товаров, проведение акций, дегустаций, распространение дисконтных карт, создание функционального  сайта компании, своевременное распространение информации о проводимых акциях (рассылка СМС клиентам, распространение прайс-листовок, буклетов);

- ежедневный учет товарных запасов, обеспечение бесперебойного снабжения магазина товарами, пользующимися устойчивым потребительским спросом;

- разработку оптимальных схем размещения и выкладки товаров в торговом зале;

- применение современных технологических средств управления товародвижением, его компьютеризация.

Предложенные нами рекомендации позволят повысить эффективность работы торговой сети.







Заключение


Изучение состояния имеет важное значение и играет определяющую роль в определении перспективных направлений развития предприятия.

Сущность оценки  деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние машин, приборов, технических систем, экономики и финансов хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.

Главная цель изучения состояния – своевременно выявлять и устранять недостатки в деятельности и находить резервы улучшения финансового-хозяйственных показателей.

В качестве объекта исследования было выбрано ООО «Сахарок». Общество создано в соответствии с действующим законодательством РФ в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности. Место нахождения общества  - Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Ленина, дом 21.

Основными видами деятельности общества являются:

  • розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах;
  • розничная торговля алкогольными и другими напитками.

Магазины ООО «Сахарок» расположены по всему городу, при этом в  ООО выделены отделы, торгующие алкогольной продукцией и продуктами питания. Общество создано для легализации торговли вино-водочной продукцией.

Всего насчитывается 58 торговых точек общей площадью 3800 кв.м. ООО «Сахарок» обладает значительным экономическим потенциалом. В 2016 г. совокупная сумма ресурсов предприятия достигла 639 млн. руб., что на 20 % больше, чем два года назад. Увеличение  стоимости ресурсов предприятия обеспечило в первую очередь наращивание обеспеченности предприятия основными средствами и увеличение расходов на персонал.

За  исследуемый период показатели эффективности использования ресурсов имеют противоречивую динамику.

Так если в 2014 г. с каждого вложенного в ресурсы рубля ООО «Сахарок» получало 0,77 руб. выручки, то в 2016 г. этот показатель снизился до 0,64 руб.

В силу специфики деятельности значительную долю в общей сумме ресурсов занимают основные средства. Их доля в 2016 г. составила 81 % и выросла по сравнению с 2014 г. на 1 процентный пункт.

Объемы деятельности предприятия в последние годы имеют нестабильную тенденцию. За 2011 г. выручка от реализации товаров, продукции составила 180411 тыс. руб. В 2012 г. она выросла на треть  и достигла 332850 тыс. руб. В 2013 г. темпы роста выручки были еще выше – 37,2 %. В 2014 г. они несколько замедлились, но в целом общая тенденция наращивания объемов продаж была сохранена. Однако в 2015 г. объемы продаж снизились почти на 2 %, а в 2016 г. они вновь ненамного, но выросли.

Можно отметить, что ООО «Сахарок» устойчиво развивается, планомерно наращивая объемы своей деятельности, несмотря на усиление давления со стороны конкурентов, в первую очередь федеральных ритейлоров.

Значимое увеличение объемов продаж сопровождается снижением эффективности использования торговых площадей. В 2016 г. средняя выручка с 1 кв. м по сети составила 107,6 тыс. руб., тогда как в 2014 г. этот показатель превышал 156 тыс. руб. В 2015 г. ООО «Сахарок» продолжило реализовывать стратегию расширения торговой сети. Было открыто 171 магазинов. При этом предприятию не удалось нарастить объемы деятельности, что объясняется снижением платежеспособного спроса населения. В 2016 г. было открыто еще 3 магазина.

Имея крупные расходы по развитию и расширению торговой сети, предприятию не удалось в 2014-2016 гг. обеспечить прибыльную работу. В 2016 г. предприятие получило убыток в размере 5,6 млн. руб., что в  4 раза меньше, чем в 2014-2015 гг.

В рамках Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2012 – 2015 годы и период до 2020 года дополнительную поддержку и развитее получат крупные торговые сети. В этой связи, выбранная ООО «Сахарок» программа развития в полной мере является оправданной и перспективной. Предлагается продолжить расширение торговой сети и перевод магазинов на самообслуживание. Предприятию следует придерживаться выбранного направления «магазин у дома», но при этом стараться размещать торговые точки в местах наибольшего скопления (проживания) людей. В этой связи рекомендуется реструктурировать сеть посредством продажи отдельных магазинов, чье месторасположение не соответствует выбранному направлению, и приобретения или даже строительства новых помещений в густонаселенных местах.

Так, например, открытие магазинов в новых микрорайонах города, при условии приобретения помещений у застройщика, позволят получить в год около 4 млн. руб. прибыли и окупить проект через 1,5 года.

Усиление конкуренции требует новых подходов к работе с клиентами, к организации торгово-технологических процессов, соответствующей подготовки персонала. В этой связи как дополнительные направления развития предприятия можно рекомендовать:

- оптимизацию ассортимента и повышение качества товаров;

- обеспечение высокой культуры обслуживания, доставки товаров покупателям, гарантийного  дистанционного обслуживания, проведения консультаций и оказания других услуг;

- внедрение прогрессивных торгово-технологических процессов с учетом достижений науки и техники;

- активное использование рекламы товаров, проведение акций, дегустаций;

- ежедневный учет товарных запасов, обеспечение бесперебойного снабжения магазина товарами, пользующимися устойчивым потребительским спросом;

- разработку оптимальных схем размещения и выкладки товаров в торговом зале;

- применение современных технологических средств управления товародвижением, его компьютеризация.

Предложенные нами ориентиры развития позволят повысить эффективность работы торгового предприятия и укрепить его позиции на рынке.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 26.07.2006) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. –Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2012.]
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.07.2010) –Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2014.]
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.: федеральные законы от 22 августа 2004г.№ 122-ФЗ; от 29 декабря 2004 г. № 201-ФЗ) –КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2014.]
  4. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности : учебное пособие / М. С. Абрютина . - М. : ДИС , 2010. - 463 с.
  5. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания : учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Дашков и К' , 2009. - 273 с.
  6. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст] : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015. - 372с.
  7. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / Т. Б. Бердникова . - М. : ИНФРА-М , 2011. - 213 с.
  8. Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий) [Текст] : Конспект лекций. - Калининград : КФ АНО ОВО ЦС РФ "РУК", 2014. - 252 с.
  9. Болдырев Д. С.Организация стратегического планирования инвестиционной деятельности как основного инструмента развития предприятия [Электронный ресурс] / Болдырев Д. С. - Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - N 1. - С. 32-43.
  10. Васильева Н.А. Экономика предприятия .- [Электронный ресурс]. М., 2012 -2016. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/e008/02.htm (Дата обращения 20.05.16)
  11. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия [Текст] : учебное пособие / В.Д. Герасимова. - Москва : КНОРУС, 2015. - 358 с.
  12. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) [Текст] : Учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. - 9-е изд., испр. - М. : КноРус, 2015. - 408 с.
  13. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : Учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0537-1.
  14. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова . - 4-е изд., перераб. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 143 с.
  15. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия : учебник для вузов / Г. Г. Иванов . - М. : Академия , 2010. - 318 с.
  16. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса: учебно-практическое пособие / Н.А. Казакова. - М.: Дело и Сервис , 2011. - 281 с.
  17. Классификация предприятий Экономика БГЭУ — Блог.- .- [Электронный ресурс]. М., 2010 -2016. URL: http://www.economy-web.org/ (Дата обращения 21.12.2016)
  18. Нечитайло А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учебное пособие / Нечитайло А. И., Нечитайло И. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 366 с.
  19. Основные понятия и определения предприятия.- [Электронный ресурс]. М., 2012 -2016. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-75308.html (Дата обращения 20.12.2016)
  20. Основы бизнес-анализа [Текст] : учебное пособие / под ред. В. И. Бариленко. - М. : КноРус, 2014. - 272 с.
  21. Планирование деятельности на предприятии [Текст] : учебник / Под ред. С.Н. Кукушкина, В.Я. Позднякова, Е.С. Васильевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 350 с.
  22. Пожидаева Т. А. Анализ финансовой отчетности [Книга] : учебное пособие / Т. А. Пожидаева. - 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2014. - 320 с.
  23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 6-е изд. ; испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 378 с.
  24. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 511 с.
  25. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст] : учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2015. - 655, [1] с.
  26. Чалдаева Л. А. Экономика организации : учебник / Л. А. Чалдаева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮРАЙТ , 2011. - 348 с.
  27. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учебное пособие для вузов / ред. Т. И. Николаева, ред. Н. Р. Егорова . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2009. - 400 с.
  28. Экономический анализ в торговых организациях: учебное пособие / О.В. Медведева, [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 377 с. - (Высшее образование)