Управление денежными потоками на предприятии (на примере муниципального учреждения МУ город Оленегорск

Дипломная работа по предмету «Экономика»
Информация о работе
  • Тема: Управление денежными потоками на предприятии (на примере муниципального учреждения МУ город Оленегорск
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Экономика
  • Количество страниц: 27
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-08-13 02:30:45
  • Размер файла: 105.39 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

2. Анализ управления денежными потоками на примере МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией»

2.1 Характеристика предприятия

Полное наименование - Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией». Сокращённое наименование: МУ «ЦБ».

Создано в соответствии с постановлением Администрации города Оленегорска от 26.07.2006 №354 в результате реорганизации муниципального учреждения «Отдел по культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области».

МУ «ЦБ» является некоммерческой организацией, казенным учреждением, созданным муниципальным образованием для выполнения работ в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры и спорта.

МУ «ЦБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и бюджетную смету; лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства; обособленное имущество, принадлежащее Учреждению на праве оперативного управления, печать установленного образца, штампы и бланки со своим наименованием.

Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Оленегорск с подведомственной территорией. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области.

Непосредственную координацию деятельности учреждения осуществляет Отдел по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Оленегорска.

«ЦБ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Мурманской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Уставом, локальными актами учреждения.










Рисунок 1 - Организационная структура МУ «ЦБ»


На МУ «ЦБ» действует линейно-функциональная структура управления. Подобные структуры базируются с одной стороны на линейных полномочиях. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным (иерархия уровней управления). Кроме того, в основе подобных структур управления лежит принцип функциональной департаментализации (процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности). К данной организации данная структура подходит, так как МУ «ЦБ» действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

Миссией МУ «ЦБ» является выполнение работ для создания условий для ведения бухгалтерского учета учреждений культуры и спорта. Для осуществления деятельности в области бухгалтерского учета учреждение осуществляет следующие функции:

  1. организация и ведение бухгалтерского, статистического и налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством;
  2. предварительный контроль соответствия заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств, за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
  3. контроль правильного расходования целевых бюджетных и внебюджетных средств по утвержденным сметам доходов и расходов; за наличием и движением имущества, использованием товарно-материальных ценностей, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами;
  4. ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, целевым и безвозмездным поступлениям;
  5. обеспечение выполнения обязательств по своевременной выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений и других обязательств согласно сметам доходов и расходов;
  6. составление и представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики, главному распорядителю бюджетных средств;
  7. организация и проведение годовой и периодической инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное определение ее результатов и отражение их в учете;
  8. составление и согласование с руководителями муниципальных учреждений смет доходов и расходов и расчетов к ним;
  9. консультирование руководителей муниципальных учреждений по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
  10. экономический анализ результатов деятельности муниципальных учреждений;
  11. разработка мероприятий по более широкому применению современных средств автоматизации бухгалтерского учета и отчетности;
  12. хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
  13. представление интересов обслуживаемых муниципальных учреждений по доверенности в различных организациях.

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия

Бюджетные учреждения - учреждения, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения1.

С 1 января 2011 года бюджетные учреждения подразделятся на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами2.

Бюджетные организации классифицируются по ряду признаков:

  • в зависимости от выполняемых функций по роду деятельности: государственное управление, муниципальное управление, судебная власть, международная деятельность.
  • в зависимости от источников финансирования: за счет федерального бюджета, за счет средств субъектов, за счет местных бюджетов.
  • по источникам формирования средств: оказывающие платные услуги, не оказывающие.

Особенностями финансов МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» являются: исключительная связь с бюджетом, результатом является недополучение средств бюджета, которое приводит к недофинансированию расходов организации; может предоставлять платные услуги, за счет этого формирует часть собственных средств; отсутствие самостоятельности в расходовании средств, осуществляется контроль со стороны государства за экономным и рациональным использованием бюджетных средств

Основные принципы организации финансов МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией»:

  • целевое использование средств;
  • жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств, по каждой группе составляется смета по их расходованию. При недостатке бюджетных средств организации разрешено использовать средства от предпринимательской деятельности, но не предусматривается их возмещение из бюджета.

Для бухгалтерского учета особенностью управления финансами является управление организацией источников финансирования финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов зависят от организационно-правовой формы предприятий.

У государственных предприятий, имущество, которого принадлежит государству, такими источниками являются прибыль от предпринимательской деятельности и бюджетное финансирование при участии государственных программ3.

У коммерческих организаций, основной целью которых является получение прибыли, такими источниками являются: доход от предпринимательской деятельности; заемные средства (краткосрочные и долгосрочные ссуды); целевое финансирование (бюджетным или коммерческим); добровольное пожертвование.

У некоммерческих организаций, основной целью которых является не получение прибыли, а удовлетворение социальной потребности общества, такими источниками являются: доход от предпринимательской деятельности; бюджетное финансирование (если участвует в тендере); гранты; пожертвования.

У бюджетных организаций, деятельность, которых связана с социальной сферой, в отличие от некоммерческих организаций, основным источником является бюджетное финансирование. Второй источник - доходы от предпринимательской деятельности, которые должны отправляться на расширение деятельности. Основами финансового планирования является смета доходов и расходов. В качестве учредителей бюджетных организаций выступают органы государственной власти страны, субъектов или местного самоуправления.

Сущность сметно-бюджетного финансирования МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований4.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» являются: бухгалтерская отчетность учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим состав основных средств МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией».

В 2013 г. стоимость машин и оборудования увеличилась за счет приобретения дополнительной техники на сумму 2165,11 тыс. руб., производственного и хозяйственного инвентаря выбыло на сумму 18,79 тыс. руб., и был приобретен новый инвентарь стоимостью 110,48 тыс. руб. прочие основные средства увеличились на 12,16 тыс. руб. (табл. 4).

Таблица 4 - Состав, структура и динамика основных средств МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг.

(сумма - тыс. руб., уд. вес - %)

Наименование

Машины и оборудование

Транспортные средства

Производственный и хозяйственный инвентарь

Прочие основные средства

Всего основных средств

2013 год

на начало года

4503,25

912,19

768,87

89,98

6274,29

поступило

2165,11

-

110,48

12,16

2273,13

выбыло

-

-

18,79

-

4,16

на конец года

6668,36

912,19

860,56

102,14

8 543,25

среднегодовая стоимость ОС

5585,81

912,19

814,72

96,06

7408,77

уд. вес

75,39

12,31

11,00

1,30

100

2014 год

на начало года

6668,36

912,19

860,56

102,14

8 543,25

поступило

487,69

273,28

87,45

24,4

872,82

выбыло

34,99

-

27,34

-

62,33

на конец года

7121,06

1185,47

920,67

126,54

9 353,74

среднегодовая стоимость ОС

6894,71

1048,83

890,62

114,34

8948,50

уд. вес

77,05

11,72

9,95

1,28

100

темп роста, %

123,43

114,98

109,32

119,03

120,78

2015 год

на начало года

7121,06

1185,47

920,67

126,54

9353,74

поступило

-

-

6,66

14,25

20,91

выбыло

-

232,75

-

65,43

298,18

на конец года

7121,06

952,72

927,33

75,36

9076,47

среднегодовая стоимость ОС

7121,06

1126,62

924,00

100,95

9215,11

уд. вес

77,28

12,23

10,03

1,10

100

темп роста, %

103,28

107,42

103,75

88,29

102,98

Темп роста 2015г. к 2013г., %

127,48

123,51

113,41

105,09

124,38


Из табл. 4 видно, что в 2014 г. было закуплено машин и оборудования на сумму 487,69 тыс. руб., транспортных средств - в размере 273,28 тыс. руб., инвентаря - 87,45 тыс. руб., прочих основных средств - на сумму 24,4 тыс. руб. За год выбыло оборудование стоимостью 34,99 тыс. руб., хозяйственный инвентарь - на сумму 27,34 тыс. руб. Темп роста всех основных средств в 2014 г. увеличился в сравнении с 2013 г. В 2015 г. стоимость машин и оборудования осталась неизменной, транспортных средств было реализовано на сумму 232,75 тыс. руб., хозяйственный инвентарь был приобретен на сумму 6,66 тыс. руб. прочие основные средства были списаны на сумму 65,43 тыс. руб., дополнительно приобретено было инвентаря стоимостью 14,25 тыс. руб. Общая стоимость основных средств в 2015 г. уменьшилась по сравнению с 2014 г. за счет списания транспортных средств и прочих основных средств. По среднегодовой стоимости ОС в 2015 г. наблюдается прирост, за исключением прочих основных средств, которые уменьшились на 11,71%. Более 70% основных средств  занимают машины и оборудование.

Далее рассмотрим показатели движения основных средств (табл. 5).

Таблица 5 - Показатели движения основных средств МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 г. от

2013 г.

2015 г. от

2014 г.

2014 г. к

2013 г.

2015 г. к 2014г.

1. Основные средства:

- на начало года, тыс. руб.

6274,29

8543,25

9353,74

2268,96

810,49

136,16

109,49

- поступило (введено), тыс. руб.

2273,13

872,82

20,91

-1400,31

-851,91

38,40

2,40

- выбыло, тыс. руб.

4,16

62,33

298,18

58,17

235,85

1498,32

478,39

- на конец года, тыс. руб.

8543,25

9353,74

9076,47

810,49

-277,27

109,49

97,04

2. Начислено амортизации, тыс. руб.

3666,33

3990,97

4980,32

324,64

989,35

108,85

124,79

3. Коэффициенты:

- ввода (обновления)

0,266

0,093

0,002

-0,173

-0,091

-

-

- выбытия

0,001

0,007

0,032

0,007

0,025

-

-

- прироста

0,266

0,087

-0,031

-0,179

-0,117

-

-

- износа

0,58

0,47

0,53

-0,12

0,07

-

-


Из табл. 5 видно, что коэффициент ввода основных средств с годами уменьшается, что обусловлено отсутствием финансовых ресурсов для их обновления, аналогичная ситуация с коэффициентом прироста, значения которого также снижаются. В связи с этим наблюдается рост коэффициента выбытия. Рост коэффициента выбытия и коэффициента износа в 2015 г. свидетельствует о существенной изнашиваемости основных средств.

2.3 Анализ денежных потоков предприятия

Общая сумма нефинансовых активов МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» в 2013 г. составляла 5 419,25 тыс. руб., за 2014 г. она увеличилась на 709,97 тыс. руб., а за 2015 г. сократилась на 673,17 тыс. руб. (табл. 6).

Из табл. 6 следует, что за 2014 г. сумма основных средств МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» увеличилась на 810,49 тыс. руб. и составила 9353,74 тыс. руб., а за 2015 г. снизилась на 277,27 тыс. руб. и составила 9076,47 тыс. руб., что обусловлено продажей иного движимого имущества учреждения.

В результате амортизации остаточная стоимость основных средств в 2014 г. составила 3990,97 тыс. руб., что на 324,65 тыс. руб. больше аналогичного показателя предыдущего года. За 2015 г. амортизационные отчисления выросли на 989,35 тыс. руб., и остаточная стоимость основных средств снизилась до 4096,15 тыс. руб., что меньше показателя 2014 г. на 1266,62 тыс. руб. Стоимость материальных запасов за 2014-2015 гг. увеличивается.

Таблица 6 - Состав и структура актива баланса по бюджетным средствам МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг.

Актив

Годы

Отклонение, (+,-)

2013

2014

2015

суммы, тыс. руб.

уд. веса, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

2014г. от 2013г.

2015г. от 2014г.

2014 г. от

2013 г.

2015г. от 2014г.

I. Нефинансовые активы











Основные средства (балансовая стоимость), всего

8 543,25

157,61

9 353,74

152,56

9 076,47

163,33

810,49

-277,27

-5,1

10,8

Амортизация основных средств

3 666,33

67,64

3 990,97

65,09

4 980,32

89,62

324,65

989,35

-2,6

24,5

Основные средства (остаточная стоимость)

4 876,93

89,97

5 362,77

87,47

4 096,15

73,71

485,84

-1266,62

-2,5

-13,8

Материальные запасы

542,32

10,00

766,45

12,50

1 359,90

24,47

224,13

593,45

2,50

11,97

Итого по разделу I

5 419,25

99,98

6 129,22

99,97

5 456,05

98,18

709,97

-673,17

-0,01

-1,79

II. Финансовые активы











Расчеты по выданным авансам

0,41

0,01

0

0,00

82,93

1,49

-0,41

82,93

-0,01

1,49

Расчеты с подотчетными лицами

0,93

0,02

1,85

0,03

18,22

0,33

0,92

16,37

0

0

Итого по разделу II

1,34

0,02

1,85

0,03

101,15

1,82

0,51

99,30

0,01

1,79

БАЛАНС

5420,59

100

6 131,07

100

5 557,20

100

710,48

-573,87

0,00

0,00


По финансовым активам на протяжении всего периода наблюдается рост. Сумма выданных авансов в 2013 г. составила всего 410 руб., в 2014 г. авансы не выдавались, а в 2015 г. было выдано авансов на 82,93 тыс. руб. больше, чем в 2014 г. Расчеты с подотчетными лицами в 2014 г. увеличились на 922 руб., а за 2015 г. возросли еще на 16,37 тыс. руб.

Удельный вес основных средств в общей сумме валюты баланса в 2014 г. снизился за счет роста доли материальных запасов и расчетов с подотчетными лицами. В 2015 г. доля основных средств и амортизационных отчислений выросла за счет за счет увеличения доли материальных запасов, расчетов по выданным авансам и расчетов с подотчетными лицами.

Обязательства МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг. увеличивается (табл. 7).

Таблица 7 - Состав и структура пассива баланса по бюджетным средствам МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг.

Пассив

Годы

Отклонение, (+,-)

2013

2014

2015

суммы, тыс. руб.

уд. веса, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

2014г. от 2013г.

2015г. от 2014г.

2014г. от 2013г.

2015г. от 2014г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

III. Обязательства











Расчеты по принятым обязательствам

-47,23

-0,82

-42,68

-0,70

0,86

0,02

4,55

43,54

0,1

0,7

Расчеты по платежам в бюджеты

28,49

0,49

33,42

0,55

0,00

0,00

4,94

-33,43

0,1

-0,6

из них:











расчеты по налогу на доходы физических лиц

28,49

0,49

33,42

0,55

0,00

0,00

4,94

-33,43

0,1

-0,6

Итого по разделу III

-18,75

-0,32

-9,25

-0,15

0,86

0,02

9,49

10,11

0,2

0,2

Пассив

Годы

Отклонение, (+,-)

2013

2014

2015

суммы, тыс. руб.

уд. веса, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

2014г. от 2013г.

2015г. от 2014г.

2014г. от 2013г.

2015г. от 2014г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

IV. Финансовый результат











Финансовый результат хозяйствующего субъекта

5789,56

100,32

6140,33

100,15

5556,34

99,98

350,77

-583,98

-0,17

-0,17

из них:











финансовый ре-зультат прошлых отчетных периодов

5789,56

100,32

6140,33

100,15

5556,34

99,98

350,77

-583,98

-0,17

-0,17

БАЛАНС

5770,81

100

6131,07

100

5557,20

100

360,26

-573,87

0,00

0,0


В 2014 г. наблюдается рост расчетов по принятым обязательствам и платежам в бюджеты. В 2015 г. сумма обязательств учреждения увеличивается на 10,11 тыс. руб. из-за роста расчетов по принятым обязательствам и опережения их темпа роста над снизившимися платежами в бюджет. Удельный вес всех обязательств учреждения в 2014 г. увеличился, а в 2015 г. доля расчетов по платежам в бюджеты была сведена к нулю за счет уменьшения расчетов по налогу на доходы физических лиц.

Наглядно динамика изменения финансового результата деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг. представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Динамика изменения финансового результата деятельности

МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг., тыс. руб.


Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности финансовый результат учреждения в 2014 г. увеличился по сравнению с 2013 г. на 350,77 тыс. руб. А снижение в 2015 г. стоимости активов привело к уменьшению финансового результата на 583,98 тыс. руб.

Финансирование МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» осуществляется за счет средств областного бюджета и средств ОМС.

Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» учреждению предусмотрено направить значительную часть расходов на капитальный ремонт. Из текущих расходов на этот год наиболее значительную часть составляют статьи оплаты труда и начислений (табл. 8).

Таблица 8 - Состав и структура запланированных поступлений МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» на 2013-2015 гг.

(тыс. руб.)

Расходы

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 г. от

2013 г.

2015 г. от

2014 г.

2014 г. к

2013 г.

2015 г. к 2014г.

Оплата труда рабочих и служащих

16069,80

26384,50

24011,30

10314,7

-2373,2

164,2

91,0

Начисления на оплату труда

5010,00

8013,20

6020,50

3003,2

-1992,7

159,9

75,1

Приобретение предметов снабжения, расходных материалов

12110,90

23052,20

54124,70

10941,3

31072,5

190,3

в 2,3 раза

Командировки и служебные разъезды

65,40

52,50

120,10

-12,9

67,6

80,3

в 2,3 раза

Оплата транспортных услуг

2058,8

2983,40

4121,50

924,6

1138,1

144,9

138,1

Оплата услуг связи

39,0

42,00

46,00

3,0

4,0

107,7

109,5

Оплата коммунальных услуг

6366,1

7560,20

8200,00

1194,1

639,8

118,8

108,5

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

668,9

493,70

17472,30

-175,2

16978,6

73,8

в 35,4 раз

Итого расходов

42388,9

68581,70

114116,40

26192,8

45534,7

161,8

166,4

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

1446,6

56320,30

46321,20

54873,7

-9999,1

в 38,9 раз

82,2

Капитальный ремонт

153593,1

123695,30

104879,10

-29897,8

-18816,2

80,5

84,8

Итого капитальные расходы

155039,7

180015,60

151200,30

24975,9

-28815,3

116,1

84,0

Всего:

197428,6

248597,30

265316,70

51168,7

16719,4

125,9

106,7


Из табл. 8 видно, что начиная с 2014 года, управление учреждения ведет политику увеличения текущих расходов за счет снижения капитальных затрат. В 2014 г. бюджетные средства также предполагалось вкладывать в покупку основных средств.

В 2015 г., поскольку большая часть капитальных преобразований завершена.

Увеличение плановых прочих расходов предполагало в 2015 г. замену электроснабжения. Увеличение плановых расходов на транспортные услуги произошло вследствие того, что в эту статью учреждение также включает расходы на собственные транспортные средства, которые были дооборудованы в предыдущие два года, а, следовательно, потребовали более высоких затрат. В 2015 г. руководством была запланирована переподготовка и повышение квалификации младшего персонала за счет бюджетных средств, что также повысило расходы на командировку и прочие расходы. Таким образом, динамика финансирования положительна, т.к. в 2014 г. оно возросло на 10,7% по сравнению с предыдущим годом, а в 2015 г. - на 6,7% в сравнении с 2014 г.

Финансирование МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» в последние два года (2014-2015 гг.) почти на 90% происходит за счет средств областного бюджета. В связи с этим, целесообразно исследовать структуру расходов областного бюджета в динамике за 2013-2015 гг.

Общие показатели изменения структуры бюджетных расходов обратно пропорциональны изменениям структуры расходов по ОМС. В 2014 г. средства областного бюджета существенно возросли в связи с уменьшением поступлений от фонда ОМС. В 2015 г. увеличились поступления из обоих источников, однако, снижение удельного веса расходов ОМС обусловлено опережением темпов роста бюджетного финансирования (табл. 9).

Основные расходы областного бюджета направлены на оплату труда и приобретение предметов снабжения. Подавляющая сумма расходов приходится на капитальный ремонт: в 2014 г. расходы увеличились на 35,9 млн. руб. (+43,4%) по сравнению с предыдущим годом, в 2015 г. в связи с окончанием ремонта наблюдается снижение расходов на 13,5 млн. руб. (-11,4%) в сравнении с 2014 г.



Таблица 9 - Состав и структура расходов областного бюджета на финансирование деятельности МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» за 2013-2015 гг.

(тыс. руб.)

Расходы

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 г. от

2013 г.

2015 г. от

2014 г.

2014 г. к

2013 г.

2015 г. к 2014г.

Оплата труда рабочих и служащих

14759,6

22365,2

22626,8

7605,6

261,6

151,5

101,2

Начисления на оплату труда

4634,7

6582,1

5817,3

1947,4

-764,8

142,0

88,4

Приобретение предметов снабжения, расходных материалов

10023,0

18244,6

45921,5

8221,6

27676,9

182,0

в 2,5 раза

Командировки и служебные разъезды

34,0

51,3

91,2

17,3

39,9

150,9

177,8

Оплата транспортных услуг

1821,3

1805,6

3211,3

-15,7

1405,7

99,1

177,9

Оплата услуг связи

21,0

26,4

41,0

5,4

14,6

125,7

155,3

Оплата коммунальных услуг

6215,4

3944,8

7893,4

-2270,6

3948,6

63,5

в 2 раза

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

350,0

484,6

13867,8

134,6

13383,2

138,5

в 28,6 раза

Итого расходов:

37859,7

53504,6

99470

15644,9

45965,4

141,3

185,9

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

1321,3

52514,3

35913,5

51193,0

-16600,8

в 39,7 раз

68,4

Капитальный ремонт

82801,9

118704,0

105203,8

35902,1

-13500,2

143,4

88,6

Итого капитальные расходы

84123,2

171218,3

141117,3

87095,1

-30101,0

в 2 раза

82,4

Всего:

121982,9

224722,9

240587,6

102740,0

15864,7

184,2

107,1


Анализ динамики структуры расходов областного бюджета в общем подтверждает политику учреждения, т.е. постепенное сокращение капитальных расходов и увеличение текущих. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что динамика финансирования из средств областного бюджета в общем положительная: в 2014 г. финансирование за счет бюджетных средств увеличилось на 84,2% по сравнению с предыдущим, а в 2015 г. - на 6,6%.

Проведем сравнительный анализ соотношения кассовых и фактических расходов МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» (приложение 1).

Из приложения 1 следует, что в МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» в 2013 г. был допущен значительный фактический перерасход средств по заработной плате при небольшом кассовом недорасходе. Причинами этого являются рост депонентской задолженности и увеличение размера оплаты труда.

Превышение кассовых расходов над фактическими по статье «Оплата труда рабочих и служащих» в 2014 г. свидетельствует об увеличении количества работников в МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией». Превышение кассовых расходов над плановыми по оплате услуг связи и коммунальных услуг говорит об увеличении стоимости этих услуг в 2014 г. (изменение тарификации услуг связи). По капитальным затратам фактические расходы также превышают кассовые по причинам, вызвавшим эти нарушения в 2013 г.

Продолжая анализ, следует добавить, что в 2015 г. фактические расходы МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» превысили плановые и кассовые. Рассмотрим баланс расходов по статьям. Превышение фактических расходов над плановыми и кассовыми по статье «Оплата труда рабочих и служащих» связана с увеличением заработной платы медицинских работников. Это оправдано необходимостью обеспечивать воспроизводство рабочей силы в связи с инфляцией, а также увеличением качества выполняемых работ. По статье «Начисления на оплату труда» фактические расходы также превышают кассовые. Это произошло вследствие того, что на отчетную дату исследуемое учреждение не перечислило в отдел социальной защиты населения разницу между суммой начислений и выплатой по больничным листам и пенсией. По командировочным расходам фактические расходы превышают кассовые и плановые, так как сотрудник, уехавший в командировку в конце года, израсходовал средств больше, чем получил из кассы учреждения, отчитался по командировке, но учреждение не успело возместить ему размер превышения средств. Превышение кассовых расходов над фактическими по статье «Приобретение основных средств» произошло вследствие того, что учреждение реализовало неиспользуемое оборудование, но не успело зачислить на счет вырученные денежные средства.

Таким образом, для осуществления хозяйственной деятельности учреждению требуются финансовые ресурсы, поскольку количество основных фондов учреждения невелико, кроме того, их стоимость уменьшается, а износ увеличивается. Но в качестве положительной тенденции можно сделать вывод об эффективности использования бюджетных средств в исследуемом периоде.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» осуществляется путем предоставления бюджетным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.

Кроме того, из соответствующего бюджета МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» могут выделяться:

  • субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).

Согласно ст. 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), однако это не означает, что такие учреждения являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).

Помимо деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» могут осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности) и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

В то же время для МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» предусмотрены дополнительные ограничения - согласно п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ такие учреждения не вправе (если иное не предусмотрено федеральными законами):

  • размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях;
  • совершать сделки с ценными бумагами.

Сведения о всех перечисленных выше источниках финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения и соответствующих расходах отражаются в Плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения соответствующих лицевых счетов (смотрите, например, Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 24.12.2012 N 24н). На отдельных лицевых счетах в соответствии с действующим законодательством учитываются средства субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капвложений, а также средства по обязательному медицинскому страхованию.

Бюджетные учреждения заключают договоры в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах от своего имени (п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ). При этом бюджетные учреждения при заключении таких договоров по общему правилу обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон 44-ФЗ).

Заключение МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» крупной сделки, признаваемой таковой в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, должно быть предварительно:

  • согласовано с учредителем (для бюджетного учреждения);
  • одобрено наблюдательным советом (для автономного учреждения).

Специалисты финансового ведомства указывают на то, что План финансово-хозяйственной деятельности не может являться документом, подтверждающим предварительное согласование (одобрение) крупной сделки (см., например, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296). Порядок расчета стоимости активов при определении минимальной величины крупной сделки приведен в письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679.

Руководитель МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Для бюджетных учреждений предусмотрен дополнительный механизм, позволяющий снизить риски необоснованного роста кредиторской задолженности, - в соответствии с ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ учредитель при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения обязан предусматривать в нем условие о расторжении трудового договора при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения.

Имущество, закрепленное за бюджетными учреждениями собственниками, а также имущество, приобретаемое такими учреждениями, поступает в их оперативное управление (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ; п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). При этом действующее законодательство позволяет бюджетным (автономным) учреждениям самостоятельно (без согласования с собственником) распоряжаться и отвечать по своим обязательствам частью имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления (п.п. 5, 6 ст. 123.22, п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Сегодняшнее состояние социально-культурной сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный уровень российской науки, падение культурного уровня граждан. Достаточно отметить, что за последние 10-15 лет развитые страны в 2 раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования. Россия, наоборот, уменьшила в 1,5 раза и это тогда, когда, как известно, ресурсы являются базовым фактором развития и в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в который выше уровень профессиональной подготовки работников.

Понятно, что без значительного увеличения объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение фундаментальных проблем образования, здравоохранения,  культуры и искусства. А без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития России.

Между тем функционирование МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» в  современных кризисных условиях происходит путем неполного и нестабильного финансирования. Бюджетное финансирование учреждений социально-культурной сферы осуществляется исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, установленных законами и другими нормативными актами.

Развитие в России рыночных отношений изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением расходов на заработную плату.

Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.

Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.

Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания.

Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.

Такими новыми инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.

Таким образом, МУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией», функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой  могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.



1 Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2012. – С. 63.

2 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 142.

3 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 90.

4 Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 83.