ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «ЛУКОЙЛ-ИНТЕР-КАРД»
Основываясь на результатах проведенного анализа дебиторской задолженности и системы управления данной задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», считаем необходимым рекомендовать следующие инструменты совершенствования исследуемой системы как наиболее реалистичные и целесообразные с экономической точки зрения.
Во-первых, расширить систему контроля уровня дебиторской задолженности. Как уже было отмечено, ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» проводит постоянный мониторинг состояния дебиторской задолженности. Вместе с тем, в качестве дополнения предлагается:
- анализировать соотношение темпов роста дебиторской задолженности и темпов роста объемов продаж ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» и в динамике коэффициент инкассации дебиторской задолженности, что позволит оперативно принимать управленческие решения при наличии проблем, связанных с оплатой приобретаемого топлива;
- определять уровень и оборачиваемость дебиторской задолженности на основе оценки доли дебиторской задолженности в оборотных активах, коэффициента ее оборачиваемости, длительности ее оборота. Расчет данных коэффициентов был проведен в ходе анализа дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»;
- проводить сравнительный анализ дебиторской задолженности с кредиторской по величине, скорости оборота. Как известно, дебиторскую задолженность рассматривают как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую – в качестве привлеченных средств. Между дебиторской задолженностью и кредиторской существует взаимосвязь. По данным баланса организации можно рассматривать кредиторскую задолженность как источник формирования дебиторской задолженности. От того, как взыскивается дебиторская задолженность, зависит то, как организация расплачивается по кредиторской задолженности. Однако в ходе проведения анализа не рекомендуется рассматривать только разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью, то есть погашать кредиторскую задолженность организация должна независимо от того, как погашается дебиторская задолженность;
- контролировать сомнительную и безнадежную задолженность с целью создания резерва по сомнительным долгам и для корректного расчета финансовых показателей, особенно коэффициентов ликвидности.
Во-вторых, дополнить работу с дебиторами при возникновении просроченной задолженности следующими методами воздействия и взыскания задолженности:
- персональные визиты представителей ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» к дебиторам. Данный метод оправдан в силу того, что негативная информация о проблемах или недобросовестности организации-дебиторов может негативно отразиться на имидже данной организации;
- продажа долгов специализированным организациям в случае необходимости.
В ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» целесообразно разработать и утвердить политику управления дебиторской задолженностью (кредитную политику) организации на предстоящий период. В данном документе следует отразить следующие моменты:
- основные целевые параметры, регулирующие процесс формирования, движения и погашения дебиторской задолженности всех видов;
- утвердить распределение ответственности между структурными подразделениями Общества (центрами финансовой ответственности) за состояние, возникновение и движение определенных видов дебиторской задолженности;
- установить перечень показателей дебиторской задолженности, являющихся оценочными для центров финансовой ответственности и организации в целом;
- установить систему контроля утвержденных оценочных показателей дебиторской задолженности;
- утвердить Регламент по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью, в котором документально закрепить структуру системы управления дебиторской задолженностью, процедуру отчетности центров финансовой ответственности о состоянии работы с дебиторской задолженностью. Особое внимание уделить процедуре выявления и взыскания просроченной дебиторской задолженности в случае ее возникновения.
В целях совершенствования системы управления дебиторской задолженностью ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» рекомендовано расширение практики применения таких финансовых инструментов, как метод скидок, метод авансовых платежей и создание резерва по сомнительным долгам.
Метод скидок заключается в том, что покупателю предоставляется скидка к цене при оплате в определенно короткие сроки. Система скидок должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.
Продавец имеет выгоду за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, в результате чего высвобождаются денежные средства, которые могут быть направлены в оборот, и получена дополнительная прибыль.
Покупатель имеет прямую выгоду, уменьшается стоимость покупаемого товара, вместе с тем, необходимо решить что выгоднее:
- заплатить в короткие сроки и получить скидку, но при этом найти денежные средства, отвлечь их из своего оборота, возможно, использовать кредит;
- заплатить в установленные сроки и потерять скидку.
По результатам проведения анализа региональной тарифной политики ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» установлено, что размер скидки, предоставляемый организацией покупателям, в основном зависит от объема потребления топлива в месяц. Предлагается устанавливать скидки в зависимости от срока погашения дебиторской задолженности.
Определим, выгодность для ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» использования следующей политики скидок: 1,5/7, net 20, то есть скидка 1,5% предоставляется при осуществлении оплаты в течение 7 дней с момента реализации топлива; скидка 1,5% не предоставляется, если дебитор оплачивает полную стоимость в период с 8 по 20 день. Если оплата не производится после 20 дня с момента отгрузки, возникают экономические санкции по условиям договора. При расчете используем следующие предпосылки:
- в условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции;
- при отсрочке платежа организация вынуждена пользоваться кредитом;
- досрочная оплата потребителем товара позволяет экономить на инфляционных потерях и процентах за кредит, но сопряжена со снижением выручки за счет использования скидки.
Расчетные данные представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Расчет для принятия решения о предоставлении скидки ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2015 г.
Показатели |
Значение для варианта |
|
со скидкой |
без скидки |
|
1 |
2 |
3 |
|
7 |
20 |
|
1,5 |
0 |
|
1,002877 |
1,012329 |
|
0,9971 |
0,9878 |
|
2,9 |
12,2 |
|
15,0 |
- |
|
- |
8,2 |
|
17,9 |
20,4 |
Как показывают данные таблицы 3.1, предоставление 1,5%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты не позднее 7 дней после продажи топлива позволит ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов в размере 2,5 руб. (20,4 тыс. руб. – 17,9 тыс. руб.) с каждой тысячи договорной цены.
Далее рассчитаем сумму дополнительной прибыли, которую может получить ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», имея возможность вкладывать высвобождающиеся средства под 8,0% годовых. Для расчета используем данные за 2014 г.
- Максимальная величина дебиторской задолженности при оплате в максимальные сроки (ДЗмакс) рассчитывается как произведение средней однодневной выручки и максимальной отсрочки платежа – 20 дней и составляет 4460903,12 тыс. руб.:
ДЗмакс = (81411482 / 365) х 20 = 4460903,12 тыс. руб.
- Минимальная величина дебиторской задолженности при оплате в минимальные сроки (ДЗмин) рассчитывается как произведение средней однодневной выручки и максимальной отсрочки платежа – 7 дней и составляет 1540296,19 тыс. руб.:
ДЗмин = (81411482 / 365) х 7 = 1540296,19 тыс. руб.
- Общая сумма высвобождающихся средств (Ддз) в результате более быстрой оплаты дебиторской задолженности составляет 2290606,94 тыс. руб. за год:
Ддз = 4460903,12 – 1540296,19 = 2290606,94 тыс. руб.
- Дополнительная прибыль от использования высвобождающихся средств Пдоп составляет 183248,56 тыс. руб.:
Пдоп = 2290606,94 х 8,0%= 183248,56 тыс. руб.
- Для окончательного решения о целесообразности предоставления скидки следует суммировать эффект, который может получить ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» от инвестирования денежных средств, высвобождающихся в результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, а также сокращения потерь от инфляции:
Э = 183248,56 + 81411482 / 1000 х 2,5 = 386777,27 тыс. руб. в год
Далее определим выгодность использования скидки в размере 1,5% для покупателя при условии оплаты в семидневный срок. Рассчитаем цену отказа от скидки или стоимость кредиторской задолженности, которая образуется у покупателя – клиента ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», приобретающего топливо с рассрочкой платежа:
- Цена отказа от скидки или стоимость кредиторской задолженности составляет 42,1%:
ЦС = (1,5% х 365) / (20 – 7) = 42,1%.
- Средневзвешенная процентная ставка по кредитам юридическим лицам в рублях до 30 дн., предоставленным банковским сектором Российской Федерации, составила в 2014 г. около 15% [8]. Таким образом, приобретая топливо с рассрочкой платежа до 20 дн. в 2014 г., клиент ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» кредитуется Обществом под 42,1%, в то время как он может оплатить приобретаемое топливо в семидневный срок, и стоимость такой операции составит около 15% годовых при отсутствии у него свободных денежных средств и необходимости в связи с этим обращения в банк за кредитом. Следовательно, данную скидку в размере 1,5% можно оценить как выгодную для обеих сторон: ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» и клиента-дебитора.
Далее рассмотрим возможность применения в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» такого финансового инструмента управления дебиторской задолженностью, как метод авансовых платежей.
В ходе проведения исследования было выявлено, что к концу 2014 г. 1851576 тыс. руб. было отвлечено в дебиторскую задолженность ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» (приложение Б). В связи с эти можно сделать вывод о необходимости изменения системы финансовых взаимоотношений организации с дебиторами. Для этого предлагается перевести расчеты с частью дебиторов ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» на авансовую систему оплаты товаров и выполненных работ. Это позволит уменьшить абсолютную величину дебиторской задолженности организации, а также сократить расходы по формированию кредиторской задолженности.
При этом при расчете эффекта от введения авансовой системы оплаты товаров следует учитывать то, что речь в данном случае не идет о том, платить за товары или нет (поскольку при любой системе расчетов оплата обязательна), а о том, когда за них платить, а значит эффект в данном случае может быть рассчитан как дополнительная прибавка в доходах за счет временной стоимости денежных средств. Исходя из вышесказанного расчет годового экономического эффекта от введения авансовой системы оплаты товаров следует проводить по формуле (3.1) [28]:
(3.1)
где ЭЭаванс – экономический эффект от введения авансовой системы оплаты товаров;
Vоб – сумма выручки, приходящаяся на один период оборота дебиторской задолженности;
d – процент предоплаты за реализуемые товары;
i – норма процента по заемным средствам, выраженная в процентах;
Т – период, для которого производится расчет эффекта (обычно год), выраженный в днях;
Од – период оборота дебиторской задолженности, выраженный в днях;
N – число оборотов дебиторской задолженности за период Т.
Для расчета экономического эффекта по вышеприведенной методике для ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» сформируем таблицу 3.2 с необходимыми для проведения расчета данными за 2014 г. Результаты расчета будут свидетельствовать о том, какую сумму денежных средств в годовом исчислении может высвободить исследуемая организация, перейдя на авансовую систему оплаты товаров.
Таблица 3.2 – Расчет экономического эффекта от введения авансовой системы оплаты товаров по ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» по данным 2014 г.
Показатель |
Условное обозначение |
Значение показателя |
1. Выручка, тыс. руб. |
V |
81411482 |
2. Сумма выручки, приходящаяся на один период оборота дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Vоб |
1878811,5 |
3. Оборачиваемость дебиторской задолженности, дн. |
О |
8 |
4. Число оборотов дебиторской задолженности за год, раз |
N |
43,3 |
5. Норма процента на капитал, % |
i |
15 |
6. Процент предоплаты за товар, % |
d |
50 |
На основании данных таблицы 3.2, а также используя формулу (3.1), проведем расчет экономического эффекта по переходу ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» на авансовую систему оплаты приобретаемого покупателями топлива:
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что ожидаемый годовой экономический эффект в виде высвобождения денежных средств и сокращения величины дебиторской задолженности при переходе ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» на авансовую систему оплаты приобретаемого покупателями топлива составит 140910,9 тыс. руб. Высвободившиеся денежные средства можно инвестировать под 8% годовых и получить дополнительную прибыль в размере 11272,9 тыс. руб.:
140910,9 х 8,0%= 11272,9 тыс. руб.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщик имеет право создать резерв по сомнительным долгам, возникшим перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Исключение составляют проценты по долговым обязательствам, то есть организации (кроме банков) не имеют право создавать резервы по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов.
Исходя из положений ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (также и в бухгалтерском учете) определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце отчетного (налогового) периода. При этом НК РФ определяет зависимость создания резерва от срока возникновения обязательства по уплате должником причитающихся по договору сумм [2].
Инвентаризация дебиторской задолженности проводится с целью определения на основании условий договоров и отгрузочных документов сроков возникновения задолженности по каждому дебитору, а также установления сроков просрочки исполнения обязательств (в днях) на конец отчетного периода на основании первичных документов и актов сверки взаиморасчетов с дебиторами.
На основании инвентаризационных данных налогоплательщик определяет просроченную задолженность по дням, затем классифицирует ее как безнадежную или как сомнительную задолженность. Если просроченная задолженность признается безнадежной, то она покрывается за счет созданного резерва, если сомнительной, то подлежит включению в состав начисляемого резерва по сомнительным долгам.
Сумма создаваемого резерва исчисляется следующим образом:
- по сомнительным долгам со сроком просрочки свыше 90 дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком просрочки от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком просрочки до 45 дней – резерв не создается.
Суммы, отражаемые в резерве по сомнительным долгам, включаются в состав прочих расходов организации в последний день отчетного (налогового) периода.
В ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» по итогам инвентаризации, проведенной на конец 2014 г., числится просроченная дебиторская задолженность не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, с периодом от 90 дней и выше в сумме 102216 тыс. руб. По итогам проведенной инвентаризации установлено, что создание резерва по сомнительной задолженности в организации возможно по просроченной задолженности со сроком просрочки свыше 90 дней в полной сумме дебиторской задолженности.
Ежемесячная сумма резерва, подлежащая включению в состав прочих расходов в течение отчетного периода находится следующим образом:
102216 / 3 месяца = 34072 тыс. руб.
Следует иметь в виду, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, сумму резерва по сомнительным долгам, исчисленную исходя из срока возникновения задолженности, следует сравнить с максимальной суммой создаваемого резерва, исчисленного исходя из выручки отчетного (налогового) периода. Меньшая из полученных сумм подлежит включению в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода. Выручка в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», исчисленная по правилам НК РФ, составила 81411482 тыс. руб. Сумма расходов, подлежащих включению в состав резервов по сомнительным долгам и исчисленных исходя из срока возникновения задолженности (расчет приведен выше) составила 34072 тыс. руб.
Максимальная сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная исходя из выручки отчетного периода:
81411482 х 10% = 8141148,2 тыс. руб.
Поскольку сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного исходя из срока возникновения задолженности, меньше его максимальной суммы, исчисленной исходя из выручки отчетного периода, сумма создаваемого резерва принимается равной 34072 тыс. руб.
Создание резерва позволит снизить платежи по налогу на прибыль и получить дополнительные источники оборотных средств.
Таким образом, предлагаемые мероприятия, с нашей точки зрения, позволят не только усовершенствовать систему управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», но и будут способствовать повышению прибыльности деятельности организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование, нацеленное на разработку рекомендаций по совершенствованию инструментария управления дебиторской задолженностью коммерческой организации на основе изучения теоретических и практических аспектов в данной области финансового менеджмента, позволило сформулировать следующие выводы:
- Дебиторская задолженность – это сумма долга, причитающаяся организации от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности организации. Дебиторская задолженность, с точки зрения гражданского права, является имущественным правом, т.е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т.п.) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации.
- Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) перед данной организацией, отражение которой в бухгалтерском учете выражено как имущество организации. Право организации на получение определенной денежной суммы, товара или услуги с должника является имущественным правом, а имущественные права согласно ст.128 ГК РФ являются одним из видов имущества, таким образом, дебиторская задолженность является частью имущества организации.
- В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. она невыгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
- Объектом исследования в выпускной квалификационной работе явилась дебиторская задолженность ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» – дочерней компании ПАО «ЛУКОЙЛ», оператора по развитию и эксплуатации системы безналичных расчетов за топливо на АЗС ЛУКОЙЛ с использованием пластиковых карт.
- Результаты проведенного анализа дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» свидетельствуют о следующем:
- состав и структура дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. нестабильны. Если на начало анализируемого периода основной удельный вес в составе дебиторской задолженности сроком погашения до 12-ти месяцев занимала дебиторская задолженность прочих дебиторов – 76,1%, то к концу 2014 г. основной удельный вес составила дебиторская задолженность покупателей и заказчиков – 75,8%;
- в 2013 г. наблюдается рост дебиторской задолженности сроком погашения до 12-ти месяцев ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» на 180439 тыс. руб. или на 10,5%, тогда как в 2014 г. ее размер сократился на 54471 тыс. руб. или на 2,9%. При этом дебиторская задолженность покупателей и заказчиков стабильно растет: на 567338 тыс. руб. или на 140,3% в 2013 г. и на 431263 тыс. руб. или на 44,4% в 2014 г., а дебиторская задолженность прочих дебиторов, напротив, сокращается: на 683379 тыс. руб. или на 52,0% в 2013 г. и на 345655 тыс. руб. или на 54,9% в 2014 г.;
- дебиторская задолженность ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. занимает достаточно высокий удельный вес в структуре его оборотных активов: 36,6% – в 2013 г. и 39,8% – в 2014 г. При этом удельный вес дебиторской задолженности в выручке организации в 2013 г. составляет 3,9%, а в 2014 г. – 2,3%;
- средний период инкассации дебиторской задолженности организации сократился с 14 дней в 2013 г. до 8 дней в 2014 г., то есть на 40,6%. Период оборачиваемости кредиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» сокращается с 35 дн. в 2013 г. до 21 дн. в 2014 г. Следует обратить внимание на то, что период инкассации дебиторской задолженности Общества в 2013-2014 гг. короче периода инкассации кредиторской задолженности приблизительно в 3 раза. Это свидетельствует об эффективности функционирования системы управления дебиторской задолженностью в организации.
- Проведенная оценка системы управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» показывает проработанность отдельных составляющих данной системы, а именно, определены: перечень внутренних служб и сторонних организаций, участвующих в управлении дебиторской задолженностью; последовательность работы с дебиторами; способы погашения дебиторской задолженности; проведение телефонных переговоров с дебиторами; оформление письменных сообщений о возникновении дебиторской задолженности; взыскание задолженности в судебном порядке. Однако анализ системы демонстрирует ограниченность в использовании инструментов финансового менеджмента по управлению дебиторской задолженностью. Так, в качестве финансовых инструментов используется только метод скидок, суть которого заключается в предоставлении скидок покупателям топлива в зависимости от объема приобретаемого товара.
- В целях совершенствования инструментария управления дебиторской задолженностью ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» руководству организации рекомендуется провести ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:
- определить конкретные критерии отбора контрагентов, в качестве которых предлагается: соблюдение покупателями платежной дисциплины в прошлых периодах; платежеспособность и финансовая устойчивость покупателя; прогноз возможности платежей;
- дополнить систему контроля уровня дебиторской задолженности анализом в динамике следующих показателей: соотношение темпов роста дебиторской задолженности и темпов роста объемов выручки; коэффициент инкассации дебиторской задолженности; уровень и оборачиваемость дебиторской задолженности; сравнительный анализ дебиторской задолженности с кредиторской по величине, скорости оборота дебиторской задолженности;
- разработать и утвердить политику управления дебиторской задолженностью (кредитную политику) организации на предстоящий период.
- При обосновании использования в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» дополнительных финансовых инструментов были получены следующие результаты и сформулированы следующие выводы:
- целесообразно использовать скидки в зависимости от срока погашения дебиторской задолженности. К примеру, применение схемы работы с дебиторами 1,5/7, net 20, то есть скидка в размере 1,5% предоставляется при оплате за товар в течение 7 дней с момента отгрузки; скидка 1,5% не предоставляется, если дебитор оплачивает полную стоимость в период с 8 по 20 день, позволит ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 2,5 руб. с каждой тысячи договорной цены. При наличии возможности вкладывать высвобождающиеся средства под 8,0% годовых дополнительная прибыль от использования высвобождающихся средств составит 183248,56 тыс. руб. Совокупный эффект, который может получить ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» от инвестирования денежных средств, высвобождающихся в результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, сокращения потерь от инфляции, а также снижения расходов, связанных с привлечением финансовых ресурсов может составить 386777,27 тыс. руб. в год;
- использование метода авансовых платежей в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью организации в настоящее время достаточно выгодно, поскольку ожидаемый годовой экономический эффект в виде высвобождения денежных средств и сокращения величины дебиторской задолженности при переходе ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» на авансовую систему оплаты приобретаемого покупателями топлива составит 140910,9 тыс. руб. Высвободившиеся денежные средства можно инвестировать под 8% годовых и получить дополнительную прибыль в размере 11272,9 тыс. руб.;
- рационально создание резерва по сомнительным долгам в размере 34072 тыс. руб., что позволит снизить платежи по налогу на прибыль и получить дополнительные источники пополнения оборотных средств.
Таким образом, проведение предлагаемых мероприятий позволит не только усовершенствовать систему управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», но и будет способствовать ускорению оборачиваемости средств в расчетах и получению дополнительной прибыли в организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 января 1996 г. (ред. от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ). – Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г. (ред. от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ). – Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 марта 2013 г. (ред. от 13 июля 2015 г. № 249-ФЗ). – Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06 июля 1999 г. № 43н (ред. от 08 ноября 2010 г. № 142н). – Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. № 33н: зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 1999 г. (ред. от 06 апреля 2015 г. № 57н). – Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
- Абрютина, М.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебное пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 265 с.
- Алексеев, К.С. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия / К.С. Алексеев // Справочник экономиста. – 2014. – № 1. – С. 14-25.
- Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=b_sector/rates_cr-fl-r_14.htm. – Банк России. – (Дата обращения: 08.12.2015).
- Брунгильд, С. Управление дебиторской задолженностью: учебное пособие / С. Брунгильд. – М.: АСТ, 2012. – 315 с.
- Бугрименко, А. Как успешно бороться с дебиторской задолженностью / А. Бугрименко // Генеральный директор. – 2015. – № 10. – С. 28-32.
- Вишневская, И. Как управлять задолженностью / И. Вишневская // Бизнес–форум IT. – 2014. – № 3. – С. 14-18.
- Гавриков, М. Особенности управления дебиторской задолженностью в российских компаниях / М. Гавриков // Управление корпоративными финансами. – 2013. – № 3. – С. 34-40.
- Готовчиков, И.Ф. Текущий контроль дебиторской задолженности организации / И.Ф. Готовчиков // Финансовый менеджмент. – 2013. – № 1. – С. 4-11.
- Долгих, И. Кредитный анализ / И. Долгих // Управление корпоративными финансами. – 2013. – № 4. – С. 6-10.
- Информационный онлайн справочник «Финансовый анализ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.financial-analysis.ru. – Финансовый анализ. – (Дата обращения: 10.11.2015).
- Климов, Н.В. Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации / Н.В. Климов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2014. – № 5. – С. 7-10.
- Кован, С.Е. Анализ финансового состояния и структура баланса организаций / С.Е. Кован // Финансовый менеджмент. – 2012. – № 4. – С. 60-67.
- Ковтун, С. Кредитная политика предприятия как основа управления дебиторской задолженностью / С. Ковтун // Управленческий учет и финансы. – 2014. – № 2. – С. 13-17.
- Корсаков, Д. Как оптимизировать дебиторскую задолженность / Д. Корсаков // Генеральный директор. – 2013. – № 10. – С. 5-11.
- Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Н. Крейнина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. – 304 с.
- Кручинецкий, С.М. 10 правил управления дебиторской задолженностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://piter-consult.ru/home/Articles/Simply-about-the-difficult/rules-of-debts-management.html. – Питер-консалт. – (Дата обращения: 05.12.2015).
- Никандрова, Л.К. Понятие и механизмы управления дебиторской задолженностью / Л.К. Никандрова // Бухгалтерский учет в издании и полиграфии. – 2014. – № 8. – С. 15-23.
- Новодворский, В.Д. Факторы укрепления финансового состояния организации / В.Д. Новодворский // Финансы. – 2013. – № 4. – С.4-7.
- Ордин, О.П. Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fd.ru/article/6753.html. – Журнал «Финансовый директор». – (Дата обращения: 06.12.2015).
- Официальный сайт ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.licard.ru/. – ЛУКОЙЛ-Интер-Кард. – (Дата обращения: 19.12.2015).
- Панков, В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния / В.В. Панков // Экономический анализ. – 2013. – № 2. – С. 48-54.
- Покудов, А.В. Как управлять дебиторской задолженностью / А.В. Покудов // Экономический анализ. – 2014. – № 3. – С. 40-45.
- Провкин, Н.Н. Управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kribel.ru/arbitr/004.html. – Крибел-консалт. – (Дата обращения: 06.12.2015).
- Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 566 с.
- Савин, А. Управление дебиторской задолженностью. Рабочие инструменты компаний / А. Савин // Финансовый директор. – 2013. – № 4. – С. 19-24.
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое издание, 2012. – 688 с.
- Семенихин, В.В. Финансовые механизмы укрепления финансового состояния / В.В. Семенихин // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2013. – №4.
- Соколова, Л.С. Финансовое состояние предприятия: оценка и моделирование механизма управления / Л.С. Соколова // Справочник экономиста. – 2015. – № 9. – С. 14-22.
- Соловьева, Е. Управление дебиторской задолженностью коммерческого предприятия как способ снижения кредитного риска / Е. Соловьева // Управление финансовыми рисками. – 2015. – № 2. – С. 17-21.
- Специальная финансовая информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akdi.ru. – Сайт агентства консультаций и деловой информации «Экономика и жизнь». – (Дата обращения: 08.10.2015).
- Справочник по управлению финансами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. Finbook.net. – Справочники. – (Дата обращения: 18.10.2015).
- Телеш, Е.Ю. Управление дебиторской задолженностью. От превентивных мер до взыскания: научное издание / Е.Ю. Телеш. – М.: Издательство Гревцова, 2012. – 158 с.
- Федотова, Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.В. Федотова. – М.: РГОТУПС, 2013. – 141 с.
- Филина, Ф.И. Дебиторская и кредиторская задолженность: острые вопросы налогообложения: методическое пособие / Ф.И. Филина. – М.: ГроссМедиа, 2013. – 286 с.
- Хитров, П. Управление дебиторской задолженностью / П. Хитров // Финансовый директор. – 2014. – № 12. – С. 10-16.
- Читая, Г.О. Методика анализа и построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью на промышленном предприятии / Г.О. Читая // Справочник экономиста. – 2013. – № 11. – С. 15-20.
- Щербина, М. Управление дебиторской задолженностью / М. Щербина // Юрист. – 2015. – № 9. – С. 34-40.
- Юранев, П.О. Управление финансовым состоянием предприятия / П.О. Юранев // Финансовый менеджмент. – 2014. – № 4. – С. 68-75.
- Ягудин, Г.Ш. Оценка эффективности организации финансового менеджмента / Г.Ш. Ягудин // Российское предпринимательство. – 2014. – № 6. – С. 96-105.
- Янов, А.Д. Управление дебиторской задолженностью предприятия / А.Д. Янов // Финансовый менеджмент. – 2015. – № 3. – С. 35-47.