Оценка системы управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»

Дипломная работа по предмету «Экономика»
Информация о работе
  • Тема: Оценка системы управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»
  • Количество скачиваний: 2
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Экономика
  • Количество страниц: 22
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-08-12 18:45:42
  • Размер файла: 191.01 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «ЛУКОЙЛ-ИНТЕР-КАРД»


2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ


Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» (сокращенное наименование – ООО «ЛИКАРД») – это дочерняя компания ПАО «ЛУКОЙЛ», оператор по развитию и эксплуатации системы безналичных расчетов за топливо на АЗС ЛУКОЙЛ с использованием пластиковых карт (приложение А) [25].

История Компании «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» – это история системы «ЛИКАРД» – системы учета отпуска нефтепродуктов по пластиковым картам ОАО «ЛУКОЙЛ».

Система «ЛИКАРД» была создана по инициативе Первого Вице-президента ОАО «ЛУКОЙЛ» С.П. Кукуры и Вице-президента ОАО «ЛУКОЙЛ» В.С. Шарифова и стала успешным примером развития бизнеса от небольшого регионального проекта до крупнейшей межрегиональной и международной системы учета отпуска нефтепродуктов на АЗС.

Исторические этапы развития системы «ЛИКАРД»:

1997 г. – открытие первого регионального подразделения системы «ЛИКАРД» в Волгограде.

1998 г. – запуск системы «ЛИКАРД» в Азербайджане и открытие первого зарубежного представительства в Баку.

1999 г. – основание компании ЛУКОЙЛ-Интер-Кард, взявшей на себя функции управления и развития системы «ЛИКАРД». Базовый продукт компании – топливная карта «ЛУКОЙЛ» – карта для приобретения нефтепродуктов на АЗС юридическими лицами. В состав компании вошли представительства в 13-ти крупнейших городах России. В этом же году система «ЛИКАРД» вышла на первое место в России по количеству АЗС, принимающих к оплате за нефтепродукты топливные карты.

2001 г. – выпущены первые бонусные карты для обслуживания на АЗС физических лиц. Прием карт начинается на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».

2002 г. – запуск системы «ЛИКАРД» на Украине. Открытие представительства в Киеве. Запуск системы «ЛИКАРД» в Белоруссии. Открытие дочернего предприятия компании «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард-Бел» в Минске.

2003 г. – выпущены первые Региональные карты – «ЛИКАРД Литровая» и «ЛИКАРД Эконом», аналог топливной карты «ЛУКОЙЛ» для физических лиц.

2004 г. – топливная карта «ЛУКОЙЛ» принимается более чем на 1600 АЗС на территории России и стран СНГ. Бонусная карта принимается на АЗС более чем в 20 регионах России. Выпущены первые дисконтные карты «ЛИКАРД» – карты для физических лиц, позволяющие приобретать топливо, товары и услуги со скидкой.

2005-2007 гг. – к началу 2007 г. Компания «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» выпустила более 2 миллионов карт. Топливная карта «ЛУКОЙЛ» начала приниматься на территории Финляндии и Молдовы. Дисконтная карта – в Украине и в Белоруссии.

2008 г. – в сентябре была успешно реализована первая фаза проекта «Единая Межрегиональная Европейская Топливная Карта» (ЕМЕК) в Бельгии. Единым оператором по обслуживанию карт LUKOIL Belgium стала компания LICARD Euro Services GmbH.

В ноябре в Клагенфурте, Австрия, была зарегистрирована дочерняя компания LICARD Euro Services GmbH, которая обеспечивает функционирование и развитие системы «ЛИКАРД» за рубежом.
Подписан договор о сотрудничестве между компаниями LICARD Euro Services GmbH и DKV Euro Service, обеспечивший возможность приема топливных карт DKV в системе «ЛИКАРД» в России и за рубежом.

В декабре был обеспечен прием карт DKV на терминалах системы «ЛИКАРД» на сети АЗС «ЛУКОЙЛ» в Польше. Стартовала Программа поощрения клиентов ЛУКОЙЛ.

В течение года была расширена область сотрудничества с компанией Shell в области приема карт euroShell на терминалах системы «ЛИКАРД».
Увеличилась сеть приема топливных карт «ЛУКОЙЛ» в Польше, Румынии, Украине и Беларуси. Общее количество АЗС «ЛУКОЙЛ», оснащенных терминалами системы «ЛИКАРД» за рубежом, к концу года составило 642 станции.

2009 г. – по решению Правления ОАО «ЛУКОЙЛ» в марте в Белграде, Сербия, была зарегистрирована дочерняя компания LICARD Serbia d.o.o. Belgrad, которая обеспечивает функционирование и развитие системы «ЛИКАРД» в Сербии.

В октябре был успешно запущен пилот проекта «Единая Межрегиональная Европейская Топливная Карта» (ЕМЕК) в Чехии.

В течение года увеличилась сеть приема топливных карт DKV на терминалах системы «ЛИКАРД» на сети АЗС «ЛУКОЙЛ» в Польше.

2010 г. – топливная карта «ЛУКОЙЛ» принимается более чем на 3500 АЗС на территории России и за рубежом. В течение года расширена география присутствия Программы поощрения клиентов ЛУКОЙЛ: к ней присоединились Южно-Российский, Уральский и Нижневолжский регионы. В Приволжском и Северо-Западном регионах, а также в соседних государствах – в Турции и в Украине – Программа обрела еще больше сторонников. В июле произошел окончательный переход с дисконтных карт на карты Программы поощрения клиентов ЛУКОЙЛ.

2011 г. – в регионах присутствия Программы поощрения клиентов ЛУКОЙЛ введена новая механика с использованием системы баллов. Введена в эксплуатацию сеть обслуживания международных перевозчиков по картам ЕМЕК, начат процесс модернизации оборудования Системы ЛИКАРД, установленного на АЗС сети обслуживания:

  • внедрение новых технологий по работе и обслуживанию клиентов (он-лайн сервисы, пост-оплата на АЗС, «личный кабинет» и др.);
  • повышение скорости обслуживания банковских карт на АЗС.

2012 г. – внедрена новая технологическая платформа «ЛИКАРД-Процессинг» для обслуживания клиентов по картам на АЗС «ЛУКОЙЛ». К концу года практически на всей территории РФ работа оборудования и обслуживание клиентов были организованы на новой платформе, позволяющей предоставлять сервис на самом высоком техническом уровне, а также вести оперативное сопровождение клиентов в части процессинговой, финансовой, бухгалтерской и маркетинговой отчетности.

С апреля Программа поощрения клиентов ЛУКОЙЛ стала федеральной программой с едиными условиями и возможностями на всей территории РФ. На данный момент Программа поощрений клиентов ЛУКОЙЛ является единственной программой среди аналогов, действующей во всей сети АЗС «ЛУКОЙЛ» на всей территории РФ.

2013 г. – завершен перевод клиентов-юридических лиц на новую учетную систему. Программа поощрения клиентов ЛУКОЙЛ переведена на новую технологическую платформу. В рамках Программы запущен новый ко-бренд проект с Банком «УРАЛСИБ». Портфель продуктов в рамках партнерского проекта с Банком «Петрокоммерц» дополнен новыми картами моментального выпуска. На АЗС «ЛУКОЙЛ» реализован прием карт на базе двух самых популярных бесконтактных технологий – PayPass и PayWave. В регионах оптимизирована сеть представительств компании по обслуживанию клиентов.

2014 г. – компанией был выбран широкий набор программных продуктов Oracle, чтобы вывести клиентское обслуживание на новый уровень и повысить конкурентоспособность с помощью инновационных подходов и решений. Новая система на основе Oracle Siebel CRM позволяет оптимизировать процессы обслуживания клиентов.

В рамках Программы поощрения клиентов ЛУКОЙЛ развернут масштабный ко-бренд проект с компанией «РОСГОССТРАХ». Компания ЛИКАРД занимает все более активную позицию в социально-ответственных проектах – весной на всех станциях АЗС «ЛУКОЙЛ» был реализован совместный с компанией MasterCard проект «Вместе против рака», направленный на поддержку исследований и тех, кто болен раком. В 2014 г. впервые в истории компании ЛУКОЙЛ силами компании ЛИКАРД  и партнеров была проведена акция федерального масштаба для участников Клуба ЛУКОЙЛ – «Полет на ММАрС с ЛУКОЙЛ». Более 1,5 млн. активных членов Клуба ЛУКОЙЛ по всей стране стали участниками акции, каждый третий участник получил призы. Акция подтвердила политику клиентоориентированности компании и позволила вывести взаимоотношения с клиентами АЗС на новый качественный уровень.

На сегодняшний день ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» является лидером на рынке топливных карт России и стран СНГ на протяжении более 18 лет. Сеть обслуживания Общества –  более 3600 АЗС в РФ и за рубежом, оснащенных терминальным оборудованием Системы «ЛИКАРД» для приема Топливных карт «ЛУКОЙЛ» и других карточных продуктов. Из них более 2000 АЗС «ЛУКОЙЛ» и более 400 партнерских АЗС расположено в 65 регионах РФ, а также на территории Белоруссии, Азербайджана, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Бельгии, Болгарии, Румынии, Сербии, Нидерландов. В настоящее время ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» ведутся работы по развитию Системы ЛИКАРД в Молдове, Грузии.

ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» выпущено свыше 800000 топливных карт «ЛУКОЙЛ». Организация имеет около 6 млн. активных участников Программы поощрения клиентов «ЛУКОЙЛ», более 70 тысяч компаний обслуживаются по топливным картам «ЛУКОЙЛ».

ООО «Ликард» предоставляет автовладельцам комплекс сервисных и информационных услуг для учета отпуска топлива на АЗС по пластиковым картам; выстраивает эффективную международную систему взаимоотношений между пользователями топливных карт, предприятиями и партнерскими организациями на базе передовых технологий с целью обеспечения мировых стандартов качества и долгосрочного роста бизнеса.
Мы применяем лучшие системы управления и способствуем распространению передового опыта во всех наших представительствах, филиалах и агентствах.

Направления деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»:

  • удобный и технологичный способ обеспечения топливом и управления расходами на топливо – топливная карта «ЛУКОЙЛ» для юридических лиц, а также гибкая система скидок и привилегий по картам Программы поощрения клиентов ЛУКОЙЛ для физических лиц;
  • современное информационное обслуживание, надежные, качественные, профессиональные услуги процессинга.



2.2 ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ


Для того чтобы лучше понять, от чего зависит и за счет чего финансируется дебиторская задолженность, рассмотрим процесс ее образования в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард».

Общая сумма средств, находящихся в данный момент на счетах дебиторов, определяется двумя факторами:

  • объемом реализации в кредит;
  • средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки.

Как представлено в таблице 2.1, большая часть дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. является краткосрочной, т.е. платежи по которой ожидаются в течение 12-ти месяцев после отчетной даты (или со сроком погашения менее года) (приложение Б).

Состав и структура дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. нестабильны (приложение Б). Если на начало анализируемого периода основной удельный вес в составе дебиторской задолженности сроком погашения до 12-ти месяцев занимала дебиторская задолженность прочих дебиторов – 76,1%, то к концу 2014 г. основной удельный вес составила дебиторская задолженность покупателей и заказчиков – 75,8% (таблица 2.1, рисунок 2.1).

Таблица 2.1 – Состав и структура дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Виды дебиторской задолженности

31.12.2012 г.

31.12.2013 г.

31.12.2014 г.

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Дебиторская задолженность сроком погашения до 12-ти месяцев, в т.ч.:

1725608

100,0

1906047

100,0

1851576

100,0

покупатели и заказчики

404315

23,4

971653

51,0

1402916

75,8

авансы выданные

8264

0,5

304744

16,0

164665

8,9

прочие дебиторы

1313029

76,1

629650

33,0

283995

15,3

Дебиторская задолженность сроком погашения свыше 12-ти месяцев, в т.ч.:

0

0

4513

100,0

0

0

авансы выданные

0

0

4513

100,0

0

0


Рисунок 2.1 – Структура дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг., %

Как свидетельствуют данные таблицы 2.1, дебиторская задолженность сроком погашения свыше 12-ти месяцев наблюдается у ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» только по состоянию на конец 2013 г. в сумме 4513 тыс. руб. Она на 100% представлена авансами выданными.

В 2013 г. наблюдается рост дебиторской задолженности сроком погашения до 12-ти месяцев ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» на 180439 тыс. руб. или на 10,5%, тогда как в 2014 г. ее размер сократился на 54471 тыс. руб. или на 2,9% (таблица 2.2, рисунок 2.2).

Таблица 2.2 – Динамика дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Показатель

На конец периода, тыс. руб.

Изменение

2013 / 2012 (+;-)

Изменение 2014 / 2013 (+;-)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Дебиторская задолженность сроком погашения до 12-ти месяцев, в т.ч.:

1725608

1906047

1851576

180439

10,5

-54471

-2,9

покупатели и заказчики

404315

971653

1402916

567338

140,3

431263

44,4

авансы выданные

8264

304744

164665

296480

3587,6

-140079

-46,0

прочие дебиторы

1313029

629650

283995

-683379

-52,0

-345655

-54,9

Дебиторская задолженность сроком погашения свыше 12-ти месяцев, в т.ч.:

0

4513

0

4513

100

-4513

-100

авансы выданные

0

4513

0

4513

100

-4513

-100


При этом дебиторская задолженность покупателей и заказчиков стабильно растет: на 567338 тыс. руб. или на 140,3% в 2013 г. и на 431263 тыс. руб. или на 44,4% в 2014 г., а дебиторская задолженность прочих дебиторов, напротив, сокращается: на 683379 тыс. руб. или на 52,0% в 2013 г. и на 345655 тыс. руб. или на 54,9% в 2014 г.

Рисунок 2.2 – Динамика дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг., тыс. руб.

Далее сравним показатели дебиторской задолженности и выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. (таблица 2.3) (приложения Б-Д).

Таблица 2.3 – Динамика дебиторской задолженности и выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Показатель

За период, тыс. руб.

Изменение

2013 / 2012 (+;-)

Изменение 2014 / 2013 (+;-)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

абсол.

относ.

абсол.

отн.

Дебиторская задолженность (средняя за период), тыс. руб.

1755410

1815827,5

1878811,5

60417,5

3,4

62984

3,5

Выручка, тыс. руб.

2219442

46765949

81411482

44546507

2007,1

34645533

74,1

Соотношение выручки и дебиторской задолженности

1,26

25,75

43,33

24,5

1937,0

17,6

68,2


Как представлено в таблице 2.3, выручка исследуемой организации характеризуется более значительным ростом объемов на протяжении всего исследуемого периода по сравнению с ростом размера дебиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард». В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что выручка Общества многократно превышает величину его дебиторской задолженности в 2013-2014 гг. Так, в 2013 г. выручка организации в 25,75 раза превышает размер ее дебиторской задолженности, а в 2014 г. – уже в 43,44 раза.

Проведем анализ и дадим оценку соотношения дебиторской задолженности и оборотных активов ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Оценка соотношения дебиторской задолженности с показателями выручки и оборотных активов ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Показатели

Период

Изменение (+;-)

2013 г.

2014 г.

абсол.

относ.

  1. Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

1815828

1878811,5

62984

3,5

  1. Средняя величина оборотных активов, тыс. руб.

4955573

4720508,5

-235064

-4,7

  1. Выручка, тыс. руб.

46765949

81411482

34645533

74,1

  1. Отношение дебиторской задолженности к объему выручки, %

3,9

2,3

-1,6

-40,6

  1. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %

36,6

39,8

3,2

8,6


Как свидетельствуют данные таблицы 2.4, дебиторская задолженность ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. занимает достаточно высокий удельный вес в структуре его оборотных активов: 36,6% – в 2013 г. и 39,8% – в 2014 г. При этом удельный вес дебиторской задолженности в выручке организации в 2013 г. составляет 3,9%, а в 2014 г. – 2,3%.

Высокий удельный вес дебиторской задолженности в структуре оборотных активов ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. свидетельствует о том, что иммобилизация денежных средств из оборота является для организации существенной. Этот факт важен еще и по причине того, что в случае привлечения заемных средств, таких как банковские кредиты, цена капитала, после оценки ликвидности организации банками, значительно увеличивается. Это приводит к увеличению стоимости содержания дебиторской задолженности.

Далее следует провести анализ и дать оценку эффективности формирования дебиторской задолженности в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард». Сделать это можно на основе расчета показателей деловой активности организации.



2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений. Увеличение статей дебиторской задолженности может быть обусловлено следующим:

  • неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям;
  • неразборчивым выбором партнеров;
  • наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей;
  • слишком высокими темпами наращивания объема продаж;
  • трудностями в реализации продукции.

Анализ состава, структуры и оборачиваемости дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:

  • определение объема дебиторской задолженности и его динамики в предшествующий период;
  • определение срока оплаты счетов дебиторов;
  • взвешенное «старение» счетов дебиторов;
  •        оценка реального состояния дебиторской задолженности.

В первой фазе анализа оценивается объем дебиторской задолженности рассматриваемой организации, дебиторская задолженность по отношению к оборотным активам.

Во второй фазе анализа дается оценка оборачиваемости и качества дебиторской задолженности по следующей совокупности параметров:

  • оборот дебиторской задолженности и средний срок оплаты счетов дебиторов (средний период инкассации);
  • взвешенное «старение» счетов дебиторов;
  • коэффициент просроченной дебиторской задолженности;
  • прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности.

Средний период инкассации дебиторской задолженности определяется делением дебиторской задолженности на сумму однодневного оборота по реализации услуг. Зная средний период инкассации дебиторской задолженности, можно осуществлять планирование поступлений денежных средств за оказанные услуги. Можно сказать, что оказав услугу сегодня, можно ожидать оплату через рассчитанное количество дней.

Из данных таблицы 2.5 видно, что дебиторская задолженность ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» возросла на 3,5% в 2014 г. по сравнению с 2013 г., однако при этом наблюдается увеличение кредиторской задолженности организации на 4,7% (с 4389157,5 тыс. руб. в 2013 г. до 4597484 тыс. руб. в 2014 г.). При этом кредиторская задолженность организации приблизительно в 2,4 раза превышает ее дебиторскую задолженность в анализируемом периоде.

Таблица 2.5 – Показатели, характеризующие эффективность формирования дебиторской и кредиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Показатели

Период

Изменение (+;-)

2013 г.

2014 г.

абсол.

относ.

Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

1815827,5

1878811,5

62984

3,5

Выручка, тыс. руб.

46765949

81411482

34645533

74,1


Продолжение таблицы 2.5

Показатели

Период

Изменение (+;-)

2013 г.

2014 г.

абсол.

относ.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

45569808

80315444

34745636

76,2

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

25,8

43,3

17,6

68,2

Средний период инкассации дебиторской задолженности, дн.

14

8

-6

-40,6

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

4389157,5

4597484

208326,5

4,7

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

10,4

17,5

7,1

68,3

Средний период инкассации кредиторской задолженности, дн.

35

21

-14

-40,6

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

2,417

2,447

0,0

-1,2


Увеличение размера выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг. более быстрыми темпами по сравнению с увеличением дебиторской задолженности повлекло за собой сокращение среднего периода инкассации дебиторской задолженности с 14 дн. в 2013 г. до 8 дн. в 2014 г., то есть на 40,6%. Такая тенденция является позитивной динамикой, характеризующей повышение эффективности управления дебиторской задолженностью Общества.

Период оборачиваемости кредиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» сокращается с 35 дн. в 2013 г. до 21 дн. в 2014 г. или на 40,6%. Следует обратить внимание на то, что период инкассации дебиторской задолженности Общества в 2013-2014 гг. короче периода инкассации кредиторской задолженности приблизительно в 3 раза. Это также свидетельствует об эффективности функционирования системы управления дебиторской задолженностью в организации.

На рисунке 2.3 наглядно представлены показатели, характеризующие эффективность формирования дебиторской и кредиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Рисунок 2.3 – Динамика периода оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в 2013-2014 гг.

Подобная ситуация характеризует работу с дебиторами в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» как достаточно эффективную. В связи с вышеизложенным, опираясь на результаты проведенного анализа, исследуем систему управления дебиторской задолженностью в Обществе.



2.4 ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИИ


Работа по сбору денежных средств и истребованию дебиторской задолженности в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» является непрерывным и цикличным процессом. Непрерывность такой работы обеспечивается путем формирования из программного комплекса (базы данных) дважды в месяц Реестра дебиторов – списка Клиентов с указанием суммы их дебиторской задолженности, в отношении которых на текущий рабочий день Ответственному исполнителю, иным субъектам работы по сбору денежных средств необходимо выполнить то или иное действие (задание), в зависимости от категории Клиента и  глубины дебиторской задолженности (применить тот или иной инструмент взыскания дебиторской задолженности).

После применения в отношении определенного Клиента инструмента взыскания дебиторской задолженности выдерживается некоторый временной период, называемый Периодом ожидания оплаты. По истечению этого периода Клиент либо вновь попадает в Реестр дебиторов для применения в отношении него следующего инструмента взыскания, либо, в случае оплаты, цикл по работе с дебиторской задолженностью этого Клиента заканчивается до появления дебиторской задолженности от последующих начислений, т.е. до начала следующего цикла работы по дебиторской задолженности этого Клиента.

Набор инструментов взыскания дебиторской задолженности (это комплекс мероприятий (организационных, технических, юридических), выполняемых Обществом с целью снижения дебиторской задолженности Клиента в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и с учетом принципа разумного соотношения затрат на выполнение таких мероприятий с величиной дебиторской задолженности), применяемый к определенному Клиенту, зависит от его категории, уровня дебиторской задолженности.

Выделим основные этапы работы ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» по истребованию дебиторской задолженности:

1. Автодозвон  автоматизированная система оповещения клиентов о возникшей дебиторской задолженности посредством телефонной связи. При использовании данного инструмента сотрудники подразделений, заключающих договор, ответственные исполнители проводят на постоянной основе работу по получению номеров мобильных телефонов руководителей, главного бухгалтера, номеров телефонов индивидуальных предпринимателей.

Период ожидания оплаты после применения в отношении Клиента настоящего инструмента взыскания дебиторской задолженности составляет 3 дня с даты дозвона.

2. Подготовка и рассылка информационных писем  Клиентам, в отношении которых имеются все основания полагать, что ими не будет осуществлена оплата приобретенного топлива за текущий месяц, ответственным исполнителем осуществляется направление информационных писем о необходимости оплаты топлива на основании требований действующего законодательства. Направление информационных писем совмещается с направлением счетов на оплату топлива в следующем или текущем расчетном периоде. Рассылка может осуществляться электронной почтой (электронное информационное письмо), факсом, через агента.

Периодом ожидания оплаты после применения в отношении Клиента настоящего инструмента взыскания дебиторской задолженности является дата исполнения обязательств по оплате топлива.

3. Уведомление об ограничении, ввод ограничений потребления топлива – в отношении Клиентов, ненадлежащим образом исполняющих обязательства по оплате топлива, и по которым примененные инструменты, указанные в п. 1-2, не принесли необходимых результатов, либо они не применялись в виду нецелесообразности, применяется инструмент «уведомление об ограничении, ввод ограничений потребления топлива».

В случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что Клиент будет уклоняться от получения уведомления об ограничении, ответственные исполнители предпринимают специальные меры по обеспечению вручения уведомлений, к каковым относятся:

  • направление уведомления заказным письмом от имени иной организации или физического лица;
  • выезд с целью вручения уведомления руководителю Клиента в адрес фактического его места нахождения, не совпадающего с местом нахождения  Клиента, указанного в договоре;
  • зачитывание текста уведомления в присутствии двух незаинтересованных лиц, которые расписываются в уведомлении, подтверждая факт доведения содержащейся в нем информации до сведения Клиента;
  • вручение уведомления с использованием видеозаписи, фиксирующей факт надлежащего вручения уведомления.

Период ожидания оплаты после ввода полного ограничения составляет 5 дней.

Кроме того, в системе «ЛИКАРД-Процессинг» предусмотрена автоматическая блокировка Клиента при достижении определенного порога: выборка кредитного лимита либо окончание срока оплаты по выставленным счетам.

4. Исковая работа (принудительное взыскание дебиторской задолженности) – мероприятия, направленные на судебную защиту прав и законных интересов Общества, связанную со своевременным погашением или взысканием дебиторской задолженности.

В работе с бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 13.07.2015) предусмотрены пени и штрафы за просрочку оплаты [3].

5. Уступка (продажа) дебиторской задолженности – в рамках данного этапа Ответственные исполнители и Ответственные руководители осуществляют поиск и привлечение заинтересованных третьих лиц (организаций) для заключения договоров (соглашений) по уступке (продаже) дебиторской задолженности. Далее проводятся переговоры с Клиентами с целью заключения договоров (соглашений) об уступке (продаже) дебиторской задолженности. По результатам проведенных переговоров согласуются и заключаются договоры (соглашения) об уступке (продаже) дебиторской задолженности.

6.  Формирование резерва по сомнительным долгам и списание дебиторской задолженности.

В целях контроля над величиной дебиторской задолженности в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» разработана Региональная тарифная программа, в соответствии с которой устанавливается стоимость одного литра топлива в зависимости от периода и объема его приобретения:

  1. Цена Товаров ТРК, приобретаемых у Исполнителя и получаемых Клиентом в Торговых точках категории А в период с 01.04.2015 г. по 30.04.2015 г., устанавливается Исполнителем исходя из объема Товаров ТРК, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц и подкатегории торговой точки, включает НДС 18% и снижается на определенный процент, информация о размере которого представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Размер скидки с цены 1 литра товаров, реализуемых ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» (с учетом НДС 18%) в период с 01.04.2015 г. по 30.04.2015 г.

Объем товаров, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц

Размер скидки с цены 1 литра товаров, %

Подкатегория СЗНП

Подкатегория НВНП

Подкатегория ЮНП

Подкатегория ВНП

Подкатегория УНП

Подкатегория ЧЗНП

Подкатегория ПНП

Подкатегория ЦНП

До 3000,99 л

1,0

0,0

1,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3001-6000,99 л

1,0

2,0

2,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6001-30000,9 л

2,5

2,5

3,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

30001-80000,99 л

3,0

3,0

3,5

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

80001-200000,99 л

3,5

3,5

3,7

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

200001-400000,99 л

3,5

3,5

3,7

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

свыше 400001 л

3,9

3,5

3,9

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5


  1. Цена Товаров ТРК, приобретаемых у Исполнителя и получаемых Клиентом в Торговых точках категории А в период с 01.05.2015 г. по 31.12.2015 г., устанавливается Исполнителем исходя из объема Товаров ТРК, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц и подкатегории торговой точки, включает НДС 18% и снижается на определенный процент, информация о размере которого представлена в таблице 2.7.

Как видно из данных таблицы 2.7, условия предоставления скидки меняются в зависимости от сезона приобретения топлива, объема потребления топлива и категории клиента.

Таблица 2.7 – Размер скидки с цены 1 литра товаров, реализуемых ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» (с учетом НДС 18%) в период с 01.05.2015 г. по 31.12.2015 г.

Объем товаров, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц

Размер скидки с цены 1 литра товаров, %

Подкатегория СЗНП

Подкатегория НВНП

Подкатегория ЮНП

Подкатегория ВНП

Подкатегория УНП

Подкатегория ЧЗНП

Подкатегория ПНП

Подкатегория ЦНП

До 3000,99 л

1,0

0,0

1,0

0,0

1,0

1,0

0,0

0,0

3001-6000,99 л

1,0

2,0

2,0

2,0

1,0

1,0

0,0

0,0

6001-30000,9 л

2,5

2,5

3,0

3,0

2,0

3,0

1,0

1,0

30001-80000,99 л

3,0

3,0

3,5

3,0

2,5

3,5

2,0

2,0

80001-200000,99 л

3,5

3,5

3,7

3,5

3,0

3,7

3,0

3,0

200001-400000,99 л

3,5

3,5

3,7

3,9

3,5

3,7

3,5

3,5

свыше 400001 л

3,9

3,5

3,9

3,9

3,9

3,9

3,5

3,5


  1. Для категории перевозчиков цена дизельного топлива, приобретаемого у Исполнителя и получаемого Клиентом в Торговых точках категории А подкатегории «Транзит» в отчетном месяце, устанавливается Исполнителем исходя из объема Товаров ТРК, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц, включает НДС 18% и снижается на определенный процент, информация о размере которого представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Размер скидки с цены 1 литра дизельного топлива, реализуемых ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» (с учетом НДС 18%)

Объем Товаров, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц

Размер скидки с цены 1 литра товаров, %

До 3000,99 л

1

3001-6000,99 л

4,5

6001-30000,9 л

5

30001-80000,99 л

5,5

80001-200000,99 л

6

200001-400000,99 л

6,5

свыше 400001 л

6,9


  1. В период с 01.05.2015 г. по 31.12.2015 г. цена Товаров ТРК, приобретаемых у Исполнителя и получаемых Клиентом в Торговых точках категории В подкатегории УНП в отчетном месяце, устанавливается Исполнителем исходя из объема Товаров ТРК, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц, включает НДС 18% и снижается на определенный процент, информация о размере которого представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Размер скидки с цены 1 литра товаров категории В подкатегории УНП, реализуемых ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» (с учетом НДС 18%)

Объем Товаров ТРК, приобретенных Клиентом у Исполнителя за отчетный месяц

Размер скидки с цены 1 литра товаров, %

До 3000,99 л

0,0

3001-6000,99 л

1,0

6001-30000,9 л

2,0

30001-80000,99 л

2,0

80001-200000,99 л

2,5

200001-400000,99 л

2,9

свыше 400001 л

2,9

 

Кроме того, в зависимости от типа клиента – держателя топливной карты «ЛУКОЙЛ» – ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» предлагает следующие условия приобретения топлива (таблица 2.10).

Таблица 2.10 – Условия приобретения топлива по типам клиентов ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»

Показатели

Тип клиента

Золотой

Платиновый

VIP

VIP+

Объем потребления,

литров в месяц

от 30001

до 100000

от 100001
 до 200000

от 200001

до 400000

Свыше

400000

Размер скидки на топливо
 от цены стелы на АЗС ЛУКОЙЛ, %

2

3

3,5

3,5

Цена сервисных услуг

Предоплата

1

1

0,5 – 1,0

Отсрочка
платежа

2

2


Продолжение таблицы 2.10

Показатели

Тип клиента

Золотой

Платиновый

VIP

VIP+

Размер скидки от цены стелы
на дизельное топливо на выделенной  сети
АЗС ЛУКОЙЛ  «ЛИКАРД-Транзит»

3,5

4,0

6,0

6,5


Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что система управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» достаточно эффективна. Тем не менее, следует обратить внимание на существенный рост дебиторской задолженности покупателей и заказчиков – более чем в 3,5 раза за 2013-2014 гг. В целях налаживания системы контроля за величиной дебиторской задолженности Общества рекомендуется оценить выгодность предоставляемых ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» скидок и разработать рекомендации по совершенствованию кредитной политики организации.