Государственное регулирование дифференциации доходов

Дипломная работа по предмету «Экономика»
Информация о работе
  • Тема: Государственное регулирование дифференциации доходов
  • Количество скачиваний: 1
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Экономика
  • Количество страниц: 7
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2020-03-08 04:36:04
  • Размер файла: 52.03 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Неравенство в России, как везде в мире, проявляется в первую очередь как политическая проблема. Люди признаются социологам, что не любят богатых, и на последних думских выборах большинство избирателей проголосовало именно за те партии, которые выступали за перераспределение от богатых к бедным, а это никак не ведет к сплоченности общества. Дифференциация доходов населения в России является одним из наиболее сильных и постоянно действующих факторов дестабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Бесспорно, рыночная экономика, неизбежно, связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Для устранения нарастающей дифференциации доходов требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом. Социальная политика, которая на начальных этапах формирования имела целью неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования, сегодня сосредотачивается на профилактике и совершенствовании экономической системы. Значительное место в социальной политике занимает  перераспределение доходов.

Социальная модель, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.), это результат, с одной стороны, влияния комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а также традиций), специфичных для каждой страны, а с другой осознанного выбора.  Исследования, касающиеся  концепции социального государства, социальной доктрины Российской Федерации (РФ), концепции совершенствования системы социального страхования и качества жизни носят пока «поисковый характер».

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий. Формы государственного регулирования основываются на материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизованно через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

Структура механизма государственного регулирования доходов населения может быть представлена в виде схемы, изображенной на рисунке 21.

Рисунок 2 Структура механизма государственного регулирования доходов населения


Рассмотрим влияние инструментов регулирования на формирование доходов.

Первичное распределение. Одним из важных вопросов социально-экономической жизни индустриального и постиндустриального обществ является вопрос о методах и формах регулирования заработной платы наемного персонала.

Экономические преобразования последних лет в Российской Федерации привели к принципиальным изменениям в социально-трудовых отношениях и в сфере заработной платы. Воздействие государственных органов на социально-трудовые отношения существенно ослабло, прекратило свое существование централизованное административное регулирование оплаты труда. Во внебюджетном секторе экономики решение основных вопросов оплаты труда формирование средств, направляемых на выплату заработной платы, распределение этих средств между работниками, применение систем материального стимулирования передано на уровень предприятий.

В ходе экономических реформ появились и развиваются новые формы денежных доходов населения средства, получаемые от предпринимательской деятельности, собственности, участия в прибылях организаций. Однако ведущую роль для большинства россиян продолжает играть вознаграждение за труд. Доходы, получаемые в результате трудовой деятельности, являются основой для удовлетворения жизненных потребностей 51 млн. чел., работающих на предприятиях и в организациях народного хозяйства.

Государственное воздействие на заработную плату осуществляется через установление минимального размера оплаты труда, обязательного для работников предприятий и организаций всех форм собственности, и регулирование уровня оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетных источников.

Минимальная заработная плата официально устанавливаемый государством в законодательном порядке гарантированный минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих. Значение МЗП не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. МЗП используется для исчисления размеров налогов, платежей, штрафов. К МЗП привязывается и вилка подоходного налога с физических лиц2.

Основной целью установления минимальной заработной платы, как это определено в Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 131 (1970 г.) «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» и в одноименной Рекомендации МОТ № 135, должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. Конвенция № 131 до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией, хотя действующее законодательство в стране по данному вопросу не противоречит Конвенции и Рекомендации МОТ.

По данным МОТ, минимальная заработная плата (МЗП) применяется как один из инструментов социально-экономической политики более чем в 100 странах мира. Критериями для установления минимальной заработной платы являются:

  • прожиточный минимум работника и его семьи;
  • соотношение со средней заработной платой в стране;
  • возмещение потерь от инфляции;
  • уровень производительности труда;
  • размер душевого дохода в стране;
  • уровень безработицы среди работников низкой квалификации;
  • размеры социальных пособий, в том числе пенсий.

Минимальная заработная плата может устанавливаться как на региональном, так и на национальном уровне, в зависимости от особенностей законодательства и различий в уровнях цен по разным регионам страны.

Минимальная заработная плата, законодательно устанавливаемая ниже прожиточного минимума, вносит существенные деформации в функционирование рынка труда, создает возможности для искусственного занижения официального заработка и уплачиваемых налогов, дестимулирует технологическое развитие, что приводит к потерям бюджетов всех уровней, увеличивает число претендентов на социальную помощь.

Еще одним государственным инструментом распределения доходов является индексация доходов населения. Индексация доходов населения в первую очередь направлена на защиту заработной платы и других видов дохода от инфляционного повышения цен.

Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары и индекс цен на платные услуги населению. Они  рассчитываются нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных. Необходимые данные получаются  в результате наблюдений за изменением розничных цен в торговле и сфере услуг на основе фактически  сложившегося уровня потребления за предыдущий  год по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг (без учета товаров и услуг необязательного пользования).

Перераспределение.

Одним из основных инструментов перераспределения доходов населения является налогообложение. Сегодня в мире существует и применяется 3 шкалы налогообложения3:

  • прогрессивная ставка налога увеличивается по мере возрастания дохода;
  • пропорциональная (плоская) ставка налога устанавливается на определенной отметке и не зависит от размера дохода индивида; именно такая шкала налогообложения применяется сегодня в РФ.
  • регрессивная ставка налога снижается по мере увеличения дохода индивида.

Очевидно, что прогрессивная шкала налогообложения способствует снижению дифференциации доходов в обществе, в то время как плоская и, тем более, регрессивная модели лишь усиливают ее, ведя к еще большей поляризации доходов. Выбор правильной шкалы налогообложения очень важен для эффективного проведения политики перераспределения. Как правило, в развитых странах применяется регрессивная шкала налогообложения, что способствует сглаживанию располагаемых доходов населения. В России сегодня правительство мотивирует использование плоской шкалы налогообложения незрелостью системы и отсутствием сложившейся культуры уплаты налогов населением, что является весьма спорным вопросом. Введение прогрессивной шкалы налогообложения в перспективе может привести к снижению неравенства в стране, стабилизации социальной обстановки и появлению ощутимой прослойки среднего класса.

Трансфертные платежи. Вторым инструментом перераспределения доходов служат трансфертные платежи в виде пособий, которые выплачиваются малообеспеченным группам. Прогрессивное налогообложение, сокращая доходы высокодоходных групп населения, само по себе не оказывает влияния на материальное положение малодоходных. Поэтому оно должно сочетаться с трансфертными выплатами.

Типология трансфертных выплат может быть представлена следующей схемой4:


Рисунок 3 Типология трансфертных выплат


В случае с выплатами по социальному страхованию размер выплат зависит от вклада работника, сделанного в течение трудовой карьеры (например, размер пенсии или пособия по безработице зависит от прежнего размера зарплаты и (или) трудового стажа).

Наоборот, размер пособие по социальной помощи не зависит от трудовых усилий.

Категориальнoe пособие выплачивается на основе принадлежности реципиента к той или иной социально-демографической группе (мать-одиночка, семьи с детьми и т.п.).

Пособие с оценкой нуждаемости выплачивается на основании нуждаемости (подтвержденной заявителем).

Оба типа пособий по социальной помощи имеют свои преимущества и недостатки. Они отражены в таблице 3.        


Таблица 3 Достоинства и недостатки  типов трансфертов

Тип трансферта

Достоинства

Недостатки

Категориальный

Простота в определении получателей, ниже административные расходы

Высока вероятность нецелевого расходования средств

С проверкой нуждаемости

Ниже вероятность нецелевого расходования средств

Труднее определить получателей, возникают проблемы оценки дохода, дороже административные процедуры


Конечное распределение. Социальные трансферты в натуральной форме. Натуральные трансферты имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Главный недостаток заключается в потере эффективности из-за того, что оценка натуральных трансфертов получателем ниже, чем их фактическая денежная стоимость. Потребитель лишается свободы выбора между различными благами, которую он имеет при денежном трансферте. Кроме того, принципы предоставления трансфертных платежей в России, как правило, никак не связаны с уровнем обеспеченности. Низкие доходы не являются основанием предоставления абсолютного большинства социальных трансфертов. В результате эти трансферты предоставляются не нуждающимся, а «категориям».

Однако заметим, что по Конституции РФ (статья 7) Россия объявлена социальным государством. Отечественные ученые категорию  «социального государства» или «государства всеобщего благосостояния» определяют с позиции справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества, а понятие «социальное государство» рассматривают как «правовое демократичное государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержания неимущих и малоимущих слоев населения».

К устоявшимся характеристикам социальной модели государства относятся5:

  • высокие расходы общества на заработную плату (4060 % ВВП);
  • сбалансированные системы доходов населения, которые позволяют предупреждать высокую их дифференциацию (не более 1 к 10 раз по крайним децильным группам);
  • развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 2025 % ВВП;
  • существенная доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (79 % ВВП) и образование (46 % ВВП).

В заключение стоит отметить, что проведение грамотной государственной политики в области распределения доходов является одним из ключевых направлений на пути создания сбалансированного, социально стабильного государства с высокими перспективами развития. Выбор неверной политики способен привести к застойным явлениям или даже деградации в экономике и социуме.



1Стукаленко Е. А. Государственное регулирование доходов населения / Качество жизни населения в России и ее регионах: кол. монография / под ред. С. В. Кущенко, Г. П. Литвинцевой, Л. А. Осьмук. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. С. 71 94.

2Энциклопедический словарь экономики и права.URL: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/]

3Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учеб. для вузов / Европейская комиссия ЕС (Tacis). М.: ГУ ВШЭ, 2000. - с. 142-149

4 М.Г. Колосницина. Учебный курс: Государственное регулирование рынка труда. URL: [http://economics.hse.ru/39671/gosreg/razdel3]

5В.Д. Роик. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России. Официалъный сайт Бюджетной системы Российской Федерации.

URL: [http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2006/vestniksf294-6/vestniksf294-6130.htm]