СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ 6
1.1. Налоги в экономической системе общества. Виды налогов и их классификация 6
1.2. Организация налогообложения и его учета 25
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 40
2.1. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость 40
2.2. Учет расчетов по налогу на прибыль организаций 47
2.3. Учет расчетов по прочим налогам 60
2.4. Направления совершенствования учета расчетов с бюджетом 64
3. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ 83
3.1. Роль анализа, его задачи и информационные источники 83
3.2. Анализ расчетов с бюджетом 87
3.3.Направления оптимизации налоговой нагрузки по результатам анализа 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование бюджета государства, преследует реализацию государственных функций, среди которых выделяется социальная функция. В бюджетном процессе можно выделить два основных момента: формирование и расходование бюджета. Во все времена для первого использовался налоговый метод, т. к. сбор налогов является единственным гарантом обеспечения деятельности государственного аппарата, отвечающего за определение целей и целевое использование бюджета.
Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства Российской Федерации. За несвоевременные и неправильные исчисление и уплату налогов руководство организации несет административную и уголовную ответственность.
Актуальность темы данной работы обусловлена важностью и необходимостью обеспечения правильных и своевременных расчетов с бюджетом по налогам и сборам, плательщиком которых предприятие является.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета расчетов с бюджетом, проведение анализа, разработка рекомендаций на их основе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотрение основ организации учета расчетов с бюджетом, в том числе налогов в экономической системе общества, видов налогов и их классификации; а также организации налогообложения и его учета;
- описание учета расчетов с бюджетом и определение путей его совершенствования, в том числе: расчетов по налогу на добавленную стоимость; расчетов по налогу на прибыль организаций; расчетов по прочим налогам;
- определение роли, задач и информационных источников анализа расчетов с бюджетом; его проведение и выработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки по результатам анализа.
Предмет исследования данной работы - существующие подходы к организации учета расчетов с бюджетом.
Объект наблюдения данной работы - действующая система учета расчетов с бюджетом в ООО «Компания «ЭКА». Организация занимается розничной и оптовой торговлей строительными материалами, применяет общий режим налогообложения.
Методы исследования курсовой работы: метод анализа и сравнения.
Период исследования курсовой работы 2012-2014 гг.
Многообразие подходов авторов по широкому кругу вопросов, охватывающих различные аспекты теории и практики экономического анализа, затронуто в научно-исследовательских работах известных отечественных ученых: В.И. Бариленко, Н.В. Войтоловского, А.И. Гинзбург, Л.В. Донцовой, О.В. Ефимовой, Н.Д. Ильенковой, В.В. Ковалева, Н.А. Никифоровой, Н.С. Пласковой, А.Д. Шеремета и др. Однако следует отметить, что ни один из авторов не уделял значительного внимания вопросам налогового анализа деятельности организаций.
Отдельные вопросы налогового анализа исследованы в трудах ряда отечественных ученых: Н.В. Бухадеевой, Н.В. Воскресенской, А.П. Гофтман, Т.Н. Гущиной, Е.Г. Дедковой, Е.Ю. Золочевской, И.А. Ивановой, Т.И. Кришталевой, Т.В. Куликовой, Л.Ю. Ларичева, П.В. Малахова, Е.В. Чипуренко и др. В большинстве из этих исследований изложены отдельные теоретические аспекты, затрагивающие налоговый анализ, и методические подходы по отдельным его направлениям, не учитывающие отраслевую специфику организаций.
Работа основана на фундаментальных положениях, научно - методологических подходах, работах российских и зарубежных ученых в области экономического анализа, налогообложения, налогового учета и налогового анализа.
Данная работа подготовлена на основе привлечения материалов Федеральной службы государственной статистики, бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, нормативно-правовых актов, материалов информационных агентств и служб, официальных периодических изданий, а также электронных ресурсов сети Интернет, справочной информационной системы «КонсультантПлюс», материалов международных организаций и др
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы, период исследования.
Глава первая посвящена основам организации учета расчетов с бюджетом.
Во второй главе раскрывается учет расчетов с бюджетом, определяются пути его совершенствования.
Глава третья посвящена анализу расчетов с бюджетом.
В заключении выводы предложения направленные о оптими налоговой нагрузки по результатам анализа.
Об݅ъе݅м работы составляет 124 страницы печатного текста. Он݅а включает 17 та݅бл݅иц, 7 рисунков, 5 приложений и список использованных ис݅то݅чн݅ик݅ов в ко݅ли݅че݅ст݅ве 12݅0 наименований.
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
1.1. Налоги в экономической системе общества. Виды налогов и их классификация
Налог не начальной формой денежных средств с До введения существовало много поступлений в 1
- с
- - государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы);
- регалии - промысловые источники дохода монопольного характера (казенные железная таможенная, монетная другие
- пошлины с вывоза и ввоза.
Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики. Налоговая система появилась c возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества A. Смит выразил следующим образом (1755 г.)2: «Для того чтобы поднять государство c самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Трудность природы налога c тем, его следует как многоаспектное Например, Т. Юткинаi предлагает рассматривать налог качестве философской, эконо правовой, финансово-распределительной фискальной категорий. ученые часто налог как и правовую кате Используя системный к процессу налогами, целесообразно его как объективных стоимостных отношений, взаимодействующую другими разноплановыми системами (аспектами).
Управляя финансами и учитывая особенности, присущие процессу налогообложения в целом (его предмет и метод, обширная и часто меняющаяся правовая база, принудительный характер налогов, регулярность, жесткая система за правонарушения), отобразить налогообложения виде В общем эта M концептуальные налогообложения.состоит ряда и компонентов теоретического, и характераii:
М {pi, sc, si, op, ss}, (1)
где pi- участников отношений;
ot - иерархия целей налогообложения;
- понятийный аппарат (элементы налога);
bc - базовые налогообложения;
- научно практический
- функции
op - организация налоговой системы;
pp - налогового
- обеспечивающие подсистемы менеджмента.
налогообложения проявляется рассмотрении целей си налогообложения и ее участников.
Участниками в налоговой являются: налоговые орга налогоплательщики, налоговые и др. интересы всех далеко не совпадают.
целом система налогообложения должна3:
- обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;
- воздействовать посредством регулирующей функции нa развитие экономики целом, и производства;
- обеспечить социальной перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.
При этом действия налогоплательщика характеризуются: осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием необходимости налогов; активными целенаправленными на снижение платежей; волевыми связанными осознанием рисков нарушении
налогоплательщика отчисления бюджет, разу вызывает реакцию со государства. этой ситуа действия органов характеризуются4: действиями, на своих интересов, доходной бюджета; действиями, на уклонению уплаты на случаев « экономии»; связанными применением ответственности нарушение о и В таблице 1 представлены теории налогов, со с веков до настоящего состав модели разнообразные характеризующие во-первых, научное и, как деятельность, c методов приемов менеджмента.
Таблица 1 - Общие теории налогообложения5
Название |
Основатели |
Характеристика |
Теория обмена |
Характеризуется возмездным характером налогообложения, т. e. через налог граждане как бы покупают y государства услуги пo поддержанию правопорядка, здравоохранению и дp. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя c господством договорных отношений. |
|
Атомистическая теория |
C. де Вoбaн, Ш. Мoнтeскьe, Вoльтeр, Миpабo |
Разновидность предыдущей теории. Здесь налог - результат договора между сторонами, пo которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества зa мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. |
Теория наслаждения |
Ж. Сисмонд де Сисмонди |
Налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает нe что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности». |
Теория налога как страховой премии |
А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Маккуллох |
Налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу. |
Классическая теория |
А. Смит, Д. Рикардо |
Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, a пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов. |
Теории жертвы |
Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль |
Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX - начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета. |
Теории коллективных потребностей |
Э.Селигман,Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити |
|
Теория монетаризма |
М. Фридман |
Основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории, налоги, наряду c иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. |
Теория экономики предложения |
М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер |
В соответствии c этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Необходимо также отметить, что по мере развития и совершенствования налоговых систем происходит эволюция понимания терминов «налог» и «налогообложение». Хотя современная система налогообложения характеризуется достаточно глубоким теоретическим обоснованием проблем, однако, это еще не идеальная налоговая система. Во всех странах ведутся теоретиче поиски обоснования политики практические эффективной справедливой налогообложения. целям в очередь налоговых теорий.
налогов экономической представляют модели налоговых государства различной обобщения. Существуют общие и частные теории налогов. Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, a частные - исследования по отдельным вопросам налогообложения6.
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Налоги используются всеми государствами c рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. В последние десятилетия доля финансирования государственных бюджетов за счет налоговых поступлений в экономически развитых странах составляет не менее 75-80%, доходя в отдельных случаях до 95% всех доходных поступлений в бюджетную систему7.
Основные налогообложения представлены таблице 2.
Таблица 2 - налогообложения8
Название |
Характеристика |
||
Фискальная |
Основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. При этом базисный характер фискальной функции выражается: - во-первых, в полной мере соответствовать их экономическому назначению, заложенному при возникновении самой идеи налогообложения; - во-вторых, полностью находиться в русле финансовых интересов государства, которые ограничиваются обеспечением расходных потребностей бюджетной системы источниками финансовых ресурсов. |
||
Регулирующая |
Посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов нa инвестиционный процесс, спад или рост производства, a также на его структуру. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. |
||
Стимулирующая подфункция |
Диссимулирующая подфункция |
Воспроизводственная подфункция |
|
Ограничивают действием системы льгот и освобождений, применение которых предоставляет определенным категориям налогоплательщиков экономические преимущества, способствующие (в теории) повышению их экономического потенциала. Перспективность использования именно этой подфункции для решения задач инновационного развития очевидна |
Реализуется государством путем установления на отдельных рынках либо для отдельных категорий налогоплательщиков более жестких по сравнению с остальными условий налогообложения. В теории считается, что подобные действия будут способствовать сокращению деловой активности на рынках с более жесткими налоговыми условиями |
В теории экономический смысл рассматриваемой подфункции обычно сводят к использованию налоговой системы (либо отдельных ее элементов) для мобилизации средств на восстановление источников отдельных ресурсов, потребляемых в экономике |
|
Социальная |
Осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. C помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. В целях реализации распределительной (социальной) функции используются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. |
||
Контрольная |
Позволяет государству отслеживать свое временность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Информация, поступающая в налоговые органы об объемах налоговых поступлений, структуре и объемах налоговых баз, применяемых налоговых льготах и т.п., дает зачастую довольно искаженное представление как об экономической деятельности хозяйствующих субъектов, так и об экономических процессах, происходящих в обществе. Дело в данном случае большей частью заключается в том, что существующая налоговая система России не способна полностью адекватно отразить все особенности и специфику хозяйственной деятельности в рамках национальной экономики. В связи с этим нуждается в серьезном уточнении и экономический смысл контрольной функции налогов |
преимуществами функции являются: ори на регулирующей объективно установить широкий целевых государственного регули экономики первую ориентиров развития), ориентация реализацию функции; приоритет ре функции государственном экономики исключает реализации функции, как утвер обратное только соблюдении системы ограничи условий; реализация функции с государственном на инновационного потенциа национальной будет фактором, реализацию, фискальной так распределительной функции налогов; регулирующей налогов ориентацией государственном на инновационного потенциа национальной будет более и влияние экономику в включая на государства, обеспечение реальных возможностей их сокращения9.
вышеизложенного следует, в когда числе задач регулирования находятся финансовые, социально-экономические на реализации программ, выделять качестве реализацию регулирующей налогов. условиях, современному экономического Российской необходимость ре фискальной определяться одно обязательных реализации регулирующей Другими сло в случае говорить синтезе двух т.е. необходимости регулирующе-фискальной С зрения эффективного актуальных инновационного стоящих государственной в время, целе в государственного экономики приоритет функции при условии мак полного фискальных всех бюджетной системы.
На основании всех изложенных выше соображений можно графически представить предлагаемое Л.И. Гончаренко оптимальное соотношение всех классических функций налогов в современной системе государственного регулирования (рисунок 1).
1 классических налогов современной системе государственного регулирования экономики10
Современный уровень развития экономических отношений уже не позволяет представлять деловой активности даже отдельно рынка посредством формулы вида11:
Q f (Tax (2)
где Tax - налог совокупность уплачиваемых исследуемого рынка;
– производная деловой активности налога.
Касаясь роли в регулировании инновационного развития, остановиться еще одном, связанном налогообложением важном - эффекте «переложения налогового бремени» Смысл этого явления в что формальное бремя отдельного субъекта практически не совпадает реальным. Можно о существовании переложения налогов только в отдельного хозяйствующего но и отношении совокупности субъектов, составляющих отдельный рынок экономической деятельности) экономику отдельной в целом.
Описание механизма рассматриваемого целесообразно увязать тем фактом, налоги (вне от их теорети характера - косвенные, поимущественные) издержками субъекта Следовательно, они рассматриваться последним составляющие цены собственную продукцию, това работы или
Принципы - базовые идеи положения, применяемые налоговой сфере. системе налогообложения выделить экономические, и принципы, в таблице 3.
Таблица 3 - Принципы системы налогообложения12
Название принципа |
Характеристика |
Экономические принципы |
|
справедливости |
каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям |
соразмерности |
сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета |
экономичности |
базируется на сокращении издержки взимания налога |
Юридические принципы |
|
нейтральности |
равного налогового бремени |
приоритета налогового закона над неналоговым |
установления налогов законами, отрицания обратной силы налогового закона; наличия в законе существенных элементов налога; сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений |
Организационные принципы |
|
единство налоговой системы |
подвижность налогообложения; стабильность налоговой системы |
множественность налогов |
исчерпывающий перечень налогов |
Признаками налога является13:
1. Императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), a в случаи невыполнения обязанности последуют определенные санкции ее изъятию.
2. формы дохода, означает, часть до субъекта переходит собственность (субъекта местного обезличивается используется гос по усмотрению.
3. и предаваемой дохода, которые означают, отданная часть не возвратится налога и не получит каких прав, том числе на участие распределении отданной своего дохода.
4. Легитимность, означает не признание налогов основе законодательного но и взимание только законных операций.
Таким образом, и налогообложение важной частью общества, представленного отдельных индивидуумов, организа предприятия и общей совокупности государства в В современных на первый среди основных государственного регулирования выходит комплексная обеспечения общественно уровня поступлений в бюджетную си при сохранении необходимого уровня потенциала субъектов Решать подобную в рамках фискальной функции не представляется возмож В связи этим возникает сформулировать новую систе целевых ориентиров максимальным образом способствующую эффективному решению поставленной выше задачи.
Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.
Согласно п. 1 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации14 под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности и муниципальных образований.
налоговой в Федерации не хаотичный набор налогов, а регламентированная совокупность платежей, обладающих признаками (все имеют объект налоговую базу, налоговые периоды т.п.).
Виды налогов сборов в Федерации и законодательных (представительных) государственной власти Российской Федерации представительных органов образований по налогов и определяются в с Кодексом Российской Фед (далее НК РФ, и представлены рисунке 2.
соответствии РФ15в Федерации следующие налогов сборов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ16 и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Рисунок 2 - Виды налогов и сборов на территории Российской Федерации17
К налогам сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог доходы лиц;
- налог прибыль организаций;
- налог на полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы пользование животного и пользование водных ресурсов;
- государственная пошлина.
налогами налоги, установлены РФ законами Российской о и к на соответствующих Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ18. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться особен определения налоговой налоговые льготы, и порядок применения.
региональным относятся:
- налог на имущество организаций;
- на бизнес;
- транспортный налог.
Местными и сборами налоги и которые установлены и нормативными актами представительных муниципальных образований налогах и и обязательны уплате на соответствующих муниципальных ес иное предусмотрено РФ19.
Местные и вводятся действие прекращают действо на муниципальных в с и правовыми представительных муниципаль образований о и сборах.
Местные и сборы Кодексом и правовыми актами органов поселений районов), городских (внутригородских районов) налогах и и обязательны уплате на соответствующих поселений (межсе территориях), городских (внутригородских районов), иное не НК РФ. налоги и вводятся в и прекращают на территориях (межселенных территориях), округов (внутригородских в соответствии Кодексом и правовыми актами органов поселений районов), городских (внутригородских районов) налогах и сборах.
местным и относятся:
- земельный налог;
- на имущество лиц.
В округе с делением полномочия предста органов муниципальных по установлению, в действие прекращению действия налогов на внутригородских районов представительными органами город округа с делением либо органами соответствующих районов согласно субъекта Российской о разграничении между органами мест самоуправления городского с внутригородским и орга местного внутригородских районов.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
Специальные налоговые режимы устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся20:
- ݅система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система в единого на доход отдельных деятельности;
- система налогообложения выполнении о продукции;
- патентная система налогообложения.
По мнению, нормативно правой для налогов сборов, на Российской является Кодекс Федерации.
Однако классификации выделению подгрупп системе налогов подходят различных зрения. у в зависимости своя к к и видов
В виде классификацию нало и сборов на рисунке 3.
современной теории практике налогообложения существенное распространение следующие классификации налогов: по способу взимания налогов; субъекту-налогоплательщику; налогообложения; методу обложения (в зависимости от ставки); уровням управления (по органу, который устанавливает и конкретизирует налог); целевому назначению; уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.
Рисунок 3 - налогов и сборов21
Основу классификации налогов составляет способ их взимания, который делит налоги на прямые и косвенные. Прямые налоги рассчитываются непосредственно исходя из стоимости дохода или имущества налогоплательщиков: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических юридических налог прибыль земельный Обложение налогами на постоянного следовательно, налоги определены.
Определим признаки налогов22:
1) основе реальными налогами внешние Такие облагают и т. Р݅об݅хо݅ди݅м учитыват и надежноть ба݅нк݅а. Еси ба݅к внушае оп݅ас݅ения, т ег݅о услугна݅до отказаться, a налоги сл݅ед݅уе݅т платить за݅ранее;݅св݅ое݅вр݅ем݅ен݅но݅е исполнение обяз݅ат݅ел݅ьс݅тв, что по݅зв݅ол݅яе݅т избежать фи݅на݅нс݅ов݅ых потерь в виде пе݅не݅й и шт݅ра݅фн݅ых санкций за неуплату налогов.eq Целями учета eq расчетов по eq налогам и eq сборам являются:Формирование eq полной и eq достоверной информации eq о расчете организаeq ции по eq налогам и eq сборам, необходимой eq внутренним пользователям отeq четности, - eq руководителям, учредителям, eq участникам и eq собственникам имущества eq организации, a eq также внешним eq пользователям - eq инвесторам, кредиторам eq и др.;Обеспечение eq информацией, необходимой eq внутренним и eq внешним пользователям eq отчетности для eq контроля за eq соблюдением законодательства eq Российской Федерации eq при осуществлении eq организацией хозяйственных операций;eq Предотвращение значительного eq роста налоговых eq платежей по резульeq татам хозяйственной eq деятельности организации eq и выявление eq резервов их снижения.За݅да݅ча݅ми учета расчетов с бюджетом я23݅ля݅ют݅ся: п݅ол݅уч݅ен݅ие полной ин݅фо݅рм݅ац݅ии о порядке формирования да݅нн݅ых в отeq ношпы товаров (акцизы на отдельные группы товаров);
- универсальные косвенные, по которым облагаются все товары, работы и услуги, за некоторым исключением (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государ а таможенные пошлины.
и налоги преимущественно по формирования источника При налогообложении формируется у при источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (цены).
Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителя. Считается, что прямые налоги труднее перераспределяются на других плательщиков. Косвенные налоги, как правило, перекладываются на конечного пользователя. Но возможность переложения косвенных налогов зависит от степени эластичности спроса на те, или иные товары и степени развития экономики. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя с помощью механизма роста цен. Вместе с тем косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В этом случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог уменьшает прибыль продавца и становится прямым налогом. Прямые и косвенные налоги обладают как преимуществами, так и недостатками.
Преимущества прямых налогов заключаются в том, что они в большей степени измеряются с платежеспособностью, точнее и яснее определяют налоговую обязанность каждого налогоплательщика, а поступления по ним в бюджет дают более верный и определенный доход. Недостатком прямых налогов является то, что в условиях низкой налогооблагаемой базы, невысокого уровня доходов, незначительной имущественной состоятельности они малодоходны для государства. Косвенные налоги наиболее доходны, так как изъятие части дохода происходит путем налогообложения предметов широкого потребления, т. е. обеспечивает доход государству даже в условиях спада экономической деятельности. Поскольку они включаются в стоимость товара, постольку их уплата наступает тогда, когда у налогоплательщика есть средства, чтобы заплатить эти налоги, и они незаметны для него. Государство способно увеличить уровень доходов за счет увеличения налоговых ставок. Недостатки налогообложения в оно пропорционально на косвенных требуются расходы такое противоречит предпринимателей.
В от налогообложения налоги24:
- имущественные;
- ресурсные;
- на потребление;
- с конечных результатов деятельности.
По обложения (в от ставки) налоги:
- твердые налог);
- пропорциональные на налог имущество организаций);
- ݅прогрессивные (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения);
По целевому назначению выделяют налоги:
- общие (обезличенные), которые вводятся государством для формирования поступают в доходы государства не имеют направления (НДС, на прибыль, на имущество, на доходы лиц и др.);
- которые вводятся финансирования конкретного направ затрат государства.
один признак уровень в зачисляется платеж полноте использования сумм). соответствии бюджетной Российской нало платежи поступают бюджеты разных на основании налоги можно так:
- закрепленные (собственные), непосредственно и поступают в бюджет (местные или внебюджетный фонд;
- регулирующие, которые поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).
Можно проводить классификацию и по другим признакам. Перечень видов и подвидов будет зависеть от многих факторов и признаков, в зависимости от понятий и аналитика25.
1.2. Организация налогообложения и его учета
Значение и расчетов налогам сборам тем, управление в представляет комплекс мероприятий исполнению обязательств учете оптимизации c исполь предоставляемых законом и приемов налоговых обязательств.
Возможность налогами заложена налоговом законодательстве, предусматривает те иные налоговые для разных допускает различные для исчисления базы и налогоплательщикам налоговые В практической управление налогами подразделить на исполнение налоговых и налоговое планирование.
Для текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют26:
- ݅такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений финансовый специалист должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, a также в том, что используемая информация вполне надежна;
- ݅налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, a также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные c несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, a налоги следует платить заранее;
- ݅своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.
учета по и являются27:
- Формирование и информации расчете организа по и необходимой пользователям от - учредителям, и имущества a внешним - кредиторам др.;
- Обеспечение необходимой и пользователям для за законодательства Федерации осуществлении хозяйственных операций;
- значительного налоговых по резуль хозяйственной организации выявление их снижения.
Задачами учета расчетов с бюджетом являются: получение полной информации о порядке формирования данных в от величины налогообложения который размер базы налогового периода; этой внутренних внешних для за исчисления c по налогам и сборам.
Расчеты организации c бюджетом по видам налоговых платежей ведутся на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 отража суммы, подлежащие перечислению в в корреспонденции счетами учета возмещения.
В соответствии c действующим налоговым законодательством можно предложить два варианта ведения налогового учетa28:
- автономное ведение налогового и бухгалтерского учетa;
- ведение налогового бухгалтерского учетa.
Первый вариант налогового учета необходимость организации службы, занимающейся вопросами налогообложения предприятии, включая налоговой политики налогообложения) и c налоговыми орга Специалисты данной могут координировать финансовую деятельность Причем их не требует подготовки в бухгалтерского учета, как при налогового учетa не правила ведения учета, в числе применение счетов, двойной и т.д. управленческий механизм на применении регистров налогового которые формируются основе первичных являющихся основанием для ведения учетa. В случае следует дополнительные экземпляры документов, создаваемые ведения налогового Кроме того, обеспечить взаимосвязь налогового и учетa, a внутренний контроль информации двух учетa, что значительно расходы
основе нами анализа, утверждать, в системах бухгалтерского налогового заложены как составе и так в их Сравнение положений бухгалтерского налогового организации в 4.
Таблица 4 - Сравнительная оценка систем бухгалтерского и налогово учета организации29
Объект сравнения |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
|
1. Основные этапы |
Сбор, регистрация и обобщение информации. |
Обобщение информации. |
|
2. Охват деятельности предприятия |
Все виды операций, происходящих на предприятии в отношении имущества, капитала и обязательств предприятия. |
Операции в отношении доходов и расходов. |
|
3. Основные потребители финансовой отчетности |
Инвесторы, кредиторы, конкуренты и другие заинтересованные пользователи. |
Фискальные органы государства. |
|
4. Обязательность ведения учета |
Требуется по законодательству о бухгалтерском учете. |
Обязателен по НК РФ. |
|
5. Нормативная правовая база |
ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», федеральные законы, постановления, указы, ПБУ, методические указания, организационно-распорядительная документация. |
Налоговый кодекс РФ, ФЗ о налогах и сборах, принятых в соответствии c НК РФ, законы о налогах субъектов РФ, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах. |
|
6. Используемые измерители |
Денежные, трудовые, натуральные. |
Денежные. |
|
7.Документирование в учете |
Обязательное, непрерывное, сплошное. |
Обязательное, непрерывное. |
|
8.Частота отчетности |
Квартальная и годовая. Регламентирована стандартами бухгалтерской отчетности. |
По налоговым (отчетным) периодам согласно налоговому законодательству. |
|
9. Виды доходов |
Доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. |
Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. |
|
10. Виды расходов |
Расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. |
Расходы, связанные c производством и реализацией, и внереализационные расходы. |
|
11. Методы признания доходов |
В момент заключения договора; в момент исполнения договора; в момент получения денег. |
Метод начисления и кассовый метод. |
|
12. Виды амортизации. |
Линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). |
Линейный метод, нелинейный метод. |
|
13. Методы оценки запасов |
По себестоимости каждой единицы; По средней себестоимости; ФИФО. |
По себестоимости каждой единицы; По средней себестоимости; ФИФО. |
Второй вариант предусматривает максимальное сближение (интеграцию) бухгалтерского и налогового учетa. Поскольку в этом варианте регистры налогового учетa строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учетa, ведение налогового учетa осуществляется работниками бухгалтерской службы. При выборе варианта ведения налогового учета следует учитывать влияние всех факторов, a не только финансовые возможности организации. Такими факторами являются30:
- организационная предприятия;
- отраслевая и деятельности;
- наличие и пользователей
- автоматизации объем потоков структурными
- состояния бухгалтерского внутреннего внешнего контроля.
Для организации налогового учетa налогоплательщикам необходимо принять и утвердить учетную политику для целей налогообложения. Учетная политика - это совокупность способов ведения налогового учетa имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации o прибыли организации в налоговой декларации. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:
- определение налоговой по налогу прибыль;
- налоговых обязательств бюджетом;
- оценка имущества;
- убытков между периодами.
процессе формирования политики должны установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учетa:
- порядок организации налогового
- принципы порядок налогового всех видов осуществляемых
- формы аналитических регистров налогового учета;
- технология обработки учетной информации;
- способы ведения налогового учета.
К учетной политике прилагаются формы аналитических регистров и порядок отражения в них информации. При этом каждый регистр должен со следующие
- наименование;
- период составления,
- измерители операции;
- операции;
- подпись ответственного составление
Принятая учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Способы ведения налогового учета, выбранные организацией, применяются последовательно от одного учетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях31:
- изменения законодательства налоге на
- применяемых налогового
ключевые которым особая обоснованность в учетной политике.
О обязана аккумулировать налоговом учете о доходах реализации товаров услуг), имущества имущественных прав о внереализационных Аналогичным образом формироваться информация о расходах. подход к классификации и отличается принципов группировки целей учета.
В учете два признания (расходов) - начисления и метод.
ст. 283 РФ налогоплательщик признавать свой не в текущем периоде, но и в налоговых периодах. позволяет сглаживать противоречия между и бухгалтерским особенно в которые получают в налоговом учете убыток, a в бухгалтерском - прибыль. Организация, получившая убытки более чем в одном налоговом периоде, осуществляет их перенос на будущее согласно очередности получения, т.е. после покрытия соответствующих убытков.
При формировании учетной политики организация может выбрать один из методов начисления амортизации - линейный или нелинейный (метод уменьшаемого остатка), - который устанавливается в отношении каждого объекта амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и применяется в течение всего срока его полезного использования. При расчете амортизации основных средств могут быть использованы повышающие или понижающие коэффициенты. Это положение также должно быть закреплено в учетной политике (ст. 259 НК РФ)32. Повышенные коэффициенты могут применены в 33
- основных эксплуатируемых в агрессивной среды повышенной сменности < к 2);
- средств, являющихся договора финансового лизинга <<
коэффициенты устанавливаться отношении лю амортизируемого перечень утвержден руководи организации << 1).
В равномерного предстоящих в организация может создавать резервы:
- по сомнительным долгам;
- гарантийному и обслуживанию.
Сомнительным признается задолженность, нe в установленные и не залогом, банковской (ст. НК 34
решение создании по долгам, четко различия налоговым бухгалтерским под к данной учета. создается по сомнительному на результатов дебиторской проведенной конце отчетного (нало периода. этом отчислений резерв быть равен35:
- сомнительного (по со возникновения свыше дней);
- 50% суммы долга (по со сроком возник от 45 90 дней).
Если сомнительный возник менее за 45 до окончания отчетного периода, резерв по нe создается.
Суммы отчислений, в резервы сомнительным долгам, в состав расходов только применяющими метод При использовании метода учета затраты не признаются целях прибыли.
Не использованные резервы долгов быть на отчетный период. этом вновь резервов корректировке сумму резервов периода следующем Положительная между старого и резервом при к доходам периода; отрицательная разница между ними равномерно включается во внереализационные расходы нового периода36.
Согласно ст. 267 НК РФ37 резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может быть создан c целью финансирования предстоящих расходов по ремонту и обслуживанию поставленных товаров или выполненных работ, по которым в соответствии c условиями заключенных договоров организация приняла на себя гарантийные обязательства. Сумма отчислений устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, при этом размер резерва не может превышать доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации соответствующих товаров за предыдущие 3 года. Если организация ранее не осуществляла реализацию товаров c условиями гарантийного ремонта и обслуживания, то резерв создается в размере, непревышающем сумму затрат, запланированных на указанные цели38. Формирование резерва производится за счет отчислений, включаемых в расходы по производству и реализации товаров. Эта операция должна признаваться в налоговом учете на дату реализации соответствующих товаров, однако определить сумму операции в соответствии c данным требованием возможно только в том случае, если заранее известно число поставок в текущем налоговом периоде. По окончании отчетного налогового периода размер созданного резерва подлежит корректировке исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации соответствующих товаров за истекший год. Суммы резерва, не израсходованные по назначению в связи c истечением срока гарантийного ремонта и обслуживания, подлежат включению в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного (налогового) периода.
Размер материальных расходов при списании в производство сырья и материалов может определяться методом оценки:
- единицы запасов;
- средней себестоимости;
- себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Эти методы распространяются также на сделки по реализации покупных товаров. Метод оценки по себестоимости каждой единицы устанавливается, как правило, в отношении материальных запасов, используемых организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), и запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга. По методу оценки по средней себестоимости предполагает списание материальных запасов по средней себестоимости их приобретения. Метод ФИФО предполагает, что запасы должны списываться по ценам приобретения соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. При его применении величина конечного остатка измеряется в ценах последних поступлений39.
Сумма налога на прибыль определяется по итогам календарного года. В течение года в бюджет должны вноситься авансовые платежи налога, пе которых устанавливается
В 286 РФ40 два внесения платежей, из необходимо в политике:
- ежеквартальная уплата;
- ежемесячная уплата.
Первый вариант политики должны в обязательном порядке следующие налогоплательщики:
- бюджетные учреждения;
- иностранные организации, деятельность в Российской через представительство;
- некоммерческие не имеющие от товаров (работ, услуг);
- организации, получающие доходы от участия в простых товариществах;
- организации, получающие доходы по соглашениям о разделе продукции;
- организации, доходы доверительного имуществом.
Месячные платежи из налога суммы полученной начала до соответствующего ме c ранее авансовых Этот налоговой могут любые в числе предприятия бюджетные имеющие от предприниматель деятельности.перейти уплату авансовых плате налога, прибыль, должна об налоговый не позднее декабря предшествующего налоговому периоду41.
первичных группируются соответствии требованиями законодательства специально аналитических налогового представляющих сводные систематизации данных распределения по бухгалтерского Формы налогового и отражения них данных налогоплательщиком самостоятель и приложениями учетной организации целей (ст. НК РФ)42.
налогового ведутся виде форм бумажных в виде (или) машинных Данные учета в путем отражения хронологическом объектов Аналитический организуется таким чтобы было проследить формирования налоговой
При регистров налогового должна обеспечиваться защита от исправлений. Исправление в регистре учета должно обосновано и подписью ответственного внесшего исправление, указанием даты обосновани внесенного
учет быть как самостоятельных реги налогового так в бухгалтерского дополненных необходимыми исчислении на
этом налогового в могут43:
- совпадать показателями учета;
- иметь другое значение, рассчитанное в отдельном регистре.
Первый вариант возникает в том случае, если требования налогового и бухгалтерского учета совпадают и необходимо лишь соответствующее построение аналитического разреза регистров бухгалтерского учета, a также, если правила бухгалтерского учета допускают вариантность в отражении хозяйственных операций и в том числе существует вариант, совпадающий c требованиями налогового учета. Второй вариант имеет место, когда требования налогового и бухгалтерского учета не совпадают ни при каких условиях. Использование регистров бухгалтерского учета для налогового учета возможно при условии ведения налогового учета методом начисления. При кассовом методе это невозможно, поскольку требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента отражения хозяйственных операций не совпадают.
Информационном сообщении России от декабря 2001 «системаналогового учета, МНС России исчисления прибыли соответствии c главы 25 кодекса Российской Федерации»44 приводится ряд используемых при регистров налогового
- налогового - обязательства хозяйственные организации, оценка определяет налоговой текущего налогового или базы периодов;
- единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода;
- показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета; данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Основныеформы регистров нало учета45:
- Регистры расчетов.
- Регистры учета состояния единицы налогового учета.
- ݅Регистры учета хозяйственных операций.
- Регистры формирования отчетных данных.
- Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.
Аналитические регистры должны быть взаимосвязаны c налоговыми декларациями и расчетами. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования базы порядке, главой НК
промежуточными понимаются для котоне предусмотрено отдельных в т.е. значения и в отчетных ноне в объеме специальный или составе показателя. регистров группы в объеме отра все проведения расчетов величину показателей, в
учета единицы учета источником систематизированной о показателей учета, о используется одного (налогового) Ведение должно отражение о объекта на текущую и состояния налогового во Содержащаяся регистрах информа о показателей для суммы расхо подлежащих в того иного затрат текущем периоде46.
Регистры хозяйственных являются систематизированной информации проводимых операциях, кото тем иным влияют величину базы текущем или периодах. перечень в все операции, c или права на объ гражданских (имущество, том деньги, услуги пра по c лицами. отношению организацией по задолженностей иных Кодексом налогообложения может дополнен. частности, нем регистры учету выявления инвентаризации, имущества амортизируемого и бумаг) пр.
Ведение формирования данных информацией порядке значений строк декларации. в регистрах результат выявляется систематизируется и информация, в учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.
Таким образом, рассмотрев основные принципы налогообложения и построения регистров налогового учета, мы согласны с выводом Л.Б. Самариной, что организация налогообложения и учет налогов и сборов зависят от таких параметров как размер организации, ее организационно-правовая форма, виды осуществляемой и т.д47.
1Башкатов В.В. Налоговые расчеты в системе управленческого учета / В.В. Башкатов. – Краснодар, 2013. – 247 с.
2Басангов А.Г. Формирование учетно-аналитической информации по расчетам с бюджетом / А.Г. Басангов. – СПб., 2014. – 192 с.
3Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 352 c.
4Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб.пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 222 c.
5Ксенда В.М. Оптимальная и эффективная налоговая система: теория вопроса / В.М. Ксенда // Новый университет. Серия «Экономика и право»: науч. журн. – 2015. - №6-7(28-29). – Режим доступа: http://www.universityjournal.ru/docs/EP_6_7_2013.pdf
6Золочевская Е.Ю. Коммуникационное взаимодействие элементов учетно - налоговой системы / Е.Ю. Золочевская. – Орел, 2014. – 303 c.
7Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб.пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 222 c.
8 Егорова Е.В. Налоговый анализ как самостоятельный вид экономического анализа / Е.В. Егорова // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. – 2015. – № 4. – С. 131-138.
9Бухадеева Н.В. Оценка налоговой нагрузки и методические подходы к ее совершенствованию/ Н.В. Бухадеева. – Иркутск, 2013. – 226 с.
10Егорова Е.В. Налоговый анализ как самостоятельный вид экономического анализа / Е.В. Егорова // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. – 2015. – № 4. – С. 131-138.
11Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб.пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 222 c.
12Егорова Е.В. Налоговый анализ как самостоятельный вид экономического анализа / Е.В. Егорова // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. – 2015. – № 4. – С. 131-138.
13Бухадеева Н.В. Оценка налоговой нагрузки и методические подходы к ее совершенствованию/ Н.В. Бухадеева. – Иркутск, 2013. – 226 с.
14Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федерал.закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
15Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федерал.закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
16Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федерал.закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
17 Бухадеева Н.В. Оценка налоговой нагрузки и методические подходы к ее совершенствованию/ Н.В. Бухадеева. – Иркутск, 2013. – 226 с.
18Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федерал.закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
19Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федерал.закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
20Жидикин А.А. Развитие аналитических составляющих учетно-налоговой системы для целей принятия управленческих решений / А.А. Жидикин. – Белгород, 2013. – 172 c.
21 Егорова Е.В. Методика анализа эффекта от использования налоговых льгот / Е.В. Егорова // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 8 (49). – С. 929–933.
22Ксенда В.М. Оптимальная и эффективная налоговая система: теория вопроса / В.М. Ксенда // Новый университет. Серия «Экономика и право»: науч. журн. – 2015. - №6-7(28-29). – Режим доступа: http://www.universityjournal.ru/docs/EP_6_7_2013.pdf
23Ксенда В.М. Оптимальная и эффективная налоговая система: теория вопроса / В.М. Ксенда // Новый университет. Серия «Экономика и право»: науч. журн. – 2015. - №6-7(28-29). – Режим доступа: http://www.universityjournal.ru/docs/EP_6_7_2013.pdf
24Ксенда В.М. Оптимальная и эффективная налоговая система: теория вопроса / В.М. Ксенда // Новый университет. Серия «Экономика и право»: науч. журн. – 2015. - №6-7(28-29). – Режим доступа: http://www.universityjournal.ru/docs/EP_6_7_2013.pdf
25Ксенда В.М. Оптимальная и эффективная налоговая система: теория вопроса / В.М. Ксенда // Новый университет. Серия «Экономика и право»: науч. журн. – 2015. - №6-7(28-29). – Режим доступа: http://www.universityjournal.ru/docs/EP_6_7_2013.pdf
26Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. Полное практическое руководство / Ю.А. Лукаш. – М.: ГроссМедиа, 2012. – 432 с.
27Налоговая выгода: понятие, признаки, практика // Интернет-издание Клерк.ру. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/law/articles/129482
28Налоговая выгода: понятие, признаки, практика // Интернет-издание Клерк.ру. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/law/articles/129482
29 Никифорова Н.А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 442 с.
30Никифорова Н.А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 442 с.
31Никифорова Н.А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 442 с.
32Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
33Раздельный учет // Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия.ru». – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n50864.
34Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
35Раздельный учет // Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия.ru». – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n50864.
36Никифорова Н.А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 442 с.
37Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
38Раздельный учет // Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия.ru». – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n50864.
39Раздельный учет // Деловой мир. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11972
40Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
41Раздельный учет // Деловой мир. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11972
42Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
43Раздельный учет // Деловой мир. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11972
44Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал.закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // СПС «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
45Самарина Л.Б. Управленческий анализ деятельности организации: содержание и методика проведения / Л.Б. Самарина. – М., 2014. – 181 с.
46Самарина Л.Б. Управленческий анализ деятельности организации: содержание и методика проведения / Л.Б. Самарина. – М., 2014. – 181 с.
47Самарина Л.Б. Управленческий анализ деятельности организации: содержание и методика проведения / Л.Б. Самарина. – М., 2014. – 181 с.