Учет и анализ доходов и расходов по сегментам деятельности (на материалах АО «Чебоксарский речной порт»)

Дипломная работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Учет и анализ доходов и расходов по сегментам деятельности (на материалах АО «Чебоксарский речной порт»)
  • Количество скачиваний: 4
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 25
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-25 22:44:09
  • Размер файла: 46.87 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

СОДЕРЖАНИЕ


Введение        3

1. Основы организации учета доходов и расходов по сегментам деятельности        5

1.1. Экономическая сущность доходов и расходов в сегментарном разрезе        5

1.2.  Нормативная база, регламентирующая учет доходов и расходов, а также учет по сегментам деятельности        12

1.3. Экономическая характеристика деятельности АО «Чебоксарский речной порт»        16

2. Учет доходов и расходов по сегментам деятельности        26

2.1. Учет доходов по сегментам деятельности        26

2.2. Учет расходов по сегментам деятельности        31

2.3. Отражение информации по сегментам в бухгалтерской отчетности и совершенствование учета        36

3. Анализ доходов и расходов по сегментам  деятельности        44

3.1. Задача и информационная база анализа        44

3.2. Анализ доходов и расходов по сегментам деятельности        47

3.3. Резервы оптимизации доходов и расходов в сегментарном разрезе видов деятельности        59

Заключение        62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        67

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     75                                                        




Введение

Современные подходы к управлению организацией в условиях рыночных отношений и направленности экономики на установление стабильных хозяйственных связей основаны на диверсификации бизнеса и организационно–функциональной децентрализации, предполагающих регулярное получение всеми заинтересованными лицами информации в разрезе различных сегментов финансово–хозяйственной деятельности. Роль сегмента как важнейшего объекта управления, предопределила признание и развитие сегментарного подхода к учету и отчетности в качестве основополагающего с позиции внешних и внутренних пользователей информации. Таким образом, в многоотраслевых организациях важнейшую роль играет информация о работе сегментов бизнеса, их вкладе в общую прибыль организации, возникающих рисках коммерческой деятельности и возможностях мотивации персонала. Информация по сегментам носит детализированный характер и формируется в системе бухгалтерского учета. В связи с этим актуальными становятся вопросы организации бухгалтерского учета доходов и расходов организации по сегментам ее деятельности.

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение организации бухгалтерского учета доходов и расходов по сегментам деятельности, проведение соответствующего анализа, а также определение направлений по совершенствованию учета и оптимизации доходов и расходов в сегментарном разрезе исследуемой организации.

Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе определены следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность доходов и расходов;
  • сделать обзор нормативных документов, регламентирующих учет доходов и расходов, а также учет по сегментам деятельности;
  • дать экономическую характеристику исследуемой организации;                             
  • рассмотреть организацию учета доходов по сегментам деятельности исследуемой организации;
  • раскрыть порядок учета расходов по сегментам деятельности в исследуемой организации;
  • выделить задачи и определить информационную базу анализа доходов и расходов по сегментам деятельности;
  • провести анализ доходов и расходов по сегментам деятельности организации;
  • определить резервы оптимизации доходов и расходов в сегментарном разрезе видов деятельности исследуемой организации.

Методологической основой написания выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы по учету доходов и расходов, учету по сегментам деятельности, труды отечественных ученых-экономистов, а также материалы периодической печати.

Структура выпускной квалификационной работы сложилась из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.                  

В первой главе работы раскрыты теоретические основы организации бухгалтерского учета доходов и расходов по сегментам деятельности, определены  нормативно – правовые требования, предъявляемые к данному участку учетной работы и его особенности.

Во второй главе выпускной квалификационной работы на материалах АО «Чебоксарский речной порт» подробно рассмотрен порядок учета доходов и расходов организации по сегментам его деятельности, определены недостатки учетной работы и направления его совершенствования.

В третьей главе дана оценка доходов и расходов исследуемой организации в разрезе сегментов ее деятельности, определены нерентабельные сегменты и выявлены резервы оптимизации их доходов и расходов.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе  является Акционерное общество «Чебоксарский речной порт» (далее АО «Чебоксарский речной порт»).


1. Основы организации учета доходов и расходов по сегментам деятельности

1.1. Экономическая сущность доходов и расходов в сегментарном разрезе


Порядок формирования информации по сегментам деятельности в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».1 Данный нормативный документ определяет сегмент как часть деятельности организации, удовлетворяющий трем основным требованиям: способность приносить экономические выгоды; востребованность для целей экономического анализа; возможность расчета финансовых показателей деятельности. Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:

а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);

б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (далее – полномочные лица организации);

в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Доходы сегмента – доходы, непосредственно отнесенные на сегмент (часть общей выручки предприятия, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент (косвенный метод расчета). Не являются доходами сегмента: проценты и  дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности организации; чрезвычайные доходы.

Расходы сегмента – расходы, непосредственно отнесенные на сегмент (часть общих расходов предприятия, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент). Не являются расходами сегмента: расходы по финансовым вложениям, если эти финансовые вложения не являются предметом деятельности организации; налог на прибыль; чрезвычайные расходы.

В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности:

а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

г) структурные подразделения организации.

При выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет–сайте организации, и тому подобное.

Несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует требованиям ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»2, а также при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:

а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;

б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;

д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);

е) другие характеристики.

Помимо условий выделения сегментов, предусмотренных ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»3, организация может использовать также следующие дополнительные условия:

а) специфический характер отдельного направления деятельности;

б) ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;

в) обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации;

г) другие условия.

Становление науки и практики учета и отчетности по сегментам деятельности происходило в период обособления финансовой и управленческой бухгалтерии, причем с различной степенью интенсивности в рамках каждой из подсистем. Это обусловило позиционирование сегмента как объекта внутренней и внешней отчетности, управленческого учета. В результате сформировалось понимание учета и внутренней отчетности по сегментам как подсистемы управленческого учета и отчетности, а внешней отчетности по сегментам – как части финансовой отчетности.

Между тем, важной дилеммой становится вопрос об идентичности или различиях в выделении сегментов деятельности для целей управленческого и бухгалтерского учета.  Однозначного ответа на этот вопрос в литературе по бухгалтерскому и управленческому учету не существует. В.Б. Ивашкевич вводит своего рода иерархию учетных единиц управленческого учета: расходы – области (сферы) издержек – места расходов – центры затрат 4. М.А. Вахрушина подходит к определению сегмента как отрезка, части чего–либо и практически отождествляет сегмент деятельности с центром ответственности5. Еще одна точка зрения состоит в выделении сегмента как части предприятия, работающего на внешнего потребителя, или представляющей относительно самостоятельное структурное подразделение6.

Представленный вклад российских ученых в методологию учета затрат позволяет определить сегмент деятельности организации как учетную единицу, описывающую отдельные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и объединяющую некоторую совокупность однородных объектов учета. Опираясь на трактовку управленческого учета Я.В. Соколова7 как аналитического учета, целесообразно выделение сегментов в качестве единиц аналитического учета, представляющих собой определенную ступень классификации объектов учета, детализирующую необходимую учетную информацию для целей формирования отчетности и управления.

Организация учета затрат по центрам ответственности появилась в системе российского бухгалтерского учета из зарубежной практики управленческого учета. Ведущие зарубежные исследователи в области управленческого учета определяют центр ответственности как структурное подразделение (организационную единицу), ответственность за работу которого возлагается на менеджера. Таким образом, по их мнению, центр ответственности – это не что иное, как сегмент деятельности организации, выделенный с целью контроля за результатами его деятельности8.

В связи с адаптацией в российской практике учета еще одной зарубежной технологии – системы учета затрат по видам деятельности организация стала рассматриваться как совокупность видов деятельности (функций или пулов затрат). Основоположники функционального учета затрат к виду деятельности относят единицу работы или задачу, содержащую конкретную цель9. Результатом построения системы учета по видам деятельности является более тщательное и справедливое распределение косвенных расходов организации. Но в этом случае вид деятельности (пул затрат) также можно рассматривать в качестве единицы аналитического учета затрат, выделенной с целью идентификации с производимыми продуктами или оказанными услугами.

Подводя итог выше приведенным определениям, обозначим, что сегмент бизнеса не следует отождествлять с центром ответственности. Отличием является то, что сегмент состоит из нескольких центров ответственности и является более емким понятием. Основными признаками выделения сегментов бизнеса с точки зрения организационного аспекта являются: 

  1. решение самостоятельных рыночных задач при помощи собственных продуктов в рамках четко сформулированных целей;
  2. наличие определенных внешних конкурентов, с которыми сегмент бизнеса конкурирует на рынке;
  3. относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых хозяйственных функций (разработка, производство, сбыт) и определенная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
  4. наличие собственной системы учета, планирования и контроля. 

Информация по сегменту, выделенному в качестве отчетного, обособленно раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности посредством включения в нее перечня показателей, установленного ПБУ 12/201010. Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов;

б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;

в) активы сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов.

 Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры. При определении перечня отчетных сегментов организация может объединить информацию по двум и более сегментам, в том случае, если такое объединение соответствует требованиям ПБУ 12/201011, а также при условии сходства объединяемых сегментов по характеристикам.

На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 % выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. Если на отчетные сегменты приходится менее               75 % выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты. В случае если количество отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности организация раскрывает следующие показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента:

а) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;

б) подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;

в) проценты (дивиденды) к получению;

г) проценты к уплате;

д) величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

е) иные существенные доходы и расходы;

ж) налог на прибыль организаций.

Допускается зачет между показателями «Проценты (дивиденды) к получению» и «Проценты к уплате» в случае, если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента, и полномочным лицам организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов  к уплате.

Таким образом, можно заключить, что каждая организация в бухгалтерском учете может выделять несколько аналитических позиций доходов и расходов в зависимости от задач, стоящих перед информационной системой поддержки менеджмента (табл. 1). Выделение сегментов позволяет совершенствовать разные аспекты учетной и управленческой деятельности – от организации аналитического учета и планирования до обоснования управленческих решений.

Таблица 1 – Виды сегментов деятельности в подсистеме бухгалтерского учета

Критерий

Сегменты

Признак (цель) выделения

Контроль за эффективностью затрат

Учет и распределение косвенных расходов

Информационная поддержка оргструктуры

Калькулирование и ценообразо–вание услуг

Вид сегмента

Центры ответственности

Пулы затрат (виды деятельности)

Места возникно–вения затрат

Носители затрат


При этом основным аргументом для выделения сегмента являются рациональность учета и полезность формируемой информации для нужд управления. Каждая организация самостоятельно выбирает необходимую степень и критерии детализации сегментов деятельности.


1.2.  Нормативная база, регламентирующая учет доходов и расходов, а также учет по сегментам деятельности



Достижение цели бухгалтерского учета доходов и расходов по сегментам деятельности требует грамотной его организации. Процесс организации должен быть основан на требованиях нормативно – правовых актов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации.                       В таблице 2 приведены нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться в части бухгалтерского учета доходов, расходов  и финансовых результатов в целом, а также в разрезе сегментов деятельности организации.

Таблица 2 – Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет доходов и расходов, а также их отражение в сегментарном разрезе

№ п/п

Наименование нормативного  акта

Дата и номер

Примечание

1

2

3

4

1

Гражданский кодекс РФ,     ч.1 и 2

21.10.94 г. (в ред. от 23.05.2016 г.)

Регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров купли – продажи

2

Налоговый кодекс РФ, часть 2

05.08.2000 № 118–ФЗ

(с изм. от 01.05.2016 г.)

Устанавливает принципы налогообложения прибыли

3

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 402 – ФЗ  от   06.12.2011 г.

(с изм. от  04.11.2014 г.)

Устанавливает все основные требования к отражению  финансовых результатов в бухгалтерской отчетности

4

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н  

(в ред. от 24.12.2010 г.)

Устанавливает требования и принципы ведения учета  доходов, расходов и финансовых результатов

5

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

Приказ Минфина России от  06.05.99 г. № 32н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете  информации о доходах  

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

6

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»  (ПБУ 10/99)

Приказ Минфина России от  06.05.99 г. № 33н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете  информации о расходах

7

Положение  по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02)

Приказ Минфина России от 19.11.2003 г. № 114н (с изм. от 24.12.2010 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете  информации о расчетах по налогу на прибыль

8

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)

Приказ Минфина России от 8.11. 2010 г. № 143н

Устанавливает  требования, условия и методы раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по сегментам.

9

Положение  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

Приказ Минфина России от  06.10.2008 г. № 60н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций в части учета доходов, расходов и финансовых результатов в сегментарном разрезе

10

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению

Приказ Минфина  России 31.10.2000 г.           № 94н (с изм. от 08.11.2010 г.)

Предусматривает синтетические счета для учета доходов, расходов и финансовых результатов

11

Учетная политика


Утверждается организациями


Таким образом, отчетные показатели, используемые при раскрытии информации по сегментам, должны применяться и интерпретироваться согласно соответствующим нормативным актам по бухгалтерскому учету. В частности, при определении доходов и расходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации»12 и ПБУ 10/99 «Расходы организации»13.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательному отражению по каждому отчетному сегменту подлежит информация о выручке (доходах) сегмента, расходах сегмента, финансовом результате сегмента. Информация по сегментам раскрывается в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 12/201014. Необходимость раскрытия указанной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена также в разделе VI «Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах» ПБУ 4/9915. Согласно п. 27 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать дополнительные данные, в частности, данные об объемах продаж товаров (работ, услуг) по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности).

Представление информации по сегментам бизнеса в отчетности организации вызвано потребностью максимального удовлетворения интересов различных групп пользователей, что, определяет особенности учетной политики для целей управленческого учета по сегментам бизнеса. В ней раскрываются методы оценки активов и обязательств, система учета затрат, база распределения косвенных расходов, содержание сегментной отчетности и другое. Альтернативность вариантов практического применения учетной политики для целей управленческого учета по сегментам бизнеса расширяется, особенно в части представления данных стратегического учета, в связи с применением управленческого подхода к формированию и раскрытию информации по сегментам16.

В современной системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика является базовым актом внутреннего уровня регулирования организации бухгалтерского учета в организации. Формат учетной политики для целей сегментарного учета нормативно не регламентирован. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе по организации. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с делением на отдельные пункты.

При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу. Она позволяет выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям сегментарного учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы.

Учетная политика для целей сегментарного учета доходов и расходов организации должна содержать:

– рабочий план счетов сегментарного учета, применяемый в данной организации;

– график документооборота;

– формы внешней сегментарной отчетности.17

В приложении к учетной политике могут быть отражены дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика для целей сегментарного учета со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т.п.

Кроме того, в учетной политике для целей сегментарного учета целесообразно предусмотреть два раздела: организационно–технический и методический. Организационно–технический раздел определяет:

– организацию ведения сегментарного учета доходов и расходов;

– технологию обработки сегментарной информации;

– порядок документооборота;

– рабочий план счетов сегментарного учета доходов и расходов;

– права и обязанности работников бухгалтерии, отвечающих за ведение сегментарного учета и составление отчетности;

– ответственность за несвоевременное выполнение обязанностей работников бухгалтерии, отвечающих за ведение сегментарного учета и составление отчетности.

В методическом разделе учетной политики должны быть определены:

– методы признания доходов и расходов сегментов;

– методика составления внешней сегментарной отчетности;

– порядок распределения доходов и расходов по сегментам;

– порядок распределения активов и обязательств между сегментами.

Следует отметить, что приведенные элементы организационно–технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими.

Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет доходов, расходов в разрезе сегментирования деятельности достаточно подробно регламентирован действующими нормативными актами.

1.3. Экономическая характеристика деятельности АО «Чебоксарский речной порт»


Акционерное общество «Чебоксарский речной порт» учреждено Государственным комитетом Чувашской Республики по управлению государственным имуществом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. № 721 и зарегистрировано Постановлением Главы администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики от 28.06.1993 г. № 950 как открытое акционерное общество.

АО «Чебоксарский речной порт» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на 23 990 (Двадцать три тысячи девятьсот девяносто) акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Организация имеет резервный фонд в размере 5% от его уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд составляет не менее 5% от чистой прибыли. АО «Чебоксарский речной порт» является юридическим лицом и свободно осуществляет свою деятельность; имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, также имеет банковские счета и круглую печать. Организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.            

Основной целью деятельности АО «Чебоксарский речной порт» является получение прибыли. Основными видами его деятельности являются: перевозка грузов и пассажиров; добыча и производство нерудных строительных материалов, разработка схем добычи нерудных строительных материалов с подводных и надводных месторождений; обработка транзитного и местного флота; работы по комплексному обслуживанию флота согласно установленному перечню услуг организации, определенному отраслевыми нормативными документами; аварийно – спасательные работы по ликвидации последствий аварий и транспортных происшествий в границах деятельности организации; строительно–ремонтные работы; гидротехнические работы при возведении морских и речных гидротехнических сооружений на защищенных и открытых акваториях и иные виды коммерческой деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Высшим органом управления АО «Чебоксарский речной порт» является Общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью организации осуществляет Совет директоров общества. Единоличным исполнительным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью АО «Чебоксарский речной порт» является генеральный директор, который избирается Советом директоров общества на 1 год.

Генеральный директор действует без доверенности, представляет интересы организации, совершает сделки от ее имени, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации, а также утверждает все внутренние документы. Для осуществления контроля за финансово–хозяйственной деятельностью АО «Чебоксарский речной порт» имеется ревизионная комиссия.

Имущество общества составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе общества. Имущество организации формируется за счет следующих источников: уставный капитал; доходы, полученные от предпринимательской деятельности; кредиты банков и других кредиторов; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерский учет в АО «Чебоксарский речной порт» ведется в соответствии с федеральным законом № 402–ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете»18, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов финансово—хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н19.

Бухгалтерский учет осуществляется под руководством главного бухгалтера. Требования главного бухгалтера при осуществлении избранной учетной политики являются обязательными для всех работников организации. Бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций ведется по автоматизированной форме в программе «1С: Бухгалтерия» (версия 8.0). Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учет и отчетность на предприятии осуществляются согласно приказу             № 234–н от 01 января 2015 г. «Об учетной политике АО «Чебоксарский речной порт» на 2015 год». В   рамках    учетной   политики                                      АО «Чебоксарский речной порт» утверждены: рабочий план счетов бухгалтерского учета; порядок    проведения   инвентаризации    активов   и   обязательств. Отчетным   годом   АО «Чебоксарский речной порт»    считается  период  с  01  января  по  31  декабря   включительно. Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности (п. 25 ПБУ 4/9920). В Приложениях 1 – 3 представлены бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах АО «Чебоксарский речной порт».

В таблице 3 отражены основные экономические показатели деятельности АО «Чебоксарский речной порт» за 2014 – 2015 гг. Таким образом, по итогам 2014 – 2015 гг. практически все показатели деятельности АО «Чебоксарский речной порт» ухудшили свои значения. Так, выручка организации снизилась на 26 %, прибыль от продаж – на 28,8 %. Снижение выручки и прибыли от продаж отрицательно повлияли на показатели рентабельности. Так, рентабельность продаж составила 11,0 % за 2015 г. против 11,5 % – за 2014 г. Ввиду сокращения объемов продаж организация вынуждена была увеличить  персонал на 6 чел., между тем, среднемесячная заработная плата снизилась на 11 % и составила за 2015 г. 18,7 тыс. руб. Показатели эффективности управления основными и оборотными средствами также свидетельствуют о снижении эффективности деятельности порта за 2015 г. Положительным фактором явилось то, что за 2015 г. организация получила чистую прибыль в размере 4005 тыс. руб., за 2014 г. был получен убыток – в размере 9844 тыс. руб. Т.е. в целом, не смотря на то, что за 2015 г. основная часть финансовых показателей имеет отрицательную динамику, в целом работу АО «Чебоксарский речной порт» можно признать рентабельной.

Таблица 3 – Основные экономические показатели деятельности                                  АО «Чебоксарский речной порт» за 2013 – 2015 гг.

Показатели

Годы

Отклонение

(+,–)

Темпы изменения, %

2014

2015

Выручка, тыс. руб.

619647

458700

–160947

74,0

Себестоимость продаж, тыс. руб.

506789

400306

–106483

79,0

Валовая прибыль, тыс. руб.

112858

58394

–54464

51,7

Коммерческие расходы, тыс. руб.

41766

7746

–34020

18,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

71092

50648

–20444

71,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

–9844

4005

13849

Среднесписочная численность персонала, чел.

292

298

6

102,1

Производительность труда, тыс. руб./чел.

2122

1539

-583

72,5

Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.

21,0

18,7

-2,3

89,0

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

159257

137238

–22019

86,2

Фондоотдача, руб./руб.

3,9

3,3

–0,5

85,9

Фондорентабельность, %

44,6

36,9

–7,7

82,7

Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб.

331411

268377

–63034

81,0

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты

1,9

1,7

–0,2

91,4

Период оборота оборотных активов, дни

195

214

18

109,4

Рентабельность продаж, %

11,5

11,0

–0,4

96,2

Рентабельность продукции, работ и услуг, %

14,0

13,0

–1,0

90,2


Рассмотрим основные показатели  деятельности  АО «Чебоксарский речной порт» за 2014 – 2015 гг.  В таблице 4 представлена динамика имущества и источников его образования  АО «Чебоксарский речной порт» на конец 2014 – 2015 гг. Таким образом, соотношение основных качественных групп активов организации на 31 декабря 2015 г. характеризуется следующим соотношением иммобилизованных средств и текущих активов (37,1% и 62,9% соответственно).

Таблица 4 – Оценка структуры и динамики имущества АО «Чебоксарский речной порт» и источников его формирования  на конец  2014 – 2015 гг.

Показатель

На 31.12.2014 г.

На 31.12.2015 г.

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

Сумма,

тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма,  

тыс. руб.

Удельный вес, %

Актив

1. Внеоборотные активы, всего

153323

34,0

140670

37,1

-12653

91,7

Основные средства

150930

33,4

123545

32,6

-27385

81,9

Финансовые вложения

3

0,0

3

0,0

0

100,0

Отложенные налоговые активы

2390

0,5

17122

4,5

14732

в 7,16 раз

2. Оборотные активы, всего

298195

66,0

238559

62,9

-59636

80,0

Запасы

88630

19,6

86579

22,8

-2051

97,7

НДС по приобретенным ценностям

713

0,2

274

0,1

-439

38,4

Денежные средства и краткосрочные вложения

23085

5,1

40759

10,7

17674

176,6

Дебиторская задолженность

185339

41,0

110635

29,2

-74704

59,7

Прочие оборотные активы

428

0,1

312

0,1

-116

72,9

Пассив

1. Собственный капитал

183052

40,5

187057

49,3

4005

102,2

2. Долгосрочные обязательства

101704

22,5

21467

5,7

-80237

21,1

3. Краткосрочные обязательства

166761

36,9

170705

45,0

3944

102,4

Валюта баланса

451518

100,0

379229

100,0

-72289

84,0


В структуре оборотных активов организации основную долю занимают запасы – 22,8 % и дебиторская задолженность – 29,2 %, при этом положительной динамикой можно считать сокращение доли дебиторской задолженности в структуре активов организации на конец 2015 г. В структуре пассива АО «Чебоксарский речной порт» основную долю составил собственный капитал – 49,3 % и кредиторская задолженность –  45,0 %. За 2015 г. произошло снижение валюты баланса организации на  16,0 % (72289 тыс. руб.). Сокращение активов вызвано значительным снижением дебиторской задолженности – на 40,3 % и прочих оборотных активов – на 27,1 %.  В пассиве организации значительное снижение произошло по долгосрочным обязательствам организации – на 79,9 % (80237 тыс. руб.), размер собственного капитала и сумма кредиторской задолженности, напротив, выросли, на 2,2 % и 2,4 % соответственно.

Таким образом, за  2014 – 2015 гг. в составе и структуре имущества  организации АО «Чебоксарский речной порт» и источниках его формирования наблюдаются следующие  тенденции: снижение доли долгосрочных обязательств; увеличение доли кредиторской задолженности и собственного капитала. Увеличение доли оборотных активов положительно характеризует структурные сдвиги в балансе организации.

Далее следует проанализировать показатели ликвидности                        АО «Чебоксарский речной порт» за 2014 – 2015 гг. В таблице 5 проанализированы показатели ликвидности организации за 2014 – 2015 гг.

Таблица 5 – Показатели ликвидности АО «Чебоксарский речной порт»  на конец  2014 – 2015 гг.

Показатель ликвидности

Нормативное

значение

На конец  года

Отклонение, (+,-)

2014

2015

1. Коэффициент текущей ликвидности

≥ 2,0

1,79

1,40

-0,39

2. Коэффициент быстрой  ликвидности

≥ 1,0

1,25

0,89

-0,36

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

≥ 0,2

0,14

0,24

0,10


Таким образом, на конец 2015 г. при норме 2,0 коэффициент текущей ликвидности имеет значение 1,40. При этом нужно обратить внимание на имевшее место за анализируемый период негативное отклонение – коэффициент снизился на – 0,39 процентных пункта. Значение коэффициента быстрой ликвидности составило 0,89 процентных пункта, что также ниже допустимого значения. Это говорит о недостатке у АО «Чебоксарский речной порт» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства. При норме 0,2 и более значение коэффициента абсолютной ликвидности АО «Чебоксарский речной порт» составило 0,24 процентных пункта, при этом на конец 2015 г. коэффициент абсолютной ликвидности увеличился по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года.

В таблице 6 представлены показатели финансовой устойчивости                АО «Чебоксарский речной порт» за 2014 – 2015 гг.

Таблица 6 – Показатели финансовой устойчивости АО «Чебоксарский речной порт» на конец 2014 – 2015 гг.

Показатель

Нормативное значение

На конец года

Отклонение

(+,-)

2014

2015

1. Коэффициент автономии

≥ 0,5

0,41

0,49

0,09

2. Коэффициент обеспеченности

материальных запасов

≥ 0,5

0,34

0,54

0,20

3. Коэффициент обеспеченности

текущих активов

≥ 0,1

0,10

0,19

0,09

4. Коэффициент краткосрочной задолженности

-

0,62

0,89

0,27


Коэффициент автономии организации на 31.12.2015 г. составил 0,49. Полученное значение говорит об оптимальности величины собственного капитала АО «Чебоксарский речной порт» (49% в общем капитале). Значение коэффициента обеспеченности материальных запасов на конец периода равно 0,54, что выше допустимой величины. Коэффициент обеспеченности текущих активов показывает, какая часть собственных средств организации направлена на формирование оборотных активов. Значение коэффициента на 31.12.2015 г. составило 0,19, т.е. 19 % собственного капитала организация направила на формирование текущих активов. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента ≥ 0,1. Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (0,54) близко к нормальному значению (>0.5), т.е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами. Коэффициент краткосрочной задолженности организации показывает на незначительную долю долгосрочных обязательств при 89 % краткосрочных.

За 2014 – 2015 гг. произошло снижение как выручки (на 26,0 %), так и себестоимости продаж – на 21,0 %. Прибыль от продажи также снизилась на 28,8 %. Положительной динамикой является наличие чистой прибыли за  2015 г. в размере 4005 тыс. руб. при убытке за 2014 г.

Таблица 7 – Финансовые результаты деятельности АО «Чебоксарский речной порт» за 2014 – 2015 гг.

Показатели

Годы

Отклонение

(+,–)

Темпы изменения, %

2014

2015

Выручка, тыс. руб.

619647

458700

–160947

74,0

Себестоимость продаж, тыс. руб.

506789

400306

–106483

79,0

Валовая прибыль, тыс. руб.

112858

58394

–54464

51,7

Коммерческие расходы, тыс. руб.

41766

7746

–34020

18,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

71092

50648

–20444

71,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

–9844

4005

13849

Рентабельность продаж, %

11,5

11,0

–0,4

96,2

Рентабельность затрат, %

14

13

–1,0

90,2

Рентабельность собственного капитала, %

-

2,14

2,14

-

Рентабельность активов, %

-

1,06

1,06

-


       Таким образом, по результатам проведенного исследования в первой главе выпускной квалификационной работы  можно сделать следующие выводы:

  1. Одним из направлений решения проблемы повышения информативности бухгалтерских отчетов является формирование и представление информации по сегментам бизнеса, или сегментарной отчетности.  Данную проблему решает организация учета доходов и расходов по сегментам деятельности. Правила учета доходов и расходов по сегментам деятельности и отражения их в отчетности установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Данный нормативный документ определяет сегмент как часть деятельности организации, удовлетворяющий трем основным требованиям: способность приносить экономические выгоды; востребованность для целей экономического анализа; возможность расчета финансовых показателей деятельности. В данном Положении выделены следующие типы сегментов: производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; географические регионы, в которых осуществляется деятельность; структурные подразделения организации.
  2. Информация по сегменту, выделенному в качестве отчетного, обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности посредством включения в нее перечня показателей, установленного ПБУ 12/201021. Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов; финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток; активы сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов. Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.
  3. Объектом исследования явилось АО «Чебоксарский речной порт». Бухгалтерский учет в АО «Чебоксарский речной порт» ведется в соответствии с федеральным законом № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете»22, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации23, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов  финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н24 в автоматизированной форме. По результатам анализа деятельности за 2014 – 2015 гг. АО «Чебоксарский речной порт» можно характеризовать как рентабельное.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

2 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

4 Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет / В.Б. Ивашкевич. – М.: Экономистъ, 2013. – С. 236.

5 Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов / М.А. Вахрушина. – М.: Финстатинформ, 2011. – С. 239.

6 Горбулин В.Д., Фокина О.Н. Особенности бухгалтерского и управленческого учета / В.Д. Горулин, О.Н. Фокин. – М.: ГроссМедиа Ферлаг: РОСБУХ, 2015 – С.72.

7 Соколов Я.В. Основы теории управленческого учета / Я. В. Соколов – М.: Финансы и статистика, 2015. – С. 212.

8 Управленческий учет: Учеб. пособие / В.А. Белобородова, А.П. Чечета,   В.Т. Слабинский и др. – 4–е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – С. 197.

9 Управленческий учет: Учеб. пособие / В.А. Белобородова, А.П. Чечета,   В.Т. Слабинский и др. – 4–е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – С. 197.

10 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

11 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

12 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»  (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

13 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 г. № 43н (с изм. и доп.) // Экономика и жизнь. – 1999. – № 35. – С. 2–10.

14 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – № 26. – С. 20–26.

15 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 г. № 43н (с изм. и доп.) // Экономика и жизнь. – 1999. – № 35. – С. 2–10.

16 Агеева О.А. Готовим учетную политику на 2016 год по – новому / О.А. Агеева // Главбух. – 2016. – № 22. – С. 62.

17 Агеева О.А. Готовим учетную политику на 2016 год по – новому / О.А. Агеева // Главбух. – 2014. – № 22. – С. 62.

18 О бухгалтерском учете: федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. – Ст. 7344.

19 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н (с изм. и доп.)  // Нормативные акты для бухгалтера. - 2000. - № 22. - С. 9-19.

20 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 г. № 43н (с изм. и доп.) // Экономика и жизнь. – 1999. – № 35. – С. 2–10.

21 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»  (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010 № 143н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 52. – С. 18–23.

22 О бухгалтерском учете: федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. – Ст. 7344.

23 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н (с изм. и доп.) // Нормативные акты для бухгалтера. - 1998. - № 18. - С. 47-53.

24 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н (с изм. и доп.)  // Нормативные акты для бухгалтера. - 2000. - № 22. - С. 9-19.