Учет и анализ доходов и расходов организации, выявление возможностей их оптимизации (на материалах ГБУ РК «Ижемского района»)

Дипломная работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Учет и анализ доходов и расходов организации, выявление возможностей их оптимизации (на материалах ГБУ РК «Ижемского района»)
  • Количество скачиваний: 2
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 24
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-23 11:43:47
  • Размер файла: 35.56 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

ВВЕДЕНИЕ


Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Развитие системы бухгалтерского учета бюджетных учреждений происходит в сторону унификации с системой учета исполнения бюджетов. И, скорее всего данный процесс будет только углубляться.

Кроме того, бухгалтерский учет государственных бюджетных учреждений имеет свои особенности, так как наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, эти учреждения занимаются хозрасчетной деятельностью, что имеет свою специфику отражения в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

В результате принятия Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" правовой статус бюджетных учреждений изменился. Бюджетным учреждениям предоставлена некоторая свобода при расходовании средств, выделенных учредителем в форме субсидий на выполнение задания. Также бюджетное учреждение стало более самостоятельным в получении и расходовании денежных средств, заработанных в рамках приносящей доход деятельности.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-   формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям;

-   обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-   предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Для более эффективного использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы способствует комплексный анализ деятельности бюджетных учреждений. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово - хозяйственной деятельности на основе логически последовательной системы бухгалтерского учета и контроля результатов деятельности бюджетных организаций.

За последние годы в стране разработана Концепция бухгалтерского учета, создана нормативная база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности.

Актуальность данной работы определяется тем, что эффективная организациия учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях, а также своевременный анализ доходов и расходов содействует эффективному использованию выделяемых средств, выявлению и внедрению передового опыта, предупреждению излишних расходов и разных недостатков в работе.

Цель работы - изучение системы бухгалтерского учета и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в сфере социальной защиты населения.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы бухгалтерского учета и анализа доходов и расходов учреждения;

- дать организационно-экономическую характеристику ГБУ РК «ЦСЗН Ижемского района»;

- рассмотреть бухгалтерский учет доходов и расходов в ГБУ РК «ЦСЗН Ижемского района»;

- провести анализ доходов и расходов ГБУ РК «ЦСЗН Ижемского района»;

- систематизация основных направлений совершенствования бухгалтерского учета, эффективности использования выделяемых учредителем

 средств в ГБУ РК «ЦСЗН Ижемского района».

Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района».

Предметом исследования выступают доходы и расходы учреждения.

Информационной базой явились нормативные и законодательные акты Российской Федерации и Республики Коми, основные направления бюджетной политики в Российской Федерации и Республики Коми, теоретическая и методическая литература, данные периодических изданий аналитические доклады, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» за 2013-2014гг., интернет-ресурсы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений, содержит 12 таблиц, 5 рисунка. Список использованных источников включает 29 наименований.









ГЛАВА 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОСТАВ, ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА


1.1. Состав доходов и расходов бюджетного учреждения


Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использовании поступающими ему средствами.

Бюджетное учреждение получает доходы от осуществления операций в виде:

1) субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

2) средств от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения);

3) субсидий на иные цели;

4) бюджетных инвестиций;

5) средств по обязательному медицинскому страхованию.

С целью обобщения доходов и расходов бюджета по различным признакам разработана бюджетная классификация.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Для учета доходов и расходов текущей деятельности учреждения предназначены счета 0.401.10.000 "Доходы текущего финансового года" и 0.401.20.000 "Расходы текущего финансового года".

При завершении финансового года суммы начисленных доходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов, счет 0.401.30.000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Для определения финансового результата деятельности бюджетного учреждения полученные им доходы группируются в разрезе статей (подстатей) КОСГУ.

Для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг (работ);

171 - доходы от переоценки активов и обязательств;

172 - доходы от реализации активов;

180 - прочие доходы.

Раздельный учет по видам доходов, в том числе для целей налогового учета, бюджетными учреждениями формируется в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также в соответствии с учетной политикой этих учреждений.

На счете 0.401.10.120 учитываются доходы от собственности.

Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетных учреждений является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Бюджетные учреждения могут сдавать в аренду недвижимое или особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных им учредителем, только с согласия собственника этого имущества (п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). При этом в случае сдачи указанного имущества в аренду финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Движимое имущество, не относящееся к особо ценному, может сдаваться бюджетными учреждениями в аренду без согласия собственника.

Начисление доходов от сдачи имущества в аренду производится на основании договора, счета (счета-фактуры), Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

На счете 0.401.10.130 учитываются доходы от оказания платных услуг.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с оказанием услуг, выполнением работ, относящимся к основным видам его деятельности в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания, а также платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного (муниципального) задания только в случаях, если это прямо установлено законодательством РФ. При этом платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него должны предоставляться бюджетным учреждением на одинаковых условиях.

Кроме того, бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющимися основными, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На счете 0.401.10.171 "Доходы от переоценки активов" отражается финансовый результат от переоценки активов, в том числе:

- задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам);

- активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях;

- финансовых активов (ценных бумаг, кроме акций, участия в капитале);

- средств в иностранной валюте в виде положительной либо отрицательной курсовой разницы;

- задолженности по внешним долговым обязательствам.

На счете 0.401.10.172 "Доходы от операций с активами" учитываются:

- доходы и расходы, связанные с реализацией нефинансовых и финансовых активов;

- суммы ущерба имуществу и полученные суммы возмещения ущерба;

- затраты на проведение НИОКР, которые не дали положительного результата;

- поступление материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения;

- другие доходы.

В составе прочих доходов на счете 0.401.10.180 "Прочие доходы" бюджетными учреждениями учитываются доходы, получаемые в виде:

- субсидий, предоставленных из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания;

- субсидий, предоставленных из бюджета на иные цели;

- бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности;

- сумм пожертвований, грантов и иных аналогичных поступлений;

- имущества, полученного в виде дара, пожертвования;

- неучтенных объектов нефинансовых активов, выявленных в результате инвентаризации;

- объектов имущества, полученного учреждением от органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений.

Затраты учреждений в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности учреждений подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности учреждение несет при достижении целей, ради которых оно было создано.

К прочим расходам относятся затраты, которые учреждение несет при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, но которые не связаны напрямую с достижением тех целей, ради которых оно было создано.

В силу того, что бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется по методу начисления, по которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Расходы бюджетного учреждения, совершенные в текущем финансовом году отражаются на счете 0.401.20.000 "Расходы текущего финансового года".

Для определения финансового результата деятельности расходы бюджетных учреждений группируются в разрезе статей (подстатей) КОСГУ:

211 - Заработная плата;

212 - Прочие выплаты;

213 - Начисления на выплаты по оплате труда;

221 - Услуги связи;

222 - Транспортные услуги;

223 - Коммунальные услуги;

224 - Арендная плата за пользование имуществом;

225 - Работы, услуги по содержанию имущества;

226 - Прочие работы, услуги;

241 - Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;

242 - Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций;

262 - Пособия по социальной помощи населению;

271 - Амортизация основных средств и нематериальных активов;

272 - Расходование материальных запасов;

290 - Прочие расходы.

Раздельный учет по видам расходов, в том числе для целей налогового учета, бюджетными учреждениями формируется в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также в соответствии с учетной политикой этих учреждений.

При завершении финансового года суммы признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

На счете 0.401.20.211 "Расходы по заработной плате" бюджетным учреждением учитываются расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), трудовым законодательством, в том числе:

- выплаты (по должностным окладам, ставкам заработной платы, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни, за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда; за сверхурочную работу и др.);

- надбавки (за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за квалификационный разряд, за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями; за сложность, напряженность, специальный режим работы и др.);

-  оплата отпусков;

- пособия и компенсации (за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы; выходных пособий при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений;

- иные выплаты (выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальная помощь);

- другие аналогичные расходы.

На счете 0.401.20.212 "Расходы по прочим выплатам" учитываются расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ, в том числе:

- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

-  суточные при служебных командировках;

- компенсация (возмещение) расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;

- компенсация стоимости проезда на все виды общественного транспорта;

- компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях;

- компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;

- ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., назначаемые и выплачиваемые работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан";

- другие аналогичные расходы.

 На счете 0.401.20.213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда" учитываются расходы по уплате страховых взносов, начисленные на выплаты, которые осуществляются согласно подстатьям 211 "Заработная плата" и 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Такие расходы в соответствии с Указаниями N 65н относятся на подстатью 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ:

- в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;

- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы по уплате страховых взносов, начисленных на суммы, выплаченные по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату соответствующих договоров.

На счете 0.401.20.221 "Расходы на услуги связи" бюджетным учреждением учитываются расходы на приобретение услуг связи, в том числе услуги:

- почтовой связи;

- фельдъегерской и специальной связи;

- телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров;

- другие аналогичные расходы.

Счет 0 401 20 222 "Расходы на транспортные услуги" предназначен для учета расходов на приобретение транспортных услуг, в том числе:

- провозная плата по договорам перевозки (договорам фрахтования) пассажиров и багажа (оплата проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы; оплата проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях; возмещение расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов, уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д. и др.);

- другие аналогичные расходы.

 На счете 0.401.20.223 "Расходы на коммунальные услуги" бюджетным учреждением учитываются расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе:

- оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии;

- другие расходы по оплате коммунальных услуг (оплата договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками; оплата технологических нужд; оплата транспортировки газа, воды, электричества по водо-, газораспределительным и электрическим сетям; приобретение бутилированной питьевой воды, если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения; расходы по оплате договоров на вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации и др.);

- другие аналогичные расходы.

Счет 0.401.20.224 "Расходы на арендную плату за пользование имуществом" предназначен для учета расходов по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) объектов нефинансовых активов.

На счете 0.401.20.225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества" бюджетным учреждением учитываются расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием и ремонтом нефинансовых активов, в том числе:

- на содержание нефинансовых активов в чистоте (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (химчистка) имущества (транспорта, помещений, окон и т.д.) и др.);

- на ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;

- на противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества;

- на пусконаладочные работы;

- расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации имущества, а также в целях определения его технического состояния;

- замазка, оклейка окон;

- заправка картриджей;

- другие аналогичные расходы.

На счете 0.401.20.226 "Расходы на прочие работы, услуги" учитываются расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на счета 0.401.20.221 – 0.401.20.225, в том числе:

- разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов, в случае если данные работы не предусмотрены договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование, ремонт объектов;

- монтажные работы (установка охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем; пусконаладочные работы "вхолостую"; монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов);

- услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья;

- услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение; приобретение и обновление справочно-информационных баз данных; услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации);

- типографские работы, услуги (изготовление бланочной продукции, переплетные работы, ксерокопирование);

- медицинские услуги и санитарно-эпидемиологические работы и услуги (не связанные с содержанием имущества);

- иные работы и услуги (услуги по охране, подписка на периодические и справочные издания, оплата за проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) при служебных командировках, услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки и др.);

- другие аналогичные расходы.

На счете 0.401.20.241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" учитываются расходы по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным учреждениям, организациям.

Счет 0.401.20.242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных" предназначен для учета расходов по безвозмездным перечислениям организациям любой формы собственности, кроме государственных и муниципальных, а также индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.

На счете 0.401.20.271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" бюджетным учреждением учитываются начисленные суммы амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов, в том числе на объекты лизинга, а также передача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно (за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда).

На счете 0.401.20.272 "Расходование материальных запасов" бюджетным учреждением отражается списание израсходованных материальных запасов, потерь в пределах норм естественной убыли, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды.

Счет 0.401.20.290 "Прочие расходы" предназначен для учета расходов, не связанных с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд заказчиков, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ безвозмездных и безвозвратных трансфертов, в том числе:

- уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней;

- выплата государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

- возмещение убытков и вреда;

- расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи;

- иные расходы (представительские расходы, прием и обслуживание делегаций; возмещение судебных издержек по гражданским искам в установленных законодательством РФ случаях и др.);

- другие аналогичные расходы.

Счет 0.401.30.000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" предназначен для учета финансового результата учреждения прошлых отчетных периодов.

На данном счете отражаются операции:

- по заключению счетов текущего финансового года;

- по переоценке стоимости нефинансовых активов и амортизации, проведенной в соответствии с законодательством РФ.

Учреждение вправе в рамках формирования учетной политики устанавливать дополнительные коды вида данного синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования.


1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях


На современном этапе развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в соответствии с действующим законодательством можно выделить пять уровней его правового регулирования:

Первый уровень - законодательный, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях - это Федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства:

- Бюджетный Кодекс РФ (далее - БК РФ) от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со ст. 69.1 БК РФ за счет средств соответствующего бюджета на основании соглашения и предусматривает предоставление бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг бюджетными учреждениями, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Операции с денежными средствами осуществляются с использованием лицевых счетов, открытых бюджетным учреждениям финансовых органах субъектов Российской Федерации, в территориальных органах Федерального казначейства [2];

- Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ.

 Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3];

- Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ, где определен порядок заключения трудового договора с главным бухгалтером учреждения, конкретизированы отдельные вопросы материальной ответственности работников, отражены другие важные вопросы [4];

- Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402 ФЗ "О бухгалтерском учете", который устанавливает требования к оформлению первичных учетных документов, правила организации учета и составления бухгалтерской отчетности в части, не урегулированной БК РФ; регламентирует права и обязанности главного бухгалтера субъекта учета [6];

Содержит:

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утверждаемого Минфином России.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке.

3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу после окончания операций. Она должна содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащихся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, и федеральными органами исполнительной власти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерии является коммерческой тайной.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.

7. Обязательность применения инвентаризации имущества и обязательств.

- Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Второй уровень - нормативный, его составляют нормативно-правовые акты Минфина России, который в соответствии с БК РФ устанавливает единую методологию и стандарты бухгалтерского учета и бюджетной отчетности:

- Приказ Минфина от 01 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Инструкция N 157н содержит обязательные общие требования к отражению в учете хозяйственных операций на счетах Единого плана счетов, а также общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами;

- Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

- Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";

 Инструкция N174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, а также его нормативно-правовое регулирование;

- Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";

- Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Третий уровень - методический формируют правовые акты, издаваемые финансовыми органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по вопросам бюджетного учета.

- Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

- Приказы органов исполнительной власти об особенностях бюджетного учета в системе образования, здравоохранения, социальной защиты и др.

- Правовые акты по вопросам бюджетного учета, издаваемые Казначейством России и другими уполномоченными органами государственного управления.

Четвертый уровень – ведомственный, составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета.

К пятому уровню - организационному, относятся внутренние акты учреждений (получателей бюджетных средств), принятие которых также предусмотрено БК РФ, т.е. это локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 16 декабря 2010 г. N 174н:

- Приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении учетной политики;

- Приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации, распоряжение, должностные инструкции и другие.


1.3 Методика анализа доходов и расходов бюджетного учреждения


Анализ финансового состояния государственного бюджетного учреждения показывает направления использования выделяемых учредителем средств с целью выявить проблемы их использования и распределения, а также дает возможность выделить наиболее важные аспекты финансирования бюджетного учреждения.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.

Бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности учреждения по доходам, поступающих в виде субсидий, но и по показателям внебюджетной деятельности.

Учет операций по выделяемым средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников ведется раздельно.

Наряду с коммерческими организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности. Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:

- объем государственного задания на оказание государственных услуг;

- объем выделяемых средств;

- расходы учреждения по субсидиям на выполнение государственного задания;

- объем реализации продукции (работ, услуг);

- расходы за счет средств внебюджетных источников;

- доходы от оказания платных услуг.

При анализе финансового состояния учреждения после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии организации на перспективу и в ближайшие периоды.

Источником информации для анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) бюджетных учреждений служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факторы их изменения. К ней относятся отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности и баланс государственного (муниципального) учреждений.

Значение анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по ПФХД и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных средств.

Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечить контроль за соблюдение норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства, направленные учредителем на конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению, затратам, которые несет учреждение по их оказанию.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности».

После перехода на «бюджетную» систему роль анализа финансирования на уровне субъекта хозяйствования существенно изменилась в силу того, что для конкретного бюджетного учреждения появилась самостоятельность при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

В условиях сокращения бюджетного финансирования учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности.

В современных условиях реформирования методов бюджетного финансирования, принципов бухгалтерского учета, состава и требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности соответственно меняется и структура показателей результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения.