Организация учета расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо

Дипломная работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Организация учета расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 19
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-22 22:11:55
  • Размер файла: 100.42 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОАРМЕЙСКОМ РАЙПО

2.1. Синтетический учет расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо


Потребительская кооперация в современных условиях призвана решать сложнейшие задачи выживания в рыночно-конкурентной среде при осуществлении своей уставной деятельности, основной сферой которой является торговля. На предприятиях торговли расходы по обычным видам деятельности являются основным объектом бухгалтерского учета.

Красноармейское райпо  учитывает расходы  на  балансовом счете      44 «Расходы на продажу». На этом счете учитываются также и управленческие расходы организации, если организация ведет только торговую деятельность. Аналитический учет по балансовому счету                44 «Расходы на продажу» на исследуемом предприятии ведется по видам и статьям расходов. Структура счета приведена в таблице 5.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу в течение определенного периода в соответствии со специальным расчетом, который утверждает руководитель организации.

В составе расходов будущих периодов учитывают: арендные платежи, внесенные единовременно за период времени, превышающий один месяц; расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования;  другие подобные затраты.

                 По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет                           7 «Коммерческие расходы».

Таблица 5 – Структура счета 44 «Расходы на продажу» в Красноармейском райпо

Балансовый счет

Аналитический учет

Группы расходов

Статьи расходов


счет 44 «Расходы на продажу»

Материальные расходы

Наличие методического инструментария формирования и интерпретации значений ключевых показателей стратегического развития потребительского общества позволяет судить о получении синергетического информационного эффекта, расширяющего диапазоны компетентных мнений в отношении полноты, достоверности и полезности информации для принятия управленческих решений в целях развития организации потребкооперации. Представленные в Приложении 4 элементы имеют достаточно сложные взаимосвязи, обусловленные: во-первых, наличием подсистем в системе, во-вторых, необходимостью для каждой подсистемы создавать информационное, организационное методическое и правовой обеспечение; в-третьих, отражением целевых установок стратегического развития и стратегического управления всего потребительского общества  в формулировке конкретных целей (цели собственников, миссия и задачи развития потребкооперации) для формирования интегрированной системы, применительно к требованиям пользователей информации, в выделении объектов стратегического управленческого учета, анализа и контроля. Выделение четырех подсистем в  системе обусловлено необходимостью подчеркнуть роль стратегической отчетности, поскольку именно в ней отражаются ключевые показатели стратегического развития потребительского общества. По сути, формирование стратегической интегрированной отчетности является логическим завершением стратегического управленческого учета, то есть единой системой. Трансляция целей каждой подсистемы на уровни управления в потребительском обществе приводит их, с одной стороны, к трансформации, уточняющей содержание цели на каждом последующем уровне (при вертикальной интеграции сверху-вниз), с другой – к делегированию полномочий от одного уровня управления к другому, с третьей – к детализации целей по уровням управления в зависимости от наличия взаимозависимых управляемых подразделений потребительского общества и выполняемых ими задач (каскадирование целей).

Пользователи интегрированной информации организаций потребительской кооперации могут быть разделены на пользователей стратегической отчетности (внешних, внутренних, прямо и косвенно заинтересованных и др.) и пользователей информации отдельных подсистем (отдельных звеньев потребительского общества: райпо, магазинам и др.): пользователей стратегического управленческого учета, пользователей, проводящих анализ отчетности и пользователей, выполняющих функции контроля, которых, в свою очередь, также можно классифицировать по заинтересованности в конкретных видах информации. Безусловно, следует учитывать наличие персонифицированных данных, которые не могут быть предоставлены определенным группам пользователей.

Основополагающими элементами приведенной интегрированной системы для организаций потребительской кооперации являются: методологическое единство объектов учета, анализа и контроля и принципы формирования стратегической отчетности. Благодаря этим элементам можно научно обосновать и практически реализовать, на примере исследуемых организаций потребительской кооперации, интегрированную систему стратегического управленческого учета, анализа и контроля.

С учетом указанных выше положений разработанная интеграционная модель учетно-контрольного и аналитического обеспечения стратегии развития организации представляет собой логический комплекс, состоящий из трехуровневого интеграционного механизма, формируемый с учетом обозначенных факторов интеграции информационных систем на базе использования интеграционного инструментария и определяющий организационно-методологическую основу формирования и функционирования интегрированной системы стратегического учета, контроля и анализа (рис. 1.8).

Предлагаемый интеграционный инструментарий строится на основе использования системы планов счетов и инструментов стратегического управления (документы оперативного учета и контроля, консолидированная интегрированная отчетность и др.), функционально ориентированных на информационно – аналитическое обеспечение стратегий развития организации потребкооперации.

Система планов счетов включает:

интернациональную модель бухгалтерского учета;

интегрированные планы счетов;

структурированные рабочие планы счетов.

Интернациональную модель бухгалтерского учета мы рассматриваем в качестве основы проектирования и построения интегрированных планов счетов (дополнение субсчетами налогового и управленческого учета), структурированных рабочих планов счетов для каждого потребительского общества, входящего в систему потребкооперации), стратегического структурированного плана счетов матричным способом с выделением модулей, блоков, разделов плана счетов, в рамках разделов – классов, групп, подклассов счетов, с соответствующим каждому разделу вариантом определения финансового результата.

Группируемая на счетах различных групп, классов, разделов интегрированного плана счетов информация позволяет производить расчет и определение стратегических для потребительского общества задач. Основным отличием организаций потребительской кооперации является то, что в отличии от коммерческих организаций, ориентированных на рост капитализации и стоимости чистых активов и пассивов, основной миссией организаций потребительской кооперации является удовлетворение потребностей широких слоев населения (особенно сельского) в необходимых товарах и услугах. Данная цель осуществляется через реализацию конкретных задач: создание крупных организаций потребительской кооперации (например, Чувашпотребсоюз) регулирующих деятельность потребительской кооперации, развитие сети магазинов, точек общественного питания и иных подразделений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей широких слоев населения. Поэтому основными индикаторами эффективности использования ресурсов и их источников в процессе реализации стратегии организации потребкооперации является показатели объемов продаж, доходов, расходов и маржинальной прибыли, рост которых должно быть положено в основу стратегии развития, их прогнозирование должно быть основано на базе использования учетно-контрольных и аналитических инструментов интегрированного стратегического управленческого учета, контроля и анализа.

Интегрированные планы счетов выступают базовым инструментом интеграции различных видов учета посредством создания единой интеграционной, структурной, адаптивной, инструментальной, алгоритмической архитектуры информационно-аналитической системы и обладают следующими основными характеристиками:

архитектурный принцип построения с формированием и интеграцией в структуру  плана  счетов  соответствующих  модулей,  блоков,  разделов, программ для ЭВМ и баз данных;

использование   системного,   комплексного,   ситуационного    и интеграционного подходов к учетно-контрольному и аналитическому обеспечению процессов управления организацией в целом, отдельными бизнес-единицами, структурными подразделениями, портфелями, видами деятельности, сегментами деятельности (территориальными, потребительскими), направлениями стратегической активности посредством единой информационно-аналитической системы, то есть единства базы данных для последующего накапливания, группировки, структурирования, обобщения и представления заинтересованным пользователям релевантной информации в запрашиваемом контексте;

обеспечение  возможности  оперативного  внесения  изменений  и дополнений  в  структуру  плана  счетов  путем  варьирования  моделями, блоками, разделами, номенклатурой плана счетов в целях удовлетворения информационных запросов внутренних пользователей различных уровней управления;

оптимальная номенклатура счетов, обеспечивающая полноту и прозрачность информации;

органическое сочетание многозначной кодировки и аналитики плана счетов с выделением необходимых аналитических признаков (бизнес – единицы, виды деятельности, сегменты, функции, направления стратегической активности, аналитические признаки объектов внешнего микроокружения – поставщики, подрядчики, покупатели, заказчики, посредники, конкуренты), что обеспечивает получение многогранной информации в необходимом аналитическом разрезе, ее разделение и агрегирование по мере необходимости;

способы интеграции и взаимосвязи счетов: интеграция и взаимосвязь счетов различных блоков и разделов плана счетов через систему отражающих счетов (счетов – экранов), интеграция счетов через аналитические признаки;

возможность добавления аналитических и контрольных моделей по мере необходимости.

Структурированные рабочие планы счетов строятся на базе интегрированных планов счетов, имеют значительную информационную емкость и связаны с организационно – управленческой структурой организации, ориентированы на стратегические объекты управления и бизнес-процессы, аккумулируют большой объем информации, удовлетворяющей потребностям специалистов различной иерархии и уровней управления, тем самым обеспечивая адаптивность управления:

возможность быстрого реагирования и перестройки с учетом изменяющихся стратегических ориентиров, способов взаимодействия с внешней средой, реализации стратегий, внутренних бизнес-процессов организации,   организационно-управленческой   структуры   организации, реинжиниринга внутренних бизнес-процессов, изменения стиля и методов управления;

оперативного управления деятельностью организации потребкооперации с использованием системного, комплексного, ситуационного и интеграционного подходов, процессами интеграции и дезинтеграции большого объема аккумулированной и сгруппированной информации по организации в целом, отдельным бизнес – единицам, структурным подразделения, видам деятельности, сегментам деятельности, временным горизонтам (инновационным, инвестиционным проектам), направлениям стратегической активности, прогнозам, сценариям, альтернативным вариантам стратегического развития;

возможность координации деятельности бизнес – единиц и структурных подразделений организации, планирования, бюджетирования, управления объектами ресурсного потенциала и внешнего окружения организации, обеспечения их взаимосвязи с выходом на базовые показатели оценки эффективности реализуемой стратегии, ее изменения и корректировки стратегических программ с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации;

возможность интеграции и использования учетных, контрольных и аналитических инструментов стратегического управления.

Инструменты стратегического инжиниринга представлены системой производных отчетов – вторичных отчетных обобщений стратегической направленности, интегрированных сводных балансов, стратегических ведомостей и отчетов:  учетного; контрольного; аналитического; сводного интегрированного характера.

Производные отчетные обобщения стратегического характера составляются с учетом миссии и целевых ориентиров развития организации (целевых показателей) с учетом основных этапов и направлений общей стратегии развития, стратегий маневрирования при отклонении от результатов, текущих стратегий в условиях существующих либо прогнозируемых сил, слабостей, возможностей и угроз бизнес – единицы, с последующей оценкой уровня достижения в ходе реализации стратегии развития организации потребительской кооперации запланированной миссии, целевых ориентиров на основе получаемых результатов – динамики выручки, затрат, маржинальной и чистой прибыли, прирост паевого капитала организации и т.д.



Транспортные расходы

Материалы

Топливо

Запчасти

Тара

Спецодежда

Потери товаров

Хранение, подработка и упаковка товаров

Услуги производственного характера

Расходы на оплату труда и социальные отчисления

Оплата труда работников торговли

Оплата труда вспомогательного персонала

Оплата труда управленческого персонала

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

Содержание и эксплуатация здания и оборудования

Амортизация основных средств

Текущий ремонт основных средств

Капитальный ремонт основных средств

Техобслуживание основных средств

Коммунальные услуги

Уход за помещениями и прилегающей территорией

Пожарная и сторожевая охрана

Аренда здания

Прочие расходы

Амортизация нематериальных активов

Расходы на рекламу

Представительские расходы

Налоги и сборы

Консультационные  услуги

Подписка на периодические издания

Почтовые и телеграфные расходы

Услуги связи

Командировочные расходы

Экспертиза товаров

Расходы, связанные с охраной труда безопасности

Другие затраты

Списание расходов на себестоимость продаж

х

       

       Как уже отмечалось, в Красноармейском райпо частично списываются расходы на транспортировку приобретенных товаров. Эти расходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарных запасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, относятся на себестоимость продаж в полном объеме.  Отражение в учете операций по дебету счета 44 осущест­вляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Например, в журна­ле-ордере  по учету денежных средств (по счету 50 «Касса») отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, в журнале-ордере  по счету 51 «Расчетные счета» – суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнале-ордере по учету расчетов с под­отчетными лицами записываются суммы, израсходованные под­отчетными лицами, и т. д. В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода. Записи по кредиту счета 44 осуществляются в журнале – ордере по одноименному счету. В таблице 6 приведена корреспонденция счетов по учету расходов на продажу:

Таблица 6 – Корреспонденция счетов по учету расходов на продажу в                Красноармейском райпо

Содержание фактов деятельности

Первичные

документы

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

А

1

2

3

Начислена и учтена в составе расходов амортизация основ­ных средств

карточки учета                ОС-6

44 «Расходы на продажу»

02 «Амортизация основных средств»

Учтены расходы по услугам сторонних организаций:

 

 

 

- стоимость услуг без НДС

счет, акт

44 «Расходы на продажу»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- НДС по услугам

счет-фактура

19 «Налог на добавленную стоимость»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Начислена и учтена в составе расходов заработная плата персоналу

расчетная ведомость

44 «Расходы на продажу»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Учтены в составе расходов взносы во внебюджетные фонды

расчет

44 «Расходы на продажу»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Учтены расходы по аренде:

 

 

 

- арендная плата без НДС

счет

44 «Расходы на продажу»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- НДС по арендной плате

счет-фактура

19 «Налог на добавленную стоимость»


60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Продолжение таблицы 6

А

1

2

3

Начисление налогов и других платежей в бюджет, включае­мых в расходы

расчет

44 «Расходы на продажу»

68 «Расчеты по налогам и сборам»

Образование резерва на спи­сание естественной убыли то­варов

расчет

44 «Расходы на продажу»

96 «Резервы предстоящих расходов»

Списание расходов на прода­жу в конце месяца (с учетом распределения расходов на транспортировку)

расчет

90-7 «Коммерческие расходы»

44 «Расходы на продажу»

         

В конце отчетного периода расходы на продажу, списанные в дебет счета 90 субсчет 7 «Коммерческие расходы» с кредита счета 44 «Расходы на продажу» отражают по строке «Коммерческие расходы» отчета о финансовых результатах. Так, за 2015 г. по указанной строке отчета о финансовых результатах  (Приложение 2) Красноармейского райпо отражает сумму  14362 тыс. руб.

       В процессе торговой деятельности у Красноармейского райпо периодически возникают незначительные расходы по ремонту тары, который райпо производит самостоятельно, поэтому все расходы, связанные с изготовлением тары под товары сначала группируются на счете 23 «Вспомогательные производства» (Приложение 7).  Корреспонденция счетов по учету расходов, связанных с ремонтом тары обозначена  в таблице 7:

Таблица 7 – Корреспонденция счетов по учету расходов на продажу в                Красноармейском райпо

Содержание фактов деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Учтены материалы, использованные при ремонте тары

23 «Вспомогательные производства»

10 «Материалы»

Учтены расходы на оплату труда персонала, осуществляющего ремонт тары

23 «Вспомогательные производства»

 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Учтены в составе расходов взносы во внебюджетные фонды с заработной платы персонала, осуществляющего ремонт тары

23 «Вспомогательные производства»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Списаны расходы на ремонт тары

 41-3 «Тара под товаром и порожняя»

 23 «Вспомогательные производства»

Таким образом, расходы, связанные с ремонтом тары в конце каждого отчетного месяца списываются на счет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» и конечного остатка на счете 23 «Вспомогательные производства» не имеют.


2.2.  Аналитический учет расходов по обычным видам деятельности


Любые финансово-хозяйственные операции организации, в том числе и учет расходов по обычным видам деятельности, должны быть документально оформлены и обоснованы. Перечень первичных документов по учету расходов на продажу, применяемых в Красноармейском райпо представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Перечень документов, подтверждающих расходы                       Красноармейского райпо

Статьи затрат

Регистр синтети-ческого учета

Первичные документы, подтверждающие расходы

Расходы на оплату труда

Свод по заработной плате

Расчетно-платежная ведомость

Расходы на обязательное социальное страхование

Бухгалтерская справка

Услуги сторонних организаций по перевозке товаров

Журналы-ордера по счетам 60, 76

Акт приемки-передачи услуг, товарно-транспортные накладные

Транспортные расходы при эксплуатации собственных транспортных средств

Журналы-ордера по счетам 60, 76 ,71

Путевые листы, чеки АЗС на приобретение ГСМ, акты выполнен-ных работ по ремонту, счета-фактуры и накладные на покупку запчастей

Амортизация основных средств

Ведомость начисления амортизации

Амортизация нематериальных активов

Ведомость начисления амортизации

Пожарная и сторожевая охрана, коммунальные услуги, услуги связи

Журналы-ордера по счетам 60, 76

Счета – фактуры, договоры с поставщиками, платежные поручения на оплату счетов

Подписка на периодические издания

Журналы-ордера по счетам 60, 76

Счета-фактуры, квитанции об оплате

Командировочные расходы

Журналы-ордера по счетам 60, 76 ,71

Командировочные удостоверения, приказы о направлении работников в командировку, авансовые отчеты

Оплата аренды помещения

Ведомость учета расчетов с дебито-рами и кредиторами

Счета-фактуры, договоры аренды


Рассмотрим особенности первичного учета расходов в                       Красноармейского райпо. Схема документооборота операций по учету расходов в Красноармейском райпо приведена для наглядности на рисунке 2.






























Рисунок 2 – Схема документооборота операций по учету расходов на продажу  в Красноармейском райпо

Для ведения аналитического учета расходов в Красноармейском райпо  используются карточки многографной формы, в ко­торых для каждой отдельной статьи расхода отводится специ­альная графа. Заполнение карточек производит главный бухгалтер. Итог отраженных в каждой графе сумм показы­вает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Карточки открывают на каждый месяц, в каждой карточке издержки учитываются не только за месяц, но и нарас­тающим итогом.

         Записи в карточки аналитического учета расходов ведут на основании журналов-ордеров тех счетов, которые корреспондируют с дебетом счета     44 «Расходы на продажу». Для этого к каждому журналу-ордеру составляются специальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций в журнале-ордере по данным отдельных первичных документов с указанием краткого содержания операций и номе­ра статьи расхода.

Рассмотрим, какими первичными документами подтверждаются   операции по учету расходов на продажу в Красноармейском райпо.

         В декабре 2015 г. была начислена заработная плата работникам                  Красноармейского райпо в сумме  896 207 руб. 70 коп. (Приложение 6). Данная сумма отражается в расчетно-платежной ведомости, а затем в своде заработной платы. Взносы во внебюджетные фонды и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в торговле составляют 30,2 % от суммы заработной платы – 270 654 руб. 51 коп. (Приложение 6). Бухгалтер Красноармейского райпо составляет расшифровку к своду заработной платы, в которой по данным расчетно-платежных ведомостей детализируются расходы по статье «Расходы на оплату труда и социальные отчисления» в общей сумме 1 166 862 руб. 21 коп.

Рассмотрим порядок аналитического учета издержек на содержание и эксплуатацию здания. Так, за  декабрь 2015 г. была начислена амортизация основных средств в сумме 43580 руб. (Приложение 6). Данная сумма отражается в ведомости начисления амортизации. Затраты на аренду автомобиля и дополнительных складов  в соответствии с договором аренды за декабрь составили 300000 руб. Данная сумма подтверждается также наличием счета-фактуры арендодателя. Кроме того, за декабрь 2015 г.              Красноармейское райпо понесло следующие расходы:

- оплата отопления здания магазина в сумме 9520 руб.

- оплата водопотребления в сумме 2130 руб.

- оплата канализации  в сумме 1350 руб.

- оплата электроэнергии в сумме 8120 руб. 11 коп.

- оплата пожарной охраны в сумме 5120 руб.

- оплата сторожевой охраны в сумме  12500 руб. (Приложение 6).    

         Перечисленные расходы подтверждены счетами-фактурами поставщиков. В целом за декабрь 2015 г. расходы по статье «Содержание и эксплуатация здания и оборудования» составили 382320 руб. 11 коп.

          Рассмотрим особенности аналитического учета материальных расходов. За декабрь 2015 г. на подработку и упаковку товаров было израсходовано 12500 руб. Остальную часть материальных расходов составили транспортные расходы. В соответствии с путевыми листами, пробег автомобиля УАЗ за  декабрь 2015 г. составил 14737 км. Норма расхода бензина на 100 километров пробега составляет 18 литров. Средняя цена бензина А – 76 составляет 50 руб. Рассчитаем стоимость списанного бензина:          14737 х 12 / 100 х 50 = 88420  руб.

         Расход бензина подтвержден наличием чеков АЗС, которые водитель приложил к авансовому отчету. Кроме бензина, в декабре были приобретены запасные части на сумму 23560,18 руб. и израсходованы на ремонт автомашины, что подтверждается актом выполненных ремонтных работ.  Таким образом, транспортные расходы Красноармейского райпо в декабре 2015 г. составили 111980,18 руб., а все расходы по статье «Материальные расходы» составили 124480,18 руб.

         Рассмотрим документальное подтверждение прочих расходов на продажу, произведенных райпо. К прочим издержкам обращения в первую очередь относятся представительские расходы. Для контроля за издержками в Красноармейском райпо  установлены предельные размеры (нормативы) отдельных видов представительских расходов. Нормативы утверждены в следующих суммах:

  1. Затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) – до 3000 руб. в день;
  2. Транспортное обеспечение – до 6000 руб. в день;
  3. Буфетное обслуживание во время переговоров – до 1250 руб. в день.

Для каждого мероприятия составляется смета представительских расходов, которая утверждается председателем Красноармейского райпо.

         Работники Красноармейского райпо регулярно направляются в командировки  как внутри республики, так и за ее пределы. Целями командировок являются  заключение договоров на закупку товаров и  изучение передового опыта организаций отрасли. Перед тем как направить сотрудника в командировку, в Красноармейском райпо оформляют:

- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме  №  Т-10а;

- приказ о направлении сотрудника в командировку по форме № Т-9, если в командировку направляется один сотрудник  или № Т-9а (если в командировку направляются несколько сотрудников);

- командировочное удостоверение по форме № Т-10.

Для служебного задания для направления сотрудника в командировку предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26. Служебное задание в одном экземпляре заполняет сотрудник кадровой службы.

Служебное задание подписывает  и утверждает председатель                           Красноармейского райпо. Затем документ передают в кадровую службу, где на его основании готовится приказ о направлении сотрудника в командировку. На основании приказа о направлении в командировку выписывается командировочное удостоверение.  Этот документ подтверждает время нахождения сотрудника в командировке (время прибытия в пункт назначения и время убытия из него).

Для командировочного удостоверения предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 6 апреля   2001 г. № 26. В каждом пункте назначения должны быть сделаны отметки о времени прибытия и убытия сотрудника, которые заверяют печатью той организации, куда сотрудник был направлен в командировку.

На основании командировочного удостоверения сотруднику выплачиваются суточные. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Для расчета суммы к выдаче составляется расчет (смета), который подписывается главным бухгалтером.  Поскольку в альбомах унифицированных форм форма такого расчета отсутствует, Красноармейское райпо самостоятельно разработало и утвердило ее форму с соблюдением требований об обязательных реквизитах. Смета  хранится в бухгалтерии райпо и является приложением к расходному ордеру, подтверждая расчет выданной авансом денежной суммы.

Так, товаровед Пятов И.И. в соответствии со служебным заданием направлен в служебную командировку в г. Санкт-Петербург  сроком на 3 дня. Учетной политикой Красноармейского райпо  установлено, что суточные выплачиваются в размере 550 руб. в сутки. Работнику выдается аванс из расчета, что стоимость авиабилетов к месту командировки и обратно составляет 16450 руб., стоимость проживания в месте командировки – 6000 руб. в сутки. Гостиница командированному работнику организацией забронирована, стоимость брони 3000 руб.

Рассчитаем сумму аванса: 550 руб./сут. x 3 сут. + 32900 руб. + 6000 руб./сут. x 3 сут. + 3000 руб. = 55550 руб.

После возвращения из командировки сотрудник на том же бланке служебного задания заполняет раздел 11 «Краткий отчет о выполнении задания», отчет  утверждает председатель Красноармейского райпо. После этого документ вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом передают в бухгалтерию. Таким образом, сумма документально подтвержденных командировочных расходов в Красноармейском райпо за декабрь 2015 г. составила 55550 руб.

         Кроме вышеприведенных расходов на продажу, в декабре 2015 г.                          райпо осуществило следующие расходы:

- оплата рекламы - 15000 руб.;

- оплата услуг связи – 10450 руб.

         Красноармейское райпо в январе 2015 г. оформило подписку на периодические издания (журнал «Главбух», журнал  «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», газета «Экономика и жизнь», «Российская кооперация»)  в сумме  126000 руб. Данные расходы учитываются как расходы будущих периодов, и ежемесячно на издержки обращения списывается 1/12 от этой суммы. Таким образом, на декабрь приходится 10500 руб.

         Обобщая вышесказанное, все расходы по статье «прочие расходы» за декабрь 2015 г. составили 129950 руб.

         Кроме многографных карточек, учет расходов на продажу осуществляются отдельно по каждой группе расходов. Для этого аналитический учет расходов на продажу ведется в специальных ведомостях по группам затрат (табл. 9), что обеспечивает возможность получения от­четных данных о фактических расходах по всем группам. Итоги записей оборотной ведомости  должны быть равны обороту по дебету счета               44 «Расходы на продажу»  в Главной книге (Приложение 4).

Необходимо отметить, что в организациях розничной торговли  проценты, уплачиваемые за предоставленные ей в пользование денежных средств (кредиты, займы), являются прочими                                               расходами (п.11 ПБУ 10/991). Поэтому затраты по оплате процентов по заемным средствам, связанным с приобретением товаров, не могут включаться в расходы, так как фактическая себестоимость реализованных товаров участвует в формировании финансового результата от обычных видов деятельности – прибыли (убытка) от продаж, а согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» они должны формировать результат от прочих видов деятельности.

Таблица 9 – Оборотно – сальдовая ведомость Красноармейского райпо по счету  44 «Расходы на продажу» за декабрь 2015 г.

         Группа расходов

Начальное сальдо

Обороты за месяц

Конечное сальдо

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Материальные расходы

11750

-

124480,18

103560,18

32670

-

в т.ч. транспортные расходы

11750

-

111980,18

91060,18

32670

-

Оплата труда и социальные отчисления

-

-

1166862,21

1166862,21

-

-

Содержание и эксплуатация здания и оборудования

-

-

382320,11

382320,11

-

-

Прочие расходы

-

-

129950

129950

-

-

Списание расходов на себестоимость продаж

-

-

 

 

-

-

Итого

11750

-

1915592,68

1873752,68

32670

-

 

Далее в работе необходимо рассмотреть порядок учета расходов на продажу на остаток товаров. Под расходами, приходящимися на остаток товаров, понимается отнесение части транспортных расходов, связанных с доставкой товаров в магазины, на стоимость этих товаров. Это одна из форм капитализации расходов, т.е. внесение их в актив и, как следствие, их трактовка не как понесенных, а, в сущности, как будущих расходов. Это связано с тем, что в активе бухгалтерского баланса аккумулируется вложенный собственниками и привлеченный ими капитал. Так, стоимость товаров, показываемая в активе, должна быть оценена по себестоимости, т.е. в сумме, в которой эти товары обошлись торговой организации: покупная стоимость плюс расходы по доставке товаров.

         В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»2 организации торговли имеют право выбрать один из вариантов списания расходов по продажам:

  • полностью в текущем отчетном периоде (так называемый бухгалтерский вариант);
  • пропорционально стоимости реализованных товаров (статистический вариант).

         Статистический вариант преобладает в торговле более полувека, практически вытеснив бухгалтерский вариант. Различие между ними в том, что статистический вариант связывает расходы, приходящиеся на остаток товаров, со всей товарной массой исходя из того, что в каждой товарной единице лежит одинаковый размер транспортных расходов. Он определяется путем специального статистического расчета, в результате которого транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца.    

Необходимо отметить, что в торговых организациях к транспортным расходам, помимо затрат на содержание собственного автотранспорта,  относятся:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров  (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плату за экспедиционные операции и другие услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

         Учетной политикой Красноармейского райпо принято списывать все расходы на продажу полностью в текущем месяце. Распределению подлежат только транспортные расходы.

         Расчет себестоимости проданных товаров производится в два этапа: сначала определяются по среднему проценту расходы на остаток товаров, а затем – расходы на проданные товары. При этом сумма расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  1. суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
  2. определяется сумма товаров, проданных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
  3. отношением суммы расходов (п.1) к сумме проданных и оставшихся товаров (п.2) определяется средний процент расходов к общей сумме товаров;
  4. умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов (п.3) определяется их сумма, относящаяся к остатку непроданных товаров на конец месяца.

         Расходы, относящиеся к проданным товарам, исчисляются по данным счета 44 «Расходы на продажу» следующим образом: к сальдо начальному прибавляется дебетовый оборот и вычитается сальдо конечное.

                 Рассчитаем сумму транспортных расходов, относящуюся к товарам, реализованным Красноармейского райпо в течение декабря 2015 г. Результаты расчета для наглядности сгруппируем в таблице 10:

Таблица 10 – Расчет транспортных расходов Красноармейском райпо на остаток товаров на 31 декабря 2015 г.

Транспортные расходы

Продано за декабрь

Остаток товаров на 31.12.

2015 г.

Итого

(гр. 4 + гр.5)

Средний %

расходов


(гр.3/гр.6 х 100 %)

Расходы на оста-ток това-ров

(гр.5хгр.7 / 100 %)

на 31.12. 2015 г.

За месяц

Итого

(гр.1 + гр.2)

1

2

3

4

5

6

7

8

11750

111980,18

123730,18

8530000

3053750

11583750

1,07

32670


         Рассчитаем расходы, относящиеся к проданным товарам за декабрь по данным счета 44 «Расходы на продажу». Для этого  к сальдо начальному прибавляется дебетовый оборот и вычитается сальдо конечное:

11750 руб. + 111980.18 руб. – 32670 руб. = 91060.18 руб.

Основным недостатком данного варианта распределения транспортных расходов в Красноармейском райпо является то, что в числителе приводятся данные о транспортных расходах на остаток товаров на начало месяца и поступившие товары за месяц, а в знаменателе – остаток товаров на конец месяца и реализованные за месяц товары. Вследствие этого числитель и знаменатель формулы оказываются в ряде случаев несопоставимыми. В итоге искажается реальная величина издержек, приходящихся на остаток товаров, а, следовательно, и финансовые результаты хозяйственной деятельности организации. Основные преимущества данного варианта сводятся к простоте расчета (он выполняется не по каждой позиции товарного документа, а по всей товарной массе отчетного периода), большей экономической осмысленности (проводится различие между собственно товарной массой и капитализированными транспортными расходами) и юридической обоснованности (ответственность возникает за товары, а не за издержки).        Таким образом, в исследуемой организации  все  хозяйственные операции по учету расходов  по обычным видам деятельности оформляются соответствующими первичными документами. Аналитический учет расходов на продажу в  Красноармейском райпо осуществляется по четырем укрупненным статьям: материальные расходы; расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование; расходы на содержание и эксплуатацию здания и оборудования; прочие расходы.

Исследуемая организация обеспечивает  соответствие  регистров синтетического и аналитического  учета расходов на продажу, обеспечивает  правильность отражения расходов на продажу в бухгалтерской отчетности. Кроме того,  Красноармейское райпо осуществляет планирование расходов на продажу, что свидетельствуют о  контроле со стороны организации за осуществляемыми  расходами.


2.3. Совершенствование учета расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо


                 По итогам изучения документооборота операций по учету расходов по обычным видам деятельности было установлено, что в райпо все  хозяйственные операции оформляются соответствующими первичными документами.  Однако были выявлены случаи неправильного оформления документов – например, в некоторых путевых листах отсутствуют подписи водителя о прохождении предрейсового медицинского осмотра, в отдельных приказах о направлении работника в командировку отсутствуют подписи руководителя. Данные факты являются нарушением требований, установленных п. 12-18 Положения  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в РФ, утвержденного  приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н3 и п. 1. ст. 9 Федерального закона от  06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»4. Красноармейскому райпо необходимо устранить отмеченные нарушения и в дальнейшем их не допускать.

Аналитический учет расходов на продажу в Красноармейском райпо осуществляется в многографных карточках и в оборотной ведомости. Данные регистры учета практически дублируют друг друга, что не имеет никакой практической ценности. Поэтому с целью сокращения документооборота исследуемому предприятию можно порекомендовать ограничиться составлением многографной карточки по учету расходов на продажу.

Аналитический учет расходов на продажу в Красноармейском райпо осуществляется по четырем укрупненным статьям: материальные расходы; расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование; расходы на содержание и эксплуатацию здания и оборудования; прочие расходы.  Такая организация аналитического учета может быть оценена как неудовлетворительная, поскольку не обеспечивает данные для углубленного экономического анализа расходов на продажу. Красноармейскому райпо рекомендуется организовать аналитический учет расходов на продажу по следующей номенклатуре с учетом специфики деятельности данной организации:

  • транспортные расходы;
  • расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • расходы на аренду и содержание здания и  оборудования, амортизация и ремонт основных средств;
  • расходы на топливо, газ, электроэнергию для хозяйственных нужд;
  • расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров;
  • расходы на рекламу;
  • представительские расходы;
  • расходы на командировки работников;
  • потери товаров и технологические отходы;
  • прочие расходы.

         Особенно следует подчеркнуть необходимость выделения таких статей расходов на продажу, как «Транспортные расходы», «Представительские расходы», «Расходы на рекламу» и «Расходы на командировки»,  поскольку, как уже отмечалось в работе, существует различный порядок учета данных расходов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.        

         Как выяснилось в ходе исследования, Красноармейское райпо осуществляет планирование расходов на продажу. В частности, на данном предприятии составляются сметы расходов на представительские и командировочные расходы, а также утверждены лимиты по данным статьям расходов. Приведенные факты свидетельствуют о  контроле со стороны организации за осуществляемыми расходами, что можно оценить положительно.

         Исследуемая организация обеспечивает  соответствие  регистров синтетического и аналитического  учета расходов на продажу, что соответствует требованиям п. 46-54 Положения  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в РФ5. В частности, обороты по дебету и кредиту счета 44 «Расходы на продажу» в многографной карточке соответствуют данным оборотной ведомости по счету 44 «Расходы на продажу» и оборотам по данному синтетическому счету в Главной книге. Положительно можно оценить также тот факт, что Красноармейского райпо обеспечивает  правильность отражения расходов на продажу в бухгалтерской отчетности (в соответствии с требованиями п. 46-54 Положения  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в РФ).

В качестве недостатка бухгалтерского учета расходов на продажу в Красноармейском райпо можно отметить тот факт, что в учетной политике, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения не зафиксирован порядок учета транспортно-заготовительных расходов. Фактически же эти расходы учитываются в составе расходов на продажу.

В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать двумя способами: непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включать в фактическую себестоимость приобретенных товаров); на счете   44 «Расходы на продажу». Как следует из положений статьи 320 Налогового кодекса РФ6, в налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если эти расходы включены в цену приобретения этих товаров по условиям договора. В противном случае транспортные расходы должны учитываться в налоговом учете в составе расходов на продажу.

Чтобы одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, для Красноармейского райпо целесообразно в учетной политике закрепить, что все транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора, которые учитываются непосредственно на счете 41 «Товары»).        

Нами установлено, что учет управленческих расходов торговой отрасли ведется на счете 44 «Расходы на продажу», хотя в Плане счетов для этих целей предусмотрен счет 26 «Общехозяйственные расходы». Предлагаем управленческие расходы распределять по видам деятельности для формирования корректного финансового результата каждой отрасли и отражать в отчете о финансовых результатах по строке «управленческие расходы».


1 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – № 26. – С. 20–26. [Электронный ресурс]: Сайт Консультант: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения 03.06.2016]

2 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – № 26. – С. 20–26. [Электронный ресурс]: Сайт Консультант: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения 03.06.2016]

3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1998. – № 34. – С. 17–19. [Электронный ресурс]: Сайт Консультант:[Дата обращения 03.06.2016]

4 О бухгалтерском учете: федеральный закон № 402 – ФЗ от 06.12.2011 [Электронный ресурс]: Сайт Консультант: [Дата обращения 03.06.2016]

5 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1998. – № 34. – С. 17–19. [Электронный ресурс]: Сайт Консультант: [Дата обращения 03.06.2016]

6 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской Федерации от 05 августа 2000 г. № 117–ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340. [Электронный ресурс]: Сайт Консультант: [Дата обращения 03.06.2016]