Учет и анализ расходов по обычным видам деятельности (на материалах Красноармейского районного потребительского общества)

Дипломная работа по предмету «Бухгалтерский учет»
Информация о работе
  • Тема: Учет и анализ расходов по обычным видам деятельности (на материалах Красноармейского районного потребительского общества)
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Бухгалтерский учет
  • Количество страниц: 24
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-22 22:07:54
  • Размер файла: 60.43 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

СОДЕРЖАНИЕ


Введение        3

1. Теоретические  основы  учета  и  анализа расходов по обычным видам деятельности        5

1.1. Экономическая сущность и классификация расходов по обычным видам деятельности        5

1.2. Цель и задачи бухгалтерского учета и анализа расходов по обычным видам деятельности, их нормативно – правовое регулирование        14

1.3. Экономическая характеристика  деятельности Красноармейского        райпо        20

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОАРМЕЙСКОМ РАЙПО        26

2.1. Синтетический учет расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо        26

2.2. Аналитический учет расходов по обычным видам деятельности        30

2.3. Совершенствование учета расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо        41

3. анализ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КрасноармейскоГО райпо        45

3.1. Анализ динамики и структуры расходов по обычным видам  деятельности        45

3.2. Факторный анализ расходов по обычным видам деятельности        54

3.3. Направления по оптимизации расходов по обычным видам деятельности Красноармейского райпо                                                                                      

Заключение        64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        68

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение

Организация грамотного учета расходов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих организаций. Заинтересованность организаций в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обуславливают необходимость снижения расходов. Данными факторами обусловлена актуальность проблемы  бухгалтерского учета и анализа расходов по обычным видам деятельности.

Важность и значимость вопросов учета расходов по обычным видам деятельности также обусловлена строгим контролем налоговых органов за их учетом, так как произведенные и правильно учтенные расходы снижают налогооблагаемую прибыль организации. Несмотря на всю важность правильного учета расходов, и их комплексного анализа в организациях практически не уделяется должного внимания данной проблеме.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение методики бухгалтерского учета расходов по обычным видам деятельности, их экономического анализа и определение направлений совершенствования учета и поиск путей их оптимизации в организации.

Объектом исследования явилось Красноармейское райпо. Предмет исследования – расходы организации по обычным видам деятельности, их учет и анализ.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    • раскрыть  сущность расходов организаций, их классификацию и нормативное регулирование;
    • рассмотреть задачи учета и анализа расходов по обычным видам деятельности;
    • изучить порядок учета расходов по обычным видам деятельности и их отражение в бухгалтерской отчетности;
    • раскрыть особенности документального оформления и аналитического учета расходов по обычным видам деятельности;
    • провести анализ расходов по обычным видам деятельности в                          Красноармейском райпо;
    • разработать мероприятия по совершенствованию учета и оптимизации расходов по обычным видам деятельности в                                        Красноармейском райпо.

В качестве нормативной базы  для написания выпускной квалификационной работы изучались: Налоговый кодекс РФ, Указы Президента РФ, законы РФ, постановления Правительства РФ.  Теоретической основой данной работы являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, таких как, В.В. Бородина, А.П. Кравцова, В.А. Лукинов, И.М. Мартынов  и др., учебники, учебные и методические пособия по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности. Также была использована бухгалтерская отчетность                         Красноармейского райпо за 2014 – 2015 гг.

       Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе работы раскрыты теоретические основы учета и анализа расходов по обычным видам деятельности, определены нормативно – правовые документы, регулирующие данный участок учетной работы, а также раскрыты теоретические основы их анализа. Во второй главе работы исследована организация синтетического и аналитического учета расходов по обычным видам деятельности в Красноармейском райпо, изучен порядок их документального оформления, выявлены недостатки их учета и разработаны рекомендации по совершенствованию учета расходов по обычным видам деятельности.  В третьей главе работы проведен анализ расходов  организации и предложены направления их  оптимизации.


1. Теоретические  основы  учета  и  анализа расходов по обычным видам деятельности

1.1. Экономическая сущность и классификация расходов по обычным видам деятельности


В отечественной практике понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации»1 и в Налоговом кодексе РФ2.

Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации»                  (ПБУ 9/99)3 и  «Расходы организации» (ПБУ 10/99)4 признают доходами увеличение, а расходами — уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящее к соответствующим изменениям капитала организации. В указанных актах нормативного регулирования приводится группировка доходов и расходов для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, дается их определение и порядок признания в учете.

Учет расходов организации осуществляют на основании Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06 мая 1999 года № 33н                                                (в ред. от  27.04.2012 г.).

 Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

 Не признается расходами организации выбытие активов:

    • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
    • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
    • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
    • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
    • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
    • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Статей 16 ПБУ 10/995 предусмотрено, что расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии следующих условий:

1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота. Каждая совершенная операция должна быть обеспечена первичными оправдательными документами.


Условия признания  

расходов





Расходы признаются в соответствии с договором, требованиями зако­нодательства и обычаями делового оборота

Сумма расходов может быть определена

Отсутствие неопределён­ности в том, что по данной операции произойдёт уменьшение экономических выгод


Рисунок 1 – Схема классификации условий признания расходов

2. Сумма расхода может быть определена. Пунктом 6 ПБУ 10/996 установлено, что расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактически уплаченных (подлежащих) уплате денежных средств или переданных (подлежащих передаче) материальных ценностей по цене их обычной реализации, определяемой из условий договора. Если цена в договоре не предусмотрена, то принимается цена, по которой при сравнимых обстоятельствах приобретаются организацией аналогичные товары (работы, услуги) или осуществляются иные расходы.

 При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию. Стоимость актива, подлежащего выбытию, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

 3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Невыполнение условий не позволяет признать расходы в бухгалтерском учёте – они относятся к дебиторской задолженности. Но сами расходы должны быть признаны независимо от намерения получить выручку или иные доходы и от формы осуществления расходов: денежной, натуральной или иной. Расходы будут признаны в том отчетном периоде, в котором реально производились, независимо от времени фактической оплаты в любой форме.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются:

  • на расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Учитываются они на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.)  и расходов на продажу (44). Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Расходы по обычным видам деятельности включают затраты на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг). Учет затрат, включаемых в расходы осуществляется в следующем порядке:

  • по видам продукции, услуг, работ;
  • по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и т.п.);
  • по видам расходов (элементам и статьям затрат);
  • по статьям калькуляции.

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне организации невозможно разложить на отдельные составляющие.  

Данная группировка затрат приведена ПБУ 10/99 «Расходы организации»7:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

 Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того  или иного элемента в общей сумме затрат. Группировка затрат по экономическим элементам представляет собой величину текущих издержек производства или обращения, произведенных организацией за данный отчетный период независимо от того, закончено ли изготовление продукта, выполнена ли работа.

Классификация затрат по статьям калькуляции:

- сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций (также за вычетом возвратных отходов);

- топливо и энергия на технологические цели;

- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ и услуг);

- отчисления во внебюджетные фонды;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

- потери от брака;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы;

- коммерческие расходы.

Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа.

Затраты по всем установленным на данном предприятии статьям себестоимости составят производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют внепроизводственные (коммерческие) расходы, то есть расходы, связанные с реализацией продукции. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), и составляются калькуляции. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями.

По отношению к объему производства затраты делятся на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью организации (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и общие для организации в целом.

Переменные затраты изменяются вместе с уровнем объема производства (или деловой активности) компании. По мере ее повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, относится к переменным затратам, и повышение производства данного вида продукции автоматически означает пропорциональный рост основной заработной платы на выпуск).

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции (работ и услуг) делятся на:

  1. Прямые затраты. В противоположность косвенным затратам прямые затраты могут быть начислены на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.) непосредственно на единицу затрат. Для увеличения величины прямых затрат между расходами и единицей затрат должна существовать непосредственная связь. Расходы на исследования и разработки конкретного товара являются прямыми затратами, поскольку они относятся только к одному продукту (единице продукции).

Косвенными являются такие затраты, которые не могут быть начислены непосредственно на единицу продукции, и, чтобы попасть в ее себестоимость, они должны быть предварительно собраны на определенном счете и затем расчетным путем включены в себестоимость изделия, работы, услуги и т.д. Таким образом, в учетной политике организации необходимо отразить  какой-нибудь метод отнесения этих расходов на отдельные единицы затрат (с использованием оценок и допущений).

По технико-экономическому назначению затраты делятся:

1. Основные (технологические) расходы. Основные расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

2. Накладные расходы. Накладные расходы связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими8.

По рациональности использования:

1. Производственные расходы. Производственные затраты включают все расходы, которые связаны с процессом производства продукции (работ, услуг).

2. Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Внепроиз-водственные (коммерческие) – это расходы, связанные с реализацией продукции.

По целесообразности использования затраты делятся:

1. Производительные. Производительные – затраты на производство продукции (работ, услуг) надлежащего качества, затраты, целесообразные для данного производства.

2. Непроизводительные. К непроизводительным расходам относят те, которые являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, оплата простоев и сверхурочных работ и др.).

По отношению к отчетному периоду затраты подразделяются:

1. Затраты текущего периода. Связаны с производством и реализацией продукции в данном периоде, а также часть резервируемых расходов и затрат будущих отчетных периодов, включаемых в себестоимость продукции планового и отчетного периода (вознаграждение за выслугу лет и др.).

2. Затраты будущих периодов. К ним относятся затраты, возникающие в данном планируемом и отчетном периоде, но подлежащие отнесению на себестоимость конкретных видов продукции (в заранее определенном размере) в течение нормативного срока (затраты на подготовку и освоение производства и др.).

Торговая деятельность складывается из операций, связанных с приобретением товарной продукции, и ее реализацией по более высоким ценам. Расходы по обычным видам деятельности (издержки обращения) торговых организаций – это затраты, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя. Т.е. в торговле под расходами от обычных видов деятельности понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда, связанные с движением товаров от производителя к покупателю. Расходы от обычных видов деятельности отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение в удобную для продажи форму (подработка, упаковка, подсортировка, комплектование и фасовка), а также расходы по продаже товаров. Основное отличие расходов от обычных видов деятельности в торговле от себестоимости в промышленности заключается в том, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, то есть торговые организации закупают уже готовые товары, затрачивая ресурсы только на доведение их до потребителей. А расходы, не включаемые в издержки обращения, покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации.

По видам расходы от обычных видов (расходы на продажу)  в торговле деятельности подразделяются на соответствующие группы и статьи установленной номенклатуры. В  целях планирования, учета и отчетности издержек обращения рекомендуется применять следующую номенклатуру расходов от обычных видов деятельности: транспортные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; амортизация основных средств; расходы на ремонт основных средств; амортизация санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов; расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; расходы на рекламу; потери товаров и технологические отходы; расходы на тару; прочие расходы9.

Налоговым кодексом РФ10 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, — по оплате суточных при нахождении работников в командировке, полевого довольствия, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и некоторым другим расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам.

Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Следует отметить, что данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов.

Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В налоговом учете расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и на внереализационные расходы.

Таким образом, расходами организации по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Учитываются они на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).


    1. Цель и задачи бухгалтерского учета и анализа расходов по обычным видам деятельности, их нормативно – правовое регулирование


Сокращение расходов по обычным видам деятельности является основным источником увеличения прибыли и снижения цен на продукцию (работы и услуги) организации. Из данной формулировки вытекают следующие цели и задачи учета расходов по обычным видам деятельности.

Целью бухгалтерского учета расходов по обычным видам деятельности является объективное отражение затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), правильное их распределение по перио­дам и статьям, а также по счетам бухгалтерского учета, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений. Исходя из поставленной цели, перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

  1. Проверка законности и целесообразности осуществляемых на предприятии расходов по обычным видам деятельности, правильности их документального оформления
  • объективное распределение затрат по отчетным периодам;
  • правильное разграничение затрат по местам их возникновения и статьям установленной номенклатуры;
  • своевременное предоставление информации, необходимой для оценки эффективности расходов и принятия управленческих решений;
  • контроль и анализ исполнения утвержденных смет затрат на основное  производство и прочих затрат.
  1. Оперативно и жестко пресекать бесхозяйственность и расточительство;
  2. Своевременно определять прибыль организации от обычных видов деятельности;
  3. Находить резервы для сокращения затрат и повышения рентабельности11.

                 Для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете расходов по обычным видам деятельности, бухгалтер должен  знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учета. В таблице 1 приведены нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться в части бухгалтерского учета расходов по обычным видам деятельности.

 Таблица 1 – Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расходов организации

№ п/п

Наименование нормативного  акта

Дата и номер

Примечание

1

Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2


21.10.94 г. (в ред. от 23.05.2016 г.)

Регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров  купли - продажи

2

Налоговый кодекс РФ, часть 2

05.08.2000 № 118–ФЗ

(с изм. от 01.05.2016 г.)

Устанавливает принципы налогообложения прибыли

3

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 402 – ФЗ  от   06.12.2011 г.

(с изм. от  04.11.2014 г.)

Устанавливает все основные требования к отражению  расходов  в бухгалтерской отчетности

4

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н  

(в ред. от               24.12.2010 г.)

Устанавливает требования и принципы ведения учета  расходов

5

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

Приказ Минфина России от  06.05.99 г.

№ 32н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете  информации о доходах  

6

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»  (ПБУ 10/99)

Приказ Минфина России от  06.05.99 г.  № 33н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете  информации о расходах

7

Положение  по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02)

Приказ Минфина России от 19.11.2003 г. № 114н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете  информации о расчетах по налогу на прибыль

8

Положение  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

Приказ Минфина России от  06.10.2008 г. № 60н (с изм. от 06.04.2015 г.)

Устанавливает основы формиро-вания и раскрытия учетной поли-тики организаций в части учета расходов

9

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению

Приказ Минфина  России 31.10.2000 г.           № 94н (с изм. от 08.11.2010 г.)

Предусматривает синтетические счета для учета расходов по обычным видам деятельности


Об установлении норм расходов организаций за выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомоби-лей, в пределах которых при опреде-лении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связа-нным  с производством и реализацией

Постановле­ние Правительства РФ от 08.02.02 г. № 92  

(с изм. от                    09.02.2004 г.)

Наличие методического инструментария формирования и интерпретации значений ключевых показателей стратегического развития потребительского общества позволяет судить о получении синергетического информационного эффекта, расширяющего диапазоны компетентных мнений в отношении полноты, достоверности и полезности информации для принятия управленческих решений в целях развития организации потребкооперации. Представленные в Приложении 4 элементы имеют достаточно сложные взаимосвязи, обусловленные: во-первых, наличием подсистем в системе, во-вторых, необходимостью для каждой подсистемы создавать информационное, организационное методическое и правовой обеспечение; в-третьих, отражением целевых установок стратегического развития и стратегического управления всего потребительского общества  в формулировке конкретных целей (цели собственников, миссия и задачи развития потребкооперации) для формирования интегрированной системы, применительно к требованиям пользователей информации, в выделении объектов стратегического управленческого учета, анализа и контроля. Выделение четырех подсистем в  системе обусловлено необходимостью подчеркнуть роль стратегической отчетности, поскольку именно в ней отражаются ключевые показатели стратегического развития потребительского общества. По сути, формирование стратегической интегрированной отчетности является логическим завершением стратегического управленческого учета, то есть единой системой. Трансляция целей каждой подсистемы на уровни управления в потребительском обществе приводит их, с одной стороны, к трансформации, уточняющей содержание цели на каждом последующем уровне (при вертикальной интеграции сверху-вниз), с другой – к делегированию полномочий от одного уровня управления к другому, с третьей – к детализации целей по уровням управления в зависимости от наличия взаимозависимых управляемых подразделений потребительского общества и выполняемых ими задач (каскадирование целей).

Пользователи интегрированной информации организаций потребительской кооперации могут быть разделены на пользователей стратегической отчетности (внешних, внутренних, прямо и косвенно заинтересованных и др.) и пользователей информации отдельных подсистем (отдельных звеньев потребительского общества: райпо, магазинам и др.): пользователей стратегического управленческого учета, пользователей, проводящих анализ отчетности и пользователей, выполняющих функции контроля, которых, в свою очередь, также можно классифицировать по заинтересованности в конкретных видах информации. Безусловно, следует учитывать наличие персонифицированных данных, которые не могут быть предоставлены определенным группам пользователей.

Основополагающими элементами приведенной интегрированной системы для организаций потребительской кооперации являются: методологическое единство объектов учета, анализа и контроля и принципы формирования стратегической отчетности. Благодаря этим элементам можно научно обосновать и практически реализовать, на примере исследуемых организаций потребительской кооперации, интегрированную систему стратегического управленческого учета, анализа и контроля.

С учетом указанных выше положений разработанная интеграционная модель учетно-контрольного и аналитического обеспечения стратегии развития организации представляет собой логический комплекс, состоящий из трехуровневого интеграционного механизма, формируемый с учетом обозначенных факторов интеграции информационных систем на базе использования интеграционного инструментария и определяющий организационно-методологическую основу формирования и функционирования интегрированной системы стратегического учета, контроля и анализа (рис. 1.8).

Предлагаемый интеграционный инструментарий строится на основе использования системы планов счетов и инструментов стратегического управления (документы оперативного учета и контроля, консолидированная интегрированная отчетность и др.), функционально ориентированных на информационно – аналитическое обеспечение стратегий развития организации потребкооперации.

Система планов счетов включает:

интернациональную модель бухгалтерского учета;

интегрированные планы счетов;

структурированные рабочие планы счетов.

Интернациональную модель бухгалтерского учета мы рассматриваем в качестве основы проектирования и построения интегрированных планов счетов (дополнение субсчетами налогового и управленческого учета), структурированных рабочих планов счетов для каждого потребительского общества, входящего в систему потребкооперации), стратегического структурированного плана счетов матричным способом с выделением модулей, блоков, разделов плана счетов, в рамках разделов – классов, групп, подклассов счетов, с соответствующим каждому разделу вариантом определения финансового результата.

Группируемая на счетах различных групп, классов, разделов интегрированного плана счетов информация позволяет производить расчет и определение стратегических для потребительского общества задач. Основным отличием организаций потребительской кооперации является то, что в отличии от коммерческих организаций, ориентированных на рост капитализации и стоимости чистых активов и пассивов, основной миссией организаций потребительской кооперации является удовлетворение потребностей широких слоев населения (особенно сельского) в необходимых товарах и услугах. Данная цель осуществляется через реализацию конкретных задач: создание крупных организаций потребительской кооперации (например, Чувашпотребсоюз) регулирующих деятельность потребительской кооперации, развитие сети магазинов, точек общественного питания и иных подразделений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей широких слоев населения. Поэтому основными индикаторами эффективности использования ресурсов и их источников в процессе реализации стратегии организации потребкооперации является показатели объемов продаж, доходов, расходов и маржинальной прибыли, рост которых должно быть положено в основу стратегии развития, их прогнозирование должно быть основано на базе использования учетно-контрольных и аналитических инструментов интегрированного стратегического управленческого учета, контроля и анализа.

Интегрированные планы счетов выступают базовым инструментом интеграции различных видов учета посредством создания единой интеграционной, структурной, адаптивной, инструментальной, алгоритмической архитектуры информационно-аналитической системы и обладают следующими основными характеристиками:

архитектурный принцип построения с формированием и интеграцией в структуру  плана  счетов  соответствующих  модулей,  блоков,  разделов, программ для ЭВМ и баз данных;

использование   системного,   комплексного,   ситуационного    и интеграционного подходов к учетно-контрольному и аналитическому обеспечению процессов управления организацией в целом, отдельными бизнес-единицами, структурными подразделениями, портфелями, видами деятельности, сегментами деятельности (территориальными, потребительскими), направлениями стратегической активности посредством единой информационно-аналитической системы, то есть единства базы данных для последующего накапливания, группировки, структурирования, обобщения и представления заинтересованным пользователям релевантной информации в запрашиваемом контексте;

обеспечение  возможности  оперативного  внесения  изменений  и дополнений  в  структуру  плана  счетов  путем  варьирования  моделями, блоками, разделами, номенклатурой плана счетов в целях удовлетворения информационных запросов внутренних пользователей различных уровней управления;

оптимальная номенклатура счетов, обеспечивающая полноту и прозрачность информации;

органическое сочетание многозначной кодировки и аналитики плана счетов с выделением необходимых аналитических признаков (бизнес – единицы, виды деятельности, сегменты, функции, направления стратегической активности, аналитические признаки объектов внешнего микроокружения – поставщики, подрядчики, покупатели, заказчики, посредники, конкуренты), что обеспечивает получение многогранной информации в необходимом аналитическом разрезе, ее разделение и агрегирование по мере необходимости;

способы интеграции и взаимосвязи счетов: интеграция и взаимосвязь счетов различных блоков и разделов плана счетов через систему отражающих счетов (счетов – экранов), интеграция счетов через аналитические признаки;

возможность добавления аналитических и контрольных моделей по мере необходимости.

Структурированные рабочие планы счетов строятся на базе интегрированных планов счетов, имеют значительную информационную емкость и связаны с организационно – управленческой структурой организации, ориентированы на стратегические объекты управления и бизнес-процессы, аккумулируют большой объем информации, удовлетворяющей потребностям специалистов различной иерархии и уровней управления, тем самым обеспечивая адаптивность управления:

возможность быстрого реагирования и перестройки с учетом изменяющихся стратегических ориентиров, способов взаимодействия с внешней средой, реализации стратегий, внутренних бизнес-процессов организации,   организационно-управленческой   структуры   организации, реинжиниринга внутренних бизнес-процессов, изменения стиля и методов управления;

оперативного управления деятельностью организации потребкооперации с использованием системного, комплексного, ситуационного и интеграционного подходов, процессами интеграции и дезинтеграции большого объема аккумулированной и сгруппированной информации по организации в целом, отдельным бизнес – единицам, структурным подразделения, видам деятельности, сегментам деятельности, временным горизонтам (инновационным, инвестиционным проектам), направлениям стратегической активности, прогнозам, сценариям, альтернативным вариантам стратегического развития;

возможность координации деятельности бизнес – единиц и структурных подразделений организации, планирования, бюджетирования, управления объектами ресурсного потенциала и внешнего окружения организации, обеспечения их взаимосвязи с выходом на базовые показатели оценки эффективности реализуемой стратегии, ее изменения и корректировки стратегических программ с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации;

возможность интеграции и использования учетных, контрольных и аналитических инструментов стратегического управления.

Инструменты стратегического инжиниринга представлены системой производных отчетов – вторичных отчетных обобщений стратегической направленности, интегрированных сводных балансов, стратегических ведомостей и отчетов:  учетного; контрольного; аналитического; сводного интегрированного характера.

Производные отчетные обобщения стратегического характера составляются с учетом миссии и целевых ориентиров развития организации (целевых показателей) с учетом основных этапов и направлений общей стратегии развития, стратегий маневрирования при отклонении от результатов, текущих стратегий в условиях существующих либо прогнозируемых сил, слабостей, возможностей и угроз бизнес – единицы, с последующей оценкой уровня достижения в ходе реализации стратегии развития организации потребительской кооперации запланированной миссии, целевых ориентиров на основе получаемых результатов – динамики выручки, затрат, маржинальной и чистой прибыли, прирост паевого капитала организации и т.д.



Устанавливает размеры компенсаций, выплачиваемых персоналу за использование собственного автотранспорта, которые включаются в состав расходов по обычным видам деятельности


Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы от­носятся к прочим расходам, связанным с производством и реализаци­ей

Постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 93 (с изм. от 13.05.2005 г.)

Устанавливает максимальный размер суточного размера довольствия  при формировании расходов  по обычным видам деятельности при учете налога на прибыль

10

Учетная политика

Утверждается организациями

Предусматривает порядок списания расходов

               Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет в организации. Содержащаяся в нем информация – инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. Все фирмы в обязательном порядке также  должны составить учетную политику для целей налогообложения. Применительно к налогу на прибыль организаций такое требование закреплено в ст. 313 и 314 Налогового кодекса РФ12.

Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет расходов достаточно подробно регламентирован действующими нормативными актами.

Анализ расходов по обычным видам деятельности является предпосылкой их экономически обоснованного планирования на будущий год. Задачей анализа расходов по обычным видам деятельности является изучение текущих затрат за ряд лет. Анализ расходов направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы организации за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления основной хозяйственной деятельности13.

Полный анализ расходов необходимо проводить не реже одного раза в квартал, а неполный – ежемесячно. При этом целесообразно ежедневно, в крайнем случае еженедельно, сравнить произведенные затраты с допустимыми, нормативными, прогнозируемыми, а также с индексами объемов продаж и прибылью. Анализ ежемесячных отклонений занимает первое место среди срочных работ, выполняемых в конце месяца. Он включает три этапа:

  • обнаружение отклонений и их денежную оценку;
  • установление причин, вызвавших эти отклонения;
  • распределение ответственности.

В ходе анализа выявляют факторы, закономерности и тенденции, повлиявшие на изменение расходов в базисном периоде, и определяют их возможное влияние в планируемом году; выявляют непроизводственные расходы и потери; изыскивают резервы экономии расходов для их учета в планируемом году.

Задачами  анализа расходов по обычным видам деятельности является определение:

  • ожидаемых (фактических) уровней выполнений плана расходов и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям;
  • динамики и степени выполнения плана по затратам;
  • размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня расходов по сравнению с плановым уровнем;
  • величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;
  • изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;
  • затратоемкости отдельных видов продукции, размера различий в сравнении с расходами конкурентов14.

Анализ расходов по обычным видам деятельности проводится по следующим этапам:

1) анализ динамики расходов по общей сумме расходов и отдельным элементам затрат;

2) анализ структуры расходов и ее изменения в отчетном году по сравнению с предыдущим;

3) оценка изменения остатков:

– незавершенного производства,

– расходов будущих периодов,

– резервов предстоящих расходов.

Система отчетности организации является информационной основой экономического анализа его хозяйственной деятельности. Источниками информации для анализа расходов по обычным видам деятельности  являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, первичные документы, внеучетные источники информации и личные наблюдения.

Регистры синтетического и аналитического учета включают: главную книгу, оборотно – сальдовые ведомости по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»,                                       25 «Общехозяйственные расходы», 26 «Общепроизводственные расходы»,   29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Готовая продукция»,   44 «Расходы на продажу» и 90 «Продажи»;  журналы-ордера №6, №8,  №10, №11 и №15. Бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах15.

         По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что анализ расходов по обычным видам деятельности проводится с целью выявления возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижения затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение прибыли. В задачи анализа входит оценка динамики и выполнения плана по элементам и статьям затрат, определение факторов, повлиявших на динамику показателей, выявление и мобилизация резервов дальнейшего снижения себестоимости продаж. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства организацией.




1.3. Экономическая характеристика  деятельности Красноармейского райпо


Красноармейское районное потребительское общество (далее райпо) представ­ляет добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготови­тельной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения мате­риальных потребностей его членов.

По своей организационно-правовой форме Красноармейское райпо является потребительским кооперативом и входит в состав Союза чувашских потребительских обществ (Чувашпотребсоюз).

Целью деятельности райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов в товарах и услугах. Для выполнения указанной цели райпо осуществляет:

-        торговую,   заготовительную,   посредническую   и иную деятельность, не запрещенную законом;

  • содействие развитию социально-бытовой и иной инфраструк­туры;
  • закупки у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной   продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов для последующей переработки и реализации в торговой сети.        

Потребительское общество развивается как одно из структурных подраз­делений региональной системы потребительской кооперации, которая, в свою очередь, входит в единую систему потребительской кооперации России, в от­ношении которой государство вырабатывает определенную политику. Органами управления райпо являются общее собрание уполномоченных райпо, совет райпо, правление райпо.

Межсистемные отношения райпо с республиканским потребительским союзом, в состав которого оно входит, с другими потребительскими общества­ми и союзами, а также с иными организациями и предприятиями, в том числе государственными, строятся на основе закона Российской Федерации «О потребительской кооперации», Устава потребительского общества, Устава Чувашпотребсоюза, а также договоров между ними. Взаимоотношения райпо с органами местного самоуправления определя­ются соглашениями.

Общее собрание потребительского общества является его высшим орга­ном. Оно решает и рассматривает любые вопросы предпринима­тельской и иной деятельности кооперативного общества в соответствии с его уставом, в том числе подтверждает или отменяет решения совета, правления райпо, кроме вопросов создания союзов, вступление в союзы и выхода из них, о преобразовании райпо в другую организацию – правовую форму. В период между общими собраниями уполномоченных управление осу­ществляется советом райпо.

Правление райпо является исполнительным органом и подотчетным рай­по. Правление непосредственно организует всю работу потребительского об­щества в пределах своих полномочий. Органами контроля райпо являются ревизионная комиссия райпо и комиссия кооперативного контроля кооперативных участков. Ревизионная комис­сия избирается общим собранием уполномоченных на пять лет.        

Ревизионная комиссия потребительского общества контролирует работу по обеспечению со­хранности имущества потребительского общества, осуществляет кон­троль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной дея­тельностью.  

Финансово-экономический отдел райпо занимается статистическим уче­том и отчетностями, анализирует и планирует хозяйственную деятельность, ве­дет финансовый анализ и планирование, кредитование, работу с банками, ка­значейством, ценообразованием, оплатой труда и т.д.

Бухгалтерия осуществляет учет качественного и количественного соста­ва объема деятельности, ведет документооборот, занимается составлением бухгалтерской отчетности, ведет налоговый учет, осуществляет контроль.

Рассмотрим основные показатели  деятельности  Красноармейского райпо за 2014 – 2015 гг.  В таблице 2 представлена динамика имущества и источников его образования  Красноармейского райпо за 2014 – 2015 гг.

Таблица 2 – Динамика показателей бухгалтерского баланса Красноармейского райпо на конец  2014 – 2015 гг.

Показатель



На 31.12.2014 г.

На 31.12.2015 г.

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

Сумма,

тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма,  

тыс. руб.

Удельный вес, %

Актив

1. Внеоборотные активы, всего

 20327 

64,2

 30995 

47,5

10668

152,5

в т.ч.:

Основные средства

19602

61,9

28305

43,4

8703

144,4

 Финансовые вложения

25

0,08

633

1,0

608

25,3 раза

Прочие внеоборотные активы

700

2,2

2057

3,2

1357

2,9 раза

2. Оборотные активы, всего

 11322 

35,8

 34209 

52,5

22887

3 раза

в т. ч.: Запасы

 6802 

21,5

 22444 

34,4

15642

3,3 раза

НДС по приобретенным ценностям

 2278 

7,2

 5350 

8,2

3072

2,4 раза

Денежные средства и денежные эквиваленты

 7 

<0,1

 14 

<0,1

7

2,0 раза

Дебиторская задолженность

 2235 

7,1

 6401 

9,8

4166

2,8 раза

Пассив

1. Капитал и резервы, всего

 29670 

93,7

 41470 

63,6

11800

139,8

в т.ч.: уставный капитал

15000

47,39

15000

23,0

 –

100

Нераспределенная прибыль

14670

46,35

26470

40,6

11800

180,4

2. Долгосрочные обязательства

 – 

 – 

 – 

 –  

3.  Краткосрочные обязательства, всего

1979 

6,3

23734

36,4

21755

 12 раз

в т.ч.:  заемные обязательства

 – 

 6000 

9,2

6000

Кредиторская задолженность

 1979 

6,3

 17734 

27,2

15755

9 раз

Валюта баланса

 31649 

100

 65204 

100

33555

2,1 раза


Таким образом, соотношение основных качественных групп активов организации на 31 декабря 2015 г. характеризуется примерно равным соотношением иммобилизованных средств и текущих активов (47,5% и 52,5% соответственно).

Активы райпо за 2015 г. значительно увеличились  (2,1 раза). Учитывая значительное увеличение активов, необходимо отметить, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 39,8%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор. Рост величины активов райпо связан, в основном, с ростом следующих позиций актива баланса: внеоборотные активы  – 52,5%; дебиторская задолженность – 2,8 раза; запасы – 3,3 раза.

Таким образом, за  2014 – 2015 гг. в составе и структуре имущества  организации Красноармейского райпо и источниках его формирования наблюдаются следующие  тенденции: снижение доли собственных средств; увеличение доли кредиторской задолженности. Увеличение доли оборотных активов положительно характеризует структурные сдвиги в балансе организации.

Далее следует проанализировать показатели ликвидности                        Красноармейского райпо за 2014 – 2015 гг. В таблице 3 проанализированы показатели ликвидности организации за 2014 – 2015 гг.

Таблица 3 – Показатели ликвидности Красноармейского райпо                                                  на конец  2014 – 2015 гг.

Показатель ликвидности

Нормативное

значение

31.12.

2014 г.

31.12.

2015 г.

Отклонение, (+,-)

1. Коэффициент текущей ликвидности

≥ 2,0

5,72

1,44

-4,28

2. Коэффициент быстрой  ликвидности

≥ 1,0

1,13

0,27

-0,86

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

≥ 0,2

<0,01

<0,01

<0,01


Таким образом, на конец 2015 г. при норме 2,0 коэффициент текущей ликвидности имеет значение 1,44. При этом нужно обратить внимание на имевшее место за анализируемый период негативное Отклонение – коэффициент снизился на – 4,28. Значение коэффициента быстрой ликвидности составило 0,27 процентных пункта, что также ниже допустимого значения. Это говорит о недостатке у Красноармейского райпо ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства. При норме 0,2 и более значение коэффициента абсолютной ликвидности Красноармейского райпо составило <0,01 процентных пункта, при этом на конец 2015 г. коэффициент абсолютной ликвидности практически не изменился по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года.

В таблице 4 представлены показатели финансовой устойчивости                Красноармейского райпо за 2014 – 2015 гг.

Таблица 4 – Показатели финансовой устойчивости Красноармейского райпо на конец 2014 – 2015 гг.

Показатель

Нормативное значение

31.12.

2014 г.

31.12.

2015 г.

Отклонение

(+,-)

1. Коэффициент автономии

> 0,5

0,94

0,64

-0,3

2. Финансовый леверидж

= 1

14,99

1,75

-13,25

3. Коэффициент покрытия инвестиций

> 0,9

0,94

0,64

-0,3

4. Коэффициент маневренности собственного капитала

-


0,31

0,25

-0,06

5. Коэффициент мобильности оборотных средств

-

0,36

0,52

0,17

6. Коэффициент обеспеченности

материальных запасов

> 0,5

1,37

0,47

-0,91

7. Коэффициент обеспеченности

текущих активов

= 0,1

0,83

0,31

-0,52

8. Коэффициент краткосрочной задолженности

-

1

1


Коэффициент автономии райпо на 31.12.2015 г. составил 0,64. Полученное значение говорит об оптимальности величины собственного капитала Красноармейского райпо (64% в общем капитале райпо). Значение коэффициента покрытия инвестиций на конец периода равно 0,64, что значительно ниже допустимой величины. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств райпо находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение коэффициента маневренности собственного капитала на 31.12.2015 г. составило 0,25. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5-0,6. Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (0,47) близко к нормальному значению (>0.5), т. е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами райпо. Коэффициент краткосрочной задолженности райпо показывает на отсутствие долгосрочной задолженности при 100% краткосрочной. Итак, за  2014 – 2015 гг. Красноармейское райпо являлось ликвидным и  финансово – устойчивым.

Таким образом, по итогам первой главы выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

  1. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы. К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Учитываются они на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).
  2. Объектом исследования является Красноармейское райпо. Организация осуществляет розничную торговлю продуктами питания и прочими бытовыми товарами. За 2014 – 2015 гг. райпо являлось ликвидным, финансово – устойчивым и прибыльным. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с принятой учетной политикой по журнально – ордерной форме с частичной автоматизацией.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26. - С. 20-26.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской Федерации от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) //  [Электронный ресурс] // сайт (с) ООО «НПП «Консультант Плюс», 2015. – Режим доступа: (http://www.consultant.ru) [Дата обращения 03.06.2016]

3 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 32н (с изм. и доп.) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26. - С. 13-19.

4 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26. - С. 20-26.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26. - С. 20-26.

6 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26. - С. 20-26.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26. - С. 20-26.

8 Аросьева П.Т. Бухгалтерский учет, анализ и аудит / П.Т. Аросьева. – М.: Инфра – М, 2013. – С. 194.

9 Русак Н.А. Бухгалтерский учет / Н.А. Русак. – Минск: Высшая школа, 2012. – С. 159.

10 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской Федерации от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) //  [Электронный ресурс] // сайт (с) ООО «НПП «Консультант Плюс», 2015. – Режим доступа: (http://www.consultant.ru) [Дата обращения 03.06.2016]

11 Аросьева П.Т. Бухгалтерский учет, анализ и аудит / П.Т. Аросьева. – М.: Инфра – М, 2013. – С. 198.

12 Щербина Т.В. Анализ финансовых результатов / Т.В. Щербина // Бухгалтерский учет. – 2013. - №  7. –  С. 17 – 25.

13 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд. доп. / Л.Т. Гиляровская.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 315.

14 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд. доп. / Л.Т. Гиляровская.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 316.

15 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд. доп. / Л.Т. Гиляровская.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 319.