Реферат
Работа 95 с., 4 рис., 17 табл., 42 источников, 6 приложений
УЧЕТ, НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИК, СТАВКА НАЛОГА, СЧЕТ, СУБС-ЧЕТ, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЗНОСЫ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ.
Объект исследования выпускной квалификационной работы – Общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр М».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – учет расчетов по налогам и сборам с бюджетными и внебюджетными фондами, а также их анализ.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение действующей практики учета и методики анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ расчетов по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами. В процессе работы использовались методы сравнительного, факторного анализа по отчетным данным за три года.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
6 |
|
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ |
10 |
1.1 |
Социально-экономическая сущность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
10 |
1.2 |
Система нормативного регулирования учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
18 |
2 |
ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ |
26 |
2.1 |
Учет расчетов по налогам и сборам |
26 |
2.2 |
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению |
38 |
3 |
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ В ООО «СТРОЙЦЕНТР М» |
48 |
3.1 |
Анализ расчетов по налогам и сборам |
48 |
3.2 |
Анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению |
56 |
3.3 |
Направления оптимизации налоговой нагрузки организации ООО «Стройцентр М» |
60 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
65 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
68 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
73 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Следовательно, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в хозяйственной деятельности предприятия.
Главной задачей хозяйственной деятельности предприятия является, получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. Однако получение и использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и целевым сборам.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия.
Правильная организация бухгалтерского учета и экономического анализа являются основными условиями успешного ведения предпринимательской деятельности. Учет и анализ расчетов с бюджетом занимает важное место в управлении предприятия. Особое внимание руководства предприятия обращено на контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания возникновения задолженности по налоговым платежам, которая влечет пени, штрафы и иные санкции и, наконец, на возможности легальной оптимизации налоговых выплат.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Определяя налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность, в определенных направлениях исходя из общенациональных интересов.
Посредством налогов определяются взаимоотношения предпринимателей и предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов обеспечивается взаимосвязь общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Своевременное, полное и правильное отражение информации о задолженности, начислении и уплате налогов и сборов в бухгалтерском учете, а также объективный анализ этой информации позволит руководству предприятия вести финансово-хозяйственную деятельность без «ненужные» потерь, изыскивать возможности законного снижения налоговых выплат, определяя прибыль.
Цель выпускной работы состоит в изучении действующей практики учета и методики анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, выявлении способов оптимизации налоговых платежей предприятия.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
-рассмотреть экономическую сущность налогов и сборов, принципы и их функции;
- рассмотреть нормативно-правовую и законодательную базу системы страховых взносов в РФ;
-рассмотреть классификацию налогов и сборов;
- исследовать порядок учета расчетов с ПФР, ФФОМС;
-изучить действующую практику бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы);
- изучить действующую практику бухгалтерского учета расчетов с ФСС;
-провести анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
-оценить динамику и структуру начисления и платежей по налогам и сборам;
-рассмотреть направления оптимизации налоговой нагрузки.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр М»
ООО «Стройцентр М» осуществляет производство изделий из бетона для использования в строительстве.
ООО «Стройцентр М» действует в соответствии ГК РФ, Законом об обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, договором о создании общества и настоящим Уставом.
Анализ основных экономических показателей, выполненный по данным бухгалтерской отчетности, показал, что за последние три года выручка от реализации и себестоимость с каждым годом увеличивалась. Предприятие активно ведет свою хозяйственную деятельность, берет кредиты, увеличивает запасы, увеличивает выпуск готовой продукции, что конечно сказывается на финансовом состоянии.
В ходе проводимых исследований были использованы статистические и математические методы, в частности, монографический, сравнения, расчетно-конструктивный анализ расчетов предприятия.
Теоретико-методологическую основу при проведении исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по изучаемой проблеме, периодические издания, законодательные акты по организации бухгалтерского и налогового учета.
Информационной основой при написании работы послужили данные первичных и сводных учетных документов, регистров синтетического и аналитического учета, годовая отчетность и налоговые декларации ООО «Стройцентр М» за 2013-2015г.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
1.1 Социально-экономическая сущность расчетов с бюджетом и
внебюджетными фондами
В процессе развития человечество пришло к выводу о необходимости социальной защиты. В результате чего за счет бюджетных источников, а также средств предприятий, населения в большинстве странах мира создаются общественные фонды. Данные общественные фонды предназначены для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.). Объем средств предназначенных на социальную защиту населения зависит от уровня экономического развития страны и состояния сферы материального производства.
Практическим инструментом реализации как социальной, так и любой другой, функции государства объективно выступают налоги, роль которых проявляется прежде всего в мобилизации финансовых ресурсов для решения социальных и других задач. Налоги, как инструмент удовлетворения общественных потребностей, возникли еще на заре человеческой цивилизации.
Сбор налогов для удовлетворения даже социальных расходов государства всегда имеет противоречивые социальные последствия. К основным проблемам финансового обеспечения государственных расходов с помощью налогов можно отнести:
- справедливость сбора налогов – тяжесть налогового бремени;
- справедливость распределения налогов – учет социальных интересов граждан и прочих расходов государства;
- расходы на сбор налогов, которые могут быть несоразмерно велики из-за неэффективной системы сбора налогов.
Взимание налогов всегда ущемляет чьи-то интересы и в определенной степени отягощает социальное положение. Как известно, подразделение налогов на прямые и косвенные применялось с глубокой древности [39, с. 7]. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход (владеет имуществом и т.д., в зависимости от налогооблагаемой базы), в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем добавки к цене. Однако, мировая практика показывает, что это только теоретическое предположение.
Истории известно множество примеров неудачных практических шагов в налогообложении, которые имели резко выраженные отрицательные социальные последствия для широких слоев населения. Так, еще в сороковых годах XVII в. Правительство России для локализации последствий неурожайных лет и массового падежа скота от эпидемий повысило такой известный косвенный налог, как акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд [39, с. 11]. Как видим, целевое назначение увеличения налога было социальной направленности. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения, и налог переложится на всех равномерно. Однако, этого не произошло, тяжело пострадали беднейшие слои населения, жившие на берегах Волги и Оки, и питавшиеся в основном рыбой, а зимой – соленой рыбой. Рыба была наиболее дешевой пищей, но после введения указанного акциза солить рыбу стало невыгодно, возник недостаток основного пищевого продукта. В России соляной налог был отменен после народных «соляных» бунтов, и началась работа по упорядочиванию финансов на более разумных основаниях.
В свою очередь можно привести убедительные доводы именно в пользу налогообложения населения акцизами [40, с. 54-57]. Они сводятся к следующему:
- Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, акциз вряд ли навязывается кому-либо насильно;
- Акциз при аккуратном и регулярном взимании располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа;
- Никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, таким образом, исключается двойное и тройное налогообложение;
- При таком способе налогообложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте и силе страны.
В этом и выражаются социально-экономические проблемы пополнения бюджета государства и неразрывную связь социальной функции (направленной на обеспечение граждан) и экономической функции (направленной на рост благосостояния граждан и государства).
Так же социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
4. Стимулирующая функция.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата , обороны страны и той части непроизводственной сферы ,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.),либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука , театры, музеи и многие учебные заведения.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулирующая экономика. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан. Направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли и др.).
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций, государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично.
Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991г. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992г. С 1 января 2002г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций.
В Российском Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы. Классификации налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация налогов, уплачиваемых организациями
Федеральные налоги |
налог на добавленную стоимость |
акцизы на отдельные группы и виды товаров |
|
налог на прибыль |
|
биржевой налог |
|
налог на операции с ценными бумагами |
|
таможенная пошлина |
|
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
|
платежи за пользование природными ресурсами и др.) |
|
Региональные налоги |
лесной доход |
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем |
|
сбор на нужды образовательных учреждений |
|
налог на имущество предприятий |
|
Местные налоги |
земельный налог |
налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне |
|
сбор за право торговли |
|
налог на рекламу; |
|
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; |
|
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; |
|
сбор за право использования местной символики; |
|
сбор за право проведения кино- и телесъемок |
Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Региональные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории Российской Федерации. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей.
Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, но конкретные ставки устанавливаются местными органами власти, часть — районными и городскими органами власти и взимаются только на территории данной местности.
В России государственные внебюджетные фонды начали формироваться с начала 1990-ых гг. Название «внебюджетные» эти фонды получили потому, что созданы на целевые социальные нужды и их бюджеты формируются и расходуются отдельно от федерального бюджета.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением.
В ходе своего существования система по ставкам страховых взносов с фонда оплаты труда организаций претерпевала значительные изменения. Данные изменения в упрощенной форме представлены в приложении А.
Согласно предложению Минтруда, для зарплат, которые превышают базовый уровень, 2017г. могут повысить ставку страхового взноса в Пенсионный фонд. В дальнейшем ведомство считает необходимым повышать ее на 2% ежегодно до 2021г., чтобы финансировать индексацию пенсий. По итогам совещания у Дмитрия Медведева, на котором обсуждалась эта инициатива, следует, что взносы в ПФР за работников с высокими зарплатами будут расти постепенно – с 10% в этом году до 20% в 2021г.
Фонд социального страхования Российской Федерации был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В качестве перспектив на 2017г. можно отметить тот факт, что взносы в ФСС нужно платить трех видов:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай банкротства компании.
База для начисления всех трех видов взносов единая – выплаты, производимые в рамках трудовых отношений (например, заработная плата по трудовому договору, ежегодные премии по результатам работы за год, предусмотренные коллективным договором). Исключением являются выплаты, не облагаемые взносами и перечисленные в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ. А вот тарифы для начислениях этих взносов различаются. Взносы на случай болезни и материнства следует платить по ставке 2,9%, а на случай банкротства компании – 0,02%. Причем эти тарифы следует применять до тех пор, пока выплаты в пользу работника не превысят предельную базу для начисления взносов. Лимит по взносам в ФСС на 2017 год еще не установлен. Однако известно, что он будет выше лимита 2016 года, который составляет 718 000 рублей [11]. Размер тарифа взносов на травматизм зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя.
ФОМС(Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Завершая рассмотрение социально-экономической сущности построения бюджета страны и внебюджетных фондов, можно сделать следующие выводы:
- Социальную функцию государственного бюджета нельзя отделять от экономической, так как экономика государства является основой благосостояния граждан и донором любых социальных программ.
- Налоги и сборы являются с древнейших времен единственным гарантом и эффективным инструментом реализации государственной социальной функции. Благотворительность, получившая особенное распространение в России XIX – начале XX вв. безусловно, внесла огромный вклад в развитие медицины, науки, культуры и искусства. Однако, благотворительность относится к сфере личных духовных потребностей меценатов, либо к сфере их политической деятельности, а также может регулироваться и поощряться средствами того же налогового законодательства путем предоставления налоговых льгот.
- Основным проблемам систем налогообложения можно отнести справедливость установления и сбора налогов (тяжесть налогового бремени), справедливость и эффективность распределения бюджета, а так же стоимость и сложности сбора налогов.
- Ставки налогов и сборов не должны превышать разумных пределов и должны стремиться к минимизации. Это в интересах, прежде всего, государственного бюджета (и внебюджетных фондов).
- Для реализации социальной функции государство должно четко формировать социальную политику и целенаправленно добиваться ее реализации.
- Для реализации социальной функции бюджета государство должно, в первую очередь заботиться о развитии предпринимательства – малого и среднего бизнеса, наиболее приближенных к домохозяйствам.
1.2 Система нормативного регулирования учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных и нормативных документов, выпущенных различными органами государственной власти, на основании и с учетом требований которых осуществляется учетный процесс. При осуществлении учетного процесса и составлении бухгалтерской отчетности бухгалтеры обязаны учитывать требования каждого нормативного документа, входящего в эту систему.
Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных и нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым устанавливаются перечень налогоплательщиков, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налогов и сборов [1].
Поскольку налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, оно включает три уровня нормативно-правового регулирования - федеральный, региональный и местный. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в следующем виде на рисунке 1.
Рисунок 1- Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ [18] определил новую систему регулирования бухгалтерского учета, строящуюся на таких принципах, как соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, единство системы требований к бухучету [18]. Определены четыре уровня регулирования бухгалтерского учета.
Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время система национальных стандартов включает 21 ПБУ.
К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.
Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию представленную на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
№ п/п |
Название документа |
Дата и № утверждения |
Примечание |
Первый уровень нормативного регулирования |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
05.08.2000 г. № 000 – ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016) |
Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
21.10.94 г. (ред. от 31.01.2016) |
Устанавливает порядок перехода права собственности на товары |
|
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» |
06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) |
Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
|
Второй уровень нормативного регулирования |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ |
29.07.98 г. № 34н (ред. от 24.12.2010) |
Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 |
19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) |
||
Третий уровень нормативного регулирования |
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению |
31.10.2000 г. № 94н. (ред. от 08.11.2010) |
Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций» |
19.11.2002 г. N 114н (ред. от 06.04.2015) |
Устанавливает формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению |
|
Четвертый уровень нормативного регулирования |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения |
Разрабатывается и утверждается предприятием |
Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет |
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Правительством РФ разработана и утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности [10].
Для того, чтобы обеспечить выполнение всех вышеперечисленных задач, бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный участок учетной работы. В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет расчетов с внебюджетными фондами.
Основным документом первого уровня, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации в Российской Федерации является Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 29.12.2015). Согласно этому закону произошли некоторые изменения в порядке исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе резкое увеличение тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды с 1 января 2011 года.
С этого момента страховые взносы перечисляются отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).
С 2011 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), уплачивают страховые взносы по общим тарифам. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ.
Установлено Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 29.12.2015), что размер предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством РФ. Согласно прежней редакции Правительство РФ имело лишь право определять размер индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Также к первому уровню документов, регламентирующих учет расчетов с внебюджетными фондами следует отнести Бюджетный и Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016). Согласно статьям 143-150 БК установлен состав, порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В систему нормативного регулирования также входят: Федеральный закон от 29.11.2010 №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14] в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [9], Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [15], Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" [16].
Ко второму уровню документов относятся Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» [10], определяет правила формирования и раскрытия учетной политики организаций. В ПБУ 1/2008 появилось требование: последствия изменения учетной политики и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.
Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней.
К третьему уровню относят План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н [8]. Он определяет перечень счетов учета финансовых результатов и распределения прибыли. Эти счета в их взаимосвязи представляют собой стройную систему, направленную на выявление с достаточной степенью достоверности конечного финансового результата. В части бухгалтерского учета план счетов позволяет обеспечить руководство организацией полной информацией о конечном финансовом результате и условиях его возникновения.
Также к этому уровню можно отнести Письмо Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 N 647-19 «Об уплате страховых взносов с вознаграждений работникам, не предусмотренных трудовым договором» [7] и Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) [17], где сказано, что с 2010 г. вместо ЕСН производятся страховые взносы во внебюджетные фонды.
Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики.
Целью бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам является формирование полной и достоверной информации о состоянии данных расчетов.
Задачами бухгалтерского учета при этом являются:
- правильное формирование налоговой базы;
- обоснованное применение льгот по налогу;
- правильное применение ставок налога;
- правильный расчет данных для налоговых вычетов;
- своевременная уплата налога в бюджеты;
- своевременное представление отчетности по налогу.
В следующей главе рассмотрим порядок учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и соответствие данного учета целям и задачам бухгалтерского учета, а также соответствие системе нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета в РФ в рассматриваемый период.