Содержание
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа расчетов организации с бюджетом и внебюджетными фондами……………………………………………9
1.1. Виды налогов, сборов, нормативно - правовые основы учета расчета с бюджетом и государственными внебюджетными фондами……….…………….9
1.2. Методика учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами..17
1.3. Цели, задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………..21
Глава 2. Учет расчетов ООО «БЗК» с бюджетом и государственными внебюджетными фондами…………………………………………………………26
2.1. Организационная и экономическая характеристика общества………26
2.2. Состояние учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «БЗК»………………………………………………………………………….32
2.3. Рекомендации по организации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «БЗК»…………………………………………47
Глава 3. Анализ расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами…….51
3.1. Анализ динамики и структуры расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………51
3.2. Предложения по увеличению эффективности налогового планирования и расчетов в ООО «БЗК»………………………………………… 55
Заключение…………………………………………………………………..58
Список использованных источников информации……………………… 62
Приложения………………………………………………………………….67
Введение
Актуальность темы заключается в том, что налоги и взносы являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия на общественное воспроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно – технического прогресса.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, организаций независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно –правовой формы предприятия.
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов налогообложения. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методологический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их выполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментарии сложных проблем налогообложения.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство фирмы. Следовательно, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в хозяйственной деятельности организации. Главной задачей хозяйственной деятельности фирмы является, получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества организации. Однако получение и использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и целевым сборам. Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии организации. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить финансовое положение фирмы.
Проблемы учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами имеют под собой целый комплекс вопросов технического и методического характера, что определяет актуальность выбранной темы. К техническим сложностям организации бухгалтерского учета относятся вопросы автоматизации учетного процесса, построение оптимальной структуры субсчетов, определение необходимого количества уровней для рационализации учетных процедур, быстрого поиска необходимой информации и целевого использования сформированной информации.
К методическим проблемам осуществления бухгалтерского учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами приводят регулярные изменения в системе нормативного регулирования учета в процессе реформирования в соответствии с международными нормами.
Поэтому выбранная тема настоящей работы предполагает рассмотрение вопросов отражения в учете операций, связанных с расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами, что является актуальным.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы на примере конкретной организации рассмотреть учет и провести анализ расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- рассмотреть состояние учета расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- провести анализ расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- сделать выводы и предложения по результатам оценки состояния расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является общество с ограниченной ответственностью «БЗК».
Предметом исследования - действующая система учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «БЗК».
В настоящей работе применялись методы анализа, синтеза и сравнения. Период исследования: 2012-2014 гг.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования предложенных мероприятий в практической деятельности ООО «БЗК».
В процессе написания выпускной квалификационной работы был использован теоретический и практический материал. Для рассмотрения теоретических основ учета и анализа расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами была изучена нормативно – правовая база, научный и учебный материал, периодические источники информации.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены основные положения налогового и бухгалтерского законодательства в области регулирования учета и анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Для выполнения практической части выпускной квалификационной работы были использованы материалы коммерческой фирмы – общества с ограниченной ответственностью «БЗК». Основными материалами здесь послужили уставные документы, учетная политика, первичные и сводные документа по бухгалтерскому и налоговому учету, бухгалтерская и налоговая отчетность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе отражены теоретические аспекты учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Вторая глава посвящена бухгалтерскому учету расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «БЗК»: дана характеристика предприятия, раскрыта организация учета по счетам 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты с внебюджетными фондами», выявлены недостатки учета и возможности для его оптимизации. В третьей главе проведен анализ расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Работа выполнена на 66 страницах машинописного текста, включает 8 таблиц и два рисунка.
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа расчетов организации с бюджетом и внебюджетными фондами
1.1. Виды налогов, сборов, нормативно - правовые основы учета расчета с бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции РФ [1].
Определение законодательства о налогах и сборах содержится в статье 1 Налогового кодекса РФ [2] – это Налоговой кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
Налоговое законодательство РФ в настоящее время состоит из:
1) Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
2) законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
3) нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, что установлено пунктом 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ. Более того, по отдельным вопросам, которые указаны в пп.1-7 п. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ, должны применяться только нормы Налогового кодекса РФ. чтобы их изменить нужно вносить поправки в сам Налоговый кодекс РФ.
Налоговым кодексом установлена система налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. Она включает:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Федеральные налоги, сборы и специальные налоговые режимы устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Они обязательны к уплате на всей территории РФ.
Статус федеральных налогов совершенно не означает, что они должны быть зачислены в федеральный бюджет полностью. Законодатели устанавливают нормативы отчислений каждого налога в федеральный и в нижестоящие бюджеты. Целиком поступают в федеральный бюджет только лишь суммы налога на добавленную стоимость.
К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина [39, C. 15].
Налог на добавленную стоимость – федеральный косвенный налог, который взимается со всех предприятий, производящих и реализующих продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, платные работы и услуги, включаемый в цену соответствующего товара или платы за услуги [37, C. 115].
В учете НДС, подлежащий перечислению в бюджет, определяется как разница между его суммой, начисленной от объема продаж и приравненных к ним для целей налогообложения операций, и суммой НДС, предъявленной поставщиками и подрядчиками.
Акциз – косвенный налог, включаемый в отпускную цену продукции.
Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного), спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное) пиво, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.), нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; прямогонный бензин) [36, C. 185].
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается валовая прибыль, полученная налогоплательщиком.
Налоговой базой признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Водный налог платят организации и граждане, осуществляющие специальное или особое водопользование (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2004 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства.
Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса [36, C. 75].
НДФЛ - это основной вид прямых налогов. Он исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Региональные налоги и сборы устанавливаются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов РФ. Они обязаны к уплате на соответствующей территории РФ.
К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Налог на имущество организаций является региональным. Он вводится в действие законами субъектов РФ, определяющими порядок, сроки уплаты налога, форму отчетности, налоговые льготы и ставку налога.
Плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств по правилам финансового учета на синтетическом счете 01 «Основные средства» [37, C. 211].
Плательщиками транспортного налога являются как юридические, так и физические лица, зарегистрированные в качестве владельцев практически всех видов транспортных средств.
Налог на игорный бизнес платят организации, которые ведут деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 364 и ст. 365 НК РФ).
Местные налоги установлены Налоговым кодексом РФ и нормативно – правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор.
Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения [39, C. 203].
Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ, порядок установления которых, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения [36, C. 311].
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в ст. 13 Налогового кодекса РФ.
На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):
- ОСНО – общая система налогообложения предусматривает уплату всех федеральных, региональных и местных налогов при наличии объекта налогообложения;
- УСН – упрощённая система налогообложения может использоваться только малыми предприятиями в двух разных вариантах: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы;
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход - система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности;
- ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог;
- Патентная система налогообложения (только для налогообложения ИП) [31, C. 11].
Основой для уплаты страховых взносов является Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [3].
Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи.
Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются (ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ).
К ним относятся:
1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС, пенсионные взносы) - перечисляются в Пенсионный фонд РФ.
2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы по ВНиМ) – перечисляются в Фонд социального страхования РФ.
3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОМС) - зачисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [35].
Наряду с перечисленными сохраняются и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако они уплачиваются в ФСС РФ на основании специального Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [4].
Этот Закон, в свою очередь, не применяется к отношениям по исчислению и уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ.
Все перечисленные взносы на социальное страхование являются обязательными платежами.
«Взаимодействуют» с Законом № 212-ФЗ и федеральные законы об отдельных видах обязательного социального страхования:
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5] - по пенсионному страхованию;
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [6] - по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [7] - по медицинскому страхованию.
Организаций и индивидуальных предпринимателей страховыми взносами облагаются вознаграждения физическим лицам.
Базу для исчисления страховых взносов нужно определять по каждому физическому лицу отдельно. Рассчитывают ее за каждый календарный месяц нарастающим итогом с начала года.
Чтобы рассчитать базу, вам нужно из общей суммы всех выплат физическому лицу, которые входят в объект обложения взносами, вычесть вознаграждения, которые освобождаются от обложения страховыми взносами.
Для начисления страховых взносов в зависимости от величины базы установлены тарифы, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 – Ставки страховых взносов
База для начисления страховых взносов |
Тарифы страховых взносов |
||
ПФР |
ФСС РФ |
ФФОМС |
|
В пределах установленной предельной величины базы |
22% |
2,9% |
5,1% |
Свыше установленной предельной величины базы |
10% |
0% |
Предельная величина базы для начисления страховых взносов предусматривается отдельно для страховых взносов по ВНиМ и на ОПС. Ее размер ежегодно устанавливается Правительством РФ. С 1 января 2016 г. предельная величина базы для начисления указанных взносов составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую:
- 718 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2016 г. - при исчислении страховых взносов по ВНиМ;
- 796 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2016 г. - при исчислении страховых взносов на ОПС.
Страховые взносы по ВНиМ с выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих предельную величину базы для их начисления, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, уплачивать не нужно. Для уплаты страховых взносов на ОПС с сумм, превышающих предельную величину базы для их начисления, установлен более низкий тариф по сравнению с тарифом для их уплаты с выплат в пределах упомянутого лимита.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ [8].
Закон устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.
В соответствии с законом к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта.
К федеральным стандартам в области регулирования бухгалтерского учета относятся различные положения по бухгалтерскому учету. Всего в настоящее время разработано 24 положения по бухгалтерскому учету. К основным положениям относятся:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н [9];
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» [10].
Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.
Регистрация фактов хозяйственной жизни осуществляется в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н [11].
План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
1.2. Методика учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Отражение в бухгалтерском учете расчетов по налогам и сборам производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н [11].
Расчеты по всем видам обязательного социального страхования (пенсионному, медицинскому, социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) отражаются с использованием счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Расчеты по обязательным неналоговым платежам - с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.) [11].
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.
Начисленные суммы налогов, сборов, пошлин отражают по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.
При этом различают следующие налоги, сборы, пошлины:
- относимые на счета продажи (90,91) - НДС и акцизы;
- включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) - транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;
- уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) - налог на имущество, на рекламу и др.;
- уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) - налог на прибыль;
- уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц - налог на доходы физических и юридических лиц [34, C. 65].
В корреспонденции со счетом 51 по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения расходов над суммой налогов и сборов.
По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.
Для отражения в бухучете хозяйственных операций, связанных с НДС, используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Счет 19 имеет следующие субсчета:
19/01 «НДС. при приобретении основных средств»;
19/02 «НДС .по приобретенным нематериальным активам»;
19/03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 »Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 »Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Сумма НДС, учтенная на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списывается по кредиту этого счета в зависимости от направления использования приобретенных основных средств, нематериальных активов, материально – производственных запасов в дебет следующих счетов:
- при использовании в производстве в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- при использовании на непроизводственные нужды, в дебет счетов учета источников покрытия затрат – счета 29 ,91 ,86;
- при продаже этого имущества в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
НДС начисляют по операциям, которые связаны с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также с продажей прочего имущества. При этом делают следующие бухгалтерские записи:
- начислен НДС от стоимости выручки от проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг – Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- начислен НДС от стоимости выручки от проданных основных средств, нематериальных и прочих активов, а также их безвозмездной передачи - Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Начисление и перечисление налога на прибыль отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
- на сумму налога на прибыль, причитающуюся по расчету к уплате в бюджет - Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
- перечислена сумма налога на прибыль в бюджет - Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 51 «Расчетные счета» [40, C. 233].
Начисление налога на доходы физических лиц производится по месту выдачи заработной платы одновременно с её начислением. При этом составляется бухгалтерская проводка по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». В день выдачи заработной платы налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет. Данная операция отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и по дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» в зависимости от формы выдачи денежных средств.
Для учета расчетов с внебюджетными фондами применяется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На данном счете обобщается информация о расчетах организации по отчислениям взносов на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников компании.
Отчисления производятся организациями в соответствии с законодательными и нормативные актами Российской Федерации в установленных размерах.
На суммы произведенных отчислений на социальное страхование работников, их пенсионное обеспечение и медицинское страхование счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется в корреспонденции со следующими счетами:
- со счетами учета расходов на оплату труда, от которой производились отчисления (счета 20 ,23 ,25, 26, 44, 29 и другие);
- со счетами учета других источников.
Кроме того, по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетами учета использования прибыли или расчетов с персоналом по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременную уплату отчислений, в корреспонденции со счетом 99 - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями.
По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные в уплату начисленных отчислений, а также суммы, выплачиваемые за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.
1.3. Цели, задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Анализ налогов и сборов является одним из направлений анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций.
Так как основной целью хюбой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, является максимизация чистой прибыли, которая зависит как от величины прибыли, так и от суммы налоговых платежей, возникает необходимость проведения комплексного анализа деятельности организации и в частности анализ налогов и сборов.
К задачам анализа налогов и других обязательных платежей можно отнести:
- осуществление расчетов налогов и других обязательных платежей;
- изучение факторов, оказывающих влияние на формирование налогов и сборов, их абсолютное изменение в течение года и по сравнению с базовым периодом;
- изучение динамики роста (снижения) суммы налогов и сборов, их удельного веса в себестоимости, выручке и прибыли;
- расчет структуры налогов и сборов и анализ ее динамики;
- обоснование и количественное определение факторов изменения налогов и платежей, включаемых в себестоимость, уплачиваемых из выручки, уплачиваемых из прибыли;
- обоснование достоверности расчетов по налогам и другим обязательным платежам. [16, C. 141]
В зависимости от поставленных задач анализ может быть проведен в прогнозном, оперативном или последующем порядке.
Прогнозный анализ налогов и сборов предусматривает подготовку информации для принятия управленческих решений связанных с выбором организационно-правовой формы, структуры и вида деятельности организации; для правильного и полного использования налоговых льгот, возможности изменения налогового режима с точки зрения минимизации налогов.
Оперативный (ежедневный, подекадный, ежемесячный) анализ налогов и сборов заключается в контроле исполнения налогового бюджета, анализе отклонений фактических показателей от прогнозных и причин данных отклонений и составлении Налогового календаря как составной части платежного календаря.
Последующий (за отчетный период) анализ налогов и сборов проводится с целью выявления проблем в расчетно-платежной дисциплине организации во взаимоотношениях с бюджетом, оценки налоговой нагрузки и наличия резервов оптимизации налогообложения в рамках текущих ее возможностей. [16, C.141
Источниками информации для анализа являются:
- сведения, содержащиеся в налоговом учете организации;
- налоговые декларации;
- первичные документы;
- бухгалтерская отчетность;
- данные следующих счетов: 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты) по социальному страхованию и обеспечению, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие [16, C.145].
В целях налогового планирования определяет также и налоговую нагрузку.
Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть рассчитан как за год, так и а каждый месяц. При расчете коэффициента помесячно следует иметь в виду, что в марте, июне, сентябре, декабре должен иметь место относительный скачок значения коэффициента. Это связано с начислением налогов, отчетным периодом по которым является квартал, полугодие, 9 месяцев или год (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог).
Общий коэффициент налоговой нагрузки = (Сумма налогов, исчисленных за отчетный период / Выручка с НДС за отчетный период) x 100 (1)
В результате анализа и обобщения практических данных, можно предложить следующие критериальные значения общего коэффициента налоговой нагрузки.
Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно.
Фирме следует проводить регулярный анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски.
Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно.
Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. В таком случае ситуацию можно улучшить и за счет внутренних резервов, т.е. опросив работников бухгалтерии, выяснив их идеи и предложения.
Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Следует провести анализ законодательства с привлечением специалистов.
Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, т.е. фирма более 70% выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.
Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть детализирован. После проведения выездной проверки налоговыми органами для оценки эффективности работы бухгалтерии могут быть использованы показатели (2) и (3). При расчете коэффициента (3) в сумму начисленных за отчетный период налогов следует включать не только суммы, исчисленные организацией, но и суммы, доначисленные налоговыми органами в этом периоде в результате камеральных и выездных проверок, включая штрафы и пени:
Коэффициент налогообложения до налоговой проверки = (Сумма налогов, исчисленных за период организацией самостоятельно / Выручка с НДС за период) x 100 (2)
Коэффициент налогообложения по результатам налоговой проверки = (Сумма налогов, исчисленных за период с учетом доначислений, выполненных налоговыми органами в ходе проверки / Выручка с НДС за период) x 100 (3)
По коэффициенту налогообложения, по результатам налоговой проверки можно оценивать эффективность работы бухгалтерской службы и использовать его для определения размера материального поощрения работников бухгалтерии.
Эффективность того или иного варианта оптимизации налоговых платежей можно оценивать с помощью коэффициента налоговой экономии. Он характеризует выгоду, которая будет получена в результате применения разработанной в ходе налогового планирования схемы:
Коэффициент налоговой экономии = ((Сумма налогов, начисленных при существующей системе налогообложения - Планируемая сумма налогов) /Выручка с НДС) x 100 (4)
Уровень налоговой нагрузки и эффективность налогового планирования можно оценивать также с помощью следующих показателей:
Коэффициент эффективности налогообложения = (Чистая прибыль / Общая сумма налоговых платежей) x 100 (5)
Чем выше значение коэффициента эффективности налогообложения, тем лучше для фирмы. Данный показатель увеличивается, если в результате налогового планирования организация платит меньше налогов.
Анализ предложенных коэффициентов - один из способов определить привлекательность того или иного варианта налогообложения или налоговой схемы. Расчет этих показателей можно принимать во внимание как при анализе результатов деятельности предприятия, так и в ходе планирования.
Таким образом, анализ расчетов с бюджетом направлен на совершенствование регулирования денежных потоков, снижение налоговой нагрузки, определение возможностей роста чистой прибыли за счет экономии налоговых платежей и предупреждение уплаты налоговых штрафов и пени.